Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Гармонизация детско-родительских отношений в семье

Конспект занятия с приемными родителями на тему: «Гармонизация детско-родительских отношений в замещающей семье».
Материал может быть предназначен педагогам-психологам, социальным педагогам и другим специалистам, взаимодействующим с членами замещающих семей и может быть использован в подготовке и проведении различного рода мероприятий с данной категорией: консультациях, родительских собраниях, специальных семинарах, направленных на повышение уровня родительской компетенции замещающих родителей.
Цель занятия: содействовать гармонизации детско-родительских отношений в замещающей семье для успешного воспитания и развития ребенка посредством повышения уровня профессиональной компетенции приемных родителей способам конструктивного общения с ним.
Задачи:
- повысить педагогическую и психологическую компетентность замещающих родителей;
- помочь замещающим родителям научиться общаться с ребенком, адекватно оценивая уровень его возрастные особенности развития и возможности;
- способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком в замещающей семье.
1) Приветствие.
Ведущий сообщает присутствующим тему сегодняшнего занятия и правила поведения.
2) Участникам занятия предлагается игровое упражнение «Кто поедет в Лондон».
Цель: знакомство аудитории друг с другом.
Ведущий объясняет присутствующим правила этой игры. Например: «Меня зовут Лена, я поеду в Лондон и возьму с собой лыжи». Важно, чтобы присутствующие поняли принцип этой игры, потому что в Лондон едет с нами только тот, кто его понял. (Связь первой буквы имени и вещи, которую с собой берешь).
3) Мини-лекция.
Далее ведущий предлагает присутствующим небольшое выступление на тему: «Виды детско-родительских отношений», в которых раскрывает основные их характеристики, подробнее останавливаясь на негативных и позитивных моментах.
4) Далее участникам предлагается игра-ситуация «Почтовый ящик»: участникам предлагается написать на отдельных листочках волнующие их проблемы, листочки собираются в «почтовый ящик», затем выявляются наиболее часто встречающиеся.
Цель: выявление проблемных зон участников занятия.
Далее проводится общее обсуждение, выслушивается мнение к5аждого участника и формируется список наиболее актуальных проблем, встречающихся в замещающих семьях.
5) Игровое упражнение «Я – Ты».
Цель: Формирование чувства близости между родителями и детьми.
Участникам предлагается разбиться на пары: родитель-ребенок. Родители и дети садятся на ковер спиной друг к другу (попарно). Звучит спокойная музыка. Они должны почувствовать друг друга. Затем родитель говорит «я», ребенок — «ты».', Родитель говорит «ты», ребенок — «я». И так по очереди.
Затем меняются ролями. Упражнение заканчивается тогда, когда захотят сами участники.
Рефлексия: обмен мнениями участников о том, какие чувства они испытывали во время выполнения этого упражнения.
6) Мини-лекция
Далее ведущий предлагает присутствующим небольшое выступление на тему «Коррекция отношений родителей и детей», в ходе которой он представляет присутствующим информацию о способах формирования адекватной самооценки; приобретение уверенности в себе, создании и принятие внутреннего «я»; укрепление уверенности родителей в собственных воспитательных возможностях. Возможно также обсуждение следующих тем: выработка навыков адекватного и равноправного общения, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов; устранение дезадаптивных форм поведения и обучение адекватным способам реагирования в проблемных и стрессовых ситуациях, возникающих в замещающих семьях).
7) Упражнение «Я и мой мир вокруг меня».
Цель: самовыражение, самоосознание. Создание атмосферы принятия и понимания, развитие навыков общения, активного слушания, эмпатии, умения безоценочно относиться друг к другу.
Необходимые материалы: листы для рисования формата А3,цветные карандаши, фломастеры, могут быть использованы и краски.
Ведущий дает инструкции о правилах рисования: необходимо выполнять рисунок так, чтобы середина листа оставалась пустой. Нарисовать можно все, что вас окружает в жизни, с кем и с чем вам приходится общаться, взаимодействовать. Теперь в центре нарисуйте себя.
В конце выполнения задания необходимо попросить каждого участника рассказать о своем рисунке, отвечая на следующие вопросы: нравится ли твой рисунок? Что из нарисованного наиболее важно, а что наименее? Попросить отметить знаком плюс то, что нравится, с чем приятно взаимодействовать, а знаком минус - то, с чем неприятно взаимодействовать.
