Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока истории для 9 класса по теме: Советский тыл в годы Великой Отечественной войны

Урок истории в 9 классе по теме: «Советский тыл в годы Великой Отечественной войны»
Автор – составитель: Жданова Елена Борисовна, учитель истории и обществознания
Данный урок составлен и адаптирован к учебнику по истории Роcсии под редакцией Данилова А.А., Косулиной Л.Г., но может быть использован и к любому другому изданию учебника по истории России XX века. Урок был проведен в формате открытого в общеобразовательном классе, где обучаются ребята с ограниченными возможностями здоровья по зрению; это достаточно классический урок с использование ИКТ и современных мультимедийных материалов из Интернета. Рекомендуется разработка для учителей истории и обществознания, а также информация пригодится для внеклассных мероприятий и классных часов военно – патриотической тематики.
Цель урока: знакомство с положением дел в тылу в период Великой отечественной войны 1941-1945 гг.
Задачи урока:
1. Образовательная. Помочь обучающимся разобраться в том, как ощущало себя советское общество в первый период войны; объяснить, какая была подготовлена социально – экономическая база для коренного перелома в ходе войны; рассказать, какую роль сыграли образование и наука в годы войны и каков был вклад в победу деятелей культуры.
2. Развивающая. Содействовать развитию умения работать с материалом учебника, систематизировать и обобщать информацию, делать выводы, работать с документами, развивать память, внимание, критическое мышление, диалогическую и монологическую речь, развивать познавательные интересы подростков, учить обобщать результаты урока.
3. Воспитательная. Воспитывать уважительное отношение к героям войны на основе материала урока, воспитывать интерес к предмету; воспитывать патриотизм через страницы боевой и трудовой славы советского народа; чувство гордости за свою страну. Воспитывать желания достичь успехов в учебе, трудолюбие, дисциплину в условиях коллективной работы, чувство долга и ответственности.
4. Специальная. Соблюдать режим зрительной нагрузки, смену видов деятельности, динамические паузы, освещенность рабочих мест обучающихся, офтальмологические рекомендации.
Оборудование урока: учебник истории, тетради, компьютер с проектором, презентация, раздаточный материал.
Формирование универсальных учебных действий
Личностные: содействовать развитию жизненного самоопределения, умению устанавливать связь между целью учебного действия и ее мотивом, учить нравственной оценке изучаемого материала.
Регулятивные: постановка учебной задачи и главного вопроса урока, планирование действий для достижения целей, прогнозирование результатов работы, коррекция действий и оценка того, что освоено и что еще предстоит сделать.
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, постановка вопросов, контроль, коррекция, оценка действий партнеров, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Основные этапы урока
1. Организационный момент.
Проверка ранее изученного материала.
Вопросы для контроля
А) Что породило у советского руководства надежды на возможность скорого разгрома врага? (победа под Москвой)
Б) Почему Жуков был против одновременного наступления по всем направлениям? (нет подготовленных резервов)
В) Как назывался план по дезинформации советского военного командования, разработанный немцами? («Кремль»)
Г) Чем закончилось наступление немецких войск на юго - восточном направлении весной 1942 года? (разгромом войск Крымского фронта, огромными потерями, сдали Севастополь, поражением под Харьковом, немцы заняли Донбасс и вышли к Дону)
Д) В чем смысл приказа №227 от 28 июля 1942 года? ( Ни шагу назад, пресекать отступательные настроения, создать заградительные отряды)
Е) Какие правила вводила Германия на оккупированных территориях? (власть принадлежала военному командованию, создавались лагеря смерти, аресты, расстрелы, трудовая мобилизация для принудительных работ в Германии, колонизация страны)
Ж) Оцените роль партизанского и подпольного движения в годы войны ( 6 тыс. партизанских отрядов на территории Украины и Белоруссии, 1 мнл. человек)
Чем занимались партизаны, кто стал главнокомандующим партизанским движением? (Климент Ефремович Ворошилов)
З) Каковы основные итоги первого этапа войны? (выдержали мощный военный удар, сорвали план молниеносной войны, показали пример мужества и героизма, армия показала высокие боевые качества, завершили перевод экономики на военный лад, оформилась антигитлеровская коалиция, сформированы предпосылки для коренного перелома в ходе войны)

