Конспект интегрированного познавательного игрового занятия на тему: «О, Спорт, ты – Мир!»
Автор: Коваленко Екатерина Викторовна
Должность и место работы: воспитатель высшей квалификационной категории ГБОУ «Гимназия №1590 имени Героя Советского Союза В.В. Колесника»; Дошкольное отделение №2, г. Москва
Краткое описание и назначение материала
Данное познавательное игровое занятие может быть полезно воспитателям детских садов, учителям начальных классов, родителям для работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Дети, посредством игры, знакомятся с историей возникновения Олимпийских Игр и сутью Олимпийского движения. Цель каждой игры – познание и сплочение. Укрепление мира, здоровья остаются главными темами людей, а Олимпийские Игры являются основными спортивными соревнованиями во всём мире. Занятие построено таким образом, что его можно проводить как целиком, так и разделив на части, с учётом возраста детей и ситуации.
Цели:
пропаганда физкультуры, спорта, здорового образа жизни; формирование активной гражданской позиции; воспитание патриотических чувств.
Задачи:
- познакомить детей с понятиями «Олимпиада», «Олимпийские Игры»;
- познакомить с историей возникновения Олимпийских игр;
- рассказать о Частях Света с помощью олимпийской символики;
- дать понять детям, что заниматься спортом, укреплять здоровье нужно ради мира и гармонии;
- показать необходимость укрепления мира и дружбы между народами разных стран;
- дать понять детям, что все люди на Земле разные, но они хотят одного - мира;
- побуждать детей работать в команде;
- способствовать укреплению дружбы между детьми;
- развивать стремление детей к познавательной деятельности;
- воспитывать в детях чувство гордости за российских спортсменов.
Планируемые результаты (возможные достижения ребёнка):
активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач; выражает положительные эмоции (интерес) при прослушивании истории возникновения Олимпийских Игр; активно участвует в обсуждении, выражает собственное мнение.
Материалы и оборудование:
- чаша и пластиковый шар как имитация Олимпийского факела;
- флаги России (по числу детей-участников);
- олимпийские флажки (по числу детей-участников);
- пять разноцветных кружков для игры «Где вы были?»;
- «олимпийский глобус»;
- белый ватман, 5 разноцветных колец, клей, клеёнка для работы с клеем, стол;
- шапочки из бумаги с флагами стран Европы, Азии, Африки, Австралии, Америки (по числу детей-участников);
- два разборных обруча, 2 ёмкости для разборных деталей (корзиночки);
- наглядно-дидактическое пособие «Виды спорта», 2 коробочки для сортировки карточек;
- костюм зайчика, велосипед (с боковыми колёсиками);
- костюмы для детей, изображающих царей Древней Греции (2 белые накидки, 2 ободка на голову), «трон»;
- диск с музыкальной подборкой, музыкальный центр (магнитофон);
- аппаратура для показа слайдов.
Интеграция областей, виды деятельности:
Познавательно-исследовательская: рассматривание «олимпийского глобуса»; знакомство с частями Света; сравнение зимних и летних видов спорта; знакомство с Олимпиадой 1980 г. в Москве и Олимпийскими играми 2014 г. в Сочи посредством показа слайдов.
Коммуникативная: высказывания детей по зимним и летним видам спорта; версии детей на темы Олимпийских игр, олимпийской символики, мира.
Восприятие художественной литературы: слушание легенды об истории возникновения Олимпийских игр.
Игровая: дидактическая игра «Зимний вид спорта - летний вид спорта»; игры: «Передача Олимпийского Огня», «Посланники России», «Где вы были?», «Встреча гостей»; спортивная игра-эстафета «Собери кольцо дружбы».
Художественно-эстетическая: изготовление Олимпийского флага; инсценировка легенды возникновения Олимпийских Игр в Древней Греции.
Двигательная: игры: «Передача Олимпийского Огня», «Посланники России»,
«Встреча гостей», «Собери кольцо дружбы»; музыкальная зарядка.
Используемая литература:
1. Большая Советская Энциклопедия. Москва. Издательство "Советская Энциклопедия" 1976
2. С. Пич, Э. Миллард "Греки", Москва "РОСМЭН" 1994
3. В. Штейнбах "От Олимпии до Москвы".
4. Официальный сайт МОК.
