Творческий конкурс для педагогов «Замечательная Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Роль истории и обществознания в социализации и адаптации детей с ОВЗ по зрению

Аналитическая статья с элементами обобщения опыта работы. Роль истории и обществознания в социализации и адаптации детей с ОВЗ по зрению
Автор: Жданова Елена Борисовна, учитель истории и обществознания
Современная жизнь диктует новые условия обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Эти условия должны быть не только комфортными с учетом всех санитарных норм, но и отвечать актуальным образовательным потребностям детей и их родителей. Последние, в свою очередь надеются, что образовательная организация сможет научить их детей не только азам наук, но и умению хорошо ориентироваться в пространстве современных общественных отношений, применять полученные в школе знания на практике, быть более подготовленными к вызовам, которые ждут ребят за стенами школы. В этом формате предметам гуманитарного цикла отводится особая роль.

Уместно напомнить, что процесс социализации предполагает становление человека в социуме, в обществе. При социализации человек не только усваивает стереотипы и нормы социальной среды, в которой функционирует. Социализация — это ещё результат этого процесса: происходит формирование личности, накапливаются навыки, умения, знания, которые необходимы для жизни среди людей. В другом варианте определения акцент ставится на то, что это непрерывный процесс подготовки человека к жизни в обществе путем знакомства с социальными нормами, ценностями и обычаями. Иными словами, это процесс обучения общественному порядку, который представляет собой развитие или изменение самоощущения человека. Психологи отмечают, что социализация - это не добровольная процедура. Есть масса факторов (агентов социализации), которые влияют на каждого человека с самого рождения: родители и близкие родственники, потом друзья, одноклассники, учителя и воспитатели, иногда это не очень хорошие компании, позже коллеги по работе, а также разнообразные учреждения (детские сады, школы, дома творчества, библиотеки, театры, армия, клубы по интересам и т.д.). Социализация продолжается на протяжении всей жизни. Одну из важных ролей в процессе социализации играет школа, а также, в некоторых случаях, содержание преподаваемых предметов. Сейчас в статье мы затрагиваем период первичной социализации, к которой относится и время обучения в школе.

Понятие «адаптации» в нашем контексте рассматривается как процесс, в ходе которого человек приспосабливается к новым для себя условиям. В течение этого процесса происходит обучение человека созданию гармоничных взаимоотношений с другими людьми, природой, социумом. Всю жизнь индивида происходит не просто освоение и принятие социально значимых норм и установок, но и их передача другим членам социума. От того, насколько быстро и легко пройдет адаптация, будет прямо зависеть возможность человека самореализоваться, выявить и раскрыть свой творческий потенциал. Адаптация - важная составляющая процесса социализации. Цель адаптации – найти актуальные способы для самореализации, изменить полученные знания, усвоить новые знания, которые отвечают конкретной среде. Так для подростков 10-15 лет адаптация предполагает активную коммуникацию и взаимодействие со сверстниками, формирование самосознания и поиск индивидуальности; проявляются чувства не только к семье и друзьям, но и к противоположному полу.

В условиях школы социально-психологическая адаптация — это процесс активного приспособления. Для того, чтобы адаптироваться, нужно проявить специальные умения. Человек как сам может менять ситуацию, так и среда может менять его. Поэтому адаптироваться приходится не только ребенку к учителю, классу, школе, но и самим педагогам к новым для них ученикам. Первоначальный этап пребывания в школе — это период социально-психологической адаптации ребенка к новым условиям. Основными показателями психологической адаптации ребенка к школе являются: формирование адекватного поведения, установление контактов с учащимися, учителем, овладение навыками учебной деятельности, а в более старшем возрасте – это реализация творческого и интеллектуального потенциала, а также применение полученных знаний в жизни.

Контингент учеников нашей школы - это слепые и слабовидящие ребята, обучающиеся по общеобразовательным и адаптированным программам. Это ребята со своими психофизическими особенностями: они плохо видят или не видят совсем, поэтому медленнее усваивают материал, зачастую для них характерна краткосрочная память, есть масса сопутствующих заболеваний, наши дети быстрее утомляются, требуют более частой смены видов деятельности, недостаток зрения они компенсируют слухом, обонянием и осязанием, им важно давать четкие инструкции и разъяснения, они медленно пишут, многие обучаются по Брайлю. Подготовить таких детей к жизни, помочь им социализироваться, адаптировать их особенности к требованиям сегодняшнего дня (чтобы не было страха перед самостоятельной взрослой жизнью) - это наша главная цель.

