Повторение и систематизация знаний по теме «Лексикология». Урок – путешествие, 5 класс
Автор: Беликова Екатерина Петровна, учитель русского языка первой квалификационной категории
Описание работы: Вашему вниманию представлен конспект урока повторения и обобщения знаний по "Лексикологии" в 5 классе, материал может быть интересным для учителей русского языка и литературы.
Цель: обобщение и систематизация знаний по разделу «Лексикология»
Задачи урока:
– знать определения синонимов, омонимов, антонимов, устаревшие слова, фразеологизмы; использовать их в речи в соответствии со стилистическими особенностями;
– развивать орфографические и пунктуационные навыки учащихся, логическое мышление, память, интерес к русскому языку, обогащать словарный запас пятиклассников;
– воспитывать осознанную потребность в знаниях, чуткость и внимательность к слову.
Оборудование: проектор, презентация
Эпиграф к уроку – высказывание Л.Н.Толстого: «Русский народ создал русский язык.., яркий, как радуга, вслед весеннему ливню, меткий, как стрелы, задушевный, как песня над колыбелью, певучий и богатый».
Ход урока:
I. Вступительное слово учителя
Доброе утро, мои дорогие! Я очень рада встрече с вами. И, конечно, жду той минуты, когда мы снова сможем заглянуть в этот Чудесный мир знаний. А вы этого желаете?
Лев Николаевич Толстой писал: (читаю эпиграф к уроку). Сегодня, применяя знания, полученные при изучении нашего предмета, попробуем убедиться в словах великого писателя. В конце урока вы поделитесь своими мыслями, как вы понимаете эти слова.
Мы с вами завершили изучение Лексики. На предыдущих уроках говорили о синонимах, антонимах, омонимах, о исконно русских и заимствованных словах, устаревших…
Что же мы будем делать сегодня? Какова тема нашего урока?
Повторение по теме «Лексикология».
А какую цель мы поставим перед собой? Чем мы будем заниматься на уроке?
Повторить и закрепить изученный ранее материал.
Сегодня мы отправимся в путешествие в страну «Лексикологию». Карта у вас перед глазами. Мы побываем… на острове Многозначных слов и Омонимов, в заливе Синонимов, в океане Антонимов, на полуострове Устаревших слов, в бухте Фразеологизмов.
Учитель: Итак, в путь, друзья!
Мы не будем бить баклуши, а одним махом и шутя справимся со всеми препятствиями и трудностями. Мы не ударим в грязь лицом и докажем, что мы не лыком шиты, что и мы не на руку лапоть обували.
(звонок, звук отплывающего корабля, плеск волн)
II. Путешествие
(один из слабых учеников получает задание: найти в толковом словаре слово «болтать» и подготовиться прочитать о нем)
И вот перед нами остров! Что же это за остров? Предстоит угадать!
(на экране)
За столом сказала мать:
«Хватит языком болтать!»
А сынишка осторожно:
«А болтать ногами можно?»
Ребята, посмотрите внимательно, что интересного вы заметили? На что обратили внимание?
Выясним, что в словаре Ожегова говорится о словах «болтать». Послушаем…
На каком же мы острове?
...
Давайте вспомним определение, что такое омонимы?
...
Приведите свои примеры.
Как различать омонимы и многозначные слова?
(индивидуальная работа у доски)
Выпишите из словаря пару омонимов, составьте с ними предложения.
Задание классу:
Работа с текстом. Прочитайте выразительно.
(текст у каждого на парте)
Молоко убежало.
Услышала Нина, как мама г..в..рит старшей сестре: «Последи, пожалуйста, за м..локом, как бы оно не уб..жало»,- и стала думать, как м..локо уб..жать может. Суп в кастрюле варит..ся и не уб..гает, чай в чайнике кипятит..ся и не уб..гает, только булькает, когда вскипает. «Нет, и м..локо не может уб..жать», -решила она.
И захотелось ей проверить, верно ли она решила. Пошла Нина в кухню. Кастрюлька с горячим м..локом на краю плиты ст..яла. Девочка взяла и ..двинула ее на огонь.
Пост..яла она, посм..трела: ноги у м..лока не выр..стают, значит, не бежит оно. Отвернулась Нина и стала с кошкой играть.
