Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока истории с презентацией, 5 класс. Повседневная жизнь греков

Урок истории в 5 классе по теме: «Повседневная жизнь греков»
(по учебнику «История древнего мира» под ред. А.О.Чубарьяна, авторы: В.И.Уколова и Л.П. Маринович)
Урок разработан в рамках системно – деятельностного подхода в преподавании учителем истории и обществознания Ждановой Е.Б. Данная публикация будет хорошей помощью для начинающих и опытных учителей истории. Урок был проведен в специальной школе для ребят с ОВЗ по зрению.
Цель: знакомство с особенностями быта древних греков периода расцвета греческой демократии
Задачи:
1. Коррекционно – обучающая: помочь обучающимся понять, как жили древние греки периода расцвета эллинизма; рассказать о питании, одежде, устройстве греческого дома, развлечениях, званых обедах и жизни греческих женщин
2. Коррекционно – развивающая: содействовать развитию умения отвечать на вопросы учителя, делать выводы, подтверждать свои гипотезы примерами, работать с раздаточным материалом и содержанием учебника; развивать диалогическую и монологическую речь, память, внимание, мышление, логику
3. Коррекционно – воспитательная: воспитывать интерес к предмету, сознательное отношение к учебе, самодисциплину, общую культуру, уважительное отношение к истории и традициям других народов
4. Специальная: соблюдать режим зрительной нагрузки, динамические паузы, смену видов деятельности, создать благоприятную рабочую обстановку
Тип урока: изучение нового материала с закреплением ранее изученного и элементами практической работы, урок из цикла «Живая история» или «История вокруг нас»
Оборудование к уроку: декорированная скамейка в греческом стиле с декоративными подушками, зонтом, шляпкой. Одна из учениц одета в тунику, волосы – завитые локоны, у другой уложена прическа в валик по принципу греческой укладки с использованием мягкого ободка. Низкий или журнальный столик. Набор продуктов: оливки, виноград, оливковое масло, капуста, морковь, лук, огурец, чеснок, гранат, яблоко, груша, хлеб разных сортов, черный перец, лавровый лист, орехи, мед (любой набор на усмотрение учителя). Проектор, компьютер, презентация, карточки с домашним заданием.
Формирование универсальных учебных действий
Личностные: понимают значение изучаемой темы, развивают способность к самооценке, проецируют античную культуру на собственный опыт, проявляют интерес к новой теме.
Познавательные: строят осознанные речевые высказывания, формулируют ответы на вопросы учителя, осуществляют поиск нужной информации из личного опыта и исторических источников, дополняют и расширяют имеющиеся представления о жизни древних греков, умеют дополнять друг друга, воспроизводят информацию по памяти.
Регулятивные: принимают учебную задачу, определяют уровень усвоения изучаемого материала, учитывают выделенные учителем ориентиры действия, воспринимают оценки учителя, самостоятельно выделяют и формулирую цель.
Коммуникативные: допускают существование разных точек зрения, формулируют собственное мнение, строят понятные и аргументированные высказывания, вступают в диалог.
Этапы урока
1. Организационный момент. Приветственное слово учителя детям и гостям урока.
Слайд 1.
- А помните ли вы ребята, кто такой Эсхил? (автор греческих трагедий)
Слайд 2.
- Мне бы хотелось, чтобы девизом сегодняшнего урока стали слова великого греческого писателя: «Мудр не тот, кто знает много, а тот, чьи знания полезны». Вот вы и постарайтесь выяснить к концу урока, насколько новые знания вам будут полезны.
- Помните мы с вами смотрели фильм о Греции, автор которого англичанин с греческими корнями Мак Гилливрей сказал: «Я – грек, и вы тоже»? Красиво сказано. Но в чем суть фразы?
Сейчас с высказыванием легко согласиться, хотя бы потому, что даже наш язык впитал большое количество слов из греческого языка, которыми мы постоянно пользуемся, думая, что они русские.
Посмотрите на слайде.
Слайд 3.
- Какой словарь помогает узнать историю происхождения слов? (этимологический, можно продемонстрировать)
2. Закрепление ранее изученной темы
Слайд 4.
- Как вы думаете, что изображено на слайде? (спортивные состязания в Греции)
Слайд 5.
- А на этом слайде? (стадион) Для чего предназначено это сооружение?
