Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Опыт работы инструктора по физическому воспитанию ДОУ. Здоровый образ жизни в детском саду

Развитие умения здорового образа жизни у детей в условиях детского сада.
Автор: Хомякова Е.А.
«Детский сад № 19 «Брусничка» находится в п. Тайтурка Усольского района. Бюджетное учреждение для детей дошкольного возраста. Открыто в 1958 году. Детскому саду 58 лет.
В учреждении получают образование дети с 2 до 7 лет.
Свою миссию мы видим в развитии и сохранение индивидуальности ребёнка.
В ДОУ удалось создать комфортную образовательную среду, повысить адаптационные возможности дошкольника при переходе в начальное звено и выйти на районный уровень по обмену опытом по созданию системы непрерывного образования.
В течении 5 лет и школа, и детский сад работают по образовательной программе « Школа 2100». В ДОУ есть прекрасный просторный музыкальный зал и физкультурный, изостудия, экологический уголок, музей « Горница», мини-музей часов, художественная галерея формируют нравственно патриотические представления, которые позволяют приобщить дошкольников к истории и культуре Отечества, социальной жизни.
Детский сад является ресурсным центром для дошкольных образовательных учреждений Усольского района по вопросам коррекции недостатков в психическом развитии детей.
Большое значение наш коллектив придаёт сохранению и укреплению здоровья детей, внедряя целевую программу « Здоровье».
Появлению основных документов, таких как « Концепция дошкольного воспитания», « Временное положение о дошкольном учреждении», « Закон об образовании» и др. дают возможность перестроить содержание работы всего комплекса. Совместно с коллективом – единомышленников и родителей мы делаем попытку по внедрению разработанной программы в действие.
На этом пути определено решение многих сложных, но благородных задач:
- поднятие социально-экономического статуса и роли нашего учреждения в жизни посёлка;
- разработка и внедрение новых организационно-педагогических форм и методов воспитания дошкольников в зависимости от педагогического потенциала семьи, здоровья ребёнка, запросов родителей;
- привлечение родителей к активному участию в учебно-оздоровительной работе;
- признание воспитателя творческой личностью, отвечающий за конечный результат, качество своего труда;
- комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач.
- ориентация всей оздоровительно-педагогической работы на психологическую индивидуализацию детей.
Начало этой работы было представлено на 5 областном образовательном форуме..
Наш девиз « Смолоду закалишься – на весь век сгодишься» (народная истина).
Для осуществления программы « Здоровье» установили сотрудничество с детским кабинетом местной поликлиники.
В основу программы положены теоретические и практические наработки по организации и внедрению системы оздоровления детей подверженных частым простудным заболеваниям.
Представлены практические и действенные методы поддержания здоровья детей дошкольного оздоровления, которые используются в детских дошкольных учреждениях для профилактики простудных заболеваний, пропаганды здорового образа жизни.
Максимально используются общеразвивающие упражнения, активизирующие различные группы мышц и улучшающие кровоснабжение внутренних органов. Для повышения функциональной работоспособности сердечно-сосудистой, бронхо - лёгочной систем особенно эффективны упражнения связанные с естественными движениями: дозированный бег, ходьба со сменой темпа и направления, ходьба в чередовании с бегом. Особая роль в повышении физических и физиологических возможностей детей принадлежит упражнениям, улучшающим местное лимфо-кровообращение. Такие как: приседание, ходьба на согнутых ногах, бег на месте, медленный бег по пересечённой местности и др. Все эти упражнения, наряду с другими программными, мы включаем как организованные занятия физкультурой, так и утреннюю гимнастику при соблюдении индивидуального подхода к детям.
Используем и нетрадиционные методы закаливания.
При закаливании было предложено руководствоваться принципами: начальная температура раздражителя (воды) должна быть оптимальной, нарастание интенсивности – постепенным, курс профилактики – непрерывным. Воздействие производить на область стоп, шею, лицо, слизистую оболочку полости носа и глотки. Использовать также воду контрастных температур.
Врачи поликлиники проводят обследование осанки и плоскостопия у детей, ведётся хронометраж физкультурных занятий с целью контроля физической нагрузки на организм ребёнка. Проводится в начале года и конце мониторинг, с целью выявления результатов проведения работы с детьми.
Установлен факт, что в результате закаливания у детей нашего детского сада повышается сопротивляемость организма, повышаются возможности системы терморегуляции и других систем организма.
Также применяются нетрадиционные методы закаливания: хождение босиком по росистой траве, асфальтовой или бетонной дорожке. Кроме того, что босохождение, оказывая благотворное влияние на психоэмоциональную сферу человека, косвенно снижает дальнейшее развитие или обострение ишемической болезни сердца, стенокардии, функциональных заболеваний нервной системы.
