Конспект занятия в подготовительной группе детского сада на тему «Зима – красавица»
Конспект НОД с детьми подготовительной группы «Зима – красавица» с презентацией
Описание: Данная статья будет полезна музыкальным руководителям, педагогам ДОУ, педагогам дополнительного образования. Цель: создание условий для развития предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства, восприятия музыки, реализации самостоятельной творческой деятельности. Задачи: Образовательные:
продолжить знакомство с музыкой А. Вивальди, П.И Чайковского. Развивающие:
а) развивать образно – пластическое творчество в процессе свободной импровизации движений;
б) развивать эмоциональный отклик при восприятии классической музыки, используя полихудожественный подход с применением ИКТ (презентации). Воспитательные:
а) формировать навыки культуры слушания музыки (не отвлекаться и не отвлекать других, дослушивать произведение до конца);
б) воспитывать коммуникативные навыки, творческую активность. Оборудование:
1. Презентация, включающая:
а) портреты композиторов А. Вивальди, П.И Чайковского;
б) иллюстрации картины А. Васнецова «Зимний сон»,
в) картинку симфонического оркестра, скрипку;
г) зимние пейзажи.
2) Снежинки по количеству детей.
3) Аудиозапись произведения Антонио Вивальди из цикла «Времена года» «Зима» – 1 часть,
4) Аудиозапись произведения П.И Чайковского «Вальс снежных хлопья» из балета «Щелкунчик.
5) Колокольчики по количеству детей. Предварительная работа: разучивание песни, хоровода и распевки, динамического упражнения.
Ход проведения
Дети заходят в зал, звучит музыка Антонио Вивальди «Зима».
Музыкальный руководитель: Дети, здравствуйте. Вам знакома эта музыка?
Дети. (Да)
– Кто композитор этой музыки?
(Антонио Вивальди.) На экране – портрет композитора Антонио Вивальди (слайд № 2).
– Дети, вспомните, как называется эта музыка.
(«Зима»)
– Какой характер у этого произведения?
(Быстрый, взволнованный, вьюжный, стремительный, беспокойный, решительный).
– Кто исполняет эту музыку?
(Симфонический оркестр). На экране – картинка симфонического оркестра (слайд №3).
– Какие инструменты вы слышите?
(Скрипки). На экране – картинка скрипки (слайд №4).
– Какая красивая музыка Зимы! Будто Зима – красавица взяла свою волшебную скрипку и играет на ней свои зимние мотивы. Мне так хочется еще послушать музыку зимы. А вам?
(Да, конечно)
На экране – зимний пейзаж (слайд №5).
– Я вам прочту отрывок из сонета к концерту «Зима» . Восприятие музыки А. Вивальди «Зима». Звучит отрывок из музыкального произведения А. Вивальди «Зима».
Дрожишь, замерзая, в холодном снегу,
И севера ветра волна накатила.
От стужи зубами стучишь на бегу,
Колотишь ногами, согреться не в силах.
Как сладко в уюте, тепле и тиши
От злой непогоды укрыться зимою.
Камина огонь, полусна миражи.
И души замерзшие полны покоя.
На зимнем просторе ликует народ.
Упал, поскользнувшись, и катится снова.
И радостно слышать, как режется лед
Под острым коньком, что железом окован.
Перевод с итальянского В. Рабея.
– Дети, хотите отправиться в царство Зимы – красавицы?
– А где же она может жить?
(В лесу, в городе, в парке и т. д)
– Попробуем её найти в лесу. В лесу тропинки все извилистые, шагайте за мной. Динамические упражнение ( проговаривание вместе с детьми)
По дорожке, по дорожке
Скачут, скачут наши ножки
(Поскоки)
Не сутультесь, грудь вперед!
Замечательный народ!
(Выравнивание осанки)
А сейчас протопчем тропинку в снегу
(Дробный шаг)
А теперь легко бежим, за носочками следим
(Бег с захлёстом голени назад).
Вот по снегу мы шагаем и колени поднимаем
(Движения по тексту).
Упражнение на дыхание
Дует ветер нам в лицо, закачалось деревцо.
(Изображают ветер на звук «С»)
Вьюга всё не затихает, вместе с нами завывает.
(Изображают вьюгу на звук «У»).