- Какую тему вы изучали на прошлом уроке? (олимпийские игры)
- Интересно было читать параграф?
- Давайте проверим, насколько вы это внимательно делали?
- Озвучьте самые интересные на ваш взгляд факты из истории греческих олимпийских игр (дети выступают по цепочке)
Высказывания могут быть следующими:
• Олимпийские игры устраивались в честь бога Зевса
• Первые Олимпийские игры состоялись в 776 г. до н.э., считалось, что их организовал великий Геракл
• Игры проходили в городе Олимпии, отсюда появилось и название
• Праздник проходил пять дней, а сами состязания три дня
• Специальная комиссия в лице судей следила за неукоснительным соблюдением правил
• Женщинам запрещалось входить в Олимпию под страхом смертной казни
• Игры проходили раз в четыре года, на время соревнований объявлялось священное перемирие
• Основные виды спорта: бег, прыжки, метание диска и копья, борьба – пятиборье
• Кулачный бой – самый древний и популярный вид спорта, а панкратий – сочетание кулачного боя и борьбы
• Соревнования колесниц, запряженных четверкой лошадей, устраивались на ипподроме
• Победителя венчали венком их листьев дикой оливы, а победителей в гонках колесниц – пальмовой веткой
• Победителей называли олимпиониками, в родном городе им устраивали пир, на городской площади ставили статую, спортсмен становился почетным жителем полиса
- Сравните древние Олимпийские игры с современными Олимпиадами. В чем заключаются сходства и отличия?
Слайд 6.
- Что изображено на слайде? (символ олимпиады – олимпийские кольца)
Слайд 7.
- А кого вы сейчас видите на этих фотографиях? (Татьяна и Николай Ильюченко – параолимпийские чемпионы, выпускники нашей школы)
- В каком виде спорта они прославили нашу страну и школу? (лыжные гонки)
Гимнастика для глаз!!! (в это время белый слайд)
- Молодцы, я вижу, что вы очень внимательно читали дома параграф!
Переходим к основной части урока.
3.Изучение новой темы.
Слайд 8.
- Хочу обратить ваше внимание на высказывание Генри Мейна.
Давайте выясним, является ли оно верным.
Слайд 9.
- Итак, тема урока: «Повседневная жизнь греков»
- Как вы понимаете слово «повседневная»?
- Сформулируйте главную цель урока (изучить повседневную жизнь греков)
- Хорошо, а теперь уточните, какие более конкретные, частные задачи сегодняшнего урока? (Формулируют с опорой на учебник, параграф 42, стр. 207. Изучить особенности внутреннего устройства греческого дома, узнать, какую одежду носили мужчины и женщины, как проходил день афинского гражданина и как жили греческие женщины).
Часть 1. Греческий дом. Рассказ учителя.
Греки жили в особенных домах, из них на улицу не выходило ни одного окна, только гладкие стены, причем дома могли быть одно- и двухэтажные. В центре дома находился открытый дворик. До делился на две половины: мужскую и женскую. На женскую половину могли заходить только члены семьи.
Дома богачей были большего размера, наряднее и богаче, чем у бедняков.
Окунемся в мир внутреннего убранства греческих домов.
- Как вы думаете, зачем в классе находится вот эта скамейка? (является элементом, декора, разновидностью мебели)
- У греков могли быт в доме такие скамейки?
Конечно, они были, но выглядели немного по – другому, посмотрите на слайде.
Слайд 11.
- А теперь сравните эти фотографии с теми, которые представлены на следующем слайде.
Слайд 12.
- Узнаете? В чем сходства и отличия от греческих скамеек и лож? (на фото школьные диванчики и скамейки)
В Греции история распорядилась по-своему. У греков появилось ложе, очень похожее на скамейку, но уже не такое простое. Подголовник и спинка превратили лавку в предмет роскоши. Еще в те времена появилась мода, есть лежа, так что аристократия и философы могли почти не вставать. А скамеечка с короткими ножками скромно располагалась перед ложем. На ней могла сидеть прислуга или можно было поставить ногу, чтоб обувь почистить.
Греческий (древнегреческий) стиль интерьера характеризуется отсутствием роскоши в интерьере - главное отличие от древнеримского стиля. В интерьере проявляется мощь и сила древнего государства, которая отражается как в мебели, так и отделке и предметах декора. Пастельная гамма в сочетании с мрамором – узнаваемый элемент стиля. На окнах искусные драпировки с узорами.
