Познавательно-исследовательский проект для детей 5-7 лет "Вернитесь к нам, птицы, - снегири, синицы!.."
Как помочь природе в городе? Разобраться с этим помог проект, занявший 1 место в Конкурсе проектно-исследовательских работ «Юные экологи Москвы». Данный опыт проведения долгосрочного проекта может быть полезен воспитателям, учителям и родителям в работе с детьми.
Цель: становление и развитие экологической культуры, экологического сознания и мышления личности.
Задачи:
приобщать детей к изучению природы Москвы;
способствовать пониманию значения птиц в природе;
развивать добрые чувства и заботливое отношение к животным, нуждающимся в помощи человека;
учить сравнивать разные виды птиц и особенности их рациона;
побуждать детей к самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности;
развивать любознательность детей, их кругозор;
развивать навыки корректного общения в процессе совместно деятельности;
развивать творческую активность, воображение, умение пользоваться навыками: рисования, конструирования, моделирования, активного речевого общения;
развивать умение выявлять проблему и стремиться решить её совместными усилиями;
воспитывать желание довести начатое дело до конца.
Тип проекта: долгосрочный
Участники проекта:
Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет) и их родители
Воспитатели
Непосредственно-организованная образовательная деятельность.
Формирование целостной картины мира.
Рассмотренные темы: «Живая природа или растения тоже дышат»,
«Прощание с перелётными», «Какие бывают стаи», «Зимние гости», «Им нужна наша помощь!», «Новый год «по-природному», «Красная книга Москвы», «Деревья – наши друзья», «Обитатели московских парков»
Речевое развитие.
Доклады детей: «Синичкин день», «Большая синица», «Добрая ворона», «Умная ворона», «Мы бережём птиц», «Аист», «Легенда о розовой чайке», «Вороньи истории», «Утка-поганка», «Сова – умная голова», «Птичьи пословицы», «Хитрая ворона», «Снегири румяные»
Ознакомление с художественной литературой.
Художественные произведения: «Лесной календарь» (В. Бианки), «Воробьиные истории» (Д. Мамин-Сибиряк, К. Паустовский, М. Горький), «Тридцать зёрен» (Е. Носов), «Таинственный ночной гость» (Ю. Дмитриев),
«Крупеничка» (Н. Телешов); «Серая шейка», «Экологические сказки Натальи Рыжовой» и др.
Конструктивная деятельность, моделирование и ИЗО-деятельность.
«Утки, крякая, хлопочут» (конструирование из бумаги); «Летят гуси!» (аппликация); «Синички у кормушки» (рисование) , «Лебеди летят» (ручной труд); «Снегири на рябине» (лепка); моделирование детского сада и питомника для птиц.
Игровая деятельность.
Подвижные эко-игры: "Коршун и куропатка", "Стайка, пролетай-ка!" (закрепление особенностей построения птиц при перелётах); «Десять птичек – стайка!»; «Птички и клетка», «Ястреб и птицы».
Игры-театрализации: «Ласточки и воробей»
Музыкальная эко-игра «Птички и кошка».
Дидактические игры: «Чем питается эта птичка?»; «Перелётные, оседлые, кочующие»; работа с карточками-шаблонами экологической направленности.
Игры-викторины: «Узнай деревья по описанию»; «Узнай птичку», «Угадай, чьи следы?».
Настольные игры с игровым планшетом: «Мир природы. Птицы»; «Мир природы. Кто с кем дружит»; «Как помочь природе в городе?».
Семейный проект: «Удивительные птички – колибри-невелички!»
Акция «Покормите птиц зимой» (с ноября по апрель):
изготовление плаката «Покормите птиц зимой»;
оформление информационных стендов «Какие бывают кормушки?», «Чем питаются птицы?»;
ежедневная подкормка птиц и наблюдение за ними.
