Конспект занятия с приемными родителями на тему: «Гармонизация детско-родительских отношений в замещающей семье».
Материал может быть предназначен педагогам-психологам, социальным педагогам и другим специалистам, взаимодействующим с членами замещающих семей и может быть использован в подготовке и проведении различного рода мероприятий с данной категорией: консультациях, родительских собраниях, специальных семинарах, направленных на повышение уровня родительской компетенции замещающих родителей.
Цель занятия: содействовать гармонизации детско-родительских отношений в замещающей семье для успешного воспитания и развития ребенка посредством повышения уровня профессиональной компетенции приемных родителей способам конструктивного общения с ним.
Задачи:
- повысить педагогическую и психологическую компетентность замещающих родителей;
- помочь замещающим родителям научиться общаться с ребенком, адекватно оценивая уровень его возрастные особенности развития и возможности;
- способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком в замещающей семье.
1) Приветствие.
Ведущий сообщает присутствующим тему сегодняшнего занятия и правила поведения.
2) Участникам занятия предлагается игровое упражнение «Кто поедет в Лондон».
Цель: знакомство аудитории друг с другом.
Ведущий объясняет присутствующим правила этой игры. Например: «Меня зовут Лена, я поеду в Лондон и возьму с собой лыжи». Важно, чтобы присутствующие поняли принцип этой игры, потому что в Лондон едет с нами только тот, кто его понял. (Связь первой буквы имени и вещи, которую с собой берешь).
3) Мини-лекция.
Далее ведущий предлагает присутствующим небольшое выступление на тему: «Виды детско-родительских отношений», в которых раскрывает основные их характеристики, подробнее останавливаясь на негативных и позитивных моментах.
4) Далее участникам предлагается игра-ситуация «Почтовый ящик»: участникам предлагается написать на отдельных листочках волнующие их проблемы, листочки собираются в «почтовый ящик», затем выявляются наиболее часто встречающиеся.
Цель: выявление проблемных зон участников занятия.
Далее проводится общее обсуждение, выслушивается мнение к5аждого участника и формируется список наиболее актуальных проблем, встречающихся в замещающих семьях.
5) Игровое упражнение «Я – Ты».
Цель: Формирование чувства близости между родителями и детьми.
Участникам предлагается разбиться на пары: родитель-ребенок. Родители и дети садятся на ковер спиной друг к другу (попарно). Звучит спокойная музыка. Они должны почувствовать друг друга. Затем родитель говорит «я», ребенок — «ты».', Родитель говорит «ты», ребенок — «я». И так по очереди.
Затем меняются ролями. Упражнение заканчивается тогда, когда захотят сами участники.
Рефлексия: обмен мнениями участников о том, какие чувства они испытывали во время выполнения этого упражнения.
6) Мини-лекция
Далее ведущий предлагает присутствующим небольшое выступление на тему «Коррекция отношений родителей и детей», в ходе которой он представляет присутствующим информацию о способах формирования адекватной самооценки; приобретение уверенности в себе, создании и принятие внутреннего «я»; укрепление уверенности родителей в собственных воспитательных возможностях. Возможно также обсуждение следующих тем: выработка навыков адекватного и равноправного общения, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов; устранение дезадаптивных форм поведения и обучение адекватным способам реагирования в проблемных и стрессовых ситуациях, возникающих в замещающих семьях).
7) Упражнение «Я и мой мир вокруг меня».
Цель: самовыражение, самоосознание. Создание атмосферы принятия и понимания, развитие навыков общения, активного слушания, эмпатии, умения безоценочно относиться друг к другу.
Необходимые материалы: листы для рисования формата А3,цветные карандаши, фломастеры, могут быть использованы и краски.
Ведущий дает инструкции о правилах рисования: необходимо выполнять рисунок так, чтобы середина листа оставалась пустой. Нарисовать можно все, что вас окружает в жизни, с кем и с чем вам приходится общаться, взаимодействовать. Теперь в центре нарисуйте себя.
В конце выполнения задания необходимо попросить каждого участника рассказать о своем рисунке, отвечая на следующие вопросы: нравится ли твой рисунок? Что из нарисованного наиболее важно, а что наименее? Попросить отметить знаком плюс то, что нравится, с чем приятно взаимодействовать, а знаком минус - то, с чем неприятно взаимодействовать.
8) Ведущий предлагает участникам следующую игру-ситуацию «Что помогает общению в ситуации просьбы?»
Цель: Научить осознавать мотивы поведения. Научить анализировать различные ситуации, а также свое поведение, чувства, вербальные и невербальные действия всех участников общения. Развить самостоятельность суждений, умение высказывать свое мнение.