В греческом стиле интерьера предпочтение отдается холодным цветам. Это белый, лимонно-желтый, солнечно-желтый, все оттенки синего (от светло-голубого до самого насыщенного), сине-зеленый, голубо-зеленый, изумрудный цвета.
Стены в греческом стиле: В греческом стиле интерьера постельные тона, так же можно использовать желтые и красные тона в качестве вставок. Стены в греческом стиле обычно штукатурят, а затем можно покрыть их различным узором. Греки отдавали предпочтение орнаментам из геометрических фигур, а также в виде ломаных линий. Великолепно в греческом интерьере будет смотреться и фреска.
Потолок в греческом стиле: Может быть выполнен в одной цветовой гамме со стенами (постельные, серые тона), также можно и расписать его, рельефными изображениями богов древнегреческих сцен. В любом варианте потолок в оставляют матовым, подчеркивая старину древнегреческого стиля.
Пол в греческом стиле: Мелкая керамическая плитка, можно использовать мозаику из ракушек или гальки.Также в греческом дизайне возможно создание композиций из керамической плитки и керамогранита, при этом не отходя от общей гаммы цветов греческого стиля.
Мебель в греческом стиле: Греческая мебель проста по форме. Это были: скамейки, обычные и церемониальные стулья, обеденные низкие трапециевидные столы на трех ножках в виде звериных лап. Мебель использовалась из бронзы, отделанной золотом, серебром, с мягкой обивкой, кровать с изголовьем. Стулья простой формы, ножки изогнуты в стороны.
Предметы декора в греческом стиле: Огромные напольные и небольшие декоративные вазы, украшенные геометрическим орнаментом, символические скульптуры и статуэтки. Неотъемлемая часть в интерьере в греческом стиле это использование колонн. Дополнить греческий стиль можно украсив стены смеющимися масками, а дверные ручки выбрать в виде головы животного с кольцом в пасти. Для греческой орнаментики характерны как фигурные и растительные, так и геометрические и архитектурные элементы.
Дополнительно!
Быт древних греков был прост - дома строились из глины и из кирпича-сырца, поэтому они быстро ломались и так же быстро восстанавливались. Дома были одноэтажные, глухой стеной выходили на улицу, а окна были обращены во двор, стёкол не было, только ставни. Внутри дом чётко разделялся на 2 половины - мужскую и женскую. В центре дома располагался двор, предназначенный для отдыха домочадцев.
Самой красивой комнатой в доме была столовая, где древние эллины принимали гостей на симпосии (весёлые пирушки). Из мебели были столы-трапезья, сундуки для одежды, стулья и сиденья - апоклинтры для возлежания на симпосиях.
Улицы были кривые и такие узкие, что открывая дверь можно было ударить ей прохожего. Не было никакой планировки и дома лепили один к другому. В целом древнегреческие города были однообразны и походили один на другой.
Часть 2. Одежда. Рассказ учителя.
Греция приучила весь цивилизованный мир к простоте. Эта тенденция прослеживалась и в одежде.
Одежда была свободного покроя, как мужская так и женская состояла из туники и хитона (кусок материи скреплялся на плечах и подвязывался на талии). Обовью служили сандалии, их делали из кожи, реже из войлока. Известно, что греки любили яркие цвета.
Женщины применяли косметику- крема, румяна, помаду, тушь для ресниц. Крема делали из полезных растений, оливкового масла, молотых кофейных зёрен, мёда. Тушью для ресниц была сажа, румянами были красные ягоды, пудрой - белая глина. Для изготовления помады использовали совсем не полезные материалы, это красная глина, хна и что совсем невероятно - ржавчина.
Отсюда делаем вывод, что во все времена, женщина ради красоты, шла на любые испытания.
Кстати, мужчины то же пользовались косметикой, в частности румянами, на волосы наносили маски (навозом животных боролись с плешью).
Посмотрите на слайд 14.
- Какой тип одежды предпочитали греки, как назывались эти вещи?
Туника является одной из первых вещей, поскольку появилась ещё в период Античности. Жители Эллады предпочитали носить туники благодаря комфорту и удобству. Простота заключалась в том, что для одеяния использовался всего одно полотно прямоугольной формы и завязывали его на плече с помощью узла.