Сильно-сильно ветер дул
И с деревьев снег стряхнул
Мы попрыгаем немножко
И стряхнем снежок с одёжки.
– Отлично подвигались! Вот мы у цели, в зимнем лесу.
Дети проходят на стулья. На экране – картина А. Васнецова "Зимний сон" (слайд № 6)
– Картина А. Васнецова «Зимний лес» поможет нам лучше рассмотреть Зиму – красавицу. Тихо в лесу, никого не видно. А вот и избушка Зимушки. Давайте зайдем в гости. На экране картинка с изображение зимнего леса и избушки (слайд № 7)
– Поиграем с Зимушкой – красавицей. На морозе петь нельзя, а в теплой избушке – можно. Споем песенку «Эхо». Упражнение – распевка «Эхо»
Музыкальный руководитель исполняет мелодию песни «Зимние подарки».
– Дети, вам знакома эта песня?
(Да)
– Как называется эта песня?
(«Зимние подарки»)
– Дети, а почему она так называется, как вы думаете?
(Потому, что в ней поётся о зимних играх, зимних забавах)
– Какой характер музыки?
(Весёлый, озорной, игривый, шутливый)
– Сейчас мы с вами дружно исполним эту песню, колокольчики помогут нам подчеркнуть весёлый, озорной характер этой песни. Исполнение песни «Зимние забавы» музыка и слова С. Насауленко (с колокольчиками)
– Я предлагаю снова выйдем на лесную полянку и послушаем замечательную музыку П. И. Чайковского.
Дети свободно располагаются либо на ковре.
Звучит отрывок из произведения П.И. Чайковского «Вальс снежных хлопьев». На экране – портрет композитора П. И. Чайковского (слайд № 7 - 8). Восприятие музыки П.И. Чайковского «Вальс снежных хлопьев»
– Дети, кто узнал эту музыку? Как она называется?
(«Вальс снежных хлопьев»)
– Какие, на наш взгляд, снежинки в этом произведении?
(Лёгкие, блестящие, маленькие, белые, мягкие, изящные, сверкающие, маленькие, пушистые, веселые, серебристые).
– Какой танец исполняют снежинки?
(Вальс).
– Какая по характеру музыка в «Вальсе снежных хлопьев?
(Красивая, легкая, светлая, мягкая, плавная, кружащаяся, вальсовая, танцевальная).
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И. Суриков.
– Девочки, давайте вместе придумаем и станцуем свой неповторимый танец снежинок, а музыка композитора П.И. Чайковского поможет нам. Красивые, легкие, воздушные снежинки помогут передать светлый, мягкий, легкий характер вальса. Мальчикам предлагается стать благодарными зрителями.
На экране – сцена из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик (слайд № 9).
Танец – импровизация со снежинками
– Ой, у меня руки замерли. Да это Зима – красавица опустила на мои ладони волшебную снежинку, сильная у неё сила да морозильная.
Если музыка звучит, снежинка по кругу летит, а если музыка молчит, снежинка на ладошке лежит. Лежит, не тает, а в ледяную фигуру нас превращает. Игра «Ледяная фигура» (играют 3 раза)
На экране – снежные фигуры (слайды № 10 – 11).
Под веселую музыку дети передают 3 снежинки. Музыка перестает звучать, у кого в руках снежинка, тот превращается в ледяную фигуру.
– А теперь ребят нужно «разморозить». Как же это сделать?
(Согреть теплым дыханием).
Дети дышат на «ледяные фигуры», они медленно «оттаивают».
– Вот снежинка – проказница, поиграла с нами, холод принесла, согреемся в веселом хороводе. Исполнение хоровода «Ах, снежок» муз. и сл. Е. Гольцовой
– Все мы дружно танцевали и нисколько не устали.
– Дети, вы чувствуете, какой чистый воздух в зимним лесу? Как пахнет он морозной свежестью! Вдохнем морозный воздух через нос и выдохнем. Дыхательные упражнение
На выдохе говорят «Пахнет».
– Какое у вас настроение?
(Отличное, хорошее)
– Замечательно в лесу, в гостях у Зимушки – красавицы, только пора в детский сад возвращаться. Под музыку А. Вивальди «Зима» дети входят из зала.
Презентация на тему: Иллюстрационный материал к занятию «Зима – красавица»