А м..локо тем временем начало п..тихоньку п..дниматься, добралось да края к..стрюли, выгл..нуло, не наблюдает ли кто за ним, поколебалось немножко и… поб..жало, полилось через край. Бежит, шипит на горячей плите. Бросилась Нина к плите, а в кастрюльке пусто, на п..лу лужа молочная. Вот как оно убегает, без всяких ног.
?Что означает выражение молоко убежало?
В прямом смысле употребляется слово «убежало»?
А кто вспомнит, что это за художественное средство? А что такое олицетворение? Приведите свои примеры.
Выпишите через запятую слова с пропущенными буквами, объясняя орфограммы. Проверка – слайд 3
(один человек у доски, проверяет одноклассник, задает дополнительный вопрос;
дети обмениваются тетрадями и оценивают соседа по парте)
Поднимите руки, кто не допустил ни одной ошибки. Молодцы!
Кто – 1-2. Хорошо!
Остальные запомните свои ошибки и впредь будьте внимательнее!
(звонок)
А мы отправляемся дальше!
И вот перед нами Залив Синонимов
(карточки) у доски
Вариант 1. Работа по карточкам «Помоги найти мне друга»
К словам левой колонки надо подобрать синонимы из правой:
Алфавит ...... Аккуратный
Огонь ...... Алый
Опрятный ...... Скакать
Прыгать ...... Азбука
Бросать ...... Пламя
Красный ...... Кидать
Вариант 2. Работа по карточкам «Помоги найти мне друга»
Подберите синонимы к следующим словам:
Доктор –
Педагог –
Грязный –
Холодный –
Кричать –
Красивый –
Работа с классом:
Вспомним, что такое синонимы?
Приведите свои примеры.
Запишите синонимы
1 ряд к слову ДОКТОР, (медик, врач, лекарь)
2 ряд – УЧИТЕЛЬ, (преподаватель, педагог, наставник)
3 ряд – ЦИРЮЛЬНИК. (парикмахер, брадобрей, куафёр)
При затруднении воспользуйтесь словариком.
Проверка карточек (задайте вопрос работавшему у доски!) Составьте словосочетания с прилагательными. Холодное сердце… В прямом или переносном значении? Что за средство художественное?
Вопрос: А есть ли польза от синонимов? Нужны ли они в языке? Для чего?
Засиделись!?
Физминутка
От зеленого причала оттолкнулся пароход
(встать)
Он шагнул назад
(шаг назад)
А потом шагнул вперед
(шаг вперед)
И поплыл, поплыл по речке
(движения руками)
Набирая полный ход
(ходьба на месте)
А кто внимательно слушал и может назвать, какие слова из физминутки могут быть нам интересны?
Отправляемся дальше! И вот мы уже в Океане! В каком?
Вот и подсказка!
Слова-неприятели спорят весь день
Один скажет: «Солнце»,
Другой скажет: «Тень».
Один скажет: «Близко»,
Другой: «Далеко».
Один скажет: «Низко»,
Другой: «Высоко».
О каких неприятелях идет речь? И в каком океане мы находимся?
А что такое антонимы?
Игра с мячом
Я бросаю мяч и называю слово, а ученик называет антоним. Так несколько раз. А затем ученики бросают друг другу…
Веселиться - …
Взлетать
Встречать
День
Добрый
Дорогой
Друг
Жарко
Забыть
Легкий
Медленно
Мягкий
Правда
Радоваться
Работа у доски: (самостоятельно) (слабому разрезанные пословицы собрать)
Дополни пословицу. Что интересного в этих пословицах?
Ученье – свет, а неученье – ...
Любишь брать, люби и ...
Сытый... не разумеет
Иди вперед, а оглядывайся...
Корень учения горек, да плод его...
Знай больше, говори...
Не бойся врага умного, бойся друга...
Лучшая вещь – новая, лучший друг - ...
Класс: Прочитаем выразительно стихотворение. Выпишите самостоятельно антонимы. Один человек на обратной стороне доски.
Яблоко.
У прохожих на виду
Висело яблоко в саду.
Ну, кому какое дело?
Просто яблоко висело.
