Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Воспитание толерантности на уроках русского языка

Формирование толерантного сознания учащихся в процессе обучения русскому языку.
На современном этапе развития общества вопрос воспитания толерантного сознания приобретает особую остроту. Главная причина этого – те процессы, которые наблюдаются в мире: межнациональные конфликты, нетерпимость друг к другу, недоверие, жестокость… Поэтому одна из актуальных задач гуманитарного образования – формирование толерантности и установок толерантного сознания – выступает и как социальный заказ системе образования, и как условие успешного развития современного полиэтнического общества.
Несмотря на то, что в настоящее время проблема формирования толерантности нашла отражение в педагогической теории, она не получила необходимого решения в практике образовательных учреждений. А школа имеет потенциальные возможности для ее разрешения. Считаю, что формирование толерантного сознания нужно начинать в детстве, когда закладывается первооснова человеческого общения и основные нравственные категории (доброта, чуткость, отзывчивость, честность и т.д.), еще в школе, поскольку школа является моделью общества, где ученики усваивают социальные нормы отношений между людьми. Особое значение приобретает проблема формирования межличностной толерантности подростков. В этот период происходит становление самосознания, формируется мировоззрение, самооценка и представление о самом себе, но зачастую у подростков развивается и чувство своей исключительности, излишней самоуверенности, стремление к самоутверждению своей независимости. Это приводит их к раздражительности, нетерпимости, агрессии по отношению к ровесникам, учителям, родителям, к межличностным конфликтам, неприятию окружающей действительности. Особую актуальность данная проблема имеет в условиях многонационального коллектива. В нашей школе учатся дети из семей разных национальностей. В результате изучения и анализа состояния проблемы формирования межличностной толерантности школьников в условиях образовательного учреждения, определила цель своей работы: формировать толерантное сознание и поведение учащихся в процессе обучения русскому языку.
Особенностью опыта является гибкая организация учебно-воспитательного процесса, сочетающего традиционные и нетрадиционные формы урочной работы.
В процессе обучения русскому языку стремлюсь создавать условия для формирования толерантного сознания и поведения ребенка и решать не только конкретные методические и дидактические, но и психолого-педагогические задачи. Ведь речь идет не только о преподавании вопросов толерантности, но и о создании различных проблемных ситуаций, которые заставили бы ребенка проявить определенные качества толерантного сознания. Таким образом, ученик приобретает умения и навыки толерантного поведения в рамках «обычной», повседневной учебной деятельности.
Осуществление индивидуального подхода позволяет сделать процесс обучения мотивированным и эффективным. В результате ученик получает возможность взглянуть на себя изнутри и извне, сравнить себя с другими учащимися, оценить свои поступки и поведение, научиться принимать себя и других в целом, а не как совокупность хороших и плохих черт характера; вырабатывает силу воли, учится управлять собой через постоянные влияния на учебные и жизненные ситуации; учится преодолевать собственные эмоциональные барьеры; учится общению. Остановлюсь на некоторых формах и приёмах организации урока, позволяющих развить толерантные качества у обучающихся.
1.Словарная работа.
В ходе урока учащиеся выясняют, что во многих культурах понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости», но в процессе историко-культурного развития и становления философской мысли категория «терпимости» («толерантности») претерпевала изменения. Сейчас «толерантность» (от лат. tolerantia - терпение) определяют как «терпимость к чужому образу жизни, поведению, чужим обычаям, чувствам, верованиям, мнениям, идеям». Это всецелое признание ценности всего, что объединяет людей, и уважение к имеющимся между ними различиями. Для полного понимания лексического значения слова и обогащения словаря, применяю такие приемы, которые стимулируют и организуют самостоятельное и осмысленное учение школьников. Один из таких приемов - это использование проблемных мотиваций, системы интересных вопросов, творческих заданий и исследовательских проектов.
Например, на уроке «Незаменимые помощники – словари» предлагается ребятам определить значение, этимологию слова «толерантность», используя различные словари. Работа идет в микрогруппах. Результатом исследовательской работы являются выступления учащихся. Затем сообщаю, что характеристика определения толерантности видоизменяется в Уставе ООН: «…проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи». Лишь «Декларация принципов толерантности» толкует это понятие более широко, многогранно. Далее ребята снова работают в группах, выполняя задание: «Прочитайте текст «Декларации», определите: какие еще значения включает в себя этот термин?»
