Формирование толерантности у младших школьников
Автор: Тулинова Елена Дмитриевна,учитель начальных классов Марьинской общеобразовательной школы I-III ступеней №1.
Предлагаю Вашему вниманию методические и игровые приёмы формирования у детей принятия друг друга такими, какие они есть. Материал предназначен для педагогов и воспитателей.
Цели и задачи:
- воспитание личности, которая осознаёт достоинство человека;
- воспитание терпимости (сам по себе высокий и полезный принцип толерантности нуждается в правильном понимании: это не означает терпимости к злу и преступности);
- воспитание гуманности;
- формирование умения разрешать конфликты ненасильственным путём.
Огромную важность приобретает воспитание с самого раннего детства качеств толерантности у каждого члена общества.
Толерантность в переводе с английского - это возможность услышать другого, понять иного. Иногда толерантность переводится как «терпимость» в значении терпимости по отношению к другому.
Толерантность- искусство жить рядом с непохожими, способ решения конфликтов, искусство цивилизованного компромисса. Насколько успешно сумеют наладить взаимодействие и совместную жизнь люди, придерживающиеся различных, зачастую противоположных норм и ценностей, настолько проще будет справиться с любыми глобальными проблемами.
В школу приходят дети разных национальностей, из разных семей с разным социальным статусом, с разными материальными возможностями.
Необходимо научить младших школьников уважать не только себя, но и тех, кто рядом.
В начальной школе формирование толерантного отношения к окружающим людям имеет своей целью воспитание у младшего школьника чувства уверенности в себе и уважения самого себя и других.
Трудно переоценить значение рассказов, из которых дети извлекают уроки и нравственные выводы. Именно, читая, их мы обращаем внимание детей на добрые дела и поступки.
Воспитанию доброго отношения к одноклассникам способствует участие в совместных делах класса (конкурсы, игры, соревнования, которые развивают воображение). Обязательно участие во всех мероприятиях, как мальчиков, так и девочек.
В классе нередко случаются конфликты. Классному руководителю необходимо всегда подчёркивать мысль о том, что любая проблема разрешима.
Для разрешения конфликтных ситуаций необходимо:
1. Определить проблему; обсудить с детьми, которых коснулась эта проблема, их поведение.
2. Оставаясь нейтральным, дать возможность высказаться всем участникам конфликта, никого не прерывая.
3. Продумать ряд решений, узнать у детей, как они смогли бы разрешить проблему.
4. Обосновать решения.
5.Добиться согласия по выбранному решению.
6.Выполнение решения.
Необходимо научить детей принимать друг друга такими, какие они есть. Критика должна быть конструктивной. Данная критика не может быть направлена на конкретную личность, она должна быть обращена к трудной ситуации. Нельзя навешивать ярлыки: «ты неумеха», « ты лентяй» и тому подобное. Такая обобщенная критика унижает достоинство ребёнка, и он отказывается от решения трудных для себя задач.
Методические и игровые приёмы.
«Утро начинается с улыбки»
Каждый день в начале первого урока предлагаю детям посмотреть друг на друга поздороваться и улыбнуться (прекрасный заряд настроения, а с таким зарядом и работа спорится)
«Почта дружбы»
Дети пишут друг другу письма, два раза в неделю почтальон разносит их адресатам (развивает умение и желание общаться, стеснительным детям гораздо легче выразить свои чувства и мысли на бумаге, чем посредством устной речи)
«Обида»
Каждый ребёнок иногда испытывает обиду. Совместно с детьми выработали такое правило (способ избавления от чувства обиды):
«Ты обиду не держи, поскорее расскажи»
«Мусорное ведро»
Учитель ставит на середину класса небольшое ведёрко и предлагает детям порассуждать. Зачем человеку нужно мусорное ведро и почему необходимо постоянно освобождать его от мусора. Потом детям предлагается представить себе жизнь без мусорного ведра, кода мусор постепенно наполняет комнаты, становится тяжело дышать, передвигаться, люди начинают болеть. Но ведь также и с чувствами. У каждого из нас скапливаются чувства, часто ставшие ненужными и бесполезными. И некоторые любят копить эти чувства, например, копить свои обиды или страхи. Предлагаю детям выбросить ненужные обиду, гнев , страх в «мусорное ведро». Для этого дети на листочках бумаги записывают чувства, от которых они хотят освободиться, например: «Я обижаюсь на …», «Я злюсь на…», «Я боюсь…». Затем сворачивают листочки комочками, выбрасывают в мусорное ведро, а дежурный выносит это ведро в мусорный ящик (таким образом, дети учатся справляться с чувством обиды, гнева)
« Тренируем эмоции»
Школьники должны попробовать:
- нахмуриться как осенняя туча; рассерженный человек;
-улыбнуться, как хитрая лиса; как радостный ребенок;
-позлиться, как человек, которого ударили;
-испугаться, как ребенок, потерявшийся в лесу.
Научившись понимать чувства других, ребенок научиться бескорыстию, взаимности и будет благополучен в общении.
В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные. Почему мы иногда смеёмся над ними? Потому что мы боимся их, мы не хотим делиться или мы не уверены в себе. Быть толерантным означает уважать других, не взирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.
Рекомендуем посмотреть:
День толерантности в школе. Сценарий
Мастер-класс «Дружба крепкая»
День толерантности в 5 классе
Классный час о толерантности в 5 классе
Похожие статьи:
Классный час на тему Толерантность 4 класс
Толерантные и интолерантные люди
Классный час «Толерантная личность», 11 класс
Классный час, 10-11. Странный человек
Урок толерантности в 6 классе