Место проведения: спортивный (музыкальный) зал.
Ход познавательного игрового занятия.
Воспитатель приглашает детей в зал.
Воспитатель:
Ребята, скоро у нас будет спортивный праздник. Давайте сегодня поговорим о… А где же мой друг Зайчик?..
Зайка (подготовленный ребёнок):
Я здесь!
Под музыку выезжает Зайчик на велосипеде.
Воспитатель:
Ну, наконец-то, Зайка! А что это ты делаешь?
Зайка:
Катаюсь на велосипеде, тренируюсь, чтобы стать Олимпийским чемпионом!
Воспитатель:
Зайка, тренироваться лучше на улице. А сейчас присоединяйся к нам с ребятами. Давайте поговорим о спорте!..
Зайчик подходит к детям и воспитателю, здоровается.
Зайка:
Но прежде, чем начать,
мне хотелось бы узнать:
А дружны вы с физкультурой,
Со спортивною игрой?..
Рано утром на зарядку вы выходите гурьбой?
Дети:
Да!
Зайка приглашает всех на музыкальную зарядку
Проводится «Музыкальная зарядка»
Воспитатель:
Да! Ребята со спортом дружат! Они хотят быть здоровыми и сильными.
Дети, а кто из вас знает, что такое Олимпийские Игры?
(Версии детей)
Воспитатель продолжает:
Это мирные спортивные соревнования. А вы знаете, почему их назвали «Олимпийские»?
(Версии детей)
Воспитатель:
Сейчас вы услышите одну историю, но сначала ответьте, в какой стране мы с вами живём?
Дети:
В России.
Воспитатель:
Конечно! А есть страна Греция. Давным-давно в древней-древней Греции было много-много царств-государств. Их цари воевали друг с другом.
Выходят два ребёнка, представляющие Царей Древней Греции
Мальчик, изображающий царя Спарты:
Самый сильный из них был царь Спарты (показывает на себя и гордо садится на трон). Мои воины непобедимы!
Мальчик, изображающий царя Элиды:
А царь Элиды (показывает на себя) не хотел воевать. Как избежать войны? (ходит, думает)
Зайка:
Думал царь, думал и…
Мальчик, изображающий царя Элиды:
Придумал! Все Греки верят в бога Зевса. Все Греки любят состязаться, показывать свои умения, силу и ловкость, особенно, - жители Спарты.
Устрою я в своём царстве-государстве Игры для всех Греков, Спортивные Игры в городе Олимпия в честь бога Зевса! Но как же всех собрать? Кругом война...
Мальчик, изображающий царя Спарты:
Игры? Состязания? Это мне по душе!.. О, воины, опустите оружие! Все собирайтесь на Игры в честь бога Зевса в Олимпию! Покажите свою силу и ловкость! Пусть все увидят, что мы – спартанцы - и без оружия умеем побеждать!
Зайка:
Воины опустили оружие на время Игр, и греки смогли собраться в городе Олимпия!
Мальчики, изображавшие царей, берутся за руки
Воспитатель:
Поэтому Игры стали называться Олимпийскими. В Олимпии был зажжён Священный огонь в честь Бога Зевса. Пока шли игры, Священный огонь горел, и войны не было.
Дети-артисты присоединяются к остальным ребятам.
Воспитатель:
Почему же Игры-соревнования стали называться Олимпийскими?
Дети:
Они проходили в городе Олимпия.
Воспитатель:
Почему Игры в Олимпии можно назвать мирными?
Дети:
Пока Игры шли, и горел Священный огонь, войны не было.
Воспитатель:
Прошло много лет, но Олимпийские Игры существуют до сих пор. Проводятся они не только в Греции, но и в других странах. И всегда зажигается Олимпийский Огонь мира. Люди говорят: «О, Спорт! Ты – Мир!»
Зайка:
Давайте поиграем!
Проводится игра «Передача Олимпийского Огня».
Ход игры:
Воспитатель ставит два детских стульчика спинками друг к другу так, чтобы образовался узкий проход; на расстоянии от стульчиков кладёт канат (имитация преодоления препятствия – перешагивание - при движении), берёт чашу с не закреплённым шариком, что повышает внимание и аккуратность при движении и передаче. Под музыку дети движутся по кругу за воспитателем, несущим чашу с шаром, преодолевая препятствия. По команде педагога «Факел!» дети останавливаются и начинают передавать «факел» по кругу из рук в руки. По команде «Движение!» передача «факела» прекращается, и возобновляется движение по кругу. «Факел» несёт ребёнок, у которого он оказался при остановке передачи. Игра проводится под музыку.