2. Актуализация знаний по теме
- Внимательно посмотрите фотографии на слайдах презентации.
- Как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь?
(на слайдах должны быть размещены фото работников тыла в разных условиях, в интернете много таких фотографий, учитель выбирает по своему усмотрению!)
Открыть учебник, параграф 31

- Сформулируйте главный вопрос урока.
- Определите частные образовательные задачи.
- Какое слово является ключевым в названии темы урока?
- Тыл. Что этот такое?
Тыл – это территория позади фронта, за боевой линией, задняя сторона чего – либо, сторона или часть строя, боевого порядка, оперативного построения войск (сил), противоположная фронту (то есть той стороне, в которую военнослужащие обращены лицом, а машины — лобовой частью).

Динамическая пауза

3. Изучение темы урока
План:
- Советское общество в первый период войны
- Социально – экономические предпосылки коренного перелома
- Образование и наука в годы войны
- Деятели культуры – фронту

Для изучения темы урока ребятам предлагается просмотреть интернет ресурс (мультимедийный урок) Инфоурока.ру «Советский тыл в Годы Великой отечественной войны» (12 минут).

Перед просмотром ребятам предлагается с особым вниманием отнестись к информации, сделать по ходу нужные записи в тетради, зафиксировать исторические факты, оценить качество ресурса и предоставленной информации, подготовиться к работе с данным ресурсом. Дать предупреждение, что будет проверяться их внимание, память, умение выделять главное и обсуждать увиденное.



По окончании просмотра проводится гимнастика для глаз

4. Закрепление изученного материала.
Вопросы на основе увиденного ресурса (проверяем память и внимание обучающихся)
1) Сколько процентов населения страны проживало на захваченных территориях? (40%)
2) Какие призывы были написаны на лозунгах и плакатах того времени? («Смерть немецким оккупантам», «Свою энергию, свои силы на защиту Москвы», «Ты чем помог фронту?», «Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами», «На трактор девушки садятся смело, дают бойцам уверенный наказ: фашистов бейте храбро и умело, а мы уж поработаем за вас», «Народ и армия непобедимы»)
3) Зачем была введена обязательная трудовая повинность? Какими еще усиленными мерами она сопровождалась? (чрезвычайный порядок работы, сверхурочные работы)
4) С какой целью был создан Совет эвакуации? (перевезти на восток страны более 1500 предприятий в сжатые сроки вместе со специалистами, свыше 10 млн. чел.)
5) С какими трудностями пришлось столкнуться при организации производства военной продукции в тылу?
6) За счет чего достигался рост военного производства? (интенсификации труда, увеличения продолжительности рабочего дня, сверхурочных работ и трудовой дисциплины)
7) Сколько млн. человек составляли трудовые ресурсы в 1942 году? (23 млн, половина – женщины)
8) Что было важным моральным стимулом для роста производительности труда? (социалистическое соревнование, трудовой героизм)
9) Как наука приближала победу? (урановые разработки Курчатова, Михаил Кошкин – Т-34, конструкторы самолетов: Лавочкин, Яковлев, Ильюшин; медицина – Бурденко)
10) Какие литературные произведения были написаны в период войны? («У стен Ленинграда», «Волоколамское шоссе», «Зоя», «Молодая гвардия», «Василий Теркин»)
11) Кто создал знаменитую Седьмую симфонию? (Дм. Шостакович)
12) Как РПЦ и священники отреагировали на начало войны? (призвали верующих встать на защиту, воспитывала патриотизм, оказала материальную помощь армии)
13) В каком году было восстановлено патриаршество РПЦ? (1943, сентябрь)
14) Использованный на уроке ресурс по пятибалльной шкале вы на сколько можете оценить? Почему?

