Конспект логопедического занятия для учащихся 2 класса "Дифференциация письменных букв ш-щ. Зимушка-зима"
Автор: Кудрявцева Елена Геннадьевна, учитель-логопед
Место работы: МБОУ СОШ №93, Барабинского района Новосибирской области.
Описание работы:Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию конспект логопедического занятия, предназначенного для учащихся 2 класса, по теме «Дифференциация письменных букв ш-щ. Зимушка-зима» В письменных работах учащихся начальных классов часто встречается смешение букв ш-щ. Причинами смешения являются сходство звуков и букв по акустическим и артикуляционным признакам, а также по оптическим и кинетическим признакам, так как графемы букв ш-щ сходны по написанию в рукописном и печатном вариантах.Занятие будет полезно для учителей-логопедов школ и детских садов, а также материалом могут воспользоваться учителя начальных классов, педагоги дополнительного образования.
Цель:
Дифференциация письменных букв ш-щ в словах, предложении.
Задачи:
Образовательные:
•совершенствовать умения учащихся различать буквы Ш-Щ и звуки «ш»-«щ»;
•учить конструировать буквы Ш-Щ из проволоки;
•закреплять знания детей составлять предложения из слов с буквами ш-щ;
•закреплять и обобщать знания учащихся о зиме;
•активизировать словарь учащихся по теме: зима.
Коррекционные:
•развивать зрительно-пространственное восприятие;
•совершенствовать графо-моторные навыки;
•закреплять навыки звукового и слогового анализа и синтеза;
•развивать орфографическую наблюдательность;
•формировать зрительное, слуховое внимание, зрительную память, мыслительные процессы:
•развивать моторику рук.
Воспитательные:
•развивать навык самоконтроля;
•воспитывать умение выслушивать ответы товарищей, работать сообща.
Оборудование: карточки для индивидуальной работы с буквами и словами,синий и зелёный карандаши, слайды или предметные и сюжетные картинки по теме, квадраты синего и зелёного цветов, элементы букв ш, щ из проволоки, снежинки со словами для составления предложения.
Ход занятия
Организационный момент
Психогимнастика.
Логопед
-Доброе утро, ребята.
-Ребята, какое время года сейчас на улице? Какая бывает зима?(снежная, морозная, белая, вьюжная, холодная, суровая, метельная)
(Появляется слайд или сюжетная картина Зима)
Логопед
-Ребята, представьте, что мы с вами на улице.
-Покажите, как вы ёжитесь от морозного ветра.
-А как вы дрожите от зимней стужи.
-Нам нужно согреться. Укутаемся шарфом, ладошки потрём, щёки разотрём. Подуем на ладошки тёплым воздухом: ш-ш-ш. Вам стало тепло, вы согрелись.
-Покажите, какое у вас настроение. Вы радостные и весёлые. Я надеюсь, что хорошее настроение у вас сохранится на весь день.
-Ребята, сегодня у нас непростое занятие. Зимушка-зима из лесной чащи со своими помощниками метелью, вьюгой, снегопадом запорошила дорожки, завьюжила, приготовила для вас разные задания. Хотят посмотреть, что вы знаете и умеете. Вы готовы выполнить задания Зимушки-зимы?
-Садитесь за парты. Приготовьтесь внимательно смотреть, думать и правильно отвечать.
Основная часть
1. Введение в тему занятия.
Логопед
-А вот и первое задание от Зимушки. Нужно решить слоговые примеры, чтобы получились слова.
(Дети выделяют из слова соответствующие примерам слоги и составляют из них слова, которые потом появляются на слайде.)
Логопед
-Ребята, посмотрите на первые три слова, какая одинаковая буква есть в словах.(буква ш)
-Посмотрите на последние три слова, какая одинаковая буква есть в словах.(буква щ)
-Как вы думаете какие буквы будем различать? (ответы детей)
Логопед
-Сегодня мы будем различать письменные буквы ш - щ.
2. Характеристика букв ш -щ.
Логопед
-Ребята, чтобы выполнить задания Зимушки, нам нужно потренироваться.
-Дайте краткую характеристику букве ш.(Буква ш - согласная, глухая, обозначает один звук-всегда твёрдый)
-Дайте краткую характеристику букве щ.(Буква щ - согласная, глухая, обозначает один звук-всегда мягкий)
(Появляется слайд с письменными буквами ш, щ и их элементами. Дальнейшая работа проводится по данному слайду.)
Логопед
-Назовите какие буквы записаны? ( заглавная и строчная письменная буква ш,заглавная и строчная письменная буква щ)
-Сравните по написанию письменные буквы ш и щ. Из каких элементов состоит буква ш? (из трёх прямых наклонных линий с закруглением вправо) Сколько элементов у буквы ш? (у буквы ш три элемента)
-Назовите, из каких элементов состоит буква щ? Сколько элементов у буквы щ? (у буквы щ четыре элемента)
Логопед
-Ребята, расскажите Зимушке-зиме чем похожи по написанию буквы ш и щ? Чем отличаются буквы по написанию? Молодцы! Я думаю, теперь вы справитесь со всеми заданиями, которые приготовила Зимушка-Зима.
3. Зрительное внимание.
Логопед
-Ребята, метель подула сильным ветром и перемешала все буквы в карточках. Вам нужно навести порядок, подчеркнуть буквы ш и щ разным цветом. Каким цветом будите подчёркивать буквы ш, почему? (буквы ш подчеркнём синим цветом, потому что обозначает всегда твёрдый звук)
-Каким цветом будите подчёркивать буквы щ, почему? (ответы детей)
(Каждому ученику раздаются карточки с письменными буквами ш-щ, которые они подчёркивают цветными карандашами:
ш щ ш ш щ ш щ щ ш щ ш ш щ ш щ щ)
Логопед
-Выполняйте задание.
