Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Занимательная геометрия для дошкольников 4-5 лет

Сценарий познавательно-игрового занятия с дошкольниками «Геометрическая сказка. Как круг и треугольник с квадратом подружились»
Автор: Ефремова Юлия Владимировна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 115- детский сад компенсирующего вида Советского района города Тулы

Предлагаю Вашему вниманию еще одну геометрическую сказку. В ней идет речь об уже знакомых детям фигурах: круге, треугольнике и квадрате. Думаю, она будет понятна и младшим дошкольникам, ее можно использовать в средней группе для закрепления и повторения ранее усвоенного материала. Мне очень нравится эта форма работы, т.к. дети, незаметно для себя, становятся участниками всего сказочного действия. Они сопереживают и помогают героям, а заодно в занимательной форме получают первоначальные геометрические сведения. У каждого ребенка появляется возможность раскрыть творческие способности, проявить фантазию и найти нестандартное решение. Немаловажно, что при этом активизируется речь, словарь обогащается математическими терминами. Все это – залог успешного освоения школьного курса математики.
Думаю, мой материал будет интересен педагогам ДОУ, родителям дошкольников и учителям начальных классов. Более подробно о моей работе с геометрическими сказками можно узнать из статьи «Использование занимательного геометрического материала в формировании сенсорных умений у детей с общим недоразвитием речи», она опубликована в Петербургском научно-практическом журнале «Дошкольная педагогика», №2 2014 год.
Цель: способствовать обогащению сенсорного опыта детей, развитию наглядно-образного мышления и аналитико-синтетических способностей; стимулировать интерес к получению новых знаний.
Задачи:
- учить узнавать и различать круг, треугольник, квадрат;
- знакомство со свойствами квадрата ;
- учить находить признаки сходства и различия и на этой основе группировать предметы, выделять совокупности предметов, отличных от данной;
- создать условия для реализации творческих возможностей каждого ребенка, научить получать радость от собственных достижений;
- стимулировать речевую активность детей, обогащая активный и пассивный словарь математическими терминами;
- учить работать в коллективе, создавая атмосферу сотрудничества и взаимопомощи, способствовать воспитанию добрых и дружеских чувств, развивая умение оценивать свою и чужую работу.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Социализация».
Оборудование: иллюстративный материал к геометрическим сказкам (в печатном или электронном виде); модели круга, квадрата, треугольника; лекала и трафареты, цветные карандаши; наборы раздаточного материала.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Воспитатель, подзывая детей к себе, предлагает послушать сказку.
2. Воспитатель рассказывает детям сказку, по ходу которой предлагает вопросы и задания.
- Стоит на опушке леса вот такой необычный дом. (Рассматривание, узнавание и называние фигур.)

- Как вы думаете, кто его жители? (Обобщая ответы детей, воспитатель продолжает рассказывать сказку.)
- Жили-были вот в таком доме круг и треугольник. И выглядели они так.

Однажды пошли друзья погулять и встретили вот такую фигуру. Узнаете, кто это?

А наши друзья незнакомца не узнали, поэтому испугались, спрятались за куст и думают: «Кто он такой? Стали рассуждать:
- На круг похож? (Нет.) Почему? (У него углы есть.)
- На треугольник похож? (Нет.) Посчитайте углы. (Их четыре.)
Думали-гадали, а потом круг предложил: «Подойдем, спросим, как его зовут и познакомимся».
- Здравствуй, я – круг, у меня нет углов. Я похож на колесо, на солнышко, на тарелку. Я умею катиться.
- А я – треугольник, у меня три угла и я похож на колпак гнома, на крышу домика.
- Здравствуйте, друзья, я очень рад с вами познакомиться и подружиться. Меня зовут квадрат. Смотрите, какой я красивый, все мои стороны одинаковы. А на что я похож, догадайтесь сами. ( Дети предлагают свои варианты.)

