Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Рассказ о Ломоносове детям

Беседа о М.В. Ломоносове детям

Автор: Шашенко Елена Александровна, воспитатель МБДОУ ЦРР детский сад «Чайка»
Описание: Беседа предназначена для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, воспитателей дошкольных учреждений, учителей младших классов и родителей.
Назначение работы: Беседа познакомит детей с детством М.В. Ломоносова.
Цель: воспитание у детей патриотизма на примере служения науке великого русского учёного — М.В.Ломоносова.
Задачи:
- Познакомить детей с детством М.В. Ломоносова.
- Способствовать расширению знаний детей старшего дошкольного возраста о М. В. Ломоносове, его жизни и деятельности.
- Показать стремление М. В. Ломоносова к знаниям, вызвать желание учиться, получать знания.
- Воспитывать уважение к великому ученому.

Есть люди, которые славили и славят Россию. К таковым относится Михаил Васильевич Ломоносов. Ломоносов занял видное место среди величайших умов мира. Для России он был и остаётся беспримерным явлением, недосягаемым великаном в деле просвещения.

М.В. Ломоносов родился 8 (19) ноября 1711 года. Его малая родина – деревня Мишанинская Архангелогородской губернии (ныне село Ломоносово Архангельской области).
Семья Ломоносовых была зажиточнее прочих семей. Отец Михаила Ломоносова, Василий Дорофеевич, был заправским рыбаком. Его характер закалило море. Он был человеком суровым, мужественным. С весны до осени Василий Дорофеевич со своими братьями ходил на судах в Белое море, ловил рыбу и промышлял морского зверя. Белое море, или как его еще называли, Студеное, слабаков не терпело.

Мать, Елена Ивановна, происходила из семьи дьякона. Она была доброй и ласковой женщиной. Настоящей красавицей. У нее была тяжелая золотистая коса. Внешним обликом Михаил был похож на мать. Он был «круглолик, кареглаз, кровь с молоком». Елена Ивановна с нежностью и теплотой относилась к единственному сыну. К сожалению, Михаил, или как его называли в детстве Михайло, лишился матери очень рано, когда ему было только девять лет.
Мальчишка он был смышленый, до всего ему было дело. Русский север навсегда оставил неизгладимое впечатление в его душе. Ему было все интересно. Михайло был очень любознательным и задавал отцу много вопросов, на которые Василий Дорофеевич не всегда знал ответы.

На десятом году жизни Михаил начал помогать отцу в работе. Вместе они подолгу находились в море, рыбачили, охотились. Пришлось пройти через всякое: бури и полное безветрие, когда безжизненно обвисают паруса и тихое море качает судно на одном месте. Тогда приходилось браться за весла. Отец говорил сыну: «Смелый, да умелый нигде не пропадет».
Первыми учителями Ломоносова были сосед Иван Афанасьевич Шубной и дьячок местной Дмитровской церкви С.Н.Сабельников. Книгочею Ивану Шубному нравился пытливый и любознательный мальчик. Он показывал ему аз и буки, веди и глагол. Читать и писать Михайло научился быстро. Первыми прочитанными книгами были церковные книги. Но эти книги не отвечали на вопросы – почему появляется северное сияние, отчего бывают приливы и отливы?

Первые свои заработанные деньги Михаил потратил на книги — «Грамматику» Мелетия Смотрицкого, «Арифметику» Л.Ф.Магницкого, «Стихотворная Псалтырь» Симеона Полоцкого. Мальчик не расставался с ними ни днем, ни ночью. Ложась спать, он клал их под подушку. Особенно его захватила «Арифметика».
С течением времени жизнь Михаила в отцовском доме становилась невыносимой. Мачеха придирчиво и сурово относилась к мальчику. Особенно ей не нравилось его пристрастие к книгам.
Михаил принял решение покинуть родной дом. В конце 1730 года Ломоносов решается идти в Москву вместе с рыбным обозом.