После игры дети садятся на заранее приготовленные стульчики (по количеству детей участников).
Воспитатель:
Когда ваши мамы и папы были маленькие, в Москве проходили
Летние Олимпийские Игры.
Посмотрите, как москвичи встречали гостей - спортсменов и болельщиков из разных Частей Света
Показ слайдов №1, №2, №3 и комментарии воспитателя.
Воспитатель продолжает:
Когда ВЫ были маленькие, в российском городе Сочи проходили
Зимние Олимпийские Игры, и снова – встреча гостей!
Показ слайдов №4, №5, №6 и комментарии воспитателя.
Воспитатель:
Ребята, а вы знаете какие-нибудь виды спорта?
(Ответы детей)
Воспитатель:
Давайте поиграем в игру «Летний вид спорта - Зимний вид спорта».
Воспитатель раздаёт картинки с видами спорта и
проводит дидактическую игру «Летний вид спорта - Зимний вид спорта».
Ход игры:
Каждый ребёнок получает карточку с определённым видом спорта. Дети по очереди озвучивают вид спорта, уточняют, летний он или зимний. Игра заканчивается тем, что дети кладут карточки с зимними видами спорта в одну коробочку, а карточки с летними видами спорта – в другую.
Воспитатель показывает детям флаг России:
Ребята, флаг какой страны у меня в руке?
Дети:
Флаг России.
Воспитатель продолжает:
Белый цвет означает - мир. На флаге нашей страны есть белый цвет?
Дети:
Да!
Воспитатель:
Значит, наша страна Россия - какая?..
Дети:
Мирная… Миролюбивая.
Воспитатель предлагает вниманию детей «Олимпийский глобус» (все Части Света окрашены в соответствии с цветами олимпийских колец: Европа – синий цвет, Азия – жёлтый, Африка – чёрный, Америка (Северная и Южная) – красный, Австралия – зелёный).
Воспитатель:
Я предлагаю вам отправиться в разные части Белого Света: в Европу (воспитатель показывает её на глобусе), в Азию…, в Африку…, в Америку…, в Австралию...
Представьте, что вы - посланники России и, конечно, приглашайте гостей от всей души, с радостью (воспитатель раздаёт детям флаги России).
Готовы?..
Проводится игра «Посланники России» на запоминание Частей Света.
В зале, в разных местах, установлены мини-стойки с цветовыми метками Частей Света. На них же лежат кольца и шапочки соответствующих цветов.
Воспитатель:
Посланники России! Отправляйтесь в Европу, приглашайте гостей на Олимпийские Игры!
Под музыку дети двигаются «стайкой» в том направлении, где находится соответствующая «Часть Света», машут флажками.
Зайка:
Теперь – в Америку!..
Игра проводится под музыку, динамично, весело до тех пор, пока дети не освоятся и не станут чувствовать себя уверенными в поиске нужной Части Света. В процессе игры дети запоминают названия и цвет Частей Света.
После игры «Посланники России»
проводится мини-игра «Где вы были?» на закрепление понятий.
Воспитатель:
Посланники России, где вы были? (показывает синий круг)
Дети:
В Европе!
Воспитатель:
Где вы были? (показывает чёрный круг)
Дети:
В Африке!
Игра продолжается до тех пор, пока дети не озвучат все Части Света. После игры дети садятся.
Воспитатель:
А теперь нам необходим флаг Олимпийских Игр. Прислушайтесь: «О, Спорт, ты - Мир!» (педагог выделяет слово «мир»). Как вы думаете, ребята, какого цвета должен быть флаг Олимпийских Игр?
Дети:
Флаг должен быть белым.
Воспитатель кладёт на специально подготовленный столик большой лист белой бумаги.
Воспитатель:
А теперь, ребята, представьте, что вы – гости со всех Частей Света.