Учебные предметы история и обществознание также способствуют социализации и адаптации особенных учеников к жизни в обществе. Сейчас мы говорим о ребятах с ОВЗ по зрению (слепые и слабовидящие обучающиеся). В условиях модернизации российского образования именно эти предметы способны обеспечить успешную социализацию личности.

История – особый предмет, наука, изучающая прошлое человечества, поэтому основывается на памяти и анализе происходивших в обществе событий. Не последнюю роль играют личности в истории: сильные и слабые, харизматичные и трусливые, опасные и авантюристичные, рассказы о которых вызывают активную ответную реакцию, учат понятиям добра и зла, правильности или ошибочности решений и поступков, оценке последствий их действий. Активно работая на уроках истории, ребята развивают речь; формируют умения сравнивать, обобщать факты и события, овладевают понятиями и географическими названиями.

Как один из образовательных элементов социализации история призвана формировать активную гражданскую позицию и патриотизм. Так, изучая тему Великой Отечественной войны, ребята знакомятся с подвигами военных и простых граждан, подробно изучают основные сражения и их результаты, говорят о трудовом подвиге всего советского народа, оценивают сложность исторической ситуации и деятельность руководства страны. Этот блок тем формирует критическое мышление, аналитические способности, умение оценивать исторические события, позволяет освоить большой фактический материал для передачи последующим поколениям. С точки зрения воспитания формируется гордость за самоотверженность наших дедов и прадедов, уважение к истории своей страны. Во время изучения тем используется большой потенциал информационных ресурсов, что позволяет для ребят с ОВЗ часть информации визуализировать, часть они осваивают, прослушивая аудиоуроки или просматривая учебные фильмы с качественным закадровым текстом, работая с историческими документами, воспоминаниями участников тех трагических военных лет. Это дает возможность узнать разные исторические подходы к оценке событий, а соответственно сформировать правильное понимание исторического момента.

Изучая в 5 классе библейские сказания и историю Древнееврейского царства, дети больше узнают о жизни других народов, формируют представление об их культурных, моральных и религиозных особенностях. Пятиклассники начинают понимать, насколько разнообразен мир, культура, организация общества древнего человека. Знакомство с библейскими историями закладывает основы нравственного и религиозного воспитания, веротерпимость и толерантность. Подвиги Самсона и Давида вызывают чувство гордости и сопричастности. Обсуждая темы, оценивая законы, которые Бог дал людям, работая с текстом учебника и иллюстративным материалом, обучающиеся ставят перед собой образовательные задачи, самоорганизуются для выполнения различных заданий, овладевают искусством вести дискуссию, выбирать главное, высказывать собственное мнение, передавать своими словами библейские истории, характеризовать и описывать происходящие события, включаются в активную коммуникацию с педагогом. Сформированные умения и навыки в дальнейшей жизни, особенно при профессиональном самоопределении, им обязательно пригодятся. Слепой или слабовидящий молодой человек, хорошо владея речевым аппаратом, умением отстаивать свою точку зрения, не боящийся высказываться на разные темы, креативно мыслящий, имеющий хорошую базу, в том числе исторического образования, всегда будет востребованным сотрудником в будущем.

Обществоведческое образование - необходимое условие оптимальной социализации личности, содействующее вхождению в мир человеческой культуры и общественных ценностей и в то же время открытию и утверждению ею уникального и неповторимого собственного я. Обществоведческое образование – необходимое условие социализации личности. Для современного курса обществознания базовыми являются экономическая наука, социология, политология, социальная психология, правоведение и философия. При этом образование рассматривается не как способ самораскрытия, а как шанс успешного продвижения в жизни. Знания о человеке и обществе должны предстать перед учащимися не односторонне, а комплексно. Без обществоведческого образования невозможно выполнить в полной мере требование закона о формировании гражданина, интегрированного в современное общество. Приведем несколько примеров.

