Повышение профессионального мастерства педагога и его аттестация - залог повышения качества образования.
Автор: Качур Елена Александровна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель МБОУ СОШ № 4 с.Покровское Артёмовского района Свердловской области.
Описание: Представляю Вашему вниманию статью по теме
«Повышение профессионального мастерства педагога и его аттестация - залог повышения качества образования». Она будет интересна для заместителей директоров по учебно-воспитательной и учебной работе. Надеюсь, что материалы статьи пригодятся Вам в профессиональной деятельности!
Цель работы: рекомендации по направлениям работы заместителя директора по учебно-воспитательной работе в межаттестационный период педагогов.
Постоянное совершенствование педагогами образовательных учреждений своего профессионального мастерства и своевременная их аттестация является ключевым фактором развития образования. Ни для кого не секрет, что сегодня школе требуется педагог, умеющий постоянно изменять направление и содержание своей деятельности. Педагог должен объективно оценивать свою деятельность, критически воспринимая как достоинства, так и недостатки данной деятельности.
В связи с вышесказанным, для заместителя директора по учебно-воспитательной работе приоритетным направлением в работе становится способствование созданию в образовательном учреждении условий для успешного повышения профессионального мастерства учителей, работающих в школе
Ни для кого не секрет, что очень часто практика расходится с теорией: далеко не всегда педагоги, имеющие лишь соответствие занимаемой должности, показывают в своей профессиональной деятельности результаты хуже, чем педагоги, обладающие первой и, даже, высшей квалификационной категориями.
Каким же образом заместителю директора по учебно-воспитательной работе построить работу с педагогами так, чтобы в межаттестационный период для педагогов администрации школы можно было объективно, адекватно оценить достижения каждого учителя, работающего в их образовательном учреждении.
Проработав заместителем директора по учебно-воспитательной работе 3 года, я пришла к выводу, что для создания вышеуказанных условий в образовательном учреждении, необходимо системно работать по следующим направлениям: усиление внутришкольного контроля со стороны администрации школы; постоянное обобщение педагогического уровня учителями на различных уровнях; ведение педагогического мониторинга по различным направлениям деятельности; вовлечение педагогов в инновационную педагогическую деятельность; систематическое повышение педагогами профессионального уровня через участие в педагогических конкурсах; посещение курсов повышения квалификации и семинарских занятий; взаимопосещение учебных занятий и их подробный анализ; организация методической работы; самообразование педагогов по самостоятельно выбранной теме, актуальной и интересной для них.
Для чего же всё-таки необходима системность в работе по повышению профессионального мастерства педагога?
Она необходима для того, чтобы в образовательном учреждении была создана обстановка доброжелательности и взаимоподдержки, чтобы педагоги чувствовали себя уверенно, чувствовали поддержку со стороны администрации.
Особое внимание в работе заместителю директора по учебно – воспитательной работе, на мой взгляд, следует уделять квалификационным характеристикам педагогов. Направлять их на объективное оценивание своего труда и своих достижений, что окажет помощь педагогу в формировании своего стиля работы.
Через процедуру аттестации проходит в своей профессиональной деятельности каждый педагог без исключения. Важно, чтобы аттестация помогала учителю реализовываться как профессионалу, подталкивая к дальнейшим профессиональным достижениям и успехам.
Первоначальное представление на педагога, по моему мнению, должен представлять руководитель ШМО на педагогическом совете. И лишь потом на его основании составляется представление администрацией.
Деятельность педагога в межаттестационный период предлагаю разбить на 3 значительных блока:
Подготовительный блок. В него войдёт разъяснительная работа о целях аттестации, принципах деятельности аттестационных комиссий, ознакомление с нормативными документами, самодиагностика результативности профессиональной деятельности; консультативная помощь администрации образовательного учреждения.
Второй блок – обобщение педагогического опыта. Сюда отнесём внедрение педагогического опыта в педагогическую общественность, участие в конкурсах педагогического мастерства, практический показ, творческий опыт, презентация, защита опыта как системы, посещение уроков, внеклассных мероприятий.
Третий блок – аттестация педагога, включающий в себя непосредственно квалификационные испытания и экспертную оценку педагогической деятельности учителя.
Важно отметить тот факт, что деятельность педагога по повышению профессионального уровня должна вестись в системе, а не только на момент аттестационных испытаний.
На основе практической деятельности учителя возможна реализация так называемой
«Программы работы учителя, повышающего свою квалификацию» на 5 лет.
Все это окажет содействие самоутверждению учителя в коллективе, его специализации по избранному профилю учебно-воспитательной деятельности, поможет в осмыслении, обобщении его опыта на основе синтеза, теории и практики, и, следовательно, учитель выработает свой педагогический почерк.
Кроме этого, что немаловажно, у педагога повысится ответственность за качественное и своевременное выполнение рекомендаций аттестационной комиссии.
Как выявить опыт педагогов, работающих в Вашем образовательном учреждении? В системе посещать уроки, внеклассные мероприятия, выявлять учителей, классных руководителей, опыт которых может оказаться заслуживающим углубленного изучения.
Рекомендуем посмотреть:
Экспертное заключение аттестации педагогических работников
Положение о смотре - конкурсе "Электронное портфолио педагога"
Приложение к заявлению на аттестацию учителя физики на 1 категорию
Положение о проведении аттестации