5. Работа с документами (этот этап урока реализуется, если останется время на уроке)
Обучающиеся получают раздаточный материал (2 стр. по выбору учителя с воспоминаниями тружеников тыла, оформленные 16 размером шрифта, можно жирным шрифтом)
Выразительно читается документ, затем ребята его анализируют (можно с помощью вопросов)
Например.
Мария Губочкина родилась в селе Шильнебаш в 1929 году. В 41-ом ей было 12 лет. «Сначала на фронт отправляли по 6-7 взрослых мужчин, потом уже молодых ребят. старики, женщины, подростки, дети вручную жали рожь, овёс, пшеницу, горох, убирали солому с полей, летом работали на прополке. Девушек отправили на курсы трактористок, которые потом работали на тракторах МТЗ. На трудодни выдавали хлеб, иногда молоко, картошку. Ходили в лаптях, одежду донашивали довоенную, у кого были американские мешки, из них шили юбки. В домах жгли керосиновые лампы, привозили бочку, выдавали по ведру, керосина всегда не хватало», – вспоминает Мария Петровна. Отец ее был инвалидом второй группы и в возрасте, два брата ушли на фронт. «Один пришёл с фронта раненый, другой дважды был ранен и погиб под Курской дугой. Зимой девчонки и подростки работали посыльными с сельсовета, на молотилке. Норма была 1/3 с гектара. Два человека двумя вилами кидали один сноп в молотилку. Пока государству не сдадут план, зерно на посев не распределяли, остальное делили на трудодни по 200, 300 граммов. Посылали также на лесозаготовку. Раздавали по 5 кг шерсти, женщины пряли, вязали носки, варежки, все вязаные вещи отправляли на фронт бойцам, за работу выдавали по 3 кг муки. Всю войну килограмм хлеба стоил 0.75 копеек, покупали его по карточкам. Все вынесли женщины, подростки. Были молодыми, после работы хотелось отдохнуть, повеселиться, гуляли по деревне с песнями». За самоотверженный труд в тылу Мария Губочкина награждена медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 - 1945г.г.», «Ветеран тыла», «Ветеран труда», юбилейными медалями.
- Сколько было лет героине этих воспоминаний, когда началась война?
- Какую работу выполняли старики, женщины и дети?
- Какие приходилось испытывать бытовые трудности?
- Было ли время на отдых?
- Как государство отблагодарило своих героев труда?
- Есть ли в ваших семьях участники войны или труженики тыла? Что они вспоминают о том времени?

6. Итоги урока
- Как бы вы сейчас ответили на главный вопрос урока?
- Какую новую интересную информацию вы сегодня узнали?
- Согласны ли вы с тем, что без организации качественной работы в тылу мы не смогли бы одержать этой сложнейшей победы над фашизмом?
- Кто, на ваш взгляд, ковал эту победу? Ценой каких усилий она далась?
- Почему нам нельзя забывать страницы истории этой войны?

7. Домашнее задание: изучить детали подробности темы урока в материале 31 параграфа
Дополнительные задания по выбору:
- подготовьте презентацию об одном из организаторов советской экономики в годы войны (Малышев, Первухин, Устинов, Вознесенский, Ванников);
- подготовьте сообщение об одном из деятелей науки, конструкторе военной техники в годы войны;
- подготовьте сообщение о любом деятеле культуры того времени. На его примере покажите, как война отразилась на художественном творчестве.