Очень нравится детям переступание из тазика в тазик ( 3 – 6 шт) с водой – тёплая, холодная, тёплая, тем самым закаливая стопы и рефлекторно закаливая носоглотку. Промывание носа холодной водой в течении дня несколько раз – восстанавливает носовое дыхание, что очень важно для естественного оздоровления. Всё это проводится в игровой форме, регулярно во всех группах.
С детьми проводятся мини-походы за пределы участка детского сада в разное время года. Зимой – катание на санках, летом – игры на полянках, получение праны.
В весенне–летний период, а также и осенью проводится утренняя гимнастика на улице и оздоровительный бег утром в конце прогулки. Начинают оздоровительный бег ребята с разминки. Нужно подготовить опорно-двигательный аппарат к работе, размять, разогреть мышцы, суставы и связки. Это предупредит травматические повреждения, подготовит сердечно-сосудистую и дыхательную системы к предстоящей нагрузке.
С целью антистрессовой терапии в детском саду работает комната психологической разгрузки. Здесь сосредоточены растения, игры, мягкая мебель, звучит музыка. Проводится в каждой группе « антистрессовый массаж», а также « интеллектуальный массаж» - Фрица Ауглина (швейцарский детский психолог).
Чтобы повысить жизнеспособность организма проводится дыхательная гимнастика по системе Бутейко с детьми. Чрезвычайно важно при этом «мышечно- волевым» усилием создавать образ, вливающейся с воздухом той самой энергии, праны, которая всему в природе даёт импульс. Выполняя со звуковой вибрацией, мы приводим себя в гармонию с океаном праны. Вселенной, оживляющей наше тело. Цель звуковой вибрации – создать приятный эмоциональный фон, радостное настроение, достичь полной отрешённости от повседневных забот и печалей. Каждый из звуков ( а-у, а-о, а –м) имеет воздействие на определённый орган, что соответственно способствует улучшению кровоснабжения.
С подгруппами детей проводится аутогенная тренировка, как метод воздействия на подсознание с помощью расслабления мышц дыхания, сосудов. Специально звучащая музыка (пение птиц, классическая музыка), спокойная обстановка даёт определённый эффект ( релаксация: «Волшебный сон», « Шалтай – Балтай» и т.д.).
Проводится самомассаж биологически активных точек для профилактики простудных заболеваний: « Неболейка», «Солнышко», «Петушок», массаж спины «Суп» и др.
Опыт таких занятий показывает, что можно не только излечиваться, но и вообще не болеть.
Прорабатываются вопросы раздельного питания. В практике уже имеются очистительные салаты: свежие овощи – капуста, морковь, свекла, салат, укроп и др в полусыром виде.
Дети получают кисломолочные продукты, благотворно влияющие на кишечную флору детского организма и восстанавливающий иммунную систему. В зимний период дети получают чесночный настой, который даёт возможность снизить заболеваемость в период инфекции ( грипп и др).
Закаливание пищей (проращивание и употребление в пищу пшеницы – витамина Е в готовом расщеплённом виде лучше усваивается в организме), используется для профилактики различных заболеваний.
Для формирования экологического мышления и эстетического вкуса используются у нас элементы народного творчества – сказания, поговорки, народные истины, пословицы. Так, о ценных качествах злаковых культур наши предки, славяне, говорили: «оно все внутренности укрепляет и силы телесные утверждает»;
« В мороз и холод – всякий молод» - гласит народная мудрость; через века дошла до нас русская поговорка: « Ледяная вода – для хвори беда» и др.
Психологи утверждают, что игра – есть одно из самых важных средств воспитания и оздоровления; и что без игры, без фантазии, без работы воображения « струя творчества» ребёнка иссякает. Успешно проходят и дают эмоциональный заряд бодрости такие игры, как « Зеркало» - ведомый повторяет движения тела, мимику лица ведущего; « Телеглаз» - воображаемый, он как бы движется внутри тела и просматривает разные его участки. Упражнения на расслабление всего организма, такие как « Снежная Баба», « Птички», « Лимон» и др, перераспределяют энергию и пытаются привести тело к равновесию и гармонии. Главным критерием для подбора игр и материала является добро и красота. Наполняя « чашу души» ребёнка этими качествами, мы оберегаем его от многих ошибок, печалей, болезней.
