Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока истории в 6 классе с презентацией. Расцвет русского государства при Ярославе Мудром

Урок истории в 6 классе по теме: "Расцвет русского государства при Ярославе Мудром"
Описание: данная разработка предназначается для учителей истории общеобразовательных школ. Это классический вариант комбинированного урока, который включает разнообразные задания, смену видов деятельности, работу с электронными ресурсами, историческими документами, вариативное домашнее задание. Урок подготовлен по учебнику истории России под ред. Данилова, Косулиной, 6 класс Поскольку я работаю в специальной школе для детей с ОВЗ по зрению, то особое внимание уделено здоровьесбережению и сохранению остаточного зрения. Урок разработан Ждановой Еленой Борисовной, учителем истории и обществознания Бийской общеобразовательной школы - интерната №3, г.Бийск, Алтайский край
Урок истории в 6 классе по теме: "Расцвет русского государства при Ярославе Мудром"
Цель: знакомство учащихся с особенностями исторического развития Руси в эпоху правления Ярослава Мудрого
Задачи:
1. Коррекционно – образовательные
Создать условия для понимания учащимися особой роли Ярослава Владимировича в истории нашей страны; познакомить с историей его прихода к власти, основными направлениями внешней и внутренней политики, особенностями управления государством, формированием вотчинного землевладения и разных категорий населения. Объяснить детям выдающиеся заслуги Ярослава Мудрого перед нашим Отечеством
2. Коррекционно – развивающие
Обеспечить развитие общеучебных умений и навыков; умения анализировать исторический документ, работать с материалом учебника, систематизировать и обобщать материал, делать правильные выводы. Развивать диалогическую и монологическую речь, критическое мышление, память, логику, расширять лексический запас слов, развивать технику чтения
3. Коррекционно – воспитывающие
Содействовать воспитанию патриотизма на основе изучаемой темы, уважительного отношения к истории своей страны, гордости за людей, отдавших жизнь во благо Отечества. Воспитывать взаимоуважение, умение слушать учителя и товарищей, коммуникативные навыки и адекватную самооценку
4. Специальные
Соблюдать санитарно-гигиенические требования к уроку: режим ношения очков, режим зрительной нагрузки, динамические паузы, сделать зарядку для глаз
Оборудование урока: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, раздаточный материал (документы, информационные карточки, лист с темой и планом урока), дерево знаний (подготовить листочки двух цветов с вопросами для повторения и с вариантами домашнего задания); для итога – карточки и магниты для доски; электронное приложение к учебнику, учебник для 6 класса под редакцией Данилова А.А. и Косулиной Л.Г.

Основные этапы урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте ребята, здравствуйте гости! Рада вас приветствовать на уроке истории. Сегодня хороший весенний день, поэтому хотелось бы спросить: как ваше настроение?
Напомню, что по православному календарю 15 марта день священномученика Федота, который был епископом города Кириния на Кипре. Федот принял муки и страдания за веру, но император Константин даровал свободу христианам, после чего Федот служил епископом и отошел к Господу около 326 года.
По приметам в этот день вместо ожидаемой оттепели случается мороз, поэтому говорят: «Федот, да не тот». Федот злой – не быть с травой. На Федота сумёты (сугробы). В этот день родился немецкий поэт Пауль Хейзе, клоун Леонид Енгибаров, писатель Валентин Распутин, актриса Ева Лонгория.
В истории русская императрица Анна Иоанновна распустила Верховный тайный совет, в Санкт-Петербурге закончилось строительство Михайловского замка, основано первое русское поселение в Калифорнии — Русская река, основан английский футбольный клуб «Ливерпуль», зарегистрирована компания «Роллс-Ройс», в финский Сейм избраны первые в мире женщины-парламентарии, в Саудовской Аравии обнаружена первая нефть и еще произошла масса других событий.
Но это не главная тема сегодняшнего урока.