Греки немного усовершенствовали тунику и придали ей оригинальности. Вместо узелка они применяли роскошные брошки для крепления ткани на плече.
И сегодня принцип простоты, удобства и очарования используется при создании туник. Этот элемент одежды является актуальным и в наши дни. Дизайнеры каждый сезон создают новые фасоны, используют разные цветовые решения, а также удивляют декором.
Слайд 15.
- Сегодня у нас в классе есть две модели, которые демонстрируют элементы греческой одежды и женских причесок. Обратите внимание на их особенности (комментарии учителя)
Слайд 16 (сравнить прически)
- Я сама одета в греческую тунику. Можете указать, в чем проявляется соответствие древним образцам.
Дополнительно!
Древние греки создали совершенный тип драпированного костюма. Он изготовлялся из прямоугольных кусков ткани, одинаковых по форме и величине, но благодаря множеству драпировок, создававших свой особый ритм и динамику, каждый костюм отличался от другого.
Первоначально было два варианта греческого костюма: ионический и дорийский (ионийцами назывались малоазиатские греки, а дорийцами — обитатели материковой Греции).
Одежда древних греков на протяжении всего периода их истории по способу изготовления оставалась одинаковой, изменялись только ее размеры, ткань, отделка, украшения.
Греческий костюм состоял из нижней одежды и плаща, или накидки. Хитон носили все: и мужчины, и женщины, и дети. Он не выкраивался и не шился, его изготавливали из цельного длинного прямоугольного куска ткани.
Хитоны могли быть из шерсти или льна — эти ткани изготавливали сами греки, или привозили из колоний. Ткани имели рыхлую структуру и легко драпировались. Позже, с развитием торговли, в Грецию стали привозить узорчатую персидскую материю, сирийский шелк, финикийские пурпурные ткани.
В начале ионийско-аттического периода носили одежду только домашнего изготовления и в основном белого цвета. Но с развитием ткацкого и красильного ремесла появились разноцветные ткани с узорами. Одежда греков становится наряднее.
Ионийцы носили длинные, ниспадающие пышными складками одежды с восточными мотивами. Но постепенно азиатский стиль орнамента приобрел иную форму и возник прекрасный, изящный греческий орнамент. Знатные греки, одевавшиеся в белые одежды, украшали им ворот, подол, рукава. Орнаменты вначале были узкими, но когда греки начали использовать тяжелые дорогие ткани и одежда стала объемнее, орнамент тоже стал шире и массивнее.
Мужской костюм Древней Греции
В VII-VI вв. до н. э. мужчины еще ходили в набедренной повязке, но уже обретали популярность широкие хитоны с короткими рукавами. Изображения людей в этой одежде сохранились на аттических вазах VI в. до н.э.
Верхней одеждой древним грекам служил «гиматий» — плащ из прямоугольного куска ткани. Носили его по-разному: накидывали на плечи, обертывали вокруг бедер, перекидывая конец через руку или заворачивались в него полностью.
В древнегреческом демократическом обществе, которое сложилось в V в. до н.э., ценились сдержанность и умеренность — в том числе и в одежде. В классический период мужчины носили короткие хитоны без рукавов. Изготовлялись они следующим образом: прямоугольный кусок ткани складывался вдвое в долевом направлении, края сшивались, на плечах ткань закреплялась «фибулами» — специальными застежками. Хитон завязывали на талии одним или двумя поясами. Подол подшивали. Неподшитые хитоны носили только рабы или во время траура.
У хитона могли быть короткие рукава — такие носили свободные граждане. А у рабов он был с одним рукавом, который прикрывал только левое плечо.
Для путешествий у греков была особая одежда: плащ-хламида, украшенный орнаментом, сандалии или короткие сапожки с отогнутыми голенищами и шляпа-«петас» с широкими полями. В V в. до н.э. гиматий значительно увеличился, а способ его драпировки стал более совершенным.
Женский костюм Древней Греции
Женская одежда периода архаики состояла из узкого хитона, длинной юбки и короткой кофточки без рукавов (в разделении костюма на две части — лиф и юбку — сказывалось влияние крито-микенской культуры). На смену этому костюму пришел плиссированный хитон, поверх которого накидывали через одно плечо драпированный шарф — «фарс». Эта одежда трансформировалась в ионийский хитон с длинными широкими рукавами.