Партнёрство с родителями:
- помощь в подготовке и организации детско-взрослого проекта «Удивительные птички колибри-невелички!»;
- посещение Дарвиновского музея, Зоологического музея;
- активное участие в Акции «Покормите птиц зимой»;
- помощь детям в поиске и обработке информации при подготовке докладов;
- участие в выставке детско-взрослых творческих работ «Моя прекрасная птичка»;
- активное участие в подготовке весеннего праздника «Птичьи голоса»
Партнёрство с другими организациями.
Активное взаимодействие с сотрудниками Государственного природоохранного бюджетного учреждения города Москвы «Мосприрода» Департамента природопользования и охраны окружающей среды города
Москвы; взаимодействие с районной библиотекой
Литература:
Методические рекомендации к учебно-методическому комплекту «Юные экологи Москвы», Москва, 2015
Экологические сказки Натальи Рыжовой, «Мосприрода»
«Книга для чтения в детском саду и дома» (4-5 лет, 5-7 лет)
«Воробьиные истории» (Д. Мамин-Сибиряк, К. Паустовский, М. Горький)
«Лесной календарь», Н. Сладков
«Лесной календарь», В. Бианки
Энциклопедия для детей «Почемучка», ОНИКС, 2010
«Подвижные игры на прогулке», Е.А. Бабенкова, Т.М.Параничева, Москва, 2012
«Из царства пернатых», Кайгородов Д.Н.
Материалы сайта mospriroda.ru
Описание проекта и комментарии
«Маловато птичушек*!» - сказал малыш, глядя на деревья. Действительно, там, где раньше порхали синички, барабанили дятлы, свистели снегири, птичек стало заметно меньше. Можно было бы много говорить о неблагоприятной экологической обстановке крупного мегаполиса; можно было бы много говорить об автомобилях, заполонивших дороги и дворы; можно было бы много говорить о том, что дождевых червей на дорогах после дождя стало уж слишком мало и, может быть оттого, что по осени мы сгребаем листву и вывозим её в неизвестном направлении и поэтому… Ответы на все эти вопросы – дело учёных, строителей, депутатов. Мы, пожалуй, начнём с себя, с того, что МЫ можем сделать, чтобы во дворе нашего детского сада раздавались как детские, так и птичьи голоса? Возвращайтесь, птицы, - снегири, синицы!
Полтора года назад в нашем детском саду проводился конкурс «Кормушка для пичужки». Мамы придумывали креативные кормушки и удивляли фантазией. Папы мастерили простые практичные птичьи столовые. Все восторгались креативом, но на деревья повесили простые прочные кормушки или совместные творческие работы мам и пап.
«Мы всегда кладём корм в кормушки, но птиц нет!» - уверяли педагоги.
Значит, что-то делаем не так. Связались с орнитологами Московского департамента природопользования и охраны окружающей среды. Они провели с нами ряд консультаций, из которых стало понятно, что всё гениальное – просто. Нужна постоянная забота о птицах и правильный подбор корма. Главное – регулярность. Нужно проверить!
Приближалась зима. И вот – первый детский доклад к 12 ноября - «Зиновий- синичник».
С этого дня стартует Всероссийская Акция «Покормите птиц!». Конечно, мы сразу стали участниками этой Акции. И пошла работа! Изготовили плакат «Покормите птиц зимой!» под руководством орнитолога Хватовой Галины Викторовны; изучили материалы о кормушках и кормах, который нам предоставили специалисты сайта; узнали о разнообразии синиц и зимующих птиц; запаслись кормом; занялись наблюдением и изучением птиц на наших кормушках (преимущественно – синиц).
Подкормкой птиц с радостью занимались и в марте. Почему? - Помог разобраться в этом «Лесной календарь» Виталия Бианки. По Лесному календарю год делится на 12 месяцев, но называются они по-другому, «по-природному», и Новый год по Лесному календарю начинается с конца марта. С 21 февраля до 20 марта продолжается третий месяц зимы (по календарю лесной природы), а называется этот месяц – «Дотерпи до весны». Вот и выходит, что по нашему календарю в марте – начало весны, а по лесному – продолжение зимы.