- Родом я из большого и дружного семейства четырехугольников, у меня много братьев и сестер. Но сегодня я ушел гулять один и вот заблудился. Не могли бы вы меня приютить на время в своем домике. (Воспитатель подводит детей к мысли, что нужно сконструировать для троих друзей новый домик.)
3. Физкультминутка «Круг».
Я вам хвастаться не буду:
Круг встречается повсюду!
Круглолицая луна, в дом с небес глядит она.
Солнце — круг, колечко - круг,
Детский обруч — халахуп.
Колесо машины, мяч, сушки, пряники, калач...
4. Практическая работа детей.
Дети выкладывают из наборов фигур разные домики, объясняют свои рисунки. (В зависимости от уровня подготовки, можно не выкладывать, а вычерчивать при помощи трафаретов и лекал.)

5. Итог занятия.
Понравилась ли вам, ребята, сказка? О каких фигурах шла речь? Расскажите эту сказку дома родителям.

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий интеллектуального развлечения в подготовительной группе «Путешествие по стране Геометрии» Конспект НОД в старшей группе Сценарий познавательно-игрового занятия по математике для детей подготовительной группы Игры по математике с детьми 3-4 лет дома
Участник №8 профессионального конкурса для педагогов Лучшая методическая разработка по теме «Мозаика детского творчества и досуга» с 1 сентября по 31 октября 2014 года
Сценарий познавательно-игрового занятия по математике для детей подготовительной группы | Барашек из бросового материала своими руками. Мастер-класс с фото
Опубликовано: 3715 дней назад (20 сентября 2014)
Просмотров: 21604
+7
Голосов: 7
Наталья Валентиновна Черникова # 20 сентября 2014 в 18:43 +2
Идея замечательная.Дети получат первоначальные геометрические сведения в занимательной форме. Благодаря творческому заданию по конструированию домика для друзей,у каждого ребёнка появится возможность раскрыть свои творческие способности, найти и предложить нестандартное решение. На следующих занятиях можно предложить детям придумать свои истории про геометрические фигуры, стараясь оперировать математическими понятиями и полученными ранее знаниями.Спасибо.
Юлия Ефремова # 22 сентября 2014 в 20:19 0
Наталья, спасибо за подробный анализ работы и за идею детям придумывать свои истории про геометрические фигуры. Это может быть продолжение или совсем новая сказка. Можно и родителей привлечь Такое интересное "домашнее задание".
Елена Сергеевна Петрова # 21 сентября 2014 в 02:11 +1
Уважаемая Юлия,идея и правда хорошая.Сказка всегда интересна детям, особенно с такими героями.
Я только не поняла принцип построения домиков.Лучше было бы детям давать задания.
Например, "построить домик ,где на первом этаже живёт круг, на втором- квадрат,
на третьем- треугольник.А потом предложить сделать свои домики.Хотелось бы узнать
какие движения выполняют дети на физкультминутке, я так и не догадалась.
Юлия Ефремова # 22 сентября 2014 в 20:30 0
Елена Сергеевна, здравствуйте. Я не стала уточнять для детей задание о домиках, но Вы правильно заметили. Нужно было бы уточнить: раз в домике будут жить все три фигуры, то и при постройке каждого домика нужно использовать обязательно круг, треугольник и квадрат. Ваша идея о этажах мне тоже нравится, спасибо. А движения на ФМ могут быть любыми, но так как речь идет о круге, то большей частью это вращения руками, головой и повороты кругом.
Наталья Леонидовна Вальдман # 21 сентября 2014 в 15:34 +1
Замечательная идея для знакомства детей с новой геометрической фигурой и для закрепления изученных. Я думаю в практическом занятии интереснее было использовать другое задание с геометрическими фигурами. Ну, например: прикрепить на магнитной доске три фигуры большого размера и разных цветов (эти фигуры будут жилыми домами). На подносы для каждого ребенка положить фигуры меньшего размера тоже разных цветов( эти фигуры будут жильцами домов). Задание: Заселите, например, в желтый дом (треугольник) два красных и один зеленый треугольник., в красный дом (круг) заселите три синих и два белых круга и т. д. Заодно отрабатывается знание счета и закрепляется знание цветов. Но это мое мнение. А так занятие очень интересное, яркое для детей такого возраста. Спасибо. Удачи!