2. Актуализация по теме урока.
Слайд 1. Обратите внимание на бюст человека, показанного на слайде. Именно ему будет сейчас посвящено занятие. Это, как вы прочитали, Ярослав Владимирович, получивший в народе прозвище Мудрый.
Слайд 2.
Достаточно пальцев, наверно, руки,
Чтоб тех сосчитать государей
При ком золотые Русь знала деньки,
Кому был народ благодарен.
И есть среди них мудрый князь Ярослав,
При нем Русь достигла расцвета.
Конечно, правитель бывал и не прав,
Но помнят его не за это.
Прошло с той поры десять долгих веков.
Мы можем мечтать лишь о славе,
Добилась что наша страна от трудов
Влюбленного в Русь Ярослава. (Просвирнов Ю.А.)
Слайд 3. Действительно, в жизни каждого народа появляются деятели, которые составляют эпоху в его истории. К числу таких редких выдающихся людей принадлежит и князь Ярослав.
Отключить проектор!
У вас на столе лежат информационные листы, определяющие тему урока. Изучите содержание.
Информационный лист
Тема урока:
Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром
План урока:
1. Борьба за власть между сыновьями Владимира Святославовича
2. Внутренняя политика Ярослава Мудрого и система управления государством
3. Внешняя политика Ярослава Владимировича
4. Формирование новых земельных отношений и основных слоев древнерусского населения
- Сформулируйте, исходя из темы, главную образовательную цель нашего урока. А теперь определите мелкие частные задачи, вытекающие их плана изучения темы.
Проблемный вопрос
- В конце урока вы должны ответить, почему Ярославу народ дал прозвище Мудрый?
Переходим к основной части урока.

3. Проверка ранее усвоенного материала.
Сегодня на уроке выросло дерево знаний, которое поможет реализовать задуманные идеи. Листочки с секретом – цифры на них означают только индивидуально принадлежащий вопрос, поэтому у каждого на парте лежит свой номер. Проведем небольшую интеллектуальную разминку, во время которой вы будете быстро выходить к доске снимать зеленый листок, озвучивать задание и давать ответ, желательно правильный.
Вопросы:
1) Какой династии принадлежали первые русские князья: Олег, Игорь, Святослав, Владимир?
2) Как называлась религия, которая была на Руси до принятия христианства?
3) Какие кочевые племена часто нарушали границы Руси, захватывали наши земли, уводили людей в плен, требовали выплаты дани?
4) Объясните смысл (значение) слов «урок» и «погост». Какое отношение к ним имеет княгиня Ольга?
5) Какой князь решил изменить религиозную основу древнерусского государства?
6) Как изменился князь Владимир после крещения?
7) Почему Владимир выбрал именно христианство?
8) Оцените значение принятия христианства для дальнейшего развития Древнерусского государства
!!! коррекция цветоразличения, коррекция зрительного восприятия через использование разного размера шрифта для каждого.
После задания проведение первой гимнастики для глаз.

4. Борьба за власть сыновей Владимира.
- Какой вопрос мы рассматриваем первым в плане урока?
Рассказ учителя.
У князя Владимира было 12 сыновей, которых еще при жизни он отправил в разные земли Руси, чтобы они проводили там его политику. Любимыми сыновьями были Борис и Глеб. Именно Борису хотел передать великий князь Киевское княжество, но это очень не понравилось двум старшим сыновьям – Святополку и Ярославу. Первым высказал неповиновение Ярослав, отправленный отцом в Новгород. В 1015 году он отказался платить дань. Разгневанный отец стал готовить поход против сына, но летом 1015 года умер, и только смерть Владимира остановила поход.
Когда умирал Владимир, Бориса не было в Киеве, а у Святополка было немало сторонников в городе, и они признали его своим князем. Старший брат решил избавиться от младших и отдал приказ убить не только Бориса, но и Глеба, за что получил прозвище Окаянный.
В борьбу за власть включился Ярослав вместе с новгородским ополчением и наемной варяжской дружиной. Столкновение произошло у Днепра, Святополк проиграл и бежал к польскому королю. Позже при поддержке поляков Святополк утвердился в Киеве. Борьба продолжалась. Даже когда в 1019 году Ярослав одолел Святополка, усобица не прекратилась, так как в борьбу вступил Мстислав Тмутараканский, но после его смерти в 1036 году Ярослав стал единоличным правителем Руси. Война закончилась.
- Что заставило родных братьев взяться за оружие?
- Кто победил в этом противостоянии?
- Какова судьба родных братьев Ярослава Бориса и Глеба?