В курсе обществознания 7 класса есть тема «Защита Отечества». Это очень благодатный материал для социализации подростков и не только с ООП. Авторы учебника под редакцией Боголюбова Л.Н. объясняют обучающимся, что защита Отечества является конституционной обязанностью гражданина РФ. Юноши – подростки (и девочки) получают четкое представление, как нужно готовиться к службе в армии, что такое военкомат, с какого возраста им придется проходить медицинские комиссии, зачем нужна альтернативная военная служба, все ли должны проходить срочную службу в рядах российской армии, когда и зачем они получат военный билет и как нужно относится к этому документу, узнают, что такое военная присяга, воинский устав и военная дисциплина, также познакомятся с родами войск и получат информацию о сроках и условиях военной службы. Это нужные знания для социализации и адаптации молодых людей во взрослую самостоятельную жизнь.

В 12 классе на протяжении 3-х месяцев изучается блок тем, посвященных современной экономике. Здесь рассматривается весь спектр знаний: от понятия экономики до особенностей мировой экономики, разбирается рынок труда и виды безработицы, изучаются финансы в экономике и основы предпринимательской деятельности, говорится о роли государства в решении экономических проблем и подробно объясняется, что такое экономическая культура. Это целых 12 тем, на протяжении которых пополняется специальный понятийный аппарат, и старшеклассники получают возможность освоить более 50 экономических терминов и понятий. Это 100% те темы, которые влияют на социализацию личности старшего подростка и готовят его ко взрослой жизни. Благодаря курсу экономических знаний, выпускники получают, например, четкое представление, как открыть свое дело. Весь алгоритм действий прописан в учебнике.

Вот что полезно знать каждому.
1. Прежде, чем открыть дело, необходимо изучить конъюктуру рынка, понять, какое направление в бизнесе будет востребовано
2. Изучить правовую основу предпринимательской деятельности (Конституция ГФ, Гражданский кодекс, Трудовой кодекс, Налоговый кодекс, ФЗ «О производственных кооперативах» «О лицензировании отдельных видов деятельности»)
3. Придумать идею, составить бизнес – план
4. Выбрать организационно – правовую форму предпринимательства (полное товарищество, товарищество на вере, ООО, ИП, АО)
5. Разработать наименование коммерческой организации
6. Определить место нахождения
7. Оформить учредительные документы (Устав, учредительный договор)
8. Пройти государственную регистрацию
9. Изготовить печать
10. Открыть счет в банке
11. Встать на учет в государственные внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхования, медицинского страхования)
12. Если нужно, то получить лицензию

Даже если старшеклассник, который захочет открыть свое дело и активно интегрироваться в современную экономику, просто изучит материал в учебнике, ему будет достаточно базовых знаний. Эта полезная информация касается и ребят с ОВЗ. Данный пример очень хорошо показывает, как может проходить экономическая социализация старшеклассников на основе изучаемых в курсе обществознания тем.

Таким образом, практически каждая изучаемая в курсе истории и обществознания тема способна принимать активное участие в социализации детей с ОВЗ по зрению. В учебниках обществознания дается не только теория, но и предлагаются конкретные практические советы, как себя вести в той или иной ситуации. На описании исторических событий ребята будут учиться избегать ошибок, допущенных известными деятелями, желающими изменить ход мировой истории ради своих личных амбиционных планов.

Рекомендуем посмотреть:

Влияние литературного творчества на духовное развитие личности Образно - эмоциональная основа в обучении истории Этнокультурный праздник. Сценарий, посвящённый году семьи Сценарий торжественной линейки, посвященной 15 – летию Книги - Мемориалу воинов – оренбуржцев, поги
Сценарий литературно - музыкальной композиции для школьников 6-9 классов с презентацией. Поэты города Бийска
Опубликовано: 50 дней назад (4 декабря 2021)
Просмотров: 269
+2
Голосов: 2
Светлана Анатольевна Червякова # 6 декабря 2021 в 16:32 +1
Публикация достойна внимания! Познавательно, содержательно, интересно!
Елена Борисовна Жданова # 6 декабря 2021 в 18:07 +1
Спасибо за комментарий!
Олег Владимирович Мамаев # 19 декабря 2021 в 01:44 0
В 7 классе по теме "Защита Отечества" можно дополнительно давать материал о воинских званиях и знаках различия. Например, взять мальчиков на слабо и предложить им выучить наизусть картинку ниже.

Я так делал раньше. Эта информация полезна не только для общего развития. В полиции точно такая же система знаков различия. И когда на улице школьника остановит полицейский со звездочками, важно самому понять, в каком звании представитель власти.
Елена Борисовна Жданова # 21 декабря 2021 в 17:58 +1
Спасибо за совет!