Таким образом, учащиеся приходят к выводу, что толерантность – это способность человека, общества, государства слышать и уважать мнение других, невраждебно встречать отличное от своего мнения, это умение жить в мире и гармонии с окружающими людьми. В качестве домашнего задания предлагается составить «Словарик толерантного человека: хорошо и плохо».
Моя задача донести до учеников, что мир, окружающий нас, разнообразен, а человек, как его частичка, многообразен, и воспитать у них такие качества, как расположенность к другим, чуткость, сдержанность, ответственность, умение владеть собой, умение слушать, способность к сопереживанию, чувство юмора. Одновременно ведется работа по включению в словарь школьников этих понятий. Помощь в работе оказывает словарь по этике. Вот, например, какую работу провожу с понятием чуткость. Определяем его основные признаки, а затем на каждом уроке раскрываем только один признак понятия. При изучении темы «Значение и основные признаки прилагательного» учащимся предлагается грамматическое задание: выписать существительное с относящимся к нему прилагательным, разобрать. Предложение для разбора раскрывало нужный нам признак. И на последующих уроках включаются в тексты для грамматического разбора другие определения понятия через очередной его признак. В ходе работы с этическим понятием использую и такие задания: подобрать к слову синонимы, антонимы; составить со словом словосочетание или предложение; подобрать однокоренные слова; выполнить морфемный и словообразовательный разбор; охарактеризовать своего одноклассника. Подобная работа способствует усвоению (или обогащению) нравственных понятий, формирует нравственное сознание учащихся.
Систематическая словарная работа дает возможность повысить уровень самостоятельности и творческой активности учащихся, развивать умение пользоваться словарями, воспитывать уважение к одноклассникам, терпимость к чужому мнению.
А применение в обучении проблемной ситуации позволяет добиться следующих результатов: осознания учащимися социальной, практической, личностной значимости учебного материала; умения формулировать проблемы, предлагать пути их решения, отстаивать свою точку зрения; мотивации саморазвития личности.
2.Работа с текстом.
Считаю, что обращение к тексту в процессе обучения позволяет в комплексе решать образовательные и воспитательные задачи, помогает раскрыть индивидуальность каждого ученика, сформировать творческую личность с индивидуальным языком и стилем. Поэтому при отборе текстов для обучения речевому общению мною учитываются следующие требования: насыщенность его изучаемыми грамматическими и лексическими единицами; коммуникативная направленность текста, т.е. содержание материала должно способствовать формированию личных качеств школьника, формированию социально-коммуникативной компетентности.
На уроках русского языка предлагаю детям различные виды работы по текстам книги академика Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном». Эти письма являют собой пример толерантного отношения ко всему живому на Земле. Его заповеди пронизаны идеями гуманизма и терпимости: «Не помысли народ свой врагом других народов», «Уважай мысли и чувства братьев своих», «Пусть будет свободным все, ибо рождается свободным», «Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба». В этом плане интересны и произведения наших земляков (В.Крупина, Б.Мосунова и др.)
Работа с текстом позволяет использовать очень востребованную сегодня в школе технологию сотрудничества, в основе которой лежат принципы толерантности. Групповая работа создаёт атмосферу взаимопомощи, сотрудничества, воспитывает умение взаимодействовать с любым партнером, вежливо и доброжелательно общаться с ним, обосновывать свою позицию и отказываться от своего мнения, если кто-то из товарищей оказывается более убедительным, испытывать чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи своих товарищей, всего класса.
Работа с текстом позволяет создавать на уроке проблемную ситуацию, помогает формировать мировоззрение учащихся, вырабатывать необходимые морально-правовые ориентиры, которыми учащиеся будут руко-водствоваться в жизни, даёт возможность детям задуматься о сложности общественных отношений, выработать свою позицию к проблеме толерантности. Итогом работы являются правила толерантного общения, составленные самими детьми. Вот некоторые из них: уважай собеседника; старайся понять то, о чем говорят другие; отстаивай свое мнение тактично; ищи лучшие аргументы; будь справедливым, готовым принять правоту другого; стремись учитывать интересы других.