Наиболее ранним дорийским костюмом был «пеплос». Делали его из прямоугольного куска ткани, который складывали в длину пополам, сверху отгибали приблизительно на 50 сантиметров, и даже длиннее, и застегивали на плечах фибулами. Отворот — «диплоидий», украшали каймой, драпировали. Диплоидий можно было накинуть на голову. Пеплос не сшивался и при ходьбе с правой стороны распахивался.
Были и «закрытые» пеплосы, состоявшие из хитона без рукавов с диплоидием. Все складки пеплоса располагались строго симметрично.
В V в. до н.э. костюм гречанки состоял из хитона, изготовленного из двух широких кусков ткани. Ткань скреплялась застежками от плеч до запястий. От талии до груди хитон крестообразно подвязывали поясом и драпировали, образуя напуск из глубоких складок — «колос».
Молодые дорийские девушки носили хитоны, в которых на сгибе делался разрез для руки, а верхние концы ткани закреплялись на другом плече застежкой. Края хитона не сшивались.
Длина одежды была различна. Хитон мог достигать колен, а у знатных ионянок и афинянок до самых пят с рукавами до локтя, а иногда и до кисти руки.
В качестве верхней одежды женщины использовали гиматий. Хитоны и гиматии дорийских женщин изготовлялись из шерстяных тканей голубых, желтых, пурпурных, лиловых цветов.
В особенно торжественных случаях женщины надевали длинный хитон и дорийский пеплос.
Молодые девушки наряжались в короткие хитоны без рукавов, удобные для гимнастических упражнений. Поверх них надевалась «паллула» и подвязывалась поясом.
Рабыни не имели права носить гиматии и длинные хитоны.
Обувь в Древней Греции
Древние греки долго ходили босыми. Но постоянные военные походы, путешествия, торговля с дальними странами «заставили» их обуться.
Обувью древним грекам служили сандалии, которые подвязывали к ногам переплетенными ремнями. Само слово «сандалии» в переводе с греческого означает «подошва, прикрепленная к ноге ремешками». Ремешки могли нарезаться из самой подошвы. Обувь на толстой подошве, которая привязывалась к ноге ремнями или закреплялась кожаными шнурами, называлась «крепиды».
Греки также носили «эндромиды» — высокую шнурованную обувь, в которой оставались открытыми пальцы ног. В эндромидах было удобно быстро передвигаться, поэтому ее носили охотники и участники состязаний в беге. Согласно древнегреческим мифам, эндромиды носили Артемида, Геракл, Дионис, фавны.
Древнегреческие актеры выходили на сцену в «котурнах» — обуви с очень высокой и толстой пробковой подошвой.
Греки первыми стали делать обувь для левой и правой ноги.
Женщины обувались в изящные сандалии из мягкой цветной кожи, чаще всего пурпурного цвета. Они были наряднее мужских, крепились к ногам ремнями с красивыми пряжками. Женщины также носили башмаки на шнуровке из красной кожи.
Прически и головные уборы в Древней Греции
Прически греки носили разные, обязательным был лишь уход за волосами. Густые пышные волосы считались главным украшением (Гомер называет греков «пышнокудрыми»). В более древние времена, до персидских войн, волосы заплетались в косички или связывались в пучок. Спартанцы вначале носили короткие стрижки, но после победы над агривянами стричься не стали. В Афинах и Спарте густые длинные волосы и борода являлись признаком мужественности и аристократизма, а короткие волосы указывали на низкое происхождение. С IV в. до н.э., при Александре Македонском, зрелые мужчины стали брить бороду, а волосы коротко стричь или завивать мелкими кудрями. Длинные волосы носили только мальчики до шестнадцати лет и старики.
Обычно греки не покрывали голову. Шапки или шляпы они надевали во время путешествий, на охоте или в непогоду. Войлочный пилеус имел форму конуса. Фригийская шапка была похожа на спальный колпак с загнутой вперед верхушкой, она завязывалась ленточками под подбородком.
Войлочная шляпа петас с плоской тульей и широкими полями, закреплялась под подбородком ремешком и могла болтаться на спине. По преданию, такой головной убор носил греческий бог Гермес.