5. Внутренняя политика Ярослава. Система управления государством.
- Что обозначено во втором пункте плана?
Рассказ учителя.
Ярослав стал спокойно и мудро править в своем государстве, становление которого завершилось именно при нем. Первое, что он сделал для установления порядка и законности – начал создавать письменный свод (сборник) законов, который получил название Правда Ярослава. Конечно, документ был несовершенным, содержал пережитки прошлого, но он заложит основу законодательной базы в нашей стране. В документе есть статьи и уголовного, и гражданского права.
Давайте посмотрим отдельные статьи сборника (документ у каждого на столе)
Работа с документом № 1.
Избранные статьи из «Русской правды»
1. Убьет муж мужа, то мстит брат за брата, или сын за отца, или сын брата, или сын сестры; если не будет никто мстить, то 40 гривен за убитого.
3. Если кто кого – либо ударит палкой, жердью, ладонью, чашей, рогом или тылом оружия, платить 12 гривен.
5. Если же ударит по руке, и отпадет рука, или отсохнет, то 40 гривен, а если (ударит по ноге), а нога останется цела, но начнет хромать, тоща мстят дети потерпевшего.
8. Если кто вынет меч, а не ударит, то тот платит гривну.
18. Если убьют огнищанина умышленно, то убийце платить за него 80 гривен, а [другие] люди не платят...
19. А если убьют огнищанина по-разбойничьи, а убийцу люди не ищут, то виру [штраф] платит та вервь, где найден убитый.
21. А за княжеского тиуна 80 гривен, а за старшего конюха при стаде также 80 гривен
23. А за убитого смерда или холопа 5 гривен.
31. За истязание смерда, без княжеского повеления, за обиду 3 гривны.
Ученики по – очереди читают по одной статье и комментируют с помощью учителя.
В системе управления государством высшая власть принадлежала князю. Он был полноправным правителем страны. Он правил при помощи сыновей, которых наместниками отправлял в крупнейшие земли (волости), где они правили с опорой на собственную дружину. Кроме этого князь назначал и глав местного самоуправления – посадников. Киевский князь издавал законы, был высшим судьей, главным защитником Русской земли. Он определял и взаимоотношения с другими странами, т.е. внешнюю политику.
В городских центрах сохранялись вечевые традиции. Вече вторгалось в вопросы княжения, но князь и местная дружина вынуждены были считаться с его решениями, так как вече распоряжалось народным ополчением.
- Поработаем со вторым документом (документ у каждого на столе)
Документ 2
Повесть временных лет, XII в. О Ярославе Мудром
В год 6545 (1037) заложил Ярослав город великий, у того града Золотые ворота, заложил и церковь святой Софии, митрополию…затем монастырь Святого Георгия и святой Ирины. И стала при нем вера христианская плодиться и расширяться, и черноризцы стали умножаться, и монастыри появляться. И любил Ярослав церковные уставы, попов любил немало…, и книги любил, читая их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество, ими же поучаются верующие люди… Как если бы один землю вспашет, другой засеет, а иные жнут и едят пищу неоскудевающую,- так и этот. Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил. Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение принимая книжное…
Выясните по документу, что еще нужного и полезного сделал Ярослав для нашего государства в XI веке.
Сделаем еще одну динамическую паузу.
Физкультпауза (можно с музыкой). Проводят сами ребята (пауза на английском языке). При посадке следим за осанкой и удобной позой на стуле.

6. - Что у нас по плану дальше?
Внешняя политика Ярослава Мудрого.

С другими государствами Ярослав продолжал политику деда и отца. Он укреплял южные рубежи Руси, его войска наголову разбили печенегов в 1036 году. Укрепил границы на Западе и построил город Юрьев. А 1041 году заключил договор с польским королем. Поход на Византию в 1043 году был неудачным, но с этим государством Ярослав заключил в 1046 году договор, скрепив его браком сына Всеволода и дочери византийского императора Константина. Ярослав расширил территорию своего государства, а на границе со степью возвел ряд городов – крепостей.
Но главной чертой внешнеполитического курса Ярослава были династические браки, при помощи которых князь укреплял положение Руси в Европе.
- Давайте посмотрим, что это были за браки (чтение 4 абзаца учебника, стр.48)
- Итак, за счет чего укреплял международный авторитет государства Ярослав?
Пауза для пальминга. Выполняют все по 3 подхода.

7. И последняя часть урока – земельные отношения и основные слои населения.
Включить проектор!
Главным занятием населения в эпоху Ярослава оставалось сельское хозяйство, поэтому земля была совместной собственностью общины и делилась между всеми семьями. Все земледельцы – общинники платили дань, через которую государство постепенно утверждало свое право собственности на землю.
Стали появляться феодальные владения. Первыми феодалами на Руси стали князья, которые для управления своим хозяйством назначали специальных людей – управителей. Князья жаловали земли ближайшим родственникам, дружинникам, церкви. Появились первые вотчины.
- Для закрепления новых понятий воспользуемся электронным приложением к учебнику, благодаря которому, вы услышите и основные категории населения, которое стало при Ярославе составлять единое общество.
Коррекция слухового восприятия
Включить гиперссылки с историческими терминами по социальному составу населения, прослушать информацию стр.50-51
- Кто относился к привилегированным слоям населения на Руси эпохи Ярослава?
- Какие категории основной части населения вы запомнили?
Отключить проектор!!!