В уже достаточно взрослом возрасте (девятнадцати лет) Михаил сел за парту в Навигацкой школе, в Москве. Но вскоре его планы поменялись. Он начинает учебу в «Спасских школах», то есть в Славяно-греко-латинской академии. Детям крестьян в академии учиться не полагалось, поэтому Михаилу пришлось выдать себя за дворянского сына. Учеба проходила в нелегкой обстановке, «школьники, да малые ребята» не раз поднимали на смех великовозрастного ученика. Но главной проблемой был недостаток средств. Стипендия была несколько копеек в день. На эти деньги нужно было покупать еду, одежду, приобретать перья и бумагу. Выплата стипендии осуществлялась нерегулярно. Стремление к овладению знаниям – вот что помогло преодолеть пытливому юноше все страдания, трудности и лишения, которые выпали на его долю.
Огромное впечатление на Ломоносова произвел двухэтажный дом с высоким подклетом и необычной вывеской: «Библиотека». Вот где было царство книг! Книги грудами лежали на столах, теснились на полках, на высоких подставках.

Какие же предметы изучали ученики в то время? Помимо латыни, главной считалась логика, затем шли математика, история, география, церковнославянский язык, нотное пение.

В академии Ломоносов научился многому. Он получил хорошие знания в области естественных наук, познакомился с лучшими образцами древнерусской литературы, с латинской поэзией, освоил латынь и греческий язык.
В 1735 году Ломоносов в составе группы учеников из двенадцати человек был направлен в Петербург, где был зачислен в студенты университета при Академии наук. В последующие годы Ломоносов продолжил обучение в странах Европы.

Он учился на совесть и многого в своей жизни добился. М.В.Ломоносов стал учёным с мировым именем.
Химия, физика, астрономия, филология, история, география, геология, металлургия, стекловедение – чем только не занимался М.В.Ломоносов, и везде он оставил свой уникальный, неповторимый след.

Вопросы:
1. В каком году и где родился Михаил Васильевич Ломоносов?
2. Кем был отец Ломоносова?
3. Во сколько лет Михаил стал учиться?
4. Когда и каким образом он добрался до Москвы?
5. В какое учебное заведение, и каким образом он поступил в Москве?
6. Какие трудности возникли у Ломоносова?

Похожие записи:

