Конспект урока истории с презентацией, 7 класс. Россия времён правления «тишайшего» царя
Урок истории в 7 классе. Россия времён правления «тишайшего» царя, 7 класс
1. Цели: Образовательная: сформировать представления у учащихся о сословной структуре российского общества в 17 в., иерархии сословий, особенностях каждого из них. Показать особенности быта каждого сословия, раскрыть понятие «нравы» того общества, подвести к пониманию уклада жизни 17 в. Развивающая: развивать умения работу с текстом учебника, анализировать исторические факты и делать выводы. На основе работы с документом – самостоятельно анализировать, делать выводы. Формировать временные и пространственные представления. Развивать образное мышление. Мобилизация знаний с опорой на раннее изученный материал, также с опорой на жизненный опыт. На основе работы с изображениями крестьянской жизни – умение анализировать, выделять главные особенности. Воспитательная: воспитание нравственности, чувства уважения к традициям своих предков.
2. Тип урока:
Урок сообщения новых знаний с элементами нетрадиционного урока
3. Оборудование урока:
Мультимедиа; раздаточный материал – «Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях», изображения крестьянской жизни, отрывок из фильма «Б. Годунов», схема «Иерархия церковнослужителей»
4. Литература:
А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России к. 16-18 вв.»; Б. Н. Серов, К.А. Соловьев «Поурочные разработки» для 7 кл.; уч. для 7 кл. Преображенского; Рабочая тетрадь для 7 кл. И.И. Данилова, Л.Г Косулина.
5. Понятия урока:
Изразцы, парча, тафта, быт, нравы
6. План урока:
1. Крестьянский быт
2. Высшие сословия: бояре и дворяне
3. Жизнь духовенства
4. Царский двор
5. Нравы московской Руси
7. Домашнее задание:
Подготовка к тесту по гл. 2;
Сообщения – С. Полоцкому, Ю. Крижанич
Ход урока
Вводное слово:
Над Москвой великой златоглавою
Над стеной кремлёвской белокаменной,
Из-за дальних лесов, из-за синих гор
По тесовым кровелькам играючи,
Тучки серые разгоняючи,
Заря алая подымается.
Я не случайно начала урок со стихотворения М.Ю. Лермонтова. Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие, в Москву XVII в., как центр средоточия моральных и духовных ценностей. И тема нашего урока – «Россия времён правления «тишайшего» царя».
Записываем тему урока, план, д/з
Глядя на план вы видите, что мы познакомимся с бытом и нравами жителей русского государства. И вы видите, что мы продолжаем знакомиться с русской культурой XVII в.
Давайте обратимся к документу на стр. 91 и посмотрим, что удивило иностранца А. Олеария в русских людях? (Читает ученик в слух)
Какую сторону жизни отражает этот документ?
Для начала давайте вспомним, что такое «быт»?
Ребята как вы думаете с чем могло быть связано то, что у большинства москвичей имелось мало запасов утвари, мало украшений, дорогой посуды и т.д.?
Важнейшей чертой быта населения в России в XVII в. была сословная принадлежность. Жилища, еда, одежда боярина и крестьянина значительно отличались.
Как вы думаете, какая семья могла жить в этом доме?
Здесь всё просто, безыскусно
Планировка, мебель, быт
Стены в саже, в чашках пусто,
Будто Богом дом забыт
И мы с вами переходим к 1 пункту плана
На самом деле крестьяне составляли более 95% населения страны.
Поэтому быт крестьян – особенно важная тема, потому что они характеризуют, быт, нравы всего русского народа.
Обратите внимание на иллюстрации, которые лежат у вас на партах. Это задание по рядам.
Задание: Глядя на иллюстрации, составьте сообщения о быте крестьян
Задания появляются на слайде
Проверка задания, представители каждого ряда раскрывают одну из сторон жизни крестьян.
А сейчас давайте подробнее познакомимся с некоторыми предметами, которые окружали крестьян и которыми они ежедневно пользовались. Для этого отгадайте мои загадки:
Чёрный конь скачет в огонь (кочерга)
Мать толста, дочь красна, Сын – сокол под небеса ушёл (печь)
Блестит, сверкает по полю гуляет, всю траву срезает (Коса)
Кто берёт сено тремя зубами? (вилы)
Ответы появляются на мультимедиа.
Вы увидели, что быт крестьян был довольно скудным, но это и естественно ведь крестьяне были самым низшим, бедным сословием. Большинство из них – владельческие крестьяне принадлежали дворянам и боярам.
Послушайте и скажите, кому мог принадлежать этот дом?:
Терем, теремок, теремок
Он затейлив и высок.
В нём окошки слюдяные,
Все наличники резные.
А на крыше петушки.
Золотые гребешки.
А внутри светёлок тьма-полны горницы добра.
Верно, далее у нас пойдёт речь о быте зажиточных горожан.
И мы переходим к 2 пункту плана
А кто относился к зажиточным?