Только конь сказал,
Что низко
А мышонок-
Высоко,
Воробей сказал, что близко,
А улитка – далеко,
А теленок – озабочен
Тем, что яблоко
Мало.
А цыпленок – тем,
Что очень
Велико и тяжело.
А котенку все равно:
-Кислое – зачем оно?
-Что вы! –
Шепчет червячок.-
Сладкий у него бочок.
Г. Сапгир
Проверка работ у доски
(учащиеся задают вопросы) объясните любую. Проверяет одноклассник, задает дополнительный вопрос) Проверим
(зачитываем).
Почему одно и то же яблоко породило такие разные мнения? Кто из них прав? Почему?...
Мы, люди, тоже все разные, не бывает двух одинаковых, и порой мы тоже имеем разные мнение, и прежде чем спорить, задумайтесь: может быть, каждый из вас прав по-своему, у каждого может быть своя правда.
Какую роль выполняют антонимы?
(противопоставляют)
Ребята, противопоставление – это антитеза. На уроках литературы мы будем работать с этим понятием. Антонимы используются даже в названиях произведений.
Можете привести примеры?
«Белый Бим – черное ухо» Троепольский, «Принц и нищий» М. Твен, «Война и мир» Л. Н. Толстой, «Толстый и тонкий» А. П. Чехов, «Что такое хорошо и что такое плохо» Маяковский В.
(звонок)
Отправляемся в путь дальше! И прямо по курсу Полуостров Фразеологизмов!
Что такое фразеологизм?
...
(сообщение ученика)
Филькина грамота
Выражение это, так сказать царского происхождения. Автором его был царь Иван IV, прозванный в народе Грозным за массовые казни и убийства. Для усиления своей самодержавной власти, что невозможно было без ослабления князей, бояр и духовенства, Иван Грозный ввел опричнину, наводившую ужас на все государство Российское.
Не мог примириться с разгулом опричников и митрополит Московский Филипп.
В своих многочисленных посланиях к царю – грамотах – он стремился убедить Грозного отказаться от проводимой им политики террора, распустить опричнину. Строптивого митрополита Грозный презрительно называл Филькой, а его грамоты – филькиными грамотами.
За смелые обличения Грозного и его опричников митрополит Филипп был заточен в Тверской монастырь, где его задушил Малюта Скуратов.
Выражение «филькина грамота» укоренилось в народе. Вначале так говорили просто о документах, не имеющих юридической силы. А теперь это означает также и «невежественный, безграмотно составленный документ».
Найдите антонимичные фразеологизмы.
Черная кровь ......
Гонять лодыря ...... Без царя в голове
Грош цена ...... За тридевять земель
Голубая кровь
Два шага ...... Цены нет
Голова на плечах ...... Гнуть спину
Какие предложения содержат ошибки в употреблении фразеологизмов? Исправьте ошибки и запишите исправленные предложения.
Вася красиво, как курица лапой, написал заглавие.
Женя остановилась, до глубины души восхищенная чудесной музыкой.
Котенок был очень некрасивым, глаз не оторвать.
Мы дружно работали сложа руки.
Мы с другом долго спорили, но в конце концов нашли общий язык.
У лягушки дух захватило от страшной высоты.
Яшка сломя голову остановился.
Вот и подошло к концу наше путешествие! Мы разворачиваем наш корабль и возвращаемся домой!
Подведем итоги:
прием «Незаконченное предложение»: ребятам нужно высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
1. сегодня я узнал...
2. было интересно...
3. я выполнял задания...
4. я понял, что...
5. теперь я могу...
6. я почувствовал, что...
7. я приобрел...
8. я научился...
9. у меня получилось ...
10. меня удивило...
Д/З Подготовиться к контрольной работе.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока русского языка в 5 классе
Конспект урока по русскому языку в 5 классе
Конспект урока-игры русского языка для 5 класса
Средства формирования УУД у учащихся 5 класса на уроках русского языка
Похожие статьи:
Конспект урока русского языка в 5 классе. Обобщающее повторение
Конспект урока русского языка в 5 классе. Обозначение мягкости согласных на письме
Итоговый тест с ответами по русскому языку для 5-6-7 классов
Конспект урока русского языка в 5 классе. Синтаксический разбор простого предложения
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: Имя существительное - часть речи удивительная