Вводное занятие в Театральное искусство. Тема: "Театр Карабаса- Барабаса"
Данная тема заложена в программу 1 года обучения, занятие № _1__
Возраст воспитанников - 8 – 12 лет. Занятие проводится с незнакомой группой детей.
Помещение – учебный класс, в котором обычно проводятся занятия театрального коллектива.
Общая цель занятия - знакомство учащихся со средствами выразительности актера.
Задачи:
• Воспитательная: создать условия для сплочения детского коллектива и привития командного духа, посредством совместного прохождения заданий и ситуации успеха.
• Образовательные:
- дать представление об умениях и навыках, необходимых в актерской профессии;
- обучить приёмам, развивающим голосовые возможности;
- познакомить с приёмом «сценическое перевоплощение».
• Развивающие:
- создать условия для развития фантазии и воображения;
- создать условия для развития голосовых возможностей;
- развивать умение передавать эмоции при помощи жестов, мимики, интонации;
- способствовать развитию умения действовать в предлагаемых обстоятельствах.
- способствовать проявлению инициативности и самостоятельности учащихся.
Оснащение занятия: Ноутбук, колонки, проектор, экран, ватман с изображением сцены, 3 конверта с заданиями, билеты в театр по количеству обучающихся.
Ход занятия
Педагог: «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Дарья Александровна – я педагог актерского мастерства и сегодня я буду знакомить вас с волшебным миром театра. Ребята, скажите, пожалуйста, без чего или кого не может существовать театр?
-артисты (предполагаемый вариант ответа)
Педагог - Совершенно верно. А какими качествами должен обладать артист?
-четкая дикция, уверенность, воображение, выразительная мимика, умение воплощать разные образы (предполагаемые варианты ответов).
- Сегодня у всех вас будет уникальная возможность попробовать себя в роли артистов.
Вдруг внезапно раздается звук вызова Скайпа и на экране появляется видео-слайд с изображением Карабаса – Барабаса, который предлагает детям пройти испытания.
Карабас –Барабас: Артистами говорите?
Педагог - ой, а Вы кто?
Карабас –Барабас: Дожили! Меня, знаменитого Карабаса –Барабаса, владельца лучшего кукольного театра и не признают! А ведь это я буду сегодня решать - способны они стать артистами или нет? Я приготовил для Вас испытания, пройдете достойно – получите приз. А не пройдете – значит никудышные из Вас артисты и приза Вам не видать!!! Ахахаха! Конверты с заданиями на учительском столе. Действуйте, артисты!! Ха-ха-ха!!!
Связь с Карабасом прерывается.
Педагог: Ну что ребятки, пройдём испытания Карабаса-Барабаса или Вы испугались?
Педагог подходит к столу, находит конверты и открывает конверт с цифрой 1.Зачитывает содержимое конверта:
"Актер должен уметь управлять своим голосом, то есть говорить так, чтобы зрителю было хорошо его слышно и понятно каждое слово. Для этого актеры делают каждый день специальные упражнения, которые называются артикуляционной гимнастикой.Несколько таких упражнений Вы попробуете сейчас сделать."
Упражнение «Назойливый комар»
-Давайте представим, что у нас нет рук, ног, а есть только лицо, на которое постоянно садится неугомонный комар. Мы можем отогнать его только движением мышц лица. Главное – гримасничать как можно более активно.
Упражнение «Рыбки разговаривают».
-Щечки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении данного упражнения, раздавался характерный звук «поцелуя».
Упражнение «Недовольная лошадка».
Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.
Карабас-Барабас: Ну, будем считать, что с первым испытанием Вы справились. Но пройдёте ли второе, посмотрим?
Педагог открывает конверт с цифрой 2.
«Помимо артикуляционной гимнастики, актёры, для улучшения своей речи произносят ЧИСТОговорки. Это те же тексты, что и скороговорки, но внимание их обращается не на скорость произношения, а на чистоту проговаривания. Сначала педагог произнесёт чистоговорку, а вы повторите хором за ней ».
«Чистоговорка в образе».
Участники по одному выходят в круг и произносят одну и ту же чистоговорку, но в разных, заранее заданных педагогом образах. Например, сказать: «От топота копыт пыль по полю летит».
1. Как учительница русского языка, читающая диктант.
2. На 50-градусном морозе.
3. как обиженный ребенок
4. как скандальная бабка
5. как робот
6. как рассерженный человек
7. Печально
8. Большой зал, а микрофоны не работают.
Карабас-Барабас: Надо же, и второе ведь прошли! Но у меня и третье в запасе имеется!
Педагог открывает конверт с цифрой 3.
«На сцене актер может превратиться в кого и во что угодно, даже в старый ботинок. А для этого ему необходима фантазия и вера в то, что он делает. Превращение – вещь не простая, посмотрим, справитесь ли вы с этим».
Учащиеся выполняют (показывают мимикой и жестами) предлагаемые задания на ходу (по кругу).
Каждая последующая характеристика указанного образа накладывается на предыдущую характеристику, благодаря чему к концу задания образ предстаёт во всей полноте.
1.Шапокляк: Юркая пожилая женщина, почти старушка. Задорная, задиристая, часто злобная. Походка пружинистая, глаза бегают. Любит делать пакости и все время высматривает, кому бы подложить «свинью»?
2. Баба Яга: горбатая, возраст древний. От старости голова трясется, глаза прищуриваются. Все время бормочет заклинания. Одна нога костяная, она ее подволакивает.
3. Буратино: ноги и руки как на шарнирах, коленки и локти согнуты, на лице – замечательная открытая улыбка, что-то напевает про себя и слегка подпрыгивает то на одной, то на другой ноге. При каждом толчке голова откидывается вверх.
4. Мужчина крепкого телосложения: насупленные брови и дикая решимость во взгляде смести все на своем пути, идет быстро и целенаправленно, ноги ставит с грохотом, фиксируя шаг. Походка уверенная, тяжелая, на окружающих производит устрашающее впечатление.
Карабас-Барабас: Ну что ж, вынужден признать, что приз вы заслужили. В качестве приза я приготовил Вам билеты в театр, посмотрите, как играют настоящие актёры. А что бы найти приз, Вам придётся заглянуть под свои стулья.
Педагог: Наш урок подошел к концу, и сейчас мы узнаем, понравилось ли вам быть актерами? Для этого мы используем плакат, на котором изображена сцена. Возьмите, пожалуйста, с моего стола фломастеры
и нарисуйте на этом плакате человечка. Если Вам понравилось быть актёром – нарисуйте человечка на сцене. Если же Вам комфортнее оставаться в образе зрителя – нарисуйте человечка в зрительном ряду. Кто нарисовал – возвращается на свое место. Итак, (педагог оглашает результаты)…
На этом наше занятие подошло к концу!!!
Рекомендуем посмотреть:
Самоанализ занятия в дополнительном образовании. Уличный танец Хип-хоп
Конспект занятия по танцам. Элементы цыганского танца
Занятие в дополнительном образовании. Конспект с презентацией. Красота глазами науки
История Крыма в истории нашей страны. Презентация