Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Интегрированное обучение нормально развивающихся детей и детей с нарушениями в развитии

Общие вопросы интегрированного обучения нормально развивающихся детей и детей с нарушениями в развитии
Пьянкова Екатерина Ивановна, педагог-психолог МБОУ "ЦППРиК" г. Гурьевск Кемеровской области.
В статье рассматриваются основные виды, формы и модели педагогической интеграции.


В настоящее время проблема интегрированного обучения нормально развивающихся детей и детей с нарушениями в развитии является центром всеобщего внимания. Под интегрированным обучением понимается процесс обучения детей с проблемами в развитии в образовательных учреждениях общего типа. Интегрированное обучение предполагает овладение ребенком с проблемами в развитии общеобразовательным стандартом в близкие или равные сроки, что и нормально развивающимися детьми. Однако, не все дети с проблемами в развитии способны освоить программу массовой школы (Шматко Н.Д., 1999). К ним относятся дети с интеллектуальной недостаточностью. Структура дефекта таких детей предполагает органическое разлитое тотальное поражение головного мозга, что в первую очередь сказывается на развитии высших психических функций, соотношения процессов возбуждения и торможения, которые обуславливают некоторые особенности в усвоении программного материала.

В России тенденция интегративного обучения появилась в начале 90-х годов XX века. Это было связано, в основном, с демократическими преобразованиями, происходящими в стране, переосмыслении отношения общества к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Изучение опыта интегрированного обучения многих стран, проведение сравнительных исследований показывают, что процесс интеграции в России значительно отличается от западноевропейского. В связи с этим неконструктивно механическое воспроизведение западных моделей интеграции (Н.Н.Малофеев, 1997).

В настоящее время в Российской Федерации выделяют два вида педагогической интеграции: интернальная и экстернальная.
• Интернальный вид предполагает интеграцию внутри системы специального образования (совместное обучение детей с различными видами нарушений).
• Экстернальный вид предполагает взаимодействие системы специального и массового образования (совместное обучение нормально развивающихся детей и детей с проблемами в развитии).

Различают следующие формы педагогической интеграции:
• естественная интеграция, когда ребенок попадает в массовое образовательное учреждение после хорошей подготовки в специализированном дошкольном учреждении, а так же дети с ограниченными возможностями здоровья, обладающие одаренностью.
• вынужденная интеграция, когда отсутствие или отдаленность специализированного ОУ обуславливает пребывание ребенка в массовом ОУ. Не редко причиной вынужденной интеграции является недостаточная диагностика или нежелание родителей обучать ребенка специализированном ОУ.
• специально организованная, когда ребенка переводят в массовое ОУ из диагностических классов, или специализированных дошкольных образовательных учреждений.

Сроки начала интегрированного обучения определяются индивидуально для каждого ребенка с учетом его возможностей и желания родителей.

Наиболее распространенными моделями интегрированного обучения являются:

• специальные классы в массовой школе, которые могут быть организованны для детей с нарушениями интеллекта, с задержкой психического развития и для детей группы риска (с педагогической запущенностью, трудностями поведения, соматически ослабленных детей).
• совместное обучение нормально развивающихся детей и детей с нарушениями в развитии. Данная модель применима к детям с небольшими нарушениями в развитии и предполагает наличие службы сопровождения в школе.

Процесс совместного обучения детей с нормативным развитием и детей с проблемами в развитии приобретает все большую актуальность. Государственная политика в сфере образования детей с ограниченными возможностями здоровья приобретает все более радикальные формы. Процесс интеграции - важный и необходимый элемент развития системы образования детей с особыми образовательными потребностями, однако не стоит забывать, что в первую очередь необходимо подготовить общество, в которое будут интегрированы дети с нарушениями в развитии, иначе процесс интеграции потеряет свой смысл.

Рекомендуем посмотреть:

Развитие способностей ребёнка с ОВЗ в процессе изотворчества Сценарий праздника. Фестиваль "Обучение без ограничений". Открытие фестиваля Комплекс упражнений для дошкольников по формированию представлений о цвете, форме и величине Работа дефектолога в специализированном детском саду
Новогодняя елочка из пряжи травка своими руками | Конспект урока по литературе "Жизнь и творчество М. Горького"
Опубликовано: 3657 дней назад (19 декабря 2014)
Просмотров: 4981
Рубрика: Статьи
+1
Голосов: 1
Регина Сириновна Сабирзянова # 19 декабря 2014 в 23:11 +4
Доброго времени суток, Екатерина Ивановна! Тема Вашей статьи заинтересовала меня, не могла пройти мимо. К сожалению, в настоящее время наблюдается рост числа детей с различными нарушениями в развитии. Мне очень понравились слова:
"Процесс интеграции - важный и необходимый элемент развития системы образования детей с особыми образовательными потребностями, однако не стоит забывать, что в первую очередь необходимо подготовить общество, в которое будут интегрированы дети с нарушениями в развитии, иначе процесс интеграции потеряет свой смысл.".
Жду продолжения раскрытия темы! Голос!