Проверка
Логопед
-Какие буквы подчеркнули - синим, зелёным цветом? Поменяйтесь карточками друг с другом, проверьте.
-Молодцы, с заданием Зимушки вы справились!
4. Пальчиковая гимнастика.
Логопед
-Ребята, я приготовила для вас буквы, но снежная вьюга налетела и сломала их. У вас на партах лежат цветные квадраты и элементы букв из проволоки. Соберите из них буквы.
(У каждого учащегося лежат квадраты разного цвета: у одного ученика за партой-синий квадрат, а у другого за партой-зелёный, элементы букв одинаковые. Дети должны сами определить какую букву они составят в соответствии с цветом квадрата)
Логопед
-Назовите буквы, которые у вас получились. Почему ты составил букву ш, щ? Назовите отличия в написании буквы ш от щ? Молодцы ребята!
5. Физминутка.
Логопед
-Ребята,вы хорошо справились с заданиями Зимушки и её помощников, а теперь отдохнём. Подойдите ко мне. Выполняем движения по тексту.
Рано утром в парк ходили (шагают на месте или по кругу)
Там снеговика лепили, (махи руками)
А потом с горы катались (волнообразные движения руками)
Веселились и резвились: (прыжки)
В Свету кинули снежком, (произвольные движения)
В Серёжу кинули снежком,
В Риту кинули снежком,
В Карину кинули снежком,
В Данила кинули снежком,
В Соню кинули снежком,
Получился снежный ком. (дети подходят ближе друг к другу, руки поднимают кверху, изображая ком)
Холодно гулять зимой, (прыжки)
Побежим скорей домой. (возвращаются на места)
Логопед
-Отдохнули, а теперь с новыми силами продолжим выполнять задания Зимушки.
6. Зрительная память.Игра «Что изменилось»
Логопед
-Ребята, Зимушка любит забавы и игры. А какие зимние забавы любите вы? (ответы детей)
-Зимушка решила с вами поиграть в игру «Что изменилось».
-Посмотрите на слайд. Выберите и назовите только те предметы, в названии которых есть звук «щ»
-Назовите предметы, в названии которых есть звук «ш»
Логопед
-Дети, запомните предметы на картинках. (Дети могут закрыть глаза, а затем по команде логопеда открыть) (слайд меняется)
Логопед
– Дети, что изменилось? (ответы детей)
-Запомните предметы на картинках. (слайд меняется)
Логопед
-Ребята, что изменилось? (ответы детей)
-Какие вы все внимательные, не получается у Зимушки-зимы вас запутать.
7. Узнайте букву.
Логопед
-Ребята, разыгралась метель, закружила снежным ветром и опутала буквы, чтобы вы их не узнали.
-Вам нужно узнать букву на слайде, выйти к доске, правильно написать букву в воздухе, а остальные должны её назвать и записать в тетрадь. (Слайды-зашумлённые буквы)
(Для проверки можно на слайд выводить правильно написанные буквы, а дети хором их называют.)
(Дети должны называть буквы, используя слова: заглавная письменная буква..., строчная письменная буква..)
(Можно усложнять задание: у букв не дописывать элементы)
Логопед
-Ребята, не удалось метели опутать буквы, вы и с этим заданием справились. Что ещё придумает Зимушка-зима?
8. Зрительная гимнастика.
Логопед
-Ребята, посмотрите, сколько волшебных снежинок залетело к нам, наверное, когда я открывала форточку.
-Сядьте удобно, проследите глазами за танцем снежинки. (в своём занятии я использовала слайд с движущейся под музыку снежинкой, а можно логопеду читать стихотворение о снежинках и выполнять движения, держа в руке снежинку, дети следят глазами за движениями снежинки)
Логопед
-Ваши глаза отдохнули и вы готовы к следующему заданию Зимушки.
9. Слоги ща, щу, ши.
Логопед
-Ребята, как называется природное явление, когда падает много снега? (ответы детей)
-Снегопад засыпал снегом в словах слоги ща, щу, ши. Вам нужно записать пропущенные слоги в словах.
-Какие правила вы должны вспомнить, чтобы правильно написать слог ща, щу, ши? Выполните задание.
(Карточки с пропущенными в словах слогами:
ро.., горо..на, ..ка, кало.., ..вель, малы..)
Логопед
-Прочитайте слова с буквой щ, ш. На какие две группы можно разделить слова? (ответы детей)
-Молодцы!
10. Работа в парах. Составить предложение из слов.
Логопед
-Ребята, Зимушка-зима прислала своих волшебных помощниц. Сейчас вы будите работать в парах. Из снежинок, на которых написаны слова, составьте предложение.
(Дети работают в паре и составляют предложение на парте)
Логопед
-Прочитайте, какое предложение у вас получилось. (В ящике пищит крошечный щенок.)
-Назовите слова с буквой щ, ш. Вспомните, как нужно писать предложение? Запишите предложение в тетрадь.
-Поменяйтесь тетрадями проверьте, исправьте ошибки.
Итог занятия.
Логопед
-Ребята, подойдите ко мне. Вы выполнили все задания Зимушки-зимы.
-Зимушка приготовила для вас снежинки - весёлые и грустные. Если занятие вам понравилось, выберите весёлую снежинку, а если не понравилось - грустную.
-Почему вы выбрали весёлые снежинки? Что понравилось на занятии? (Ответы детей)
-Эти снежинки вам в подарок. Вы сегодня все молодцы! Спасибо!
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока по предмету логопедия во 2 классе коррекционной школы VIII вида
Тренажер для индивидуально-групповой работы с учащимися на дифференциацию согласных, имеющих акусти
Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия в начальной школе
Конспект группового логопедического занятия во 2 классе с презентацией