Формирование ключевых компетенций в проектной деятельности
Автор: Коваленко Екатерина Викторовна
Информационная справка: Время летит вперёд, информация захватывает нас. Мы ищем новые более совершенные пути решения различных задач. В образовании – поиск новых решений обучения, реформы, инновации. Одной из инновацией в образовании является компетентностный подход, который нацелен на раскрытие деятельностного потенциала ребёнка, ориентирован, в большей степени, на практику в самостоятельном достижении поставленной цели и на знание того, как достичь этой цели. Умения действовать самостоятельно, принимать решения самостоятельно раскрывают индивидуальные возможности ребёнка, его творческий потенциал. На мой взгляд, в образовании, именно с дошкольной ступени, как бы это ни странно звучало, начинается формирование и развитие ключевых и других компетенций. Ведь детский сад – это прекрасная игровая, а значит, и практическая площадка, где отрабатываются навыки, формируя компетенции, и где заинтересованный взрослый мастерски направляет команду детей так, чтобы все они учились действовать как самостоятельно, так и вместе.
Общеизвестны семь ключевых компетенций:
1. Ценностно-смысловая компетенция.
2. Общекультурная компетенция
3. Учебно-познавательная компетенция.
4. Информационная компетенция.
5. Коммуникативная компетенция
6. Социально-трудовая компетенция
7. Компетенция личностного самосовершенствования
Формирование ключевых компетенций детей старшего дошкольного возраста особенно хорошо прослеживаются в проектной деятельности.
Данный материал может быть полезен творческим педагогам в детских садах и школах, которые хотят научить детей учиться, самостоятельно ставить цели и, самостоятельно решая их, самосовершенствоваться.
Формирование ключевых компетенций на примере научно-исследовательского проекта "Чудеса Древнего Царства Египта"
Цель:
Формирование компетенции личностного самосовершенствования в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи:
приобщать детей к изучению культуры и традиций народов мира;
способствовать пониманию места данной культуры в мировой культуре;
учить сравнивать данную культуру с традиционной русской культурой;
побуждать детей к самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности;
учить ставить цель и выделять главное при обработке полученной информации;
развивать любознательность детей, их кругозор;
развивать навыки корректного общения в процессе подготовки презентации проекта;
развивать навыки планирования и распределения обязанностей в творческих группах в процессе проектной деятельности;
развивать творческую активность, воображение, умение пользоваться навыками: рисования, конструирования, моделирования, измерения, активного речевого общения;
воспитывать желание довести начатое дело до конца, несмотря на трудности;
воспитывать детей в духе толерантности.
Непосредственно-организованная образовательная деятельность
Формирование целостной картины мира:
Темы: «Кто такой Жан Шампольон?», «Всё на свете боится времени, но время боится пирамид», «Удивительное открытие Жана Шампольона», «Изобретение папируса», «Животные в жизни египтян»
Речевое развитие:
Мини-доклады детей: «Сокол», «Ибис», «Крокодил», «Кобра», «Гиена», «Мурена», «Лев», «Бегемот», «Три Царства Древнего Египта».
Ознакомление с художественной литературой:
Чтение подборки сказок Древнего Египта «Необычайные приключения Баты»
Конструктивная продуктивная деятельность; моделирование: «Обитатели Красного моря» (рисование и конструирование) – для оформления темы проекта; «Рыбки Кораллового рифа» (конструирование из бумаги с элементами рисования) - для игры «Мурена и рыбки»; моделирование пирамиды Хеопса.
Формирование элементарных математических представлений:
Рассмотренные темы: «Измерение», «Лента времени», «Век - это сто лет или десять десятилетий» (с использованием шаблона), «Тысячелетие - это десять веков» (с использованием шаблона).
Игровая деятельность(игры придуманы детьми по аналогии с играми, которые они знают):
подвижные игры: «Мурена и рыбки», «Нил – опасный крокодил»;
сюжетно-ролевая игра "Крокодил и бегемотик";
объединяющая малоподвижная игра «Я - змея, змея…»;
дидактическая игра "Найди сокровище" (ориентирование по карте)
Партнёрство с родителями:
- предоставление сувенирных экспонатов для выставки;
- предоставление книг, фотографий, открыток из домашнего архива;
- посещение Зала Египта в Музее Изобразительных искусств им. А.С. Пушкина;
- помощь детям в поиске и обработке информации.