Самые активные ребята получают за работу на уроке оценки в журнал

Дополнительная информация к уроку
Воспоминания тружеников тыла

Мария Губочкина родилась в селе Шильнебаш в 1929 году. В 41-ом ей было 12 лет. «Сначала на фронт отправляли по 6-7 взрослых мужчин, потом уже молодых ребят. старики, женщины, подростки, дети вручную жали рожь, овёс, пшеницу, горох, убирали солому с полей, летом работали на прополке. Девушек отправили на курсы трактористок, которые потом работали на тракторах МТЗ. На трудодни выдавали хлеб, иногда молоко, картошку. Ходили в лаптях, одежду донашивали довоенную, у кого были американские мешки, из них шили юбки. В домах жгли керосиновые лампы, привозили бочку, выдавали по ведру, керосина всегда не хватало», – вспоминает Мария Петровна. Отец ее был инвалидом второй группы и в возрасте, два брата ушли на фронт. «Один пришёл с фронта раненый, другой дважды был ранен и погиб под Курской дугой. Зимой девчонки и подростки работали посыльными с сельсовета, на молотилке. Норма была 1/3 с гектара. Два человека двумя вилами кидали один сноп в молотилку. Пока государству не сдадут план, зерно на посев не распределяли, остальное делили на трудодни по 200, 300 граммов. Посылали также на лесозаготовку. Раздавали по 5 кг шерсти, женщины пряли, вязали носки, варежки, все вязаные вещи отправляли на фронт бойцам, за работу выдавали по 3 кг муки. Всю войну килограмм хлеба стоил 0.75 копеек, покупали его по карточкам. Все вынесли женщины, подростки. Были молодыми, после работы хотелось отдохнуть, повеселиться, гуляли по деревне с песнями». За самоотверженный труд в тылу Мария Губочкина награждена медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 - 1945г.г.», «Ветеран тыла», «Ветеран труда», юбилейными медалями.
Еще одна труженица тыла – Пелагея Заикина, 1923 года рождения, уроженка села Шильнебаш. У неё было двое сыновей. Оба умерли от болезней. Живёт сейчас одна, ей 91 год. Выросла она в многодетной семье, где было было 12 детей, теперь никого из родных не осталось.
Когда началась война, отца и брата Пелагеи Ивановны забрали в армию. «Брат погиб, отец вернулся инвалидом, после войны прожил ещё 20 лет. Все мужчины и молодые юноши ушли на фронт. В деревне остались женщины, подростки, вся тяжёлая работа легла на их плечи: они впрягались в плуг, пахали, вязали снопы. Как выжили, как выстояли? Запрягали коней, всю зиму ездили на поля, молотили рожь, ячмень, пшеницу, просо. Трудились на ферме, вручную доили коров, женщины, подростки возили на санках корма скотине, за работу ставили палочки с января по август, с трудодня давали по 200 граммов зерна, 20 кг ржи. Пелагее было 17 лет, работала наравне с женщинами. Не было одежды, обуви. И после войны, еще лет 7- 8, хлеба не ели досыта. Не было техники. Вспомню эти годы, и хочется до сих пор плакать кровавыми слезами. Не дай Бог никому испытать их», – говорит с неподдельной болью тетя Поля. Пелагея Заикина награждена медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», «Ветеран труда», «Ветеран тыла», юбилейными медалями.
Александре Кузнецовой стукнуло 19, когда началась война. Работала она не покладая рук. «Вместе с женщинами возила зерно на элеватор, вязала снопы, укладывала в скирды. Первого мужа убили на фронте. Со вторым мужем, инвалидом войны, воспитали пятерых детей, дали всем высшее образование», – говорит она. Сегодня Александре Федоровне 93 года, сын умер, живёт со снохой. Ветеран тыла и труда за самоотверженный труд в годы войны награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 г. г.».
Наши труженики тыла, еще будучи подростками, совершили поистине трудовой подвиг, внесли неоценимый вклад в Великую Победу, заменили ушедших на войну отцов и братьев, любимых. Мы преклоняем головы перед их великим подвигом и стойкостью, пишет заведующая Шильнебашской библиотекой Нурзиля Бариева
Воспоминания труженицы тыла с. Усатово
Дрозденко Тамары Ефимовны:
«Вспоминать о войне тяжело и больно, как-будто заново переживаешь то страшное время. Ведь многие потеряли на войне своих самых родных и близких людей. У меня сразу наворачиваются слёзы, щемит сердце, становится даже страшно и порой даже не верится, что такое происходило 70 лет тому назад на нашей Родине. И, удивляешься, как мы, молодые девчонки и мальчишки, смогли пережить те не лёгкие годы . Для меня война- это боль и горечь потерь, гибель родных, самоотверженный до изнеможения труд в тылу . Весь народ - и стар, и млад, тогда встали на защиту своей Родины. Я начала работать с 13 лет, потеряв здоровье и возможность учиться. В свободное от работы время мы любили петь народные песни, поднимая настроение и надежду на лучшее. Я знала, что наш труд в тылу поможет достичь успехов в достижении победы над врагом»
