Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект музыкального тематического занятия - путешествия на тему "Зима" в подготовительной группе детского сада

Конспект музыкального занятия по теме «Зимнее путешествие» в подготовительной группе детского сада
Материал будет интересен музыкальным руководителям, работающим по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. В раскрытии темы реализуется принцип взаимосвязи разных видов искусства – музыки, поэзии, изобразительного искусства.
Вид занятия: тематическое
Форма организации: занятие – путешествие
Цель: формирование у старших дошкольников целостного образа зимы, отражённого в литературном, музыкальном, изобразительном искусстве.
Задачи:
- закрепить навыки пения естественным голосом, навыки шага и бега с поочерёдным высоким подниманием ног, ходьбы змейкой;
- расширить представления о недавнем прошлом родной страны, увеличить словарный запас;
- сформировать начальные представления о трёхчастной музыкальной форме;
- развивать внимание, координацию речи и движения;
развивать фантазию, связную речь, чувство ритма, звуковысотный, динамический слух;
- формировать культуру слушания, движения, пения.
Ход занятия
В музыкальном зале расставлены искусственные ёлочки. На них и под ними – имитация снега. Звучит музыка «Танец Феи Драже» П.И.Чайковского. Дети входят в зал цепочкой.
Музыкальный руководитель (поёт): Здравствуйте, ребята! (по ступеням звукоряда вверх)
Дети (поют): Добрый день! (на ноте «соль»)
Музыкальный руководитель:
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.
А.С.Пушкин
Музыкальный руководитель: Как вы думаете, ребята, о каком времени года пойдёт речь на сегодняшнем занятии?
Дети: О зиме.
Музыкальный руководитель: Верно. Зима сегодня предстанет перед вами не только в музыке, но и стихах и картинах. Вы узнаете много новой музыки, услышите прекрасные стихи и увидите зимние картины. Вы готовы начать путешествие в зимнее царство? (Ответ детей). Тогда отправимся в зимний лес.
Звучит музыка П.И.Чайковского «Танец Феи Драже». Музыкальный руководитель декламирует на фоне музыки. Дети выполняют движения.
В зимний лес сейчас пойдём.
Никого в нём не спугнём.
Будем ножки поднимать,
Чтоб тропинку протоптать.
Дети выполняют ходьбу с высоким подниманием ног, согнутых в коленях.
Справа – ёлка, слева – ёлка,
Не наткнитесь на них только!
Змейкой все их обойдём,
Только, чур, не отстаём.
Ходьба змейкой за воспитателем.
Мы пришли, ребята, в лес,
Полный сказочных чудес.
Е.Вересова
Дети садятся на стулья. Звучит первая часть пьесы «Тройка» Г.В.Свиридова.
Музыкальный руководитель:
Кто же к нам сюда спешит,
Чья тут музыка звучит?

Дети выдвигают свои версии.
Музыкальный руководитель:
Ей, помчались! Кони бойко
Бьют копытом в звонкий лед:
Разукрашенная тройка
Закружит и унесет.
А.Белый
Демонстрация репродукции картины С.Соловьёва «Тройка лошадей».

Музыкальный руководитель: Лет сто назад лошади были самым распространённым видом транспорта. Не машины, не поезда, а именно лошади перевозили большее число людей. Зимой в сани запрягали не одну, а сразу трёх лошадей – тройку. Лошади бежали резво, а под дугой звенел колокольчик. Его было слышно издалека. Русский композитор Георгий Васильевич Свиридов (демонстрация портрета) сочинил музыку, которую назвал «Тройка». Послушайте её и попробуйте представить себя едущими в санях по зимней дороге. Что же вы увидите по пути? Расскажете позже.
Звучит пьеса Г.В.Свиридова от начала до конца.
Музыкальный руководитель: Вы внимательно слушали музыку. Что вы представили?
Дети делятся своими фантазиями.
Музыкальный руководитель: Вы молодцы. Я тоже постаралась и подобрала к этой музыке картины русских художников: их столько, сколько раз меняется настроение в пьесе.
Демонстрация репродукций картин: Е.Самарская «Русская тройка",Н.Сверчков «В метель»,«Тройка»



Чем отличается каждая из этих картин? (Ответы детей). Послушайте музыку ещё раз, а после расставьте картины в том порядке, как менялся характер музыки.
Слушание музыки Г.В.Свиридова.
Желающие дети выстраивают картины в той последовательности, которую считают правильной.
Музыкальный руководитель: Спасибо. Предлагаю вместе со мной прокатиться на лошадях.
Музыкальный руководитель декламирует текст и одновременно выполняет движения, дети повторяют.
Конь меня в дорогу ждет,
(руки за спиной сцеплены в замок)
Бьёт копытом у ворот,
(ритмичные удары в пол носком правой ноги)
На ветру играет гривой
Пышной, сказочно красивой.
(покачивания головой, затем наклоны в стороны)
Быстро я в седло вскочу,
Не поеду – полечу!
Автор С.Давыдова

Под музыку Р. Шумана «Смелый наездник» дети движутся по кругу бегом, высоко поднимая колени ног и оттягивая носки. Дети выполняют музыкально-ритмическое упражнение и садятся на стулья.

