Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Развитие креативности у детей дошкольников средствами музейной педагогики

Музейная педагогика в детском саду
Музей по праву занимает особое место в приобщении детей к искусству, развитию творчества и субъективных проявлений личности. Для современных исследований, методических разработок характерно переосмысление роли музея в развитии и образовании дошкольников и проблемы, условно обозначенной как « Креативность и музей».
Термин « креативность» охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, обеспечивающих становлению способности к творчеству. Креативность часто трактуют как « способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро и нетривиально разрешать проблемные ситуации»
К сожалению, в большинстве современных источников акценты в развитии творчества дошкольников делаются именно на продуктивную деятельность – рисование, лепку, аппликацию, дизайн. Вместе с тем следует помнить о двуединой сущности художественной деятельности, которая предусматривает как собственно кодировку – выражение впечатлений в выразительных образах в собственном творчестве, - так и декодировку « прочтение» образов, символов, представленных в произведениях искусства, что происходит в процессе интуитивного и, безусловно , креатвного процесса восприятия.
Музей можно сравнить с призмой, грани которой отражают «творческую культуру» общества.
Музей как особый феномен культуры, своего рода «территория творчества», всегда мыслился как единство собрания разнообразных произведений искусства и пространства, построенного по особым законам красоты. Восприятие предмета, представленного в гармонии с другими подлинными экспонатами в продуманной обстановке, способствует освоению умений понимать визуально – пространственный язык экспозиции, «считывать» информацию с музейной вещи, «восходить» к образам, идеям, обеспечивает рождение собственных ассоциаций, аналогий, эмоционально – эстетического отклика на выразительность образа у зрителя и, таким образом, является креативным процессом.
Однако отметим ряд проблем, существующих как на уровне теоретического осмысления художественного развития детей средствами музейной педагогики, так и в практике современных ДОУ.
В ряде методических разработок и на практике сохраняется и иногда доминирует ориентация на знаниевый подход в определении целей, содержания и отборе методов приобщения детей к искусству.
Наблюдается некоторая стихийность( иногда « однонаправленность»)в построении педагогического процесса, выборе объектов для рассматривания.
На практике часто преобладает использование аналитических методов приобщения к искусств, предусматривающих прежде всего анализ объекта и выявление частных проявлений свойств, что не способствует эмоциональному переживанию произведения дошкольниками.
Можно отметить разрыв двух направлений эстетического развития детей – восприятия художественного образа и собственной творческо – эстетической деятельности дошкольников, использование занятий, что значительно снижает интерес детей к искусству и не соответствует возрастным возможностям. В то время как именно в дошкольном возрасте принципиально важно деятельное освоение мира – « подсмотреть» секреты создания образа у великих художников и скульпторов и перенести в свой рисунок, работу. Только в этом случае рассматривание произведений интересно и развивающее для детей.
В ряде случаев отмечается непонимание воспитывающих и развивающих возможностей музея и искусства, примитивизация взглядов по отношению к музею – организация мини – музея или художественной галереи в виде полочки с несколькими экспонатами, а не «пространства для открытий и творчества» детей.
Результатом данных проблем и противоречий являются « эстетическая слепота» дошкольников, неразвитость способностей, снижение интереса к искусству, « механическое запоминание терминологии», отсутствие переноса освоенного в собственную творческую деятельность.
Именно в дошкольном возрасте, когда пространство музея только начинает осваиваться, создается особая « магия познания» художественной деятельности. В условиях восприятия искусства необходимо создание ситуаций, в которых дошкольники смогут открыть секреты творчества.
Очень важно, чтобы в процессе освоения искусства в пространстве музе и детского сада взаимно переплетались два неразрывных направления – познание и творчество. Можно сформулировать девиз: «К творчеству – через познание» и выделить логическую цепочку освоения искусства:
- Активизация познавательных и эстетических интересов в ситуации « развивающей интриги» познания прекрасного.
- Эстетическое восприятие разнообразия объектов окружающего мира и обогащения опыта « насмотренности».
- Творческое переосмысление и присвоение освоенного.
- Отражение опыта в разнообразных формах.
Представляется необходимым использование спектра разнообразных методов и приемов, позволяющих создать яркие впечатления от соприкосновения с прекрасным:
1. Использование ряда методов и приемов, направленных на развитие эстетических и творческих способностей:
• Игровое упражнение «Кто есть кто?»Детя рассказывается история, в которой злой волшебник превратил повара, балерину в фигурки, нужно догадаться кто есть кто.
• Упражнение «Впечатления» Предлагается словом или жестом передать впечатления от увиденного.
• Упражнение « Этюды»Предлагается придумать выразительный образ Векового дуба, Ивы плакучей и т. д.
• Игровое упражнение «Настроение линий(форм, цвета)»Изобразить жестом, нарисовать или найти линии, соответствующие названным ( веселые, злые, тоскливые, печальные, трусливые.)
• Игровое упражнение « Придумай пейзаж»детям предлагается построить выразительный пейзаж, рассмотреть, как изменяется настроение пейзажа.
2.Использование игр и упражнений, способствующие развитию художественно – эстетического восприятия и творческому пониманию образа:
• Задание В этом зале найди картинку, которая называется…
• Прием «Назови картинку»Предлагается придумать названия картинам и сравнить с названиями автора.
• Упражнение « Спрятанная вещь»На картинах спрятано изображение (солнца, лошади), постарайся их найти.
• Игровое упражнение « Волшебные очки»Предлагается надеть волшебные очки и увидеть самое веселое, тихое, яркое, большое, необычное.
• Упражнение «Что видим, слышим, чувствуем, переживаем»
• Прием «Домысливание»Придумывание судьбы предметов, событий.
• Ролевые игры и игровые приемы: обыгрывание художественногообраза произведений.
• Игровое упражнение « Отгадай по описанию»Воспитатель кратко, но интересно описывает произведение, предлагает детям догадаться.
3.Целесообразным представляется гармоничное сочетание эстетического восприятия и собственной детской деятельности, исползование синтеза искусств и видов деятельности:
• Рассматривание различных по настроению, по используемым средствам выразительности.
• Обследование формы, фактуры предметов;сравнение предметов и их изображений в натюрмортах; моделирование ситуаций , в которых можно ярко показать проявление некоторых свойств.
• Разыгрывание изображенных эпизодов
• Подбор и разучивание соответствующих по настроению и образности литературных фрагментов, фольклора, стихотворений.
• Продуктивная деятельность рисование, аппликация по темам
4. Использование эвристических и исследовательских методов и приемов:
• Обсуждение с детьми проблемных и поисковых вопросов: Сколько музеев в нашем городе? Как и зачем реставрируют предметы? Можно ли изобразить черное на черном?
• Сравнение и сопоставление образов. Поиск оригинальных находок
• Метод « проектов»по темам: « Линия в природе и искусстве», « Тайны цвета и света», « Где прячется красота?»
• Наблюдение процесса создания картины, скульптуры, декорирования предмета.
• Прием «осязания»
• Эксперементирование с изобразительными материалами и различными веществами, средствами выразительности и образами
• Дополнителные средства, активизирующие детскую деятельность6 организация экскурсии – игры с путеводителями.
• Решение загадок и ребусов
5.Использование методов и приемов, активизирующих отражение освоенного в разных видах деятельности:
• Сочинение рассказов о музее: «Большое путешествие в музей» , « Мы – хранители музейных сокровищ»
• Оформление « Энциклопедии музея»
• Рисование ( лепка) нового экспоната.
• Развертывание сюжетно – ролевой игры « Музей»
• Детское коллекционирование « по интересам»привлекательных объектов.

