Конспект индивидуального логопедического занятия в 1 классе. Автоматизация звука [ж] в тексте «Жук»
Автор: Кудрявцева Елена Геннадьевна, учитель-логопед МБОУ СОШ №93, Барабинского района Новосибирской области.
Описание материала: Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию индивидуальное логопедическое занятие на тему «Автоматизация звука [ж] в тексте «Жук».
В коррекции звуковой стороны речи наиболее длительным этапом является автоматизация поставленного звука в речи обучающегося. Представленное индивидуальное логопедическое занятие будет полезно для учителей-логопедов школ и детских садов, а также материалом могут воспользоваться воспитатели для работы с детьми подготовительной к школе группе, знающие буквы и умеющие читать, для учащихся, имеющих нарушения звукопроизношения и для детей с ОВЗ.
Тема:
Автоматизация звука [ж] в тексте «Жук».
Цель:
Формирование правильного произнесения звука [ж] в тексте.
Задачи:
Образовательные:
Закрепить артикуляцию согласного звука [ж] в речи;
Совершенствовать связь между слуховым и произносительным образом звука;
Закрепить умение отвечать полным предложением на вопрос;
Формировать навыки чтения текста, насыщенного закрепляемым звуком;
Коррекционные:
Формирование правильного произношения звука «ж» в тексте;
Обогащать словарный запас детей глаголами по теме «Насекомые»;
Развивать зрительное внимание и память;
Развивать мелкую моторику;
Закреплять знания об окружающем;
Воспитательные:
Воспитывать положительное отношение к знаниям;
Воспитывать самоконтроль за речью.
Оборудование:
Предметная картинка – жук, текст «Жук», сюжетная картинка к тексту «Жук», карточка с изображением жука, палочки и пуговицы.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Логопед:
-Доброе утро! Я рада тебя видеть на занятии.
-Приготовься внимательно слушать и правильно говорить.
2. Основная часть. Введение в тему занятия
Логопед:
-Отгадай загадку.
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь.
Ребёнок: жук.
(На слайде появляется картинка жука.)
Логопед:
-Какой звук издаёт жук, когда летит, изобрази. (Ребёнок жужжит, чётко проговаривая звук [ж].)
-Назови первый звук в слове ЖУК.
-Как ты думаешь, какой звук будешь правильно произносить? (Буду произносить звук [ж].)
Логопед:
-Сегодня на занятии мы будем правильно произносить звук [ж], читать текст и отвечать на вопросы.
Логопед:
-Подумай, как можно назвать жука общим словом? (насекомое)
-Что умеет делать жук?
(Ребёнок: летать, жужжать, перелетать, ползать, кружиться, выползать, садиться на лист, заползать)
-Кто ещё умеет жужжать?
(Ребёнок: пчела, шмель, муха, оса)
-Каких жуков ты знаешь?
(Ребёнок: жук-носорог, майский жук, жук – навозник, божья коровка)
Слайд с изображением разных жуков. Рассматриваем и называем жуков. При необходимости ребёнок читает их названия.
Физкультурная минутка «Весёлые насекомые»
Логопед:
-Давай представим, что мы весёлые насекомые. Повторяй движения за мной.
Прилетела к нам вчера полосатая пчела, (частые взмахи руками, гладим руками бока)
А за нею шмель – шмелёк и весёлый мотылёк, (руки в стороны, упражнение "самолёт")
Два жука и стрекоза – как фонарики глаза. (взмахи с поворотами, показать глаза руками как бинокль)
Пожужжали, полетали, от усталости упали. (жужжим, взмахи руками, садимся на место)
(Автор: Н. Нищева)
Игра «Кого нет?»
Логопед:
-А сейчас поиграем в игру «Кого нет».
-Запомни жуков на слайде. (По команде логопеда ребёнок закрывает глаза, по команде – открывает и называет, какого жука нет.)
Логопед:
-Молодец!
(Слайд меняется)
Логопед:
-Будь внимательным. (Слайд меняется)
Во время игры ребёнок проговаривает названия жуков: -Нет майского жука. Нет жука-носорога.
Логопед:
-Молодец! Ты был внимательным!
Логопед:
-Прочитай текст, произнося каждое предложение на одном удлинённом плавном выдохе.
(Ученику даётся карточка с текстом «Жук»)
(Текст сопровождается сюжетной картинкой.)
Жук
Однажды Женя поймал жука. Жук был большой и зелёный. Женя положил жука в кармашек, но жук вылетел.
Жук стал кружиться и жужжать: жу-жу-жу! Женя испугался и убежал.
Логопед:
-Ответь полными предложениями на вопросы.
(В помощь ребёнку на слайде сюжетная картинка к тексту.)
1) Кого поймал Женя?
2) Какой был жук?
3) Куда Женя положил жука?
4) Что сделал жук?
5) Почему убежал Женя?
Пальчиковая гимнастика.
Логопед:
- Кого ты видишь на карточке? (Ребёнок: Жука – божью коровку)
- Сделай на парте из палочек и пуговиц такого же жука.
Логопед:
- Молодец! Убери палочки и пуговицы в коробку.
- Опусти руки вниз и немного потряси ими.
3. Итог занятия.
Логопед:
- Какой звук правильно произносил на занятии?
- О ком ты сегодня прочитал текст?
- Как ты думаешь, почему жука нельзя класть в карман или коробку?
- Молодец! Ты сегодня хорошо читал, отвечал на вопросы и отлично произносил звук [ж].
Литература:
Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми : пособие для логопедов и родителей : выпуск 7. Звуки Ш, Ж / Ю.Б. Жихарева-Норкина.— М.: Гуманитар, издательство центр ВЛАДОС, 2005. — 136 с.: ил. — (Коррекционная педагогика).
Рекомендуем посмотреть:
Конспект индивидуального занятия в 1 классе по РС и ФП на тему: звуки Р, С. Текст «Ёлка»
Итоговое логопедическое занятие в 1 классе. Конспект
Технологическая карта логопедического занятия на тему «Электроприборы», 1 класс
Конспект логопедического занятия по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация» в 1 классе с