Экологический проект для детей старшего дошкольного возраста «Лекарственные растения рядом с нами»
Автор: Залужная Елена Николаевна, воспитатель первой квалификационной категории БДОУ г. Омска «Детский сад № 52 компенсирующего вида»
Описание материала: предлагаю вам конспект экологического проекта для детей старшего дошкольного возраста. Данный материал будет полезен для воспитателей старшей и подготовительной к школе группы, а также для педагогов, работающих с детьми с нарушением зрения. Проект направлен на активизацию познавательной деятельности, развитие речи, ручной умелости, зрительного восприятия, повышение остроты зрения.
Экологический проект для детей старшего дошкольного возраста «Лекарственные растения рядом с нами»
Цель: Узнать, какие лекарственные растения находятся в ближайшем окружении: на территории детского сада, Омского Государственного Аграрного Университета. Какую пользу они приносят и можно ли вырастить их самим.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».
Задачи:
Создать в группе условия для реализации экологического проекта;
Активизировать познавательную деятельность; продолжать учить детей с помощью взрослых находить интересную и полезную информацию о растениях, работая с различными источниками информации;
Познакомить детей с народными названиями лекарственных растений, их историей;
Развивать речь у детей, как средство общения; закрепить представление детей о лекарственных растениях, расширить словарь (первоцвет, отвар, настой, медонос, рассада, соцветия) за счет новых впечатлений и информации, вызывать желание рассказывать о ценностях растения, живущего рядом с нами;
Повышать остроту зрения, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику через художественно – продуктивную деятельность: раскрашивание силуэтов, вырезывание по контуру детской ладошки, рисование нетрадиционной техникой, «бумагопластика», игры с прищепками, счетными палочками, работа с калькой, трафаретами;
Побуждать детей к длительному наблюдению за развитием одних и тех же объектов; прививать практические навыки по выращиванию культурных лекарственных растений, уходу за ними;
Развивать творчество, мышление, фантазию;
Воспитывать экологическую культуру.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Срок выполнения: апрель – сентябрь.
Проблема: В чем заключается ценность лекарственных растений? Как ими лечиться? Что полезнее у них – кора, плоды, листья, корни или цветы?
Целеполагание: После обсуждения проблемы вместе с детьми, мы решили узнать о лекарственных растениях, которые растут на территории детского сада и Омского Государственного Аграрного Университета, научиться выращивать культурное лекарственное растение – календулу.
Планирование и организация деятельности. Подготовительный этап.
Сбор информации: подобрать статьи с интернет – источников, сказки, стихи, пословицы, загадки по теме.
Чтение рассказов, сказок, рассматривание иллюстраций с изображением картин известных художников: Е.Е.Волков «Поле ромашек», И.И. Левитан «Одуванчики», В.М. Васнецов «Дубовая роща в Абрамцево», И.И. Шишкин «Сосновый бор».
Домашнее задание: детям и родителям сделать комнатные клумбы для выращивания рассады (из бросового материала), подобрать семена.
Беседа «Растения – фитотерапевты». Какие они? Почему травы называют лекарственными?»
Цель: выяснить представление детей о лечебных свойствах трав, растущих на участке детского сада (об одуванчике, лопухе, ромашке, подорожнике), выявить отношение детей к ним, заинтересовать темой проекта.
Оформить «Полочку умных книг» (справочники, энциклопедии, книги, раскраски, иллюстрации).
-
Подготовка к презентации проекта.
Основной этап.
Решение проблемы через образовательно – воспитательный процесс.
Речевое развитие. Беседы:
-«Здравствуй, маленький цветок, первенец весны»;
-«Душистая мята»;
-«Великий путешественник»;
-«Скромный одуванчик»;
-«Полезная крапива»;
-«Ландыш – «заячьи ушки»;
-«Как хорош сегодня наш лопух!»;
-«Чистотел – желтый цветок»;
-«Календула - ноготки»;
-«Незабудка – «мышиное ушко»;
-«Ромашка – «белая рубашка»;
-«Василек синий – медонос»;
Ознакомление с художественной литературой.
Чтение загадок, стихов, пословиц, произведений:
М.М. Пришвин «Золотой луг»;
Н. Павлова «Хитрый одуванчик»;
Г. В. Лебедева «Одуванчик»;
«Легенды об одуванчике»;
Н. Ю. Васильева «Растения России»;
Т.А. Шорыгина «Цветы. Какие они?» и др.
Познавательно – исследовательская деятельность.
Наблюдение за лекарственными растениями;
Выращивание рассады календулы, высадка на участок детского сада, уход за ней, сбор семян;
Экскурсии на озеро «Сергеевское», Ботанический сад ОмГАУ;
Беседа «О безопасном поведении в природе».
Игровая деятельность.
Дидактические игры: «Собери целое из частей», «Чей листок?», «Четвертый лишний» и др.
Сюжетно – ролевая игра «Зеленый доктор» (лечебные свойства подорожника);
Художественно – продуктивная деятельность.
Аппликация «Одуванчики»;
Рисование «Цветы», Летнее настроение», «Букет»;
Коллаж «Васильки», «Ромашки в траве»;
Аппликации из контуров детских ладошек: «Ромашка», Одуванчик».
Коррекционная работа.
Работа с калькой, трафаретами с внутренней и внешней обводкой;
«Соедини линиями точки и раскрась рисунок»;
Игры с прищепками, счетными палочками.
Работа с родителями.
Изготовить комнатные клумбы для рассады;
Заготовить семена ноготков, землю, предметы ухода: лейки, совочки;
Сбор информации о лекарственных растениях вместе с детьми;
Чаепитие «Душистая мята».
Презентация проекта.
НОД «Путешествие в страну лекарственных растений»;
Развлечение с родителями «Вкусный и полезный праздник».
Заключительный этап.
Обработка и оформление материалов проекта;
Анализ результативности проведенной работы.
Список литературы.
1. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2011.
2. Новицкая С.А. Поделки из бумаги. Совместное творчество педагога и дошкольника: Методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012.
3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Л.И. Плаксиной. – М.: Издательство «Экзамен», 2003.
4. Растения России. Начальная школа / Сост. Н.Ю. Васильева. – 2-е изд., исп. и доп.- М.: ВАКО, 2013.
5. Цветы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей / Т.А. Шорыгина. – М.: Издательство ГНОМ, 2010.
6. Экологические проекты в детском саду / О.М. Масленникова, А.А. Филиппенко. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л. Е., 2014.
Рекомендуем посмотреть:
Осенняя прогулка в подготовительной группе
Конспект НОД в подготовительной группе. Экскурсия в аптеку
Конспект НОД по экологии для детей в подготовительной группе. Лекарственные растения
Экологический познавательно-исследовательский проект в детском саду для детей старшего дошкольного в