8) Ведущий предлагает участникам следующую игру-ситуацию «Что помогает общению в ситуации просьбы?»
Цель: Научить осознавать мотивы поведения. Научить анализировать различные ситуации, а также свое поведение, чувства, вербальные и невербальные действия всех участников общения. Развить самостоятельность суждений, умение высказывать свое мнение.
Предлагается поделиться участникам на группы (3-4 человека). И предлагается путем общего обсуждения прийти к общему варианту ответов на вопрос: «Что помогает общению в ситуации просьбы?». Ответы фиксируются на доске.
Может получиться примерно такой список:
- спокойный, доброжелательный голос;
- вежливые слова;
- внимательное отношение к собеседнику;
- плавные жесты;
- четкое изложение просьбы.
Далее предлагается разбиться на пары и проигрывать разные ситуации обращения с просьбой:
«Попросите пассажира передать деньги на билет»;
«Попросите прохожего объяснить, как пройти в зоопарк»;
«Попросите у кассира в билетной кассе два билета в кино»;
«Спросите у прохожего, который час»;
«Вежливо попросите оставить Вас в покое».
Играющим объясняется, что Ваша задача заключается в том, чтобы вежливо обратиться с просьбой, используя знания о том, что помогает общению. Если вы сомневаетесь, захочет ли человек выполнит, вашу просьбу, надо объяснить ему, почему для вас это важно. На доске ведущий пишет следующую «формулу»: «Просьба + объяснение, почему для тебя это важно».
Это могут быть любые ситуации, придуманные вами. Постарайтесь обратиться с просьбой так, чтобы она звучала убедительно.
Обращаясь с просьбой к другому человеку, важно помнить, что он имеет право на отказ. Постарайтесь понять, почему выполнение вашей просьбы невозможно.
Если же просьбу трудно выполнить по каким-то причинам, то, может быть, вы сумеете договориться, обсудить условия, уступив друг другу в чем-то.
Если вы обращались с просьбой к кому-либо, то в конце разговора обязательно поблагодарите своего собеседника.
Если вы получили согласие, поблагодарите за то, что вашу просьбу услышали и согласились помочь.
Если человек, к которому вы обратились, не может выполнить вашу просьбу, поблагодарите его за то, что он выслушал вас.
Рефлексия: обмен мнениями участников о том, какие чувства они испытывали во время выполнения этого упражнения в разных ролях: и того, кто просит, и того, к кому обращаются.
9) Мини-лекция
Далее ведущий предлагает присутствующим небольшое выступление на тему «Ресурсы», в ходе которой он предлагает присутствующим поразмышлять над вопросом: что Вам может помочь в решении возникающих проблем в семье, достичь твоих целей? Чем ты уже обладаешь, чтобы решить их, достичь этих целей: образование, опыт, черты характера, друзья, поддержка родных, любимое дело, увлечение, хобби.
В ходе обсуждения составляется список наиболее часто встречающихся ресурсов, которые помогают замещающим родителям.
10) Ведущий сообщает присутствующим, что крайне важно, даже осознавая и используя свои ресурсы, очень важное внимание обращать на свое эмоциональное состояние, иметь позитивный жизненный настрой, уметь регулировать свое психоэмоциональное состояние.
И далее предлагается участникам выполнить релаксационное упражнение, направленное на снятие психоэмоционального, мышечного напряжения и обучение приемам саморегуляции психического состояния.
Включается музыкальное сопровождение.
Ведущий просит всех закрыть глаза, максимально расслабиться и послушать: «Вы совершаете прогулку по территории большого замка … Вы увидите высокую каменную стену… увитую плющом… в которой находится деревянная дверь… Откройте ее и войдите… Вы оказываетесь в старом… заброшенном саду… Когда-то это был прекрасный сад… Однако уже давно за ним никто не ухаживает… Растения так разрослись и все настолько заросло травами… что не видно земли… Трудно различить тропинки… Вообразите, как вы, начав с любой части сада… пропалываете сорняки… подрезаете ветки… перекашиваете траву… пересаживаете деревья … окапываете, поливаете их… Делаете все, чтобы вернуть саду прежний вид …. Через некоторое время остановитесь … и сравните ту часть сада, в которой вы уже поработали… с той, которую вы еще не трогали…».
Рефлексия: обмен мнениями участников о том, какие чувства они испытывали во время выполнения этого упражнения
11) Обратная связь.
Занятие подходит к концу и участникам предлагается по кругу высказать свое мнение: характеризуют настроение, обмениваются мнениями и чувствами о проведенном занятии (понравилось — не понравилось, что показалось самым важным, полезным, что чувствовали, какие мысли приходили в голову и как это поможет им в дальнейшем решать проблемы, возникающие в замещающих семьях).

