Готовность номер один.
Автор: Коваленко Екатерина.
Был обычный день в обычном детском саду. Мои подготовишки, сплошь лидеры, время от времени отвоёвывали друг у друга "место под солнцем", то взгромождаясь на лидерский "пьедестал", то скатываясь с него, неохотно предоставляя место другому счастливцу.
А какие они все знайки! Что только не впустили они в свои любопытные ушки и глаза! Чем только не захламили они свои растрёпанные и причёсанные головки! Они буквально всё знают! Особенно - во-о-он тот парнишка, Денис, который при любом удобном случае передаёт детскому окружению эти знания.
Маленький, худощавый, дерзкий "вояка" каждый день ведёт решительную борьбу со взрослыми, которые не понимают, что одно удовольствие есть только сосиски и конфеты и говорить запретные слова. Эти взрослые, конечно из вредности, не разрешают прятаться в шкафчиках раздевалки, под кроватями спальни и в туалете.
История, о которой я хочу рассказать, началась с крика "вояки": "Кто знает число "гугол"*? Это самое большое число!" И тут меня охватила непреодолимая жажда поспорить и усмирить моего знайку. Я спокойно ответила, улыбаясь:
- Ну, прямо! Это число не самое большое.
- Да вы просто не знаете! Я... Я... Кто за то, что гугол - самое большое число, поднимите руку! - прокричал Денис, занимая оборонительную позицию.
Тут же образовались две группы "учёных". Первая - поддерживала гугол, а вторая - не поддерживала, надеясь на меня. Послышались тихие голоса некоторых сторонников гугола:
- Я за тебя, Денис.
- И я...
- И я за тебя...
- Гугол - самое огромное число! - не унимался мой оппонент.
-
Самое огромное число? - уточнила я, выделяя слово "самое".
- Да!
- Такого нет, - спокойно сказала я.
- Да я вам... я вам... докажу! Дайте мне пачку бумаги... пожалуйста.
Последнее слово он выдавил нехотя. Я принесла ему небольшой лист для записок.
- Гугол невозможно здесь написать, как вы не поймёте! Не-воз-мож-но! Это число состоит из единицы и
миллиона нулей, - жестикулировал "учёный" борец за правду.
- Денис, я уверяю тебя, когда ты пойдёшь в школу и начнёшь учиться серьёзно, ты сможешь написать это число на ещё меньшем клочке бумаги.
- Да я и так знаю-у-у-у, говорю вам!
Понимая, что не сможет написать число, мой спорщик сел в кресло, сложил руки. Смотрю, - подошёл "союзник". Слышу тихую беседу: "Всё равно мой отец больше знает. Ему - пятьдесят пять, а воспитательнице всего сорок пять. Пятьдесят пять - больше". Мальчишки захихикали, удовлетворённые этим выводом. Я сделала вид, что не слышу их разговор. Спор закончился. Всё пошло своим чередом.
Позже, возвращаясь домой, я невольно вспомнила моего "вояку" Дениса. Как он хотел, чтобы его заметили, оценили по достоинству! И вдруг... я поняла! Я поняла, что завтра с детьми надо поговорить о математике.
Прибегаю домой и, обложившись энциклопедиями, бороздя странички Интернета от Яндекса до Гугла, ищу интересную информацию о больших числах… Ночью мне снились десятки, возведённые в степени гугол, гуголплекс, гуголплексплекс... Десятки висели в пустоте, вертясь вокруг своей оси, посверкивая блестящими боками и лестницей уходя в гуголплексовую бесконечность.
- Ну, великие математики, собираемся на Круг**, - обращаюсь я утром к моим маленьким друзьям. Конечно, они бегут, влекомые не столько словом "математики", сколько словом "великие". О, с какой жадностью и вниманием они слушают историю про американского учёного Эдварда Казнера*** и его девятилетнего племянника Милтона! Ведь именно он, Милтон Сиротта, назвал единицу с
сотней нулей "гугол"! О, как гордятся мои малыши тем, что мальчик Милтон так возвеличил их детскую братию в глазах всего математического мира!
- А сейчас - путешествие в мир больших чисел! Кто готов? - обратилась я к ребятам.
Как можно задавать такие вопросы друзьям Милтона?! Готовы все!
- Но прежде чем мы с вами услышим названия этих чисел, - продолжала я, - скажите, друзья, а вы знаете число "единица и один ноль"?
