Использование ИКТ в музыкальном развитии детей дошкольного возраста. Презентация
Оптимизация педагогического процесса по музыкальному воспитанию дошкольников путем использования ИКТ в разделе «Восприятие музыки»
Автор: Назаренко Ирина Николаевна, музыкальный руководитель МКДОУ д/с №144 «Сказкоград» г. Новосибирск. Описание: Данная статья будет полезна музыкальным руководителям, педагогам ДОУ, педагогам дополнительного образования. Цель: повышение эффективности воспитательно - образовательной работы с детьми по формированию музыкальных способностей благодаря использованию ИКТ. Задачи:
1. Проанализировать возможности и условия использования ИКТ в образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» (раздел «Музыкальное развитие») основной общеобразовательной программы с детьми дошкольного возраста.
2. Развивать собственные профессиональные компетенции и творческий потенциал путем разработки мультимедийного сопровождения образовательного процесса по музыкальному воспитанию.
3. Внедрить ИКТ в практику работы с детьми дошкольного возраста в раздел «Восприятие музыки».
«Мы лишаем детей будущего,
если продолжаем учить сегодня
так, как учили этому вчера»
Джон Дьюи
Что такое ИКТ(информационно – коммуникационные технологии)?
ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными. Просмотр слайдов (1 – 2 слайды)
Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации, ориентированных на повышение эффективности и производительности труда.
Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому посредством компьютера.
Коммуникационная технология – определяет методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой. В этих коммуникациях компьютер тоже занимает свое место.
Любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет получение и преобразование информации. Просмотр слайдов (3 – 4 слайды)
Применение ИКТ – это необходимость для передового образования
Прежде всего, я поставила себе вопрос: «Какого же назначение технологического приема ИКТ – «Восприятие музыки?» (Просмотр слайдов (5 – 6 слайд)
В педагогическом процессе по музыкальному воспитанию дошкольников в разделе «Восприятие музыки» - это и мультимедийные презентации, и детская мультипликация, и демонстрация портретов композиторов, и иллюстрации к музыкальным произведениям.
Мир наш меняется на глазах – меняются, конечно, и дети. Современному ребенку требуются совершенно иные пути передачи знаний. Процесс обучения будет тогда эффективным, когда дошкольнику увлекательно, интересно, когда он активный и в то же время внимательный. Если занятия по музыкальному воспитанию доставляют детям радость, тогда это лучшее, что можно сделать для усвоения ими знаний. Чтобы знания принесли дошколятам пользу, они должны иметь для них смысл.
Образование может быть продуктивным, если в его содержание будут заложены потребности современных детей, а процесс обучения и воспитания будет осуществляться с учетом их особенностей, потенциала и возможностей. Вот почему так важно педагогам разрабатывать и использовать в своей профессиональной деятельности инновационные технологии воспитания и обучения, опираясь на особенности современных детей.
В новой редакции должностной инструкций музыкального руководителя в ДОУ прописано, что педагог должен владеть информационно – коммуникативные технологиями (далее ИКТ).
Просмотр слайдов (6 – 7 слайд).
Работая музыкальным руководителем в детском саду, я пришла к выводу: необходимо использовать ИКТ в работе с детьми по музыкальному воспитанию – и поставила следующие задачи:
1. Проанализировать возможности и условия использования ИКТ в образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» (раздел «Музыкальное развитие») основной общеобразовательной программы с детьми дошкольного возраста.
2. Развивать собственные профессиональные компетенции и творческий потенциал путем разработки мультимедийного сопровождения образовательного процесса по музыкальному воспитанию.
3. Внедрить ИКТ в практику работы с детьми дошкольного возраста в раздел «Восприятие музыки».
Я поняла, что использование ИКТ в музыкальном воспитании детей дает следующие преимущества и помогает решить ряд задач:
- улучшается запоминание пройденного материала;
- усиливается познавательный интерес воспитанников;-
- ИКТ несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
- предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
- движения, звук, мультипликации надолго привлекает внимание ребенка;
- задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию в ассоциативном виде;
- делает материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные;
- развивается интерес ребенка к самостоятельному выполнению заданий;
- позволяет сделать музыкальное занятие привлекательным и по – настоящему современным;
- помогает существенно расширить понятийный ряд музыкальных тем, делая их доступными и понятными детям;
- позволяет обогатить методические возможности организации совместной деятельности педагога и детей, придать ей современный уровень;
- активизирует творческий потенциал ребёнка, способствует воспитанию интереса к музыкальной культуре.