Петас надевали эфебы — свободнорожденные юноши восемнадцати-двадцати лет, которые проходили подготовку к гражданской и военной службе. Позже петас носили римляне, а в средние века этот головной убор стал обязательной частью костюма правоверных иудеев. Носить его предписывали власти тех европейских стран, в которых жили евреи, — очевидно, чтобы напомнить людям, что у них временный статус.
У греческих женщин прическа должна была закрывать лоб: высокий лоб считался некрасивым. Укладывали волосы гречанки по-разному: зачесывали назад и собирали в пучок, закалывая на затылке; завивали по всей голове в локоны и поднимали вверх, подвязывая лентой; заплетали в косы и обвивали ими голову. Прически женщин гармонировали с их одеждой.
Гетеры носили более сложные прически, украшая их диадемами, золотыми сетками.
Голову женщины покрывали вуалью, ниспадавшей густыми складками, или повязывали большие пестрые платки. Во время путешествий голову защищала все та же шляпа-петас, а позже — плетеная шляпа.
В жаркие дни гречанки покрывали голову гиматием, а сверху прикрепляли соломенную шляпку.
Часть 3. Еда и развлечения. Рассказ учителя.
- А теперь самое интересное! У нас в классе есть загадочный столик, похожий на те, что предпочитали использовать греки (такие столики легко можно было передвигать и перемещать по комнатам), на котором что – то прикрыто. Как вы думаете, что здесь находится?
- Подойдите к столу. Давайте начнем с Эмили (девочка тотально слепая). Определи, какие продукты здесь представлены (можно предложить ей огурец, лук, гранат).
- Назовите остальные продукты. Как вы думаете, что из представленного было постоянно в рационе греков, а что могло быт привозными деликатесами?
Дополнительно!
Греческая кухня достаточно тесно связана с культурой и философией питания и является истинным предметом гордости населения всего региона. Ее особенность — использование большого количества продуктов, нормализующих уровень сахара в крови и не нарушающих обменные процессы, провоцирующие увеличение массы тела. Именно поэтому греки отличаются стройностью и красотой тела независимо от возраста. В национальной кухне Греции широко используется очищенное оливковое масло и свежие оливки для приготовления первых и вторых блюд. В древние времена они консервировались с помощью морской соли, в рассол для консервации маслин также добавляли предварительно очищенный винный уксус, специи и ароматные травы. Сегодня во многих средиземноморских диетах маслины используются в качестве гарнира, закуски, пряной приправы к мясу или рыбе и т.д. Именно оливки придают вторым блюдам особенный колорит, приятный вкус и аромат. Заметим, что в масле содержится максимальное количество питательных веществ, улучшающих пищеварение и укрепляющих иммунитет. Именно оливковое масло при нагревании не выделяет канцерогенов, в отличие от других сортов растительных масел. Кроме этого, оливки выполняют в организме функцию биохимической регуляции жира и солей, контролируют их усвояемость. Именно этот факт определяет популярность оливкового масла и оливок в средиземноморской и других диетах. Во время путешествия по Греции можно задаться целью и исследовать различные сорта оливкового масла, производимые в разных регионах страны. Вкус у них будет не одинаковым, а блюда в разных регионах отличаются не только вкусом, но и ароматом. По всей территории Греции с давних времен растительное масло производят и зрелых плодов, используя метод холодного отжима. Именно так можно получить масло из оливок наивысшего качества.
Во все времена на всем полуострове с почтением относились к хлебу. Даже Гомер сравнивал пшеничный колос с человеческим мозгом, используя как подтекст большое значение этого продукта в жизни людей. Древние греки всегда поедали пищу с хлебом и считали трапезу без белого или серого хлеба преступлением против богов. Именно поэтому пекари выпекали много сортов хлеба, используя пшеничную и ячменную муку. Особенно любили греки побаловать себя на праздники сдобными хлебобулочными изделиями. Чтобы сладости отличались от постной выпечки, в них добавляли жир, мед, козье молоко. По цене такие хлебцы были несколько дороже и покупались исключительно на праздники. На столах суровых и требовательных к себе спартанцев хлеб появлялся не часто. Заметим, что греки, как и жители Египта в древности, с особенным почтением относились к не свежему, т.е. черствому хлебу, лечили им желудочные и другие заболевания.