Литература:
Энтони Мейсон: «Древние Цивилизации. Иллюстрированный атлас для детей», ОНИКС Москва – 1997;
Ганс Райхард: «Пирамиды. Серия: Что есть что», СЛОВО;
«Атлас Огромного Мира для детей»;
«Оригами для начинающих»;
Сказки народов мира: «Необычайные приключения Баты».
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы (18 человек);
Возраст детей: 7 лет
Продолжительность проекта 10 дней.
Результат проекта: Защита проекта «Чудеса Древнего Царства Египта»
Руководитель: воспитатель Коваленко Екатерина Викторовна.
Формирование ценностно-смысловой компетенции.
1. Расширение кругозора. Желание поделиться информацией с другими.
В процессе формирования целостной картины мира, мы рассматривали тему "Страны и континенты". Дети заинтересовались Египтом. Дети уже имеют некие знания и опыт, так как Египет до сих пор является одним из популярных курортов. Воспитатель спрашивает, почему дети хотят заняться изучением Египта? Детей привлекает удивительный мир этой страны. Ведь Египет, по словам детей, - это «Африка, Пирамиды, пустыня, Красное море, крокодилы, бегемоты, кобры, Сфинкс, река Нил, фараон, Нефертити…».
Детям интересно, они кое-что знают, им хочется поделиться знаниями с товарищами.
2. Исследование и обработка первичной информации, её уточнение.
Данный этап охватывает работу детей в группе и дома.
Работа в группе
включает познавательно-исследовательскую деятельность по изучению «Атласа огромного мира для детей», глобуса.
Работа дома
заключается в изучении и подборке: фотографий из домашнего архива, путеводителей, открыток, сувениров и других интересных детям предметов, связанных с Египтом.
3. Составление рассказа о Египте, исходя из уточнённых понятий.
4. Выбор темы для проекта с помощью воспитателя.
При обсуждении все участники проекта приходят к мнению, что
Пирамиды, папирус, древнеегипетские иероглифы являются интересным материалом для исследования.
Формирование общекультурных компетенций
5. Приобщение к изучению культуры и традиций древнего Египта и их связь с последующей мировой культурой.
Формирование учебно-познавательной компетенции
6. Создание рабочих групп:
- по сбору и обработке научной информации;
- по оформлению проекта;
- по игровой деятельности.
Создание групп в данной ситуации происходит, исходя из самооценки детей, самоанализа своих возможностей. Например, в подготовительной к школе группе все дети умеют читать. Но есть группа детей, читающих лучше других. Опыт показывает, что на данном этапе именно эти дети являются более активными в самостоятельной работе по поиску и обработке информации. Поэтому именно они проявили инициативу в формировании «Научно-исследовательской группы».
По инициативе детей формируются группы: «Художественное оформление Проекта» и «Игры Проекта».
Остальные дети вовлечены в проект как слушатели и помощники.
В результате образуется активная группа проекта в количестве девяти человек (50% группы).
7. Планирование работы в группах.
Дети сами планируют работу. Затем они согласовывают план с воспитателем, который корректирует будущую работу. Воспитатель объясняет целесообразность того или иного пункта плана. Дети могут отстаивать пункт плана, доказывая его необходимость. Тем самым формируется деловое партнёрство. В каждой группе дети обсуждают, как они будут действовать.
Формирование информационной компетенции.
8. Создание воспитателем познавательной среды по Египту.
Воспитатель должен работать
с опережением, заниматься поиском материала (книги, сообщения, фотографии), заранее прочитывать информацию, чтобы в нужный момент помочь детям, направляя их работу.
9. Сбор и накопление информации происходит как в группе, так и дома.