Воспоминания труженицы тыла с. Усатово
Постельниковой Антонины Сергеевны:
«Я хорошо помню тот день, когда началась Великая Отечественная война. Мне тогда было почти 14 лет. Помню началась паника, женщины плакали, постепенно провожая на фронт одного за другим своих мужчин. Работать в деревне остались только старики, женщины и дети - подростки. Жили трудно. Выращивали овощи, ели лебеду, ботву свёклы. Ходили собирать на поле колоски, затем толкли их в ступе и пекли из муки клеклые блины и лепешки. Не только ребята, но и девчата пахали землю, работали на тракторах. Когда весной 1945 года объявили, что война закончилась, люди всей деревни собирались и радовались, кричали «ура!», обнимая друг друга, плакали от радости, пели и плясали…»
Несколько лет в селе Катенино в семье сына жила Шумских (Кучерова) Мария Павловна, 1928 года рождения. В годы войны она работала в городе Челябинске на эвакуированном из Тулы военном заводе № 541. В 2011 году мы занимались в краеведческом кружке и познакомились с Марией Павловной, решили записать ее воспоминания о войне. Она рассказала нам о своем детстве. Она рано потеряла отца, через месяц со дня начала войны пришла похоронка на него, а вскоре умерла и мама. Маленькая Маша осталась вместе со старшей сестрой, сестра после закрытия мединститута была направлена для работы в санитарный поезд, который должен был следовать на фронт. Начальник поезда вызвалась помочь перевезти младшую сестру в Днепропетровск, однако приехавшая военная комиссия сняла Марию с поезда и направила в ее для определения в детдом, который находился очень далеко. Женщина из районного совета решила помочь девочке, и, приписав ей два года, отправила на учебу в ремесленное училище № 2 на Челябинский тракторный завод. Таких детей набрался целый класс. Проучившись три месяца, их группу направили на работу в цеха патронного завода. В начале войны институты были закрыты, в их зданиях располагались военные заводы, а в школах были открыты госпитали. Цеха патронного завода находились в зданиях пединститута, сельхозинститута и пожарной охраны.
Выпускники училища работали вначале на погрузке латуни – тяжелой толстой металлической пластины, из которой делали патроны. Дети помогали грузить ящики с патронами. Передавали их по цепочке, а так как дети были маленького роста и не доставали до борта машины, то им приходилось грузить продукцию завода таким способом: один ребенок залезал на машину, другой вставал рядом с бортом, а третий вставал ему на плечи. Дети, стоявшие в цепочке, передавали ящик.
Мария Павловна до сих пор помнит свой первый рабочий день в цехе. Станки стояли в несколько рядов и были (как казалось ей) очень больших размеров, а она была такая маленькая. Контролер показала ей, как работать на станке, и в первый день Мария с трудом крутила ручку, однако сделала несколько патронов. Через два дня ей сказали, что она будет работать самостоятельно. «С подростков на заводе спрашивали как со взрослых. За брак – отвечай. Прикорнул где - то, не вытерпел – отвечай. Опоздал на работу – отвечай. И это справедливо. Если бы здесь, в тылу, мы относились к своему труду безответственно, если бы работали по норме часов и норме выпуска продукции, если бы не любили свою Родину, вряд ли Победа была за нами» Эти строки из рассказа «Война была такой долгой…» Валентины Сиволаповой передают решимость, то настроение, с которым работали дети на оборонном заводе.
Мария Павловна рассказала нам, что часто дети получали травмы. Однажды у Марии рука попала в станок, и только чудом удалось спасти ее.
Дети работали наравне с взрослыми по 12 часов в сутки. Дети вместе с рабочими жили в общежитии. За работу им полагались карточки и паек – 400 грамм хлеба - норма ученика, а когда стали работать – 800 грамм. В столовой кормили супом из крапивы. До сих пор Мария Павловна помнит чувство голода. Мужчины и женщины часто голодали, потому что относили свой паек домой детям. В их цехе была работница - контролер Шура. Часто она засыпала у станка, и однажды ее нашли мертвой. В годы войны люди гибли не только на фронте, но и в тылу. Дети, работавшие на заводе, насмотрелись на человеческое горе, они почти ежедневно хоронили людей, умерших от голода. Победа далась с большими потерями.
На патронном заводе Мария Павловна работала до окончания войны. После войны, окончив медучилище, Шумских Мария Павловна 47 лет проработала в городской клинической больнице № 1 города Челябинска.