Белый хлеб из хорошо сброженного теста впервые был произведен в Греции примерно в V- IV в. до н.э. В своих трудах Гомер, описавший трапезы в своих поэмах, говорил о хлебе, как о блюде, которое употребляли в пищу исключительно состоятельные люди. В те древние времена в трапезе греков было только два блюда: жареный на вертеле большой кусок мяса (чаще всего баранины) и белый хлеб, которому отводилась главенствующая роль. Ели блюда по отдельности, что сегодня можно рассматривать как первую попытку использовать раздельное питание в культуре потребления пищи. По количеству белого хлеба на столе судили о благосостоянии хозяина дома. Чем больше было белого хлеба — тем лучше.
К хлебу подавались плоды и свежие овощи, в том числе, выращенные жителями страны инжир и оливки, бобовые, которые появлялись на столах благодаря не высокой стоимости. В культуре питания древних греков было не много продуктов, больше 80% занимали: оливковое масло, цельное молоко, овечий сыр и морепродукты. Именно это позволяло обеспечить организм полноценными белками. В Греции и сейчас, как и много веков назад, высоко ценят искусство приготовления вкусной, питательной рыбы. Собрав опыт народов, проживавших на территории Средиземноморья, греки сумели создать много кулинарных рецептов, заслуживающих сегодня внимание. В особенном почете были осетровые и тунцовые рыбы. Блюда изобиловали пряными травами. Рыбу варили, жарили, тушили. Было время, когда персидский царь награждал поваров, готовивших рыбу по ранее не известным рецептам, об этом в своих записках вспоминает Аристофан, греческий комедиограф и путешественник.
С древних времен греки употребляют в пищу много дичи, что нельзя сказать о мясе домашних животных. Греки считали непозволительной роскошью ежедневно резать барашков, которые давали ценное молоко и шерсть. Блюда из не жирной баранины и птицы греки готовили только по большим праздникам и угощали им друзей и знакомых.
Другие продукты не традиционного питания греков, такие как рис, абрикосы и персики, цитрусовые, картофель, сладкая кукуруза и помидоры, привезенные из Азии Америки, были нечестными гостями на столах греков, а орехи, которые мы называем по привычке «грецкими» считались не дешевым лакомством. Пили греки в древности только вино, разбавляя его питьевой водой, чаще всего придерживались пропорции 1:2. Разбавляли вино, чтобы несколько продезинфицировать колодезную воду, которая использовалась для утоления жажды. В качестве подсластителя для напитков и сладких блюд использовался мед.
Ученые установили взаимосвязь рациона питания жителей Древней Греции с их превосходным внешним видом. Ученых заинтересовало то, что среди греков (эллинов) большинство были стройные люди, а полные встречали очень редко. Кроме того, древние греки очень редко страдали различными заболеваниями, в частности сердечно-сосудистыми. Большой редкостью были язвы и гастриты. Считается, что культура питания греков сыграла в этом не последнюю роль. Средиземноморская кухня нашла свое начало именно в кухне Древних Греков.
Основу эллинской кухни составляют овощи, а также всемирно известный греческий продукт – оливковое масло. Кроме того, в блюда Древней Греции добавляли специи и пряности. Сами оливки часто применялись в качестве гарнира к основным мясным и овощным блюдам. Хлеб древние греки тоже весьма любили. Как правило, это был хлеб из сортов муки грубого помола. В те времена хлеба было очень мало, а потому он часто использовался как… основное блюдо. Большой популярностью пользовался сыр, инжир и вино! Врачи находят в этом основную причину отличного самочувствия жителей Древней Греции и советуют современникам брать пример с эллинов, которые знали толк в кухне.
- Греки часто собирались на праздники, ужины, просто ходили в гости, развлекали себя хорошей едой, умными разговорами, играми и танцами, которые считали хорошим способом снять напряжение и получить физическое удовольствие. Самым популярным танцем у современных греков считается сиртаки.
Слайд 18.
- Вы прекрасно сегодня поработали. А не хотите в качестве динамической паузы попробовать исполнить основные движения греческого танца, тем более, что в вашем классе многие ребята занимаются танцами.
Использовать видеоурок «Основные движения греческого танца» с Ютуба
Видеоролик


Часть 4. Как жили женщины. Рассказывает подготовленный ученик.
Если останется время, то можно поработать с материалом учебника или предложить ребятам в тетради составить дневное меню жителя Афин со средним достатком.