Стихотворение к 250-летию памяти Михаила Васильевича Ломоносова Проектирование познавательных маршрутов "Город и дети», «Ребёнок и музей" Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению детей с художественной литературой Рассказ об Осени для детей, 1 класс
Как слепить котика из пластилина поэтапно с фото для детей | Новогодний праздник в детском саду. Интересный сценарий для старших дошкольников
Опубликовано: 2545 дней назад (3 декабря 2017)
Просмотров: 14563
Рубрика: Без рубрики
+19
Голосов: 19
Елена Викторовна Багрова # 3 декабря 2017 в 12:15 +3
Здравствуйте, Елена Александровна!
Благодарю за приглашение.
Понравился результат проектной деятельности. Тема серьезная оказалась доступна для ваших дошколят.
Вы молодцы! Знакомите ребят с Великими людьми России. Это поможет определить главное - чтобы добиться чего-нибудь в жизни, надо учиться!
Примите голос. Успехов!
С уважением!!!!
Елена Александровна Шашенко # 3 декабря 2017 в 14:27 +1
Елена Викторовна! Спасибо ВАМ!
Наши родители помогли,справиться с этой темой,нарисовали портрет, газету выпустили,фото альбом.
И ,результат,получился.
Софья Владимировна Юхнина # 3 декабря 2017 в 13:19 +3
Елена Александровна, здравствуйте! Благодарю за приглашение на знакомство с публикацией: "Беседа о М.В. Ломоносове детям". Здорово! Думала, что для дошкольников рановато, но сейчас в нашем современном мире, всё немного с опережением! Вы создаёте условия для развития у детей патриотизма на примере служения науке великого русского учёного — М.В.Ломоносова. Примите мой голос в Вашу копилочку, я желаю ВАМ УСПЕХА!!!
Елена Александровна Шашенко # 3 декабря 2017 в 14:32 +2
Добрый день! Софья Владимировна,я тоже считаю ,что тема сложная.
Но мы, дружим со школой,поэтому проходила неделя М,В.ЛОМОНОСОВА ,решили попробовать,
Результат был,все поняли ,что М.В.Ломоносом- ученый,Спросила детей,что такое ученый,они значить умный.
Что,такое "УМ" -значит много знает.Вот,такой результат.
Ирина Александровна Захарова # 3 декабря 2017 в 15:27 +2
Здравствуйте, Елена Александровна. Познакомилась с Вашей работой - Беседа о М.В.Ломоносове детям. Тема очень интересная, ведь воспитывать детей необходимо на примере таких выдающихся людей, как М.В.Ломоносов. А если преподносить сложную тему простым и доступным языком, то проблем с восприятием материала не будет. То, что детям надо знать - они усвоили и это самое главное. Голосую с удовольствием))
Елена Александровна Шашенко # 4 декабря 2017 в 05:11 0
Ирина Александровна! Спасибо,большое.
Екатерина Геннадьевна Иванова # 10 января 2018 в 20:27 0
Работа познавательная, для детей посильная, интересные плакаты. Вообще формы и методы работы разнообразные.
Любовь Владимировна Лычангина # 3 декабря 2017 в 15:30 +2
Здравствуйте, Елена Александровна!
Благодарю за приглашение на новую публикацию. Дети мыслят образно. И яркий образ - личность Ломоносова - Вами, я думаю, выбрана намеренно для ознакомления и в качестве положительного примера для детей.
Ну и думаю, предварительная словарная работа Вами с воспитанниками проведена.
Спасибо за опыт.
Примите и мой голос тоже!
Елена Александровна Шашенко # 4 декабря 2017 в 05:12 0
Благодарю! Любовь Владимировна,спасибо.
Елена Юрьевна Деришева # 3 декабря 2017 в 17:26 +2
Интересный познавательный материал о М.В.Ломоносове. Голос.
Елена Александровна Шашенко # 4 декабря 2017 в 05:13 0
Спасибо,за ВАШ! комментарий.
Мира Симеунович # 3 декабря 2017 в 23:29 +2
Здравствуйте, Елена Александровна! С интересом прочитала Вашу беседу о Ломоносове. Очень познавательная, интересная беседа. Хорошо, что Вы показали детям фотографии и иллюстрации великого учёного. Этой беседой Вы воспитываете уважение не только к великому, талантливому Ломоносову, но и к учёбе вообще, к образованию, к труду. Интересная жизнь и деятельность Ломоносова развивает познавательный интерес детей, их любознательность, желание стать великими. Примите мой голос и пожелание успеха!
Елена Александровна Шашенко # 4 декабря 2017 в 05:14 +1
Спасибо! Большое ВАМ! за поддержку,комментарий.
Снежана Анатольевна Колесникова # 4 декабря 2017 в 16:45 +1
Добрый вечер, Елена Александровна!
Замечательный выбор выдающейся личности из простого народа, который доказал всем, что "упорство и труд - все перетрут".
Не знаю, как дошкольники, но вот дети постарше наверняка задумаются о том, как важно в жизни стремиться к чему-то очень важному и прилагать все усилия для этого.
Голосую с удовольствием +
Елена Александровна Шашенко # 6 декабря 2017 в 11:46 0
Спасибо! Большое ВАМ! за поддержку,комментарий.