Рекомендуем посмотреть:

Кроссворд с ответами для учащихся 8-9 класса "Первая Мировая война" Конспект урока истории в 9 классе с презентацией. Вторая мировая война Конспект урока по истории в 9 классе «Великая Отечественная война» Историко-правовая квест - игра для 9 класса

Похожие статьи:

Программа факультативного курса для учащихся 9, 10, 11 классов по истории Казахстана

Конспект урока по Новейшей истории в 9 классе

Зачетный тест по истории России для 9 класса на тему: «СССР на пути строительства нового общества»

Участник №17 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 января по 15 апреля 2018 года
Конспект урока истории с презентацией, 5 класс. Повседневная жизнь греков | Сценарий открытия Дня науки в школе с презентацией
Опубликовано: 2493 дня назад (24 января 2018)
Просмотров: 7183
+7
Голосов: 7
Валентина Петровна Радушкевич # 26 января 2018 в 06:36 +1
С удовольствием голосую за патриотическое воспитание подрастающего поколения! Очень грамотно разработан урок. Интересно, познавательно, содержательно, доступно! Молодцы!
Елена Борисовна Жданова # 26 января 2018 в 18:05 +1
Спасибо за добрые слова!
Валентина Николаевна Матвиенко # 18 февраля 2018 в 21:50 +4
Елена Борисовна,с интересом прочитала конспект Вашего урока.Методически грамотно определены цель и задачи.Все этапы урока последовательны,взаимосвязаны и логически завершены выводами,обобщениями.Выдержана соразмерность частей урока.Использованы разнообразные приёмы работы (просмотр интернет ресурса с последующим обсуждением,работа с документами!!!),которые способствуют развитию познавательного интереса к истории страны,к её героическому прошлому. Вы приобщаете обучающихся к исследовательской работе.С удовольствием голосую!Желаю успеха!
Ольга Владимировна Перковская # 19 февраля 2018 в 17:48 +1
Замечательный урок вы разработали, Елена Борисовна! План урока полностью соответствует требованиям ФГОС. Урок насыщенный и информативный, развивающий и воспитывающий. Много работают ребята по заданиям, самостоятельно получая знания, что несомненно ценно. Очень богатый дополнительный материал. который демонстрирует вклад в победу нашего народа в тылу врага. Творческое домашнее задание мне понравилось! Спасибо за приглашение! Получила полное удовлетворение от вашего урока! Молодец!
Елена Борисовна Жданова # 20 февраля 2018 в 10:04 +1
Спасибо, коллеги, постараюсь поделиться новыми разработками.
Ольга Станиславовна Средина # 28 февраля 2018 в 18:40 0
Елена Борисовна, здравствуйте!С большим интересом познакомилась с Вашими материалами. Какие судьбы, какие испытания! В каждой семье есть свои шрамы, оставленные войной. И об этом надо говорить, чтобы потомки помнили. Эта работа должна начинаться с детства.
ГОЛОС!
Елена Борисовна Жданова # 5 марта 2018 в 05:52 0
Спасибо за комментарий!