А теперь заглянем внутрь дома
Задание: запишите понятия, означающие названия комнат, мебели, из отрывка из произведения А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевны и 7 богатырях» (работают с произведением самостоятельно, подчеркивая понятия)
Проверяем задание: горница- комната для приёма гостей, отапливалась изразцовой печью (слайд изразцовая печь)
Изразцы-плитка из необожжённой глины с рисунком, которая покрывалась глазурью
Палати - многоярусные кровати, на которых спали
Между боярами и дворянами шло соперничество. В чём оно выражалось?
Такое же соперничество было и в быту.
Давайте представим, что мы стали свидетелями случайной встречи боярина и дворянина, на одной из улиц Москвы. О чём могла быть их беседа? Об этом мы с вами сейчас и узнаем
Перед сценкой сказать, кто боярин, а кто дворянин. «Сценка мальчиков»
Что из сценки свидетельствует о, принадлежности этих зажиточных горожан к представителю богатого и знатного рода?
Что доказывает, что в жизни привилинерованнх сословий появились новые веяния, изменения.?
В XVII в. Существовала в русской среде поговорка «Русский без Бога ни до порога». Объясните смысл этой поговорки?
На самом деле особенность быта в России того времени неразрывно связана с религией. Весь уклад жизни различных слоёв русского общества был пронизан религиозностью. В религии были все равны. В церкви рядом могли стоять боярин и крестьянин.
И мы с вами переходим к 3 пункту плана:
Но не только жители мирской жизни делились на сословия, но и в духовной жизни существовала своя иерархия
Перед вами иерхическая лестница, в виде собора, давайте с вами познакомимся с её представителями.
Церковь делилась на «белое» и «чёрное» духовенство
К «чёрному духовенству» относились монахи (это служители церкви, полностью отрёкшиеся от мирской жизни: не создавали семьи, и жизнь посвящали труду и молитвам, т.е. служению Богу). Назывались «чёрными» потому что носили чёрные рясы.
А «Белое» духовенство - это священники, которых мы видим в церквях и сегодня. Их функции ничем не отличались от монахов, единственное отличие, это то, что они имели право заводить семьи.
Ступенью выше располагались епископы, архиепископы и митрополиты –находятся на одной ступени. Они держали, т.е. возглавляли приходы (часовни, соборы, храмы)
И возглавлял все церкви патриарх московский и всея Руси.
Вывод:
Помимо духовной власти, параллельно с ней существовала власть светская, которую олицетворял царь. Царь соединяет в себе духовное и светское начало, т.е. являясь главой светской власти, при этом он – наместник Бога на Земле.
И мы с вами переходим к последнему 4 пункту плана:
Конечно представители царской династии, это не отдельное сословие, но на их примере мы можем посмотреть как жила царская семья.
А для того, чтобы нам понять какие особенности отличали быт царя, давайте обратимся к учебнику на стр.85
Вопрос выводится на слайде
Наиболее точно и ярко отражает быт и нравы царского двора отрывок из фильм Борис Годунов.
Нравы Московской Руси
На самом деле русские люди отличались простым и добродушным нравом. Всё подмечали и отражали в своей речи. Поэтому в разговоре русских людей преобладали пословицы и поговорки, например: Приемлемы ли эти поговорки для сегодняшнего дня?; «Береги честь смолоду, а платье с нову»; «Век прожить не поле перейти»; «На бога надейся, а сам не плошай». Как вы понимаете эти пословицы и поговорки?
В то же время прослеживаются и общие черты, например традиционный уклад жизни, как крестьянина, так и боярина. Это, прежде всего беспрекословное подчинение в семье воле старшего, например во время обеда никто не начинал есть пока самый старший в семье не положил первый ложку в рот. Приниженное положение женщины. В каждом доме на стене на видном месте висел т.н. «дурак», это плеть, которой муж бил жену, в то время считалось, что если бьет, значит любит.
Обсуждение проблемы
Российское государство – многосословно, которое различно по экономическому, политическому положению. Но что позволяет нам говорить, что несмотря на различное положение российское общество было едино?
Также – это традиции, которые передаются из поколение в поколение.
Что вы понимаете под традициями?
Вывод: В жизни и повседневном быте высших сословий, произошли изменения, но все, же в основе они остаются традиционными.
Скачать Урок истории в 7 классе. Россия времён правления «тишайшего» царя, 7 класс[
Здравствуйте, Екатерина Сергеевна!
Разрешите несколько советов по оформлению публикации:
1) указать в самом начале кто автор, должность, место работы; 2) добавить описание материал (какой категории педагогов (воспитателей, учителей, родителей…) будет полезен данный материал; для детей какого возраста (группы, класса) предназначен Ваш материал); 3) целевой блок смущает, но Вам виднее как правильно по ФГОС только цель писать или цель и к ней задачи? 4) лишние пробелы не нужны. Как правильно оформить работу здесь https://ped-kopilka.ru/voprosy-i-otvety/kak-pravilno-oformit-zapis-v-bloge.html
Надеюсь на понимание за предложенную помощь. С уважением, И.В.
Здравствуйте, Екатерина Сергеевна! Очень интересный урок и форма его проведения! На мой взгляд, очень четко выстроенный план, красочная презентация и интересный материал. А для детей какого возраста предназначен данный урок указано, если внимательно прочитать.