Работа в группе:
- изучение познавательной литературы ("Древние цивилизации", "Пирамиды", "Всё обо всём");
- обращение к воспитателю за помощью.
Воспитатель ведёт постоянное наблюдение за ходом работы и помогает в нужный момент, записывая информацию кратко, поясняя то, что он делает, тем самым обучая детей делать выборку в процессе сбора и накопления информации.
Работа дома:
- выполнение домашнего задания по поиску не найденной в группе информации (книги из домашней библиотеки, Интернет);
- обращение за помощью к родителям.
10. Обработка накопленного материала заключается в том, что
воспитатель с детьми анализируют полученный материал.
Формирование коммуникативной компетенции
11. Применение навыков общения в работе над проектом:
- распределение обязанностей (в командах);
- умение дать оценку себе и другим членам группы;
- обсуждение плана действий;
- взаимодействие с воспитателем, родителями;
- корректное общение;
- умение слушать друг друга;
- умение вести диалог;
- умение задавать вопросы;
- умение выслушивать вопрос;
- охотно отвечать на вопрос;
- уметь представлять себя при подаче информации.
Воспитатель оказывает помощь в спорных, сложных ситуациях.
В результате работы над проектом происходит
формирование компетенции личностного самосовершенствования
, являющейся основополагающей в последующей самостоятельной познавательной деятельности детей.
РЕЗУЛЬТАТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ "ЧУДЕСА ДРЕВНЕГО ЦАРСТВА ЕГИПТА".
В процессе познавательной исследовательской деятельности дети узнали:
- о времени строительства египетских пирамид, о том, сколько их, какая
из них самая большая; об особенностях строительства пирамид;
- о папирусе как растении, о его использовании в Древнем Египте,
об изобретении папирусного материала для письма, который использовался
в Европе даже после изобретения бумаги;
- об особенности древнеегипетской письменности;
- о животном и растительном мире Египта.
Работа над проектом дала возможность детям:
- понять, почему египетские пирамиды называют не только чудом Древнего Царства Египта, но и Чудом Света;
- соприкоснуться с особенностями религии древних египтян;
- проявить инициативу и активность в поисковой, исследовательской работе;
- приобрести навыки совместной работы, планирования деятельности;
- отработать навыки общения со всеми участниками Проекта;
- активно использовать творческий потенциал, умения, приобретённые ими на занятиях по рисованию, конструированию, ФЭМП, развитию речи, в процессе игровой деятельности;
- активно подключать родителей к творческому процессу, что способствовало сближению и лучшему пониманию друг друга.
ОТЗЫВЫ РОДИТЕЛЕЙ О ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
- "Мы живём Египтом"
- "Дочь начала читать. Раньше - заставить не могли".
- "Сын приходит домой и сразу - за энциклопедии, просит помочь найти что-нибудь интересное о Египте. Мы все увлеклись".
- "Искали вместе информацию в Интернете".
- "Ходили в музей. Рассматривали иероглифы. Зарисовывали. Так забавно! Как будто учёные."
- "Очень понравилась защита Проекта. Интересно. Вроде сложная тема, а изложена просто".
ВЫВОДЫ
Итак, компетентностный подход в образовании позволяет раскрывать потенциал ребёнка. Особенно это видно на проектной деятельности.
Метод проектов актуален и эффективен. Он даёт ребёнку возможность:
- экспериментировать
- синтезировать полученные знания
- развивать творческие способности
- развивать коммуникативные навыки.
Всё это позволит ребёнку успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения, успешно учиться, работать в команде и развивать стремление к саморазвитию.
Рекомендуем посмотреть:
Проект в старшей группе детского сада
Проект в старшей группе на тему "Деревья и кустарники весной"
Практико-ориентированный проект по благоустройству территории детского сада
Познавательный проект. Вторая младшая группа
Похожие статьи:
Познавательно-творческий проект на тему «Осень золотая». Младшая группа
Проект для детей старшей группы «Наш веселый огород»
Методика проведения физкультурных занятий в детском саду
Утренняя гимнастика в подготовительной группе в игровой форме
Игры дразнилки для детей 5-6 лет