Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду. Методические рекомендации для начинающих педагогов
«Эмоциональное благополучие для ребенка, все равно, что для ростка свет, тепло, влага, удобрение… Чтобы нормально расти, ребенку нужна любовь, уверенность в своих силах, в своей значимости для нас, взрослых»
И.Сеченов
Дошкольное детство – период, когда закладываются основы физического, психологического развития и здоровья будущего человека. Одним из центральных положений Концепции дошкольного воспитания является обеспечение эмоционального благополучия ребенка в дошкольном учреждении, которое является показателем эффективности работы детского сада и составляет основу психологического здоровья детей. Внимание к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников, привлечено тем, что с каждым годом появляется все больше детей с отклонениями в эмоциональной сфере. А ведь эмоциональная сфера и является ведущей в психологическом развитии ребенка дошкольного возраста и поэтому является основной для осознания ребенком себя.
Детство - это не только светлый и радостный промежуток времени, состояние беззаботности, но и нехватка общения, неуверенности в себе, недостаток любви и понимания. Вот что сказал В.А. Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям»: «В период большого эмоционального подъема мысль ребенка становится особенно ясной, а запоминание происходит наиболее интенсивно. Дети могут забыть то, что им сказали, но они никогда не забудут те чувства, которые вы у них вызвали».
Проводя в детском саду большую часть времени, находясь в постоянном контакте со сверстниками и взрослыми, дети могут испытывать психологическую нагрузку. Для ребенка нет ничего важнее психологического, эмоционального благополучия – без него не сложится нормальная личность. Именно комфортность самочувствия малыша обязана занять достойное место среди основных показателей качества дошкольного образования. Поэтому одной из главных задач взрослых, принимающих участие в развитии и воспитании ребенка по ФГОС, является обеспечение эмоционального благополучия.
Комфортное состояние дошкольника определяется следующими признаками:
• Ребенок спокоен;
• Жизнерадостен;
• Активен;
• Охотно включается в детскую деятельность и общение;
• Легок и инициативен в контактах со взрослыми;
• С удовольствием посещает детский сад.
Показателями дискомфорта являются следующие признаки:
• Ребенок трудно засыпает, вскрикивает или вздрагивает во сне;
• Ребенок вдруг теряет присущую ему ранее жизнерадостность;
• Ребенок становится повышенно возбудимым;
• Ребенок становится очень напряженным при выполнении заданий на занятии или поручений в режимных моментах;
• Ребенок избегает общения со сверстниками, не принимает участия в общих играх, не проявляет инициативу в общении со сверстниками и взрослыми;
• Ребенок не желает посещать детский сад;
• Ребенок становится конфликтен в общении со сверстниками;
• Ребенок становится грубым, упрямым по отношению к взрослым и сверстникам.
Для обеспечения эмоционального благополучия ребенка в ДОУ, прежде всего, необходимо выявить причину негативных эмоций.
Какие условия способствуют созданию эмоционального благополучия каждого ребенка, а значит и группы в целом?
• Непосредственное общение с каждым ребенком;
• Уважительное отношение к каждому ребенку;
• Понимание потребностей каждого ребенка;
• Установление доверительных отношений с каждым ребенком.
Для развития эмоциональной сферы, как базиса психики ребенка, важно, чтобы его развитие проходило в свойственных ребенку видах деятельности – игре, рисовании, танцах… Воспитателю важно научить детей пользоваться языком эмоций для выражения собственных чувств и переживаний.
Важно отметить, что эмоциональная сфера является составляющей в развитии дошкольника, так как никакое общение не будет эффективным, если его участники не способны «читать» эмоциональное состояние другого и управлять своими эмоциями. Компетентный педагог устанавливает в группе такую атмосферу общения, которая помогает детям чувствовать себя свободно и комфортно. Поэтому деятельность взрослых, как родителей, так и педагогов ДОУ должна включать в себя создание определенных условий эмоционально-психологического благополучия каждого ребенка, а значит и группы в целом.
Важным и необходимым условием является стиль общения воспитателя с ребенком. Ребенок с радостью идет в детский сад, где его ждут, радуются успехам, помогают преодолевать трудности. Воспитатель в общении с ребенком – не над ребенком, а рядом, вместе, глаза в глаза.
Эмоциональное самочувствие ребенка во многом зависит от его отношений со сверстниками. Доброжелательное отношение между сверстниками создают положительный эмоциональный климат в группе.
Обстановка в семье также влияют на эмоциональное благополучие и развитие ребенка.
Все эти условия взаимосвязаны и взаимозависимы и в совокупности позволяют судить о том, насколько хорошо ребенку в детском саду.
Таким образом, грамотно построенная педагогическая работа обогащает эмоциональный опыт детей, что значительно снимает или даже устраняет недостатки в их эмоциональном развитии и благополучии. Дошкольный возраст – благоприятный период для того, чтобы научить ребенка соответствующим образом направлять и проявлять свои эмоции. Со стороны воспитателя необходим контроль над проявлением возрастных психологических новообразований и эмоциональным состоянием каждого ребенка.
Задача педагогов, показать, что эмоциональная сфера, определяющая детям их будущее, не терпит стандартных подходов. Поиск оптимальных путей достижения эмоционального благополучия детей необходимо вести постоянно, применяя фантазию и творчество, находя свои варианты решений в ходе непосредственного общения и активного взаимодействия взрослых и детей.
Общаясь с ребенком, педагог должен помнить:
• Ребенок ему ничего не должен, это педагог должен помочь ребенку стать более самостоятельным;
• В каждой конкретной неблагоприятной ситуации нужно попытаться понять цели, которые ребенок преследует теми или иными действиями;
• Навязывание своих правил и требований против воли детей – это насилие, даже если намерения педагога положительны;
• Запретов и требований не должно быть слишком много. Это ведет в пассивности и низкой самооценке у воспитанников;
• Тихий, застенчивый ребенок нуждается в профессиональной помощи педагога так же, как отъявленный драчун.
Рекомендации для достижения эмоционального благополучия в группе:
Значимым фактором является эмоционально-личностные особенности педагога, а также его речь. Эмоциональная речь воспитателя, внимательное , приветливое отношение к детям, призвано создавать положительный настрой на дальнейшее взаимодействие.
Контакт глаз. Общаясь с детьми, воспитатель организует контакт с ними «на уровне глаз». Он садится на маленький стул, наклоняется к нему, располагается вместе с детьми на ковре, на диване. Это прямой взгляд в глаза другому человеку. Это помогает детям чувствовать себя в общении со взрослыми более уверенными. Ласковый взгляд снижает уровень тревожности и уменьшает страхи у ребенка, укрепляет в нем чувство уверенности в себе.
Физический контакт – прикосновение к руке ребенка, поглаживание по голове, легкое объятие и тп. В каждодневном общении ребенок должен обязательно чувствовать такие нежные прикосновения. Эта форма общения должна быть естественной, не быть демонстративной и чрезмерной. Тогда ребенок будет чувствовать себя уверенно и спокойно и с самим собой и с другими. Ему будет легко общаться с людьми и у него будет положительная самооценка. Объятия - чудесное средство, полезное каждому человеку.
Именно от нас – взрослых во многом зависит сохранение психологического здоровья детей!
Рекомендуем посмотреть:
Консультация для воспитателей младших групп детского сада
Консультация для воспитателей детского сада. О роли игры для дошкольников
Подготовка, организация и проведение праздников и развлечений в детском саду
Как привлечь внимание детей
Похожие статьи:
Эмоциональное развитие старшего дошкольника
Игры на эмоциональное развитие дошкольников 2-3 лет