Дело продвигается и теперь нам не кажется, что птичек мало. Дети и взрослые каждый день наблюдают за пернатыми гостями – большими синицами и синицами-лазоревками. Снегирей видели один раз на дереве. Они не опустились на кормушки, - были пролётом. Нам радостно, что синицы живут у нас, но в двойне радостно, что мы сохраняем им жизнь.
Делу – время, ну, и празднику – час! К новому году по Лесному календарю дети и взрослые подготовили и провели праздник «Птичьи голоса». К празднику нарядили «Новогоднее» дерево прекрасными птичками, которых изготовили мамы и дети своими руками.
Завершающий этап проекта – это моделирование макета «Птичий питомник в детском саду» как воплощение детской идеи: «…можно сделать огромную клетку для маленьких птичек, в которую они спокойно залетают, кушают и вылетают, и мы можем туда заходить…», «…птички любят семечки, и мы посадим там подсолнухи, у птичек будут семечки…», «кошки туда не заберутся, соколы и вороны туда не залетят…»
Результат познавательно-исследовательского проекта «Вернитесь к нам, птицы, - снегири, синицы!..»
Изготовлены плакаты: «Лесной календарь», «Покормите птиц зимой»;
изготовлена книга-подшивка детских докладов о птицах, детских стихов о птицах, рассказов родных о птицах;
оформлен информационный стенд о птицах;
проведён весенний праздник «Птичьи голоса»;
изготовлен макет «Наш птичий питомник»;
проведена Акция «Покормите птиц зимой».
Исследования и наблюдения показали:
- появление птиц на участке детского сада прямо зависит от ПОСТОЯННОЙ, РЕГУЛЯРНОЙ подкормки пернатых;
- птицы на кормушках появляются с 11.00 до 15.00, в марте – до 17.00;
- маленькие птички (воробьи, синички) прячутся в ветвях «безопасных» деревьев: елей, туй;
- появление птиц на кормушках прямо зависит от температуры воздуха: при снижении температуры, птиц на кормушках много и корм исчезает быстро; при потеплении – птиц на кормушках мало.
Вывод: в морозы птиц «греет» корм;
- птицы предпочитают максимально закрытые кормушки, которые защищают их от крупных и хищных птиц, от кошек;
- универсальный корм – семечки подсолнуха;
- постоянные гости при постоянной заботе – большие синицы, синицы-лазоревки;
- синицы-лазоревки чаще, чем большие синицы, употребляют сало;
- воробьи появились с приходом весны – в марте;
- синицы берут по семечке и на ветке достают семя, воробьи набивают зоб семечками;
- снегири были в феврале – пролётом, на кормушки не опускались.
В процессе проекта дети узнали:
- о разнообразии синиц (большая синица, московка, лазоревка, ополовничек, хохлатая (гренадёрка), гаечка), об их сходстве и различии;
- о разнообразии зимующих птиц в Москве;
- о разнообразии птиц и их значении в нашей жизни;
- о том, что нужна постоянная, регулярная помощь птицам до апреля;
- о Лесном календаре и его отличии от традиционного календаря;
- о том, что перелёты птиц в тёплые края прямо зависят от рациона питания птиц;
- о птицах-зимниках: снегирях, свиристелях, об их рационе, о том, что в ягодах их привлекают только семена;
- о том, почему так важно охранять природу;
- о Красной книге Москвы.
Не зерно ли доброты мы вложили в детские души, окультуривая почву, делая её благодатной? Хочется верить, что зёрна доброты прорастут, что почва будет и впредь благодатной, и тогда, если природный мир есть Царствие Божие, то наши дети станут истинными его наследниками. Вероятно, это зависит от нас, взрослых, которые окружают Детство.
Рекомендуем посмотреть:
Экологический проект в средней группе детского сада
Экологический мини-проект для детского сада
Экологический проект для детей старшей - подготовительной группы. Лекарственные растения
Экологический проект для старшей группы детского сада