Предлагается поделиться участникам на группы (3-4 человека). И предлагается путем общего обсуждения прийти к общему варианту ответов на вопрос: «Что помогает общению в ситуации просьбы?». Ответы фиксируются на доске.
Может получиться примерно такой список:
- спокойный, доброжелательный голос;
- вежливые слова;
- внимательное отношение к собеседнику;
- плавные жесты;
- четкое изложение просьбы.
Далее предлагается разбиться на пары и проигрывать разные ситуации обращения с просьбой:
«Попросите пассажира передать деньги на билет»;
«Попросите прохожего объяснить, как пройти в зоопарк»;
«Попросите у кассира в билетной кассе два билета в кино»;
«Спросите у прохожего, который час»;
«Вежливо попросите оставить Вас в покое».
Играющим объясняется, что Ваша задача заключается в том, чтобы вежливо обратиться с просьбой, используя знания о том, что помогает общению. Если вы сомневаетесь, захочет ли человек выполнит, вашу просьбу, надо объяснить ему, почему для вас это важно. На доске ведущий пишет следующую «формулу»: «Просьба + объяснение, почему для тебя это важно».
Это могут быть любые ситуации, придуманные вами. Постарайтесь обратиться с просьбой так, чтобы она звучала убедительно.
Обращаясь с просьбой к другому человеку, важно помнить, что он имеет право на отказ. Постарайтесь понять, почему выполнение вашей просьбы невозможно.
Если же просьбу трудно выполнить по каким-то причинам, то, может быть, вы сумеете договориться, обсудить условия, уступив друг другу в чем-то.
Если вы обращались с просьбой к кому-либо, то в конце разговора обязательно поблагодарите своего собеседника.
Если вы получили согласие, поблагодарите за то, что вашу просьбу услышали и согласились помочь.
Если человек, к которому вы обратились, не может выполнить вашу просьбу, поблагодарите его за то, что он выслушал вас.
Рефлексия: обмен мнениями участников о том, какие чувства они испытывали во время выполнения этого упражнения в разных ролях: и того, кто просит, и того, к кому обращаются.
9) Мини-лекция
Далее ведущий предлагает присутствующим небольшое выступление на тему «Ресурсы», в ходе которой он предлагает присутствующим поразмышлять над вопросом: что Вам может помочь в решении возникающих проблем в семье, достичь твоих целей? Чем ты уже обладаешь, чтобы решить их, достичь этих целей: образование, опыт, черты характера, друзья, поддержка родных, любимое дело, увлечение, хобби.
В ходе обсуждения составляется список наиболее часто встречающихся ресурсов, которые помогают замещающим родителям.
10) Ведущий сообщает присутствующим, что крайне важно, даже осознавая и используя свои ресурсы, очень важное внимание обращать на свое эмоциональное состояние, иметь позитивный жизненный настрой, уметь регулировать свое психоэмоциональное состояние.
И далее предлагается участникам выполнить релаксационное упражнение, направленное на снятие психоэмоционального, мышечного напряжения и обучение приемам саморегуляции психического состояния.
Включается музыкальное сопровождение.
Ведущий просит всех закрыть глаза, максимально расслабиться и послушать: «Вы совершаете прогулку по территории большого замка … Вы увидите высокую каменную стену… увитую плющом… в которой находится деревянная дверь… Откройте ее и войдите… Вы оказываетесь в старом… заброшенном саду… Когда-то это был прекрасный сад… Однако уже давно за ним никто не ухаживает… Растения так разрослись и все настолько заросло травами… что не видно земли… Трудно различить тропинки… Вообразите, как вы, начав с любой части сада… пропалываете сорняки… подрезаете ветки… перекашиваете траву… пересаживаете деревья … окапываете, поливаете их… Делаете все, чтобы вернуть саду прежний вид …. Через некоторое время остановитесь … и сравните ту часть сада, в которой вы уже поработали… с той, которую вы еще не трогали…».
Рефлексия: обмен мнениями участников о том, какие чувства они испытывали во время выполнения этого упражнения
11) Обратная связь.
Занятие подходит к концу и участникам предлагается по кругу высказать свое мнение: характеризуют настроение, обмениваются мнениями и чувствами о проведенном занятии (понравилось — не понравилось, что показалось самым важным, полезным, что чувствовали, какие мысли приходили в голову и как это поможет им в дальнейшем решать проблемы, возникающие в замещающих семьях).
Рекомендуем посмотреть:
Заповеди для родителей
Родительский пример как механизм формирования личности
Как нельзя разговаривать с ребенком
Консультация для родителей детей дошкольного возраста
Похожие статьи:
Речевое развитие ребенка до 3 лет
Ребенок и улица. Роль семьи в формировании личности ребенка
Консультация для родителей «Общение детей со сверстниками»
Половое воспитание детей в семье
Что делать если ребенок 7-10 лет обманывает родителей