Музыкальный руководитель:
Слышишь,
Сани мчатся в ряд,
Мчатся в ряд!
Колокольчики звенят,
Серебристым легким звоном
Слух наш сладостно томят…
Э. По (Перевод К.Бальмонта)

Музыкальный руководитель звенит за спиной колокольчиком и предлагает детям угадать, сколько колокольчиков звенит. Дети отвечают. Музыкальный руководитель показывает колокольчик, колечко с двумя колокольчиками и тамбурин, играет на инструментах и спрашивает, какой инструмент звучит громче, а какой тише всех. Проводится музыкально-дидактическая игра «Звенящие колокольчики».
Музыкальный руководитель:
Колокольчик - музыкант,
У него большой талант.
Тамбурин не отстаёт,
Радость детям он несёт.
Ложки друг по дружке бьют,
Ритм и темп они дают.
Металлофон – он ярче всех!
Ждёт его всегда успех!
Заиграем мы все вместе –
Будет маленький оркестр.
Инструменты разбирайте,
Польку весело играйте.

Шумовой оркестр исполняет «Озорную польку» Н.Вересокиной.
Музыкальный руководитель: Спасибо вам, юные музыканты! Продолжаем знакомиться с музыкой зимы. Сейчас прозвучит «Зимняя песенка» композитора Михаила Ивановича Красева (демонстрация портрета).
Выразительное исполнение песни в сопровождении инструмента.
Музыкальный руководитель: О каких зимних забавах рассказала песенка?
Ответы детей.
Разучим песенку? (ответ детей). Сначала разомнём язычки.
Артикуляционная зарядка «Иголочка», «Чистим зубки».
Музыкальный руководитель: Начнём разучивать мелодию «Зимней песенки» на слог «ля». Сначала спою я, а за мной чуть тише – вы: как будто эхо в лесу.
Музыкальный руководитель поёт мелодию с остановками по фразам, побуждая детей повторять как можно более точно.
Затем первый куплет песни исполняется со словами.
Воспитатель демонстрирует репродукцию картины Е. Бокаревой «Ёлка в снегу»


Дети повторяют слова. Затем первый куплет исполняется музыкальным руководителем вместе с детьми. Второй и третий куплеты дети слушают и рассматривают картины Е.Бокаревой «Дети на горке», "Сугробы».


Музыкальный руководитель:
А теперь пришла пора
Поиграть нам, детвора!
Я играть вас научу
В старинную русскую игру.
Игра «Метелица». Музыкальный руководитель (исполняющий роль крестьянина) и заранее подготовленный воспитатель (исполняющий роль лошади) показывают детям движения игры-инсценировки. Играющие дети делятся на две группы — крестьян и лошадей, они играют роли по показу взрослых.
Ход игры.
Где-нибудь в стороне отводят место для конюшни. В нее крестьяне отводят своих лошадей, а сами становятся поодаль и разговаривают между собой:

Вдоль по улице метелица метет,
Скоро все она дорожки заметет.
Ой, жги, жги, жги, говори,
Скоро все она дорожки заметет.
Запряжемте-ка мы в сани лошадей,
В лес поедем за дровами поскорей.
Ай, жги, жги, жги, говори,
В лес поедем за дровами поскорей.
Крестьяне идут в конюшню, выводят каждый свою лошадь, запрягают их, то есть берутся за пояса или рубашки игроков, изображающих лошадей, и становятся один за другим гуськом.
Рысью, рысью, друг за другом поспешим
И скорехонько до леса докатим.
Аи, жги, жги, жги, говори,
И скорехонько до леса докатим.
Дети бегут один за другим легкой рысью и под конец останавливаются.
Топорами мы ударим дружно в лад,
Только щепочки по лесу полетят.
Ай, жги, жги, жги, говори,
Только щепочки по лесу полетят.
Ребята, бывшие лошадьми, изображают лес. Подняв руки в стороны вверх, они колышут ими, как ветер ветвями, в то время как крестьяне подражают движениям дровосеков (для чего каждый крестьянин становится около своего дерева) до тех пор, пока под конец пения деревья не упадут. Тогда деревья поднимаются, и все поют:
А с дровами мы тихонечко пойдем,
А руками-то прихлопывать начнем,
Ай, жги, жги, жги, говори,
А руками-то прихлопывать начнем.

Крестьяне запрягают своих лошадей и идут в такт песне в прежнем порядке, причем при пении последних строк хлопают в такт в ладоши. Дальше, двигаясь и притопывая ногами, поют:
А ногами-то притопывать все враз,
Ну, мороз, теперь не страшен ты для нас!
Ай, жги, жги, жги, говори,
Ну, мороз, теперь не страшен ты для нас!
При пении последнего куплета топот ног усиливается, и, наконец, обоз останавливается, чем и закан¬чивается игра.
Музыкальный руководитель: Замечательно поиграли! Ребята, пришло время подвести итоги занятия.
- Где мы сегодня побывали? (Ответы детей).
- Что нового узнали? (Ответы детей).
- Что вам понравилось на занятии? (Ответы детей).

Музыкальный руководитель: Желаю вам крепкого здоровья, чтобы встретить Новый год в весёлом настроении и провести его так же радостно! Всего вам доброго.
(поёт) До свидания!
Дети (поют): До свидания!
Музыкальный руководитель (поёт):
А ногами-то притопывать все враз,
Ну, мороз, теперь не страшен ты для нас!
Ай, жги, жги, жги, говори,
Ну, мороз, теперь не страшен ты для нас!
Дети вслед за воспитателем топающим шагом уходят из музыкального зала.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД в подготовительной группе. Составление описательного рассказа по картине на тему «Зима» Конспект занятия "Зимние забавы" в подготовительной группе Конспект интегрированного занятия в детском саду в подготовительной группе на тему: Зима Конспект занятия в подготовительной группе детского сада на тему «Зима – красавица»
Сценарий осеннего утренника в средней группе. Здравствуй, осень! | Сценарий сказки для детей 6-7 лет в детском саду
Опубликовано: 665 дней назад (9 января 2023)
Просмотров: 743
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!