Для воспитания толерантности использую тексты о замечательных людях, жизнь и деятельность которых носила ярко выраженную гуманистическую направленность. Дети выполняют комплексный анализ текста, пишут из-ложения разных видов, сочинения (сочинение-размышление, сочинение-эссе, очерк). Такие тексты формируют толерантное сознание. Тексты публицистического характера служат поводом для проведения дискуссии в классе. Уроки - дискуссии формируют культуру полемики, умение выслушивать оппонента, терпимость к иной точке зрения, культуру речи, и в этом проявляется их огромная роль в процессе становления полноценной личности и в процессе ее социализации.
Итак, работу с текстом рассматриваю не только как важнейшее задание обучающего характера и эффективный способ проверки знаний учащихся, но и как средство формирования мировоззрения, жизненной позиции школьников, развития их морально-нравственных качеств, способности выражать и защищать свою точку зрения через слово, противостоять негативным воздействиям окружающей речевой среды, среды "антикультуры".
3.Языковая толерантность.
Язык является инструментом, формирующим личность, поскольку тысячелетиями впитывал в себя ум, традиции, философские взгляды на жизнь - все духовное богатство народа. Фразеологизмы, пословицы и поговорки языка формируют толерантность, в них сосредоточены результаты культурного опыта народа. В них отразились этические нормы, правила социальной жизни и поведения в обществе, поговорки учат толерантному отношению к людям и миру, потому что они помогают найти пути разрешения конфликтов и проблем: необходимо быть сдержанным, следить за речью, не доводить до ссоры и до появления недоразумений, конфликтов. Для этого формирую у детей умение управлять своими действиями. Убеждаю их, что толерантность – это один из стилей общения: промолчать, дать собеседнику высказаться, внимательно его послушать – это и есть толерантность.
Работа с пословицами и поговорками приобщает ребенка к доброму слову и учит его находить выход из проблемных и конфликтных ситуаций, учит правильному общению с людьми с позиции языка добра, уважению точки зрения другого человека, управлению своими чувствами и эмоциями. С подобным материалом использую разные формы работы: предлагаю ученикам проект: с помощью исследования определить, как и какие русские (или других языков) фразеологизмы влияют на формирование личности; провожу уроки – презентации афоризма (объясни афоризм, напиши по нему сочинение): «Кто ищет зла, к тому оно и приходит» (Соломон); «Сострадание правит миром» (Древнеиндийская пословица); «Чтобы поверить в добро, надо начать его делать» (Л.Н.Толстой); «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю» (А.де С.-Экзюпери), «Жить надо не для себя и не для других, а со всеми и для всех» (Н.Ф.Федоров) и др.
Толерантность – нравственное качество, которое не возникает на пустом месте и не является врожденным, оно может никогда не появиться, если не будет специально воспитано. Но гибкая организация учебно-воспитательного процесса, сочетающего методику скрытого воздействия, создание проблемной ситуации, подбор дидактического материала, способствует воспитанию нравственных качеств человека, становлению личности гражданина России.

Список литературы
1.Асмолов А.Г. Психология обыкновенного фанатизма. / Век толерантности. Научно-публицистический вестник. – М., 2001.
2.Концепция воспитания гражданина России.
3.Национальный проект «Наша новая школа».
4.Степанов П.В. Как воспитывать толерантность в школе. // Педагогический вестник. – 2000. - № 2.
5.Ямбург Е. Святая наука – расслышать друг друга./Учительская газета. – 2000. - № 42, 43.

Рекомендуем посмотреть:

Как сохранить здоровье современного школьника на уроках русского языка Методы и приемы работы по развитию орфографической зоркости и навыков грамотного письма Мастер – класс по русскому языку 9-11 класс. Лингвистический анализ текста Приёмы деятельности, адекватные уроку в компетентностном режиме
Экологическая сказка о лесе для младших школьников
Опубликовано: 2972 дня назад (28 февраля 2016)
Просмотров: 3468
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!