8. Подведем итоги.
Эпоху правления Ярослава Владимировича называют лучшим временем Древней Руси. Давайте еще раз уточним, почему. Для этого нужно будет всем подойти к столу и коллективно выбрать черты характерные для времени Ярослава и разместить их на доске. А мы посмотрим, что из этого получится.
Ребята оформляют доску.
Возвращаемся к проблемному вопросу урока
- Итак, мы подошли к главному вопросу урока: почему Ярославу дал народ прозвище Мудрый? Что вы об этом думаете?

9. Домашнее задание дифференцированное.
Взять красные листочки с дерева для индивидуальной работы дома с соответствующим номером. Обратить внимание на информационные карточки для запоминания новых слов, которые можно вклеить в тетрадь.
Например, изучите документ на стр. 54 учебника и ответьте на вопросы, предложенные к нему; подготовьте пересказ 1 и 2 пункта 6 параграфа; выучите все новые исторические понятия, которые прозвучали на уроке и выделены в учебнике; прочтите материал 6 параграфа и ответьте на вопросы по содержанию (см. стр.53); считайте всю важную информацию с исторической карты на стр. 52 (выводы оформите письменно в тетрадь)
Вопросы есть по домашнему заданию?
Все ли задуманное было реализовано на уроке? Как оцениваете свою работу на уроке?
Самым активным озвучить оценки или поставить всем!
Спасибо за урок!
Презентация на тему: Ярослав Мудрый

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока истории для 6 класса по теме «Духовный отец России» Конспект повторительно-обобщающего урока по истории средних веков, 6 класс Конспект урока истории, 6 класс. Крестовые походы Урок ИЗО, интегрированный с историей в 6 классе к 9 мая - День Победы с презентацией

Похожие статьи:

Конспект урока-викторины по истории средних веков для учащихся 6 класса.