Наталья Викторовна Боголапова # 5 декабря 2017 в 09:31 +1
Здравствуйте, Елена Александровна! Спасибо за приглашение на интересную публикацию о великом русском человеке и учёном! Хорошо. что Вы знакомите детей с такими выдающимися людьми нашего Отечества и на примере их стремления к знаниям. воспитываете в ребятах характер. интерес к учению!Голосую с удовольствием.
Елена Александровна Шашенко # 6 декабря 2017 в 11:46 0
Спасибо! Большое ВАМ! за поддержку,комментарий.
Марина Дмитриевна Солодова # 6 декабря 2017 в 05:46 +1
Елена Александровна, какая Вы молодец! что с дошкольного возраста прививаете любознательность и интерес к таким наукам и знакомите с такими выдающимися людьми! И вся беседа доступна для детей! Непременно голос! Ваши занятия многогранны, разнообразны, актуальны и познавательны! Молодцы!!!
Елена Александровна Шашенко # 6 декабря 2017 в 11:47 0
Спасибо! Большое ВАМ! за поддержку,комментарий.
Ферюза Кабулжановна Валимухаметова # 6 декабря 2017 в 18:02 +1
Добрый вечер, Елена Александровна. Спасибо за приглашение. Очень интересная познавательная беседа у вас получилась. Знакомство детей с Ломоносовым, как с личностью знаменитой, сильной - очень хорошее дело. Видно детям тоже было интересно, а значит доступная информация им была представлена. ГОЛОС)))
Елена Александровна Шашенко # 8 декабря 2017 в 15:45 0
Спасибо,большое!
Ольга Ивановна Кабанова # 7 декабря 2017 в 20:06 +1
Добрый вечер, Елена Александровна!
Спасибо за интересную, познавательную беседу. Материал продуман, правильно оформлен и обязательно будет востребован коллегами. Примите мой голос +1! Желаю успеха и новых творческих удач.
Елена Александровна Шашенко # 8 декабря 2017 в 15:46 0
Благодарю! Ольга Ивановна,большое спасибо!
Елена Владимировна Иванова # 17 декабря 2017 в 21:10 +1
Доброго времени суток!
В доступной форме вы изложили материал о жизненном пути М.В.Ломоносова. На мой взгляд, все-таки подобная беседа будет больше интересна младшим школьникам. Да и прочитать стенгазету и доклады дошкольникам сложно будет. Молодцы родители, постарались! Думаю, материал пригодится коллегам и будет использован в работе. Спасибо за публикацию! Голосую!
Елена Александровна Шашенко # 18 декабря 2017 в 05:58 0
Спасибо! конечно я с вами согласна,но проходила неделя Ломоносова,ходили в школу,нужно было ,чтоб детки знали,кто такой ЛОМЛНОСОВ! Запомнили "УЧЕНЫЙ" т.е. знает "ВСЕ"
Валентина Николаевна Разумова # 19 декабря 2017 в 21:57 +1
Елена Александровна, я очень уважаю нашего великого учёного Михаила Ломоносова. Познакомиться ещё раз с его биографией было интересно. Всё же считаю настолько подробный рассказ для дошколят не совсем подходит. Возможно, ошибаюсь и ваши детки прониклись и запомнили информацию. Спасибо за приглашение.
Елена Александровна Шашенко # 29 декабря 2017 в 13:50 0
Валентина Николаевна!
Я с ВАМИ! Согласна.Спасибо.
Сидорова Зоя Григорьевна # 28 декабря 2017 в 20:03 +1
Елена Александровна!
Представленная Вами публикация "Беседа о М.В. Ломоносове детям"
поэтапно позволяет решить поставленные задачи проектной деятельности.
Подробно разработаны формы и методы для реализации задуманного.
Думаю, что многим педагогам пригодится данный богатый материал.
Успехов Вам!
Голос!
Зоя.
Елена Александровна Шашенко # 29 декабря 2017 в 13:50 0
Добрый день!Я ВАМ! очень БЛАГОДАРНА!
Юлия Дмитриевна Арчвадзе # 7 января 2018 в 10:05 0
Здравствуйте, Елена Александровна!
Спасибо за приглашение. Понравился результат проектной деятельности. Очень хорошо, что Вы знакомите ребят с Великими людьми России с раннего детства. Голос!
Татьяна Александровна Шарыпова # 8 января 2018 в 19:35 0
Елена Александровна, я сегодня просмотрела вашу беседу про Михаила Васильевича Ломоносова.Было видно, что провели большую подготовительную работу. Тема это актуальная. Вы, подобрали очень интересный материал.
Беседа достигла вашу цель и помогает воспитывать любовь к Родине, воспитывать трудолюбие, упорство.
Получите мой голос.
Екатерина Геннадьевна Иванова # 10 января 2018 в 20:25 0
Понравилась работа. Она пригодится ребятам на многих предметах.
Раиса Фёдоровна Холкузиева # 13 января 2018 в 19:50 0
Здравствуйте, Елена Александровна! Спасибо за приглашение. Вы провели интересную и познавательную беседу.Дальнейших творческих успехов. Голос.
Наталья Ивановна Мурашова # 12 февраля 2018 в 00:45 0
Елена Александровна, спасибо за приглашение на Ваше мероприятие. Вы выбрали очень интересную тему для расширения детского кругозора и для развития любознательности, воспитания волевых качеств на примере русского учёного. Это вызывает уважение!!! Успехов Вам в творчестве!