Дружное "десять" было началом. Так же дружно дошли до "миллиарда".
Однако мои математики недоумённо завертели головами, когда услышали:
- А как называется число "единица с двенадцатью нулями"?
Переглядываются, молчат. Говорю:
- Триллион.
Негромко прозвучавшее "А-а!" некоторых знатоков, было одновременно и оценкой, и возникшим в памяти воспоминанием. Затем, под радостное оживление аудитории, прозвучали названия квадриллион, квинтиллион, секстиллион, и с каждым новым "иллионом" (кстати, их было не так уж много) и количеством нулей после единицы, мои мальчишки чуть не рыдали от восторга, девочки таращили глазки и многозначительно кивали друг другу, выражая удивление.
- Ну, и вот вам, ребятки, название числа "единица с тремя тысячами тремя нулями".
Смотрю, у моих знаек захватило дух...
- Миллеиллион!.. Пока других научных названий нет, - закончила я.
- Вау!.. Это же монстры-ы!.. - сказал кто-то из детей (вот вам детское воображение).
Они хотели ещё, ещё чего-то большого, огромного, невообразимого. Сделав паузу, я сказала:
- Могу ещё вам поведать, как Денис открыл новое число.
"Вояка" чуть повёл бровью, силясь понять, что значат мои слова.
- А оно больше гугола? - раздались голоса.
- Больше.
- А оно больше миллеиллиона?
- Больше. Это единица (пишу мелом), после которой нулей (пишу ноль)… - диктуя, пишу мелом миллионную степень.
- Миллион нулей?!.. А как оно называется?
Конечно, я помнила его ненаучное название, связанное с гуголплексами, но все "плексы" были отодвинуты мной на второй план.
- Если бы Милтон Сиротта стоял сейчас у доски, я думаю, он назвал бы это число «ДЭНИ-ЭС», - сказала я и написала по-английски Deny-S.
- А по-русски это пишется так..., - произнесла я, "печатая" Дени-С.
- Ой, это же написано "Денис", - произнесли все знайки.
Лёгкая улыбка промелькнула на лице учёного "вояки". Но я-то знала, что медные трубы гремели в его ушах, ослепительные фейерверки блистали в его честь. Вот она - слава!!!
- А это число самое большое? - спросил кто-то из ребят, и наш герой встал, поднял руку и громко, почти скороговоркой, сказал:
- Конечно, нет! Ведь числам нет конца!
Ребята смотрели на меня в ожидании ответа. Они все были готовы идти, узнавать, стремиться вперёд.
- Да, числам нет конца, как нет конца познаниям, - сказала я, глядя на ребят.
Воцарилось молчание…
- Ну, что? Вперёд к новым знаниям?
- Да!
- А первая ступенька на этом пути - шко...
- Школа! - крикнули все, предугадав мною недосказанное слово.
Я предвижу критику со стороны моих коллег, предвижу улыбки математиков, случайно прочитавших рассказ, но для меня и моих детишек эта история с путешествием к большим числам, с "открытием" ещё одного большого числа, была очень интересна и важна. Я будто услышала позывные, зашифрованные в названиях чисел, обращённые к людям, - к каждому из нас, будь то взрослый или ребёнок:
GO tO GOaL****, DENY-S!
СТРЕМИСЬ К ЦЕЛИ, ДЕНИС!
СТРЕМИСЬ К ЦЕЛИ, ЧЕЛОВЕК!
И пусть эта цель будет
ясной, чистой, светлой и, по словам Добролюбова, приведена к простому знаменателю: "Чтоб всем было хорошо". И если это так, иди к этой цели, как бы ни был труден путь к ней.
*гугол – название числа «единица с сотней нулей» или 10 в сотой степени
**разновидность проведения занятия на стульчиках, поставленных по кругу
для более близкого, дружественного общения.
***известный американский математик и один из авторов научно-популярной книги «Математика и воображение» («New Names in Mathematics»), где и рассказал любителям математики о числах гугол и гуголплекс.
****Go to goal (с англ. - Иди(стремись) к цели); выделенные буквы в сочетании образуют слово
GOOGOL (ГУГОЛ)
Рекомендуем посмотреть:
ФГОС в дошкольном образовании
Рассказы для детей. Жило-было Дышло
Эссе воспитателя ДОУ