Рекомендуем посмотреть:

Заповеди для родителей Родительский пример как механизм формирования личности Как нельзя разговаривать с ребенком Консультация для родителей детей дошкольного возраста

Похожие статьи:

Речевое развитие ребенка до 3 лет

Ребенок и улица. Роль семьи в формировании личности ребенка

Консультация для родителей «Общение детей со сверстниками»

Половое воспитание детей в семье

Что делать если ребенок 7-10 лет обманывает родителей

Как научиться не кричать на ребенка | Арт-терапия как профилактика эмоционального выгорания замещающего родителя
Опубликовано: 3075 дней назад (21 июня 2016)
Просмотров: 5684
+2
Голосов: 2
Инна Вячеславовна Камаева # 22 июня 2016 в 13:42 +1
Некоторое время работа в отделе опеки, где как раз занимаются приемными родителями, опекунами, попечителями. Было бы здорово проводить подобные занятия до того, как "новым родителям" давать детей. Возможно, на занятиях должен присутствовать внимательный психолог, который работает с проективными методиками, дабы выявить истинное намерение для определения ребенка в семью. К сожалению, все чаще и чаще это корыстный мотив (((
Елена Леонидовна Крылова # 23 июня 2016 в 09:14 0
Здравствуйте! Сейчас уже с 2012 года подготовка замещающих родителей обязательна (кроме бабушек и сестер(братьев), это ШПР-школа приемных родителей, так же они проходят психологическое тестирование, человек может сдать зачет, но не быть готовым психологически, с ним работает психолог обязательно-это все бесплатно и обязательно. А это занятие с теми, у которых дети уже в семье более года, иногда бывают проблемы и им помогают их решать. Такие занятия проводят специалисты службы сопровождения (педагог-психолог, социальный педагог и другие специалисты). Не знаю, но вот у нас приемный родитель вместе с выплатой на ребенка (около 5 тысяч), получают вся сумма-около 8 тысяч-это у нас в Марий Эл. Спасибо за комментарий и удачи в творчестве!!!
Наталья Павловна Куйчиева # 22 июня 2016 в 21:59 +1
Уважаемая Елена Леонидовна! Тема Вашего занятия - Гармонизация детско-родительских отношений в семье, очень актуальна в настоящее время, так как воспитание детей намного отличается от того каково оно было раннее. Считаю, что некоторые родитель очень излишне опекают своих детей, что в последствии мешает взрослым детям быть более самостоятельными и они просто становятся избалованными. А есть родители, которым наоборот - не до детей и их воспитания в силу разных жизненых ситуаций, что недостает в воспитании. И в одном и другом случаях необходимы помощь и подсказки квалифицированных специалистов. Спасибо Вам за отличные уроки и воспитание детей! Мне очень понравилось!
Елена Леонидовна Крылова # 23 июня 2016 в 09:24 0
Наталья Павловна, спасибо за комментарий, вы во многом правы. Особенно это касается тех, кто слишком опекает детей-это лишает ребят в последующем уверенности в себе и ответственности за свои поступки-зачем думать самому, если за тебя все решают! Спасибо за то, что откликнулись на просьбу, обращайтесь! Удачи в творчестве!
Оксана Владимировна Кирьянова # 23 июня 2016 в 13:05 0
альтернативной формой воспитания детей - сирот является замещающая семья. по многочисленным данным в замещающей семье, как интеллектуальное, так и эмоциональное развитие ребенка происходит значительно успешнее, чем в государственных учреждениях. но даже на первых этапах интеграции ребенка - сироты в замещающую семью возникает множество проблем. так что ваша тема является очень актуальной и нужной.
Елена Леонидовна Крылова # 23 июня 2016 в 16:02 0
Оксана Владимировна. спасибо за комментарий. Действительно, вроде бы приемные родители сначала кто из побуждений любви, кто из помощи ребенку-сироте, готовы справляться с трудностями. Но иногда и эти ресурсы истончаются. Поэтому очень важно, чтобы в плохом поведении приемный родитель хотел бы увидеть проблему, а не плохого ребенка. не его "якобы гены, которое все равно свое возьмут". Вот к этому и стремимся, сопровождая такие семьи.Спасибо еще раз, удачи в творчестве!!!
Ирина Викторовна Прокопенкова # 4 октября 2016 в 22:54 0
Уважаемая, Елена Леонидовна, иногда настоящие родители относятся к своему ребенку как приемные. Я с этим столкнулась в своих классах. Были у меня, конечно, и детки с родителями опекунами, много недопонимания. В нашей школе не хватает психологической помощи не только детям, но и учителям. Ваши работы помогут мне в работе. Я думаю многие приемы можно использовать на родительских собраниях, а также при личной беседе с родителями. Проблем много с любыми родителями всегда. Большое спасибо за материал!
Елена Леонидовна Крылова # 5 октября 2016 в 10:40 0
Доброго времени суток, Ирина Викторовна! Очень рада, что своим материалом пригодилась Вам! Буду рада быть полезной, заходите! Успехов!