Просмотр слайдов (8 слайд)
Почему еще меня привлекли ИКТ? В первую очередь – это компактность хранения информации. Компьютер в педагогической деятельности музыкального руководителя становится:
- источником информации (пополнение личной методической библиотеки, фонотеки, видеотеки);
- средством показа и хранения наглядных пособий (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации);
- помощником в обработки медиафайлов с целью соответствия возрастным и индивидуальным особенностям детей;
- средством хранения необходимых для работы материалов.
Таким образом, ИКТ открывают новые возможности в развитии форм и содержания для восприятия музыки, а также и для других видов музыкальных деятельности.
Просмотр слайдов (9 – 11 слайды)
Вот перечень мультимедийные презентаций, которые составлены мной: Майкапар С.«Осень»; Вивальди А. «Осень»; Д. Шостакович «Шарманка»; Дебюсси Клод «Лунный свет»; Сен – Санс Ш.К. «Аквариум»; Вивальди А. «Зима»; Чайковский П. И. «Щелкунчик»; Шуберт Ф. «Форель»; Григ Э. «Весна» и другие. Есть в моей коллекции и презентации, скаченные с просторов интернета. Также мною собрана видеотека музыкальных мультфильмов: Шостакович Д. «Вальс-шутка» (анимация по детским рисункам); Волкова В. «Капризуля»; Тиличеевой Е. «Марш»; Шостаковича Д. «Танец кукол» и др.
Просмотр слайдов (12 – 16 слайды)
С помощью ИКТ дети могут виртуально попасть в концертный зал, изучать творчество композиторов, познакомится с разными музыкальными жанрами. Интересно, ярко и понятно можно познакомить дошкольников с разными видами искусства, такими как театр, балет, опера, продемонстрировав не только иллюстрации, но и видео – ролики. Показ мультимедийных презентаций, детской мультипликации и др. целесообразно осуществлять с помощью мультимедийного проекторного экрана.
Просмотр слайдов (17 слайд)
Кроме раздела «Восприятие музыки» я решила внедрить ИКТ в других видов музыкальной деятельности. В разделе «Пение» – певческие навыки – усваиваются в процессе разучивания песен. Показ компьютерной презентации к песне помогает заинтересовать детей провести беседу, отвечающей тематике песни. Презентацию и фильм к песне «Армия родная» Е. Еремеевой я специально подготовила для детей. Потому что при разучивания этой песни, запоминание текста детям давалось нелегко из – за труднопроизносимых слов.
Просмотр слайдов (18 - 19 слайды)
Музыкально – дидактические игры, продемонстрированные в виде презентаций, позволяют в доступной, привлекательной форме развивать у детей тембровый, динамический слух, чувство ритма, помогают детям определить характер музыкального произведения. Имеют место так же видео – подсказки для детей, играющих в оркестре.
Моя практика работы с детьми показывает, что применение ИКТ способствует развитию, раскрытию, и реализации музыкальных способностей детей дошкольного возраста. Использование современных компьютерных технологий, несомненно, дает положительный результат. У дошколят появилось желание заниматься на музыкальных занятиях: петь, танцевать, играть на детских музыкальных инструментах, но ис удовольствием слушать музыкальные произведения.
Литература:
1. Антошин М.К. Учимся работать на компьютере. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 128с.
2. Горвиц Ю.М., Чайнова Л.Д., Поддьяков Н.Н., Зворыгина Е.В. «Новые информационные технологии в дошкольном образовании». М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998г.
3. Езопова С.А. Предшкольное образование, или Образование детей старшего дошкольного возраста: инновации и традиции//Дошкольная педагогика.- 2007.-№6
4. Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В., Мозаика-Синтез М.,2011
5. «Новые формы организации игрового и учебно-воспитательного процесса с использованием ИКТ и обучающе-развивающих игр для дошкольного образования»: Учебно-методическое пособие, Москва, 2012.
6. Князева, Ю. Н. Использование информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности музыкального руководителя в условиях ДОУ / Ю. Н. Князева, Т. В. Гаус. // Педагогика: традиции и инновации. Челябинск: Два комсомольца, 2013.
Перечень ЭОР, которые были использованы:
1. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании /Под ред. Комаровой Т.С.
2. «Музыкальные фантазии»
3. Детский сад - Начальная школа
Музыкальная азбука для малышей
Чайковский. Времена года
Сказки о художниках
Музыка выражает настроения, чувства, характер людей
Музыка рассказывает о животных и птицах
Музыкальные инструменты и игрушки
Песня - танец - марш
Природа и музыка
Сказка в музыке
Все занятия по Радыновой
1. «Детская аудиоэнциклопедия дяди Кузи и Чевостика»
Презентация на тему: Оптимизация педагогического процесса по музыкальному воспитанию дошкольников путем использования ИКТ в разделе «Восприятие музыки»