Конспекты уроков истории 6 класс

Внеурочное мероприятие по истории, 6 класс. Интеллектуальный турнир

Участник №124 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 февраля по 20 мая 2016 года
Конспект урока обществознания с презентацией, 7 класс. Реклама в современном мире | Исследовательский проект для старшеклассников: Современные предвыборные технологии
Опубликовано: 2926 дней назад (24 марта 2016)
Просмотров: 10352
+2
Голосов: 4
Валерий Григорьевич Вершинин # 24 марта 2016 в 20:19 +2
Здравствуйте, Елена Борисовна!1. Что-то я не понял по вашему конспекту, в чём выразился " Расцвет русского государства при Ярославе Мудром"? Дети выкладывали листочки в конце урока, но и нам бы хотелось посмотреть. 2. В организационном моменте вы даёте информацию, которая ничего не даст ребятам и заберёт нужное время("В этот день родился немецкий поэт Пауль Хейзе, клоун Леонид Енгибаров, писатель Валентин Распутин, актриса Ева Лонгория.
В истории русская императрица Анна Иоанновна распустила Верховный тайный совет, в Санкт-Петербурге закончилось строительство Михайловского замка, основано первое русское поселение в Калифорнии — Русская река, основан английский футбольный клуб «Ливерпуль», зарегистрирована компания «Роллс-Ройс», в финский Сейм избраны первые в мире женщины-парламентарии, в Саудовской Аравии обнаружена первая нефть и еще произошла масса других событий.
Но это не главная тема сегодняшнего урока"). 3. " Работа с документом № 1.
Избранные статьи из «Русской правды»
1. Убьет муж мужа, то мстит брат за брата, или сын за отца, или сын брата, или сын сестры; если не будет никто мстить, то 40 гривен за убитого.
3. Если кто кого – либо ударит палкой, жердью, ладонью, чашей, рогом или тылом оружия, платить 12 гривен.
5. Если же ударит по руке, и отпадет рука, или отсохнет, то 40 гривен, а если (ударит по ноге), а нога останется цела, но начнет хромать, тоща мстят дети потерпевшего.
8. Если кто вынет меч, а не ударит, то тот платит гривну.
18. Если убьют огнищанина умышленно, то убийце платить за него 80 гривен, а [другие] люди не платят...
19. А если убьют огнищанина по-разбойничьи, а убийцу люди не ищут, то виру [штраф] платит та вервь, где найден убитый.
21. А за княжеского тиуна 80 гривен, а за старшего конюха при стаде также 80 гривен
23. А за убитого смерда или холопа 5 гривен.
31. За истязание смерда, без княжеского повеления, за обиду 3 гривны.
Ученики по – очереди читают по одной статье и комментируют с помощью учителя."
Как раскрывает Мудрость Ярослава этот документ со старославянизмами, над которым трудились учащиеся со слабым зрением?
Анна Сергеевна Кондратьева # 25 марта 2016 в 12:49 +3
Здравствуйте, Елена Борисовна. Хотелось бы возразить предыдущему оратору по поводу работы с документом. Сам факт создания письменного свода законов - это ли не есть свидетельство мудрости правителя? Это был первый закон, который способствовал объединению славян в единый народ, тем самым продолжая политику Владимира по сплочению Руси. А работа с документами, которая формирует умение анализировать текст и извлекать из него необходимую информацию - одна из основополагающих метапредметных компетенций.
В конспекте урока можно очень четко проследить работу педагога, обеспечивающую максимальное здоровьесбережение, так что можно предположить, что текст источника был адаптирован под конкретного ребенка.
Елена Борисовна Жданова # 25 марта 2016 в 13:52 +4
Уважаемые коллеги! Хочу напомнить, что урок - это только вариант интерпретации изучаемой темы. Я работаю в особой школе с особыми детьми, то, что они справились с поставленными задачами - это их большое достижение. Начало урока - тоже вариативное, можно использовать информацию, а можно не делать на этом акцент. В работе с документом специально было дано уточнение - с помощью учителя, все малознакомые старославянизмы сразу объяснялись.
В целом, спасибо, что обратили внимание на мой урок. Я учту советы и критику, тем более, надеюсь, что все понимают, что придумать идеальный урок - это очень непросто.
Ермакова Наталья Александровна # 3 мая 2016 в 14:06 +1
Здравствуйте, Елена Борисовна!Соглашусь с Вами, придумать идеальный урок - это очень непросто, порой приходится провести его не один раз чтобы довести да совершенства, все великие открытия были достигнуты путём проб и ошибок. Мне Ваш урок понравился, в самом начале Вы рассказываете детям о том, что есть много событий связанных с этим днём, делаете акцент на нашем государстве и подводите к главной теме урока, а тема-восхитительная! С удовольствием голосую и желаю терпения и удачи в нашей не лёгкой работе!
Закерничная Ирина # 9 июня 2016 в 11:38 +1
Здравствуйте, Елена Борисовна. Ваша разработка урока хорошая, включает разнообразные задания, смену видов деятельности, работу с электронными ресурсами, историческими документами, вариативное домашнее задание. Подготовить хороший урок для "особых" детишек непросто, Вы с этой задачей справились.
Наталья Владиславовна Шарова # 28 июля 2016 в 16:57 +1
Здравствуйте, Елена Борисовна! В свете инклюзивного образования, к которому мы сейчас идем, Ваш урок обладает несомненной ценностью. Урок включает разнообразные формы работы с детьми с ОВЗ, что позволяет не утомлять учащихся, расширить спектр полученных знаний.Совершенно согласна с тем, что идеальных уроков не бывает, но вы к нему стремитесь.
Елена Борисовна Жданова # 2 августа 2016 в 17:25 0
Спасибо за добрые комментарии и поддержку!
Ирина Николаевна Ступченко # 29 сентября 2016 в 15:53 0
Очень интересный урок. Считаю, что и цель и задачи полностью выполнены. Вовлечение и увлечение новой темой - одна из главных задач любого педагога. Вы с нею справились. А, значит, все этапы и моменты урока, которые Вы формиуете на протяжение всего занятия, достигнуты. Примите голос №2!
Олег Камильевич Аминов # 13 августа 2018 в 12:16 0
Здравствуйте, Елена Борисовна. Совершенству нет предела, и понятно, что многие коллеги по разному видят этот урок или преподнесут в него какие то изменения. Мне понравилось. Обязательно возьму на вооружение.
Елена Борисовна Жданова # 26 мая 2020 в 18:44 0
Всем коллегам большое спасибо за комментарии smile