Сценарий познавательно-игрового занятия с дошкольниками «Геометрическая сказка. Как круг и треугольник с квадратом подружились»
Автор: Ефремова Юлия Владимировна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 115- детский сад компенсирующего вида Советского района города Тулы
Предлагаю Вашему вниманию еще одну геометрическую сказку. В ней идет речь об уже знакомых детям фигурах: круге, треугольнике и квадрате. Думаю, она будет понятна и младшим дошкольникам, ее можно использовать в средней группе для закрепления и повторения ранее усвоенного материала. Мне очень нравится эта форма работы, т.к. дети, незаметно для себя, становятся участниками всего сказочного действия. Они сопереживают и помогают героям, а заодно в занимательной форме получают первоначальные геометрические сведения. У каждого ребенка появляется возможность раскрыть творческие способности, проявить фантазию и найти нестандартное решение. Немаловажно, что при этом активизируется речь, словарь обогащается математическими терминами. Все это – залог успешного освоения школьного курса математики.
Думаю, мой материал будет интересен педагогам ДОУ, родителям дошкольников и учителям начальных классов. Более подробно о моей работе с геометрическими сказками можно узнать из статьи «Использование занимательного геометрического материала в формировании сенсорных умений у детей с общим недоразвитием речи», она опубликована в Петербургском научно-практическом журнале «Дошкольная педагогика», №2 2014 год.
Цель: способствовать обогащению сенсорного опыта детей, развитию наглядно-образного мышления и аналитико-синтетических способностей; стимулировать интерес к получению новых знаний.
Задачи:
- учить узнавать и различать круг, треугольник, квадрат;
- знакомство со свойствами квадрата ;
- учить находить признаки сходства и различия и на этой основе группировать предметы, выделять совокупности предметов, отличных от данной;
- создать условия для реализации творческих возможностей каждого ребенка, научить получать радость от собственных достижений;
- стимулировать речевую активность детей, обогащая активный и пассивный словарь математическими терминами;
- учить работать в коллективе, создавая атмосферу сотрудничества и взаимопомощи, способствовать воспитанию добрых и дружеских чувств, развивая умение оценивать свою и чужую работу.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Социализация».
Оборудование: иллюстративный материал к геометрическим сказкам (в печатном или электронном виде); модели круга, квадрата, треугольника; лекала и трафареты, цветные карандаши; наборы раздаточного материала.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Воспитатель, подзывая детей к себе, предлагает послушать сказку.
2. Воспитатель рассказывает детям сказку, по ходу которой предлагает вопросы и задания.
- Стоит на опушке леса вот такой необычный дом. (Рассматривание, узнавание и называние фигур.)
- Как вы думаете, кто его жители? (Обобщая ответы детей, воспитатель продолжает рассказывать сказку.)
- Жили-были вот в таком доме круг и треугольник. И выглядели они так.
Однажды пошли друзья погулять и встретили вот такую фигуру. Узнаете, кто это?
А наши друзья незнакомца не узнали, поэтому испугались, спрятались за куст и думают: «Кто он такой? Стали рассуждать:
- На круг похож? (Нет.) Почему? (У него углы есть.)
- На треугольник похож? (Нет.) Посчитайте углы. (Их четыре.)
Думали-гадали, а потом круг предложил: «Подойдем, спросим, как его зовут и познакомимся».
- Здравствуй, я – круг, у меня нет углов. Я похож на колесо, на солнышко, на тарелку. Я умею катиться.
- А я – треугольник, у меня три угла и я похож на колпак гнома, на крышу домика.
- Здравствуйте, друзья, я очень рад с вами познакомиться и подружиться. Меня зовут квадрат. Смотрите, какой я красивый, все мои стороны одинаковы. А на что я похож, догадайтесь сами. ( Дети предлагают свои варианты.)
- Родом я из большого и дружного семейства четырехугольников, у меня много братьев и сестер. Но сегодня я ушел гулять один и вот заблудился. Не могли бы вы меня приютить на время в своем домике. (Воспитатель подводит детей к мысли, что нужно сконструировать для троих друзей новый домик.)
3. Физкультминутка «Круг».
Я вам хвастаться не буду:
Круг встречается повсюду!
Круглолицая луна, в дом с небес глядит она.
Солнце — круг, колечко - круг,
Детский обруч — халахуп.
Колесо машины, мяч, сушки, пряники, калач...
4. Практическая работа детей.
Дети выкладывают из наборов фигур разные домики, объясняют свои рисунки. (В зависимости от уровня подготовки, можно не выкладывать, а вычерчивать при помощи трафаретов и лекал.)
5. Итог занятия.
Понравилась ли вам, ребята, сказка? О каких фигурах шла речь? Расскажите эту сказку дома родителям.
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий интеллектуального развлечения в подготовительной группе «Путешествие по стране Геометрии»
Конспект НОД в старшей группе
Сценарий познавательно-игрового занятия по математике для детей подготовительной группы
Игры по математике с детьми 3-4 лет дома