Основным в выборе методов и приемов должны стать следующие ориентиры:
- « живое» посещение музеев, выставок, галерей, общение с искусством в стенах музея.
- Признание права на собственное понимание образов, выражение желаний и стремлений , темп освоения.
- Принцип « сочетания и гармонии»( в разнообразных направлениях: интеграции видов деятельности и синтеза искусства, единство восприятия и деятельности, познания и творчества, коллективного и индивидуального).
- Единство эмоционально – эстетического и познавательного в процессе приобщения к искусству и обогащение опыта креативно осваивать – постигать тайны искусства и творчества.

Рекомендуем посмотреть:

Использование технологии музейной педагогики при обучении дошкольников Интерактивный урок литературы в 5 классе. Сказки русской избы Паспорт мини музея в детском саду Школьный краеведческий музей как организатор исследовательской работы учащихся в сельской местности

Похожие статьи:

Музейная педагогика в детском саду

Опубликовано: 3289 дней назад (23 ноября 2015)
Просмотров: 1544
+2
Голосов: 2
Елена Юрьевна Яблокова # 23 ноября 2015 в 21:27 0
Картинка удалена согласно п. 3 пользовательского соглашения
очень интересно! спасибо!
Ольга Викторовна Погорелова # 6 декабря 2015 в 09:15 0
Нетрадиционный и достаточно сложный подход. Радует то, что есть педагоги, которые готовы заниматься в этом направлении. Голос!