4. Подведение итогов. Рефлексия.
- Прав ли был Генри Мейн, когда говорил о том, что все, что работает в этом мире, кроме слепых стихий, — греческого происхождения?
- Как вы думаете, полученные на уроке знания будут вам полезны в жизни?
- Что нового вы узнали о жизни греков в древности?
- Осталось оценить ваш труд. Как вы считаете, каких оценок вы сегодня достойны?
5. Домашнее задание.
На основе материала 42 параграфа и полученной на уроке информации напишите творческую работу – сочинение «Греция в моей жизни»
Презентация на тему: Древняя Греция

Рекомендуем посмотреть:

Интеллектуальная игра по Истории Древнего мира с презентацией, 5 класс. Своя игра в ребусах. Культур Интеллектуальная игра по истории "Крестики-нолики" для 5 класса с презентацией. Древний восток Конспект урока истории Древнего мира с презентацией, 5 класс. Древний Египет Урок истории 5 класс "Древнейший Рим". Презентация и конспект
Внеклассное мероприятие по экологии, 9-11 классы. Диспут на экологическую тему | Конспект урока истории для 9 класса по теме: Советский тыл в годы Великой Отечественной войны
Опубликовано: 2835 дней назад (19 февраля 2017)
Просмотров: 8733
+7
Голосов: 7
Мария Анатольевна Блинова # 19 февраля 2017 в 17:06 +1
Работа замечательная,вы молодец!Голос.
Елена Борисовна Жданова # 19 февраля 2017 в 17:36 +1
Спасибо за высокую оценку!
Ермакова Наталья Александровна # 12 марта 2017 в 17:54 +1
Добрый день, Елена Борисовна! Великолепно спланированное и последовательное занятие! Всегда любила историю, но очень многое в предмете зависит от педагога, как он может преподнести материал детям-вы молодец! С удовольствием голосую и желаю всего самого лучшего!
Римма Ахатовна Афанасьева # 23 марта 2017 в 18:34 +1
Добрый вечер, Елена Борисовна! Очень понравилась разработка данного урока. Всё продумано от оборудования к уроку "декорированная скамейка в греческом стиле с декоративными подушками, зонтом, шляпкой. Одна из учениц одета в тунику, волосы – завитые локоны, у другой уложена прическа в валик по принципу греческой укладки с использованием мягкого ободка. Низкий или журнальный столик. Набор продуктов: оливки, виноград, оливковое масло, капуста, морковь, лук, огурец, чеснок, гранат, яблоко, груша, хлеб разных сортов, черный перец, лавровый лист, орехи, мед (любой набор на усмотрение учителя". Дети сразу окунаются в атмосферу Греции. Очень оригинальное начало.Много дополнительного материала. Презентация яркая, красочная. Спасибо за такой материал. примите голос!
Елена Борисовна Жданова # 3 апреля 2017 в 19:10 +1
Спасибо, уважаемые коллеги, за добрые комментарии smile
Нина Николаевна # 3 июля 2017 в 18:12 0
Очень интересная и познавательная работа!
Удачи!
Голос!
Валентина Михайловна Скрипникова # 6 июля 2017 в 09:01 0
Замечательная методическая разработка!
Надежда Трефилова # 17 августа 2017 в 22:38 0
Здравствуйте, Елена Борисовна! С большим интересом и вниманием прочитала конспект вашего урока о Древней Греции. Материал изложен подробно, учтена работа с ИКТ - это и презентация и видео и наглядный материал. Все элементы урока продуманы до мелочей, вы не просто рассказываете материал, а постоянно налаживаете диалог с учениками - это просто замечательно. Мне понравились моменты когда вы знакомите детей с одеждой древних греков и их кухней. Одежду вы не просто показывает на слайдах, а демонстрируете моделей одетых по принципу той эпохи. Кухню вы тоже преподнесли своеобразно, не просто называете продукты и рассказываете о них учебную информацию, но еще и показываете, а также даете потрогать. ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ УРОК - обязательно воспользуюсь им в своей работе полностью или отдельные элементы. Желаю вам дальнейших замечательных работ!
Елена Борисовна Жданова # 11 сентября 2017 в 16:23 0
Большое спасибо, коллеги, за хорошие комментарии к моей публикации!