Юлия Ефремова # 26 сентября 2014 в 20:39 0
Наталья Леонидовна, спасибо за комментарий и Вашу идею. Очень интересное и действительно рациональное задание, закрепляющее разнообразные знания. За что люблю занимательную геометрию, что всегда наша и детская фантазия предлагает массу вариантов работы, лаже на одной и той же наглядности.
Любовь Анатольевна Судьбина # 3 октября 2014 в 14:39 +1
Хорошее сказочное занятие по геометрии для малышей. И очень было бы интересно, если бы продолжение истории или ее новые интерпретации получились уже с родителями в домашнем совместном рассуждении-сочинении, рисовании на тему; тогда занятие, на мой взгляд было бы более завершенное.
Спасибо за интересную историю по геометрии.
Успехов!+1
С уважением Л.А.
Татьяна Вадимовна Алексеева # 4 октября 2014 в 21:19 +1
Спасибо Юлии Владимировне за содержательный конспект. Закрепляя знания о геометрических фигурах, ребята одновременно учатся рассуждать, анализировать и конструировать. А главное всегда можно придумать продолжение и для следующего занятия. Пожелание: на физминутку необходимо продумывать движения заранее, а вы в своем конспекте не указали.
Юлия Ефремова # 8 октября 2014 в 19:55 0
Татьяна Вадимовна, спасибо за комментарий и пожелание, касающееся физкультминутки. Учту, обязательно.
Вера Александровна Орехова # 13 октября 2014 в 21:45 +1
Юлия, замечательная идея знакомства детей с геометрическими фигурами, да ещё если они сказочные. При такой подачи материала, дети намного легче запоминают и усваивают новую информацию. Очень понравилась практическая часть. Думаю, что дети с удовольствием выполняли работу, ведь они так любят фантазировать. Вы действительно способствуете обогащению сенсорного опыта детей, развитию наглядно-образного мышления и аналитико-синтетических способностей, стимулируете интерес к получению новых знаний. К тому же, Вы учите учите ребят работать в коллективе, создавая атмосферу сотрудничества и взаимопомощи.
Единственное, хочется сказать по поводу оформления работы. Не совсем точно сформулирована цеь (цель отвечает на вопрос что?)и используйте шрифт В для выделения цели, задач.
Большое спасибо за интересную идею. Примите мой голос +1. Желаю удачи!!!
Юлия Ефремова # 15 октября 2014 в 08:07 0
Вера Александровна, спасибо за подробный анализ работы и замечания.
Екатерина Петровна Никулина # 15 октября 2014 в 07:06 +1
Очень интересная разработка которую можно использовать для ознакомления дошкольников с геометрическими фигурами. Конспект составлен так, что в нем сочетаются разнообразная деятельность. Детки и побеседовали и поиграли, и при этом получили новую информацию. Я думаю, что дошкольники отлично усвоили данную тему. Молодец
Юлия Ефремова # 30 октября 2014 в 17:02 0
Спасибо, Екатерина, за положительную оценку моей работы.
Елена Владимировна Кононова # 30 октября 2014 в 19:49 +1
Юлия, здравствуйте! С удовольствием просмотрела ваш сценарий. Очень интересная идея ознакомления с геометрическими фигурами.Желая вам дальнейших творческих успехов и примите мой голос!
Юлия Ефремова # 1 ноября 2014 в 19:09 0
Спасибо, Елена, очень приятно.
Ирина Владимировна Жабина # 22 января 2016 в 21:23 +1
Здравствуйте, Юлия Владимировна! С интересом изучила еще одну Ваша работу из цикла обучения геометрическим началам дошкольников.Работа со сказкой, через сказку всегда дает положительные результаты. Со сказкой всегда интереснее и увлекательнее. С уважением и голосом 7, И.В.