Одно из главных условий воспитания здорового ребёнка – рациональный гигиенический режим, то есть чёткий распорядок жизни, насыщенный оздоровительными занятиями: физкультурой, играми на свежем воздухе, закаливанием. Между тем, изучение режима дня в детском саду показало: на долю физических мероприятий отводится не более 20-30% времени. Мало действенных средств, нет обоснования их рационального сочетания; нет взаимообоснованности между средствами и результатом; нет анализа влияния оздоровительных мероприятий на заболеваемость детей. Поэтому мы решили совершенствовать систему физического развития: создание благоприятных условий - комната психологической разгрузки, использование природного окружения: берёзовая роща, экологическая тропа, река Белая; спортивные сооружения на спорт площадке.
Нами были изучены многие рекомендации и литература по вопросам оздоровления детского организма и творческий подход с учётом местных климатических условий.
Дети с удовольствием приняли наш режим, ритм работы, наши мероприятия.
Чем младше ребёнок, тем более важен для него пример родителей, воспитателей и просто взрослых. Дети охотнее занимаются за компанию с мамой, папой. И чтобы привлечь родителей к нашей работе, мы проводим анкетирование, индивидуальные беседы об организации предметно-развивающей среды в домашних условиях, организовываем практику – с демонстрацией вариантов использования игрушек и спортивного инвентаря. Родители совместно с детьми участвуют в различных мероприятиях, таких как: « Мама, папа, я – спортивная семья», « Вечер народных игр» и т.д.
На вечере народных игр родители сами обучали своих детей тем играм, в которые они играли в детстве.
Проводятся мастер классы по обучению родителей – дыхательная гимнастика, самомассаж, массаж биологически активных точек; рекомендуются упражнения детям с плоскостопием. При детском саде существует кружок « Неболейка», который посещают дети желающие ознакомиться с функциями своего организма. Отличительной чертой этого кружка является новый подход к физическому воспитанию « Театр физического воспитания дошкольников».
Театр – это игровая по форме новая система физического оздоровления, коррекции, профилактики и творческого самовыражения детей.
Ключевые моменты этой системы:
1. Следуй логике природы.
2. Театр физического воспитания дошкольников, а не обыкновенные физические упражнения.
3. Положительная, светлая энергия радости и удовольствия.
4. Здоровье здоровых требует профилактики и коррекции.
Быть здоровым - это естественное стремление человека. Здоровье означает не просто отсутствие болезней, но и психическое и социальное благополучие. Здоровый и духовно развитый человек – счастлив.

Литература
1. Г.Я. Кудрина, Л.М. Романова, Е.А. Князева, Ю.Р. Иванова, О.А. Савинова «Физкультурно-познавательные занятия в системе оздоровительной работы с детьми 6-7 лет» Методическое пособие. Иркутск – 2007г.
2. Л.И. Лысак, Г.Я. Кудрина, Л.М. Романова, Г.Г. Ковадло «Нетрадиционные методы оздоровления детей» Иркутск – 2004г.
3. А.С. Галанов «Игры, которые лечат». Москва – 2005г.
4. Г.И. Кулик, Н.Н. Сергиенко «Школа здорового человека» Москва – 2006г.
5. Н.С. Голицына «Нетрадиционные занятия физкультуры в дошкольных образовательных учреждениях» Москва – 2005г.

Рекомендуем посмотреть:

Творческий проект для средней группы. Витамины Босохождение в детском саду Остеопатическая гимнастика как элемент мероприятий, направленных на оздоровление детей дошкольного в Агитбригада в старшей группе в детском саду: Мы выбираем жизнь!
Физкультурное развлечение в старшей группе летом | Оздоровительные упражнения в самостоятельной двигательной деятельности дошкольников
Опубликовано: 3133 дня назад (26 мая 2016)
Просмотров: 1947
+2
Голосов: 2
Евгения # 26 мая 2016 в 09:25 +2
Прочитав вашу статью о развитии здорового образа жизни в детском саду, поняла какую большую работу вы проводите по оздаровлению детей, и просвещению их родителей. Очень рада что педагоги детского сада с ранних лет, прививают детям основы здорового образа жизни. Большое вам спасибо за это!
Наталья Ивановна Архипова # 22 июля 2016 в 08:10 0
Здравствуйте, Елена Алексеевна, спасибо за приглашение. Прочитав вашу статью, подчеркнула для себя. что то новое, интересное. В вашей статье хорошо отражены системность работы, заинтересованность коллектива и родителей в оздоровлении детского организма. на собственном опыте могу отметить, что вся Ваша работа не проходит даром, она прокладывает хорошую дорожку к здоровью и ЗОЖ. Спасибо Вам, за статью +1 голос!