Проводится игра «Встреча гостей» (с элементами аппликации)
Ход игры:
Воспитатель делит детей на пять мини-групп, каждая из которых встаёт у
определённой стойки, обозначающей Часть Света. Дети надевают шапочки соответствующего цвета. По команде дети одной из мини-групп берут колечко своего цвета, и
все бережно несут своё кольцо к приготовленному листу белой бумаги. Дети приклеивают кольцо.
Работа детей контролируется педагогом!
Воспитатель:
- Гости из Европы, добро пожаловать!
Дети несут синее колечко и приклеивают его на белый ватман
- Гости из Африки, добро пожаловать!
Дети несут чёрное колечко и приклеивают его рядом с синим.
- Гости из Америки, добро пожаловать!
Дети несут красное колечко и приклеивают его рядом с чёрным.
- Гости из Азии, мы ждём вас!
Дети несут жёлтое колечко и приклеивают его ниже синего и чёрного, слегка накладывая на эти два кольца
- Гости из Австралии, мы ждём вас!
Дети несут зелёное колечко, приклеивают его рядом с жёлтым, чуть накладывая на чёрное и красное кольца
Таким образом «рождается» флаг Олимпийских Игр.
В процессе данного действия дети снова собираются вместе.
Воспитатель:
Ну, вот и готов наш флаг! Колечки переплелись! Все объединились ради чего?..
Дети:
Ради мира… Спорта… Здоровья… Дружбы… Радости...
Воспитатель и дети выставляют флаг на видное место.
Воспитатель:
Ребята, мы передавали Олимпийский Огонь мира, у нас есть Олимпийский флаг. У нас есть команда! Вы готовы посоревноваться?
Дети:
Да!
Проводится эстафета двумя командами «Собери кольцо дружбы»
Детали колец каждой команды находятся в специальных ёмкостях. Первый ребёнок каждой команды берёт деталь кольца, бежит и кладёт эту деталь в указанном месте. Каждый последующий ребёнок команды, после передачи эстафеты, бежит с деталью кольца и соединяет её с предыдущей деталью (предыдущими деталями). Последний ребёнок команды добегает до почти собранного кольца, присоединяет свою деталь, смыкает кольцо и возвращается с ним к своей команде. Побеждает та команда, которая первой закончит эстафету. После эстафеты дети садятся.
Рефлексия.
Воспитатель задаёт вопросы по теме:
- Откуда произошло название «Олимпийские Игры»?
(Первые спортивные Игры-состязания проходили в городе Олимпия, поэтому Игры назвали Олимпийскими. Так они называются и сейчас)
- Спортсмены каких Частей Света собираются на Олимпийские Игры?
(Спортсмены Европы, Африки, Азии, Америки, Австралии)
- Ради чего спортсмены собираются вместе?
(Ради мира, радости, здоровья, дружбы, спорта)
- Ребята, этим летом, в августе, в Бразилии, в городе Рио-де-Жанейро пройдут Летние Олимпийские Игры. Какие виды спорта там будут представлены?
(Лёгкая атлетика, бокс, борьба, плавание, художественная гимнастика, спортивная гимнастика, футбол, баскетбол…)
- Почему Олимпийский флаг белого цвета?
(Белый цвет обозначает «мир», а Олимпийские Игры – мирные игры, поэтому Олимпийский флаг белого цвета)
Зайка:
Посмотрите, сколько я сделал олимпийских флажков. Я хочу подарить их ребятам (раздаёт флажки).
Воспитатель собирает детей в центре зала, и все произносят слова:
Мы хотим умнее быть - это раз!
Мы хотим сильнее быть - это два!
Все хотим мы в мире жить - это три,
Чтобы Землю сохранить! - Да! Да! Да!
Чтобы не было войны ни-ког-да!
Звучит песня «Герои спорта» (музыка А. Пахмутовой; слова Н. Добронравова).
Показ слайдов (фотографии российских спортсменов-победителей)
Дети машут флажками, повторяя движения педагога, проходят маршем по залу и отправляются в группу.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе с общим недоразвитием речи третьего уро
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Олимпийская эстафета»
Конспект интегрированного занятия для детей 6-7 лет по теме: Времена года. Зима
Игра по валеологии «Счастливый случай» в подготовительной группе
Похожие статьи:
Конспект интегрированного занятия в группе ПО «Пришелец с неведомой планеты»
Конспект занятия – путешествия на тему «Школа» в подготовительной группе
Конспект занятия «Берегите природу» в подготовительной группе