Статья для воспитателей ДОУ в старшей группе. Целесообразность развития интеллекта и логического мышления у детей, старшего дошкольного возраста, через систематические занятия по инновационному конструированию «ТИКО»
Логическое мышление – это умение оперировать абстрактными понятиями, это управляемое мышление, это мышление путем рассуждений, это строгое следование законам неуловимой логики, это безукоризненное построение причинно – следственных связей. В частности, это умение проводить следующие простейшие логические операции: сравнение, обобщение, классификацию, суждение, умозаключение, доказательство. (2)
Для подготовки детей к школьному обучению, развитие логического мышления имеет особое значение. Важно, не только, какими знаниями владеет ребенок, а готов ли он к получению новых знаний, готов ли он самостоятельно делать выводы, рассуждать, фантазировать, строить замыслы конструкций, рисунков.
Основные логические умения на элементарном уровне формируются у детей, начиная с 5 - 6 летнего возраста, это доказано такими учеными как: А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, П.Я. Гальперин и др.
Дошкольная логика – это своеобразный мир со своими приемами, умениями, способами. Дети в дошкольном возрасте постоянно сопоставляют, сравнивают, классифицируют различные предметы, явления.
В старшем дошкольном возрасте дети способны овладеть условно-символическими действиями и конкретными обобщенными действиями. Наиболее успешно формирование этих способностей происходит в процессе конструирования.
Соглашаясь с мнением Л.Я. Береславского о том, что интеллект ребенка нужно развивать своевременно и систематично, тогда он добьется поставленной цели, будет хорошо учиться, научится логически мыслить и станет уверенным в себе, и мнением Д. Б Эльконина и Л. А. Венгера что конструирование по модели позволяет значительно активизировать мыслительную деятельность учащихся считаем, что целесообразно развивать интеллект и логического мышления у детей, старшего дошкольного возраста, через систематические занятия по инновационному конструированию. К такому инновационному конструированию относиться «ТИКО – конструирование».
Термин “конструирование” (от латинского слова construere - построение) обозначает определённое взаимоположение различных частей, элементов, в котором предмет предстаёт как единое целое.(7) Конструирование обозначает процесс сооружения построек, конструкций, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов и способы их соединения.(7)
Оригинальный производитель НПО "РАНТИС" дает следующую характеристику «ТИКО-конструктору»- Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения (ТИКО), который не имеет отечественных аналогов и состоит из 21 различного плоского многоугольника с длиной стороны 5 и 10 см. В составе ТИКО - треугольники равносторонние, равнобедренные и прямоугольные, квадраты, прямоугольники, ромбы, параллелограммы, трапеции, пятиугольники, шестиугольники и восьмиугольники.
В настоящее время ТИКО комплектуется в виде 10 наборов, рассчитанных для игр детей дошкольного и школьного возраста, а также для использования в качестве методических пособий воспитателями детских садов, педагогами школ и студентами педагогических вузов.
Все детали конструктора соединяются между собой с помощью шарнирных соединений, позволяющих одной детали вращаться вокруг другой. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки - к объемной фигуре и обратно. Кроме того, появляется возможность конструирования бесконечного множества игровых фигур (от дорожки и забора до коттеджа, ракеты, корабля и т.п.) и геометрических объемных фигур (от трех-, четырех-, пяти-, шести-, восьмигранных призм и пирамид- до икосаэдров, додекаэдров и звезд Кеплера).
В свете внедрения ФГОС ТИКО-конструирование имеет большое значение, так как является новой технологией для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (Речевое, Познавательное и Социально- коммуникативное развитие). Играя с детьми в «ТИКО», воспитатель сочетает образование, развитие и воспитание дошкольников, формирует навыки общения и сотворчества, познавательную активность, способствует воспитанию социально- активной личности, таким образом, объединяя игру с экспериментальной и с исследовательской деятельностью.
Организация педагогического процесса с использованием конструктора ТИКО соответствует ФГОС ДО и Концепции математического образования в РФ, обеспечивая высокую степень индивидуализации, поддержку детской инициативы, самостоятельности и успешности на данном этапе его развития. Педагогическая значимость внедрения технологии ТИКО моделирования в образовательный процесс с детьми старшего дошкольного возраста определяется следующим: с помощью системы логических заданий, у дошкольников развиваются пространственные и зрительные представления, а также в легкой, игровой форме осваиваются математические понятия и объемное моделирование.
ТИКО - моделирование направлено на развитие ключевых компетентностей дошкольников, таких как: коммуникативная, деятельностная, социальная. Также при работе с ТИКО педагог добивается решения образовательных задач: это самостоятельность, любознательность, инициативность воспитанников.
Благодаря наборам "ТИКО", происходит обучение детей вне организованной образовательной деятельности (в развивающей предметно-пространственной среде) и стимулируется активность ребенка в условиях свободного выбора деятельности.
Игра с «ТИКО» позволяет познакомить детей с обликом плоскостных фигур, таких как прямоугольники ,квадраты, трапеции и др. сформировать у дошкольников элементарные представления из области геометрии; познакомить детей такими понятиями как «угол», «грань», «ребро» и др.
Главное отличие ТИКО от других развивающих пособий и игр: работа с геометрическими телами, за которыми стоят реальные объекты, сделанные человеком, что способствует более эффективной подготовке дошкольников к изучению систематического курса геометрии.
Для развития логического мышления и интеллекта у детей старшего дошкольного возраста необходимы не только игровые занятия с ТИКО–конструктором (сюжетно-ролевые, игры-театрализация и т.д.) но, и как отмечалось ранее, система в виде разнообразных, интегрированных, тематических занятий с включением созданных ТИКО построек детьми. Наглядная демонстрация результата конструирования детьми положительно влияет на мотивацию к деятельности, повышает самооценку ребенка.
И самое главное ТИКО-конструирование это игровая деятельность отвечающая интересам детей. Дети с удовольствием играют с наборами «ТИКО».
Список литературы
1. Басов А. В., Тихомирова Л. Ф Развитие логического мышления детей. – Академия развития, 1997.
2. Бурмистрова, Е.В. Развитие логического мышления детей старшего школьноговозраста через дидактические игры/ Логические исследования 1996, № 5.
3. Береславский Л. Я.,. Береславская А. «Современные игровые методики развития интеллекта». Школьная пресса, Москва, 2010 г.
4. «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС» М.С. Ишмаковой - ИПЦ Маска, 2013 г.
5. Методические рекомендации по конструированию плоскостных фигур детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Н.М.Карпова, И.В.Логинова - ООО НПО «РАНТИС» 2014 с мультимедийными работами.
6. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста.Под редакцией Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера Москва, «Педагогика», 1988г.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
9. Интернет-ресурсы(методические и дидактические материалы для работы с конструктором ТИКО)
Рекомендуем посмотреть:
Конспект комплексной ОД по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук в старшей гру
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе с презентацией
Конспект по организации хозяйственно- бытового труда "Книжная мастерская" в старшей группе
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи и окружающему миру (старшая
Похожие статьи:
Воспитание познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста
Выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста
Формирование познавательного интереса к математике у старших дошкольников
Воспитание познавательного интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста
Воспитание познавательного интереса к книжной графике у детей старшего дошкольного возраста