Ребенок и улица. Роль семьи в формировании личности ребенка

Ребенок и улица. Роль семьи в формировании личности ребенка

О роли семьи в социализации ребёнка

Один из известных тезисов педагогики заключается в том, что на развитие и формирование ребенка действуют три фактора: биологический, социальный и активность самой личности. Мы вынуждены обратиться опять к этим волшебным педагогическим истинам, поскольку речь идет о важнейшем вопросе воспитания — воздействии «улицы» на ребенка. Образно выражаясь, «улица» — это социальный фактор. Какой силы воздействия надо от него ожидать? И всегда ли родители готовы к его унифицированному влиянию на ребенка? Попробуем разобраться в этих сложных и коварных проблемах.

Семья и школа характеризуются тем, что осуществляют свое влияние на ребенка целенаправленно. Собственно говоря, процесс воспитания является целенаправленным влиянием, позволяющим ребенку усвоить необходимый для жизни в обществе социальный опыт. Действия взрослых людей направлены на формирование у ребенка системы ценностей, предлагаемых обществом.

Родители обучают своего малыша от рождения всему необходимому для жизни в обществе. Они озабочены тем, чтобы их ребенок чувствовал себя комфортно в различных сферах общественной жизни. Для этого родители стараются вводить ребенка в социальную жизнь. В педагогике существует известный термин «социализация». Что же он обозначает? Прежде всего ознакомление ребенка с требованиями общества, в котором ему предназначено жить, подчинение нормам морали и этики, предложенными этим обществом, нахождение своей ниши в социуме, установление социальных отношений с окружающими его людьми. Социализируясь, ребенок осваивает элементы культуры, которые ему предлагает общество в виде культурного наследия, и, перерабатывая их, определяет свой индивидуальный жизненный маршрут. Другими словами, ребенок готовит себя к предлагаемым обществом условиям жизни в нем. Перед ним открываются горизонты его бытия. В границах этих горизонтов находятся его семья, детский сад, двор и ребята с которыми он играет, школа. Дальше границы раздвигаются с возрастом. Появляется институт, или армия, или овладение профессией, семья. Общество предлагает общие перспективы жизни, а вот путь к ним выбирает сам человек.

Социализация — это активное обретение ребенком своего уникального стиля жизни, нахождение именно своей ниши, в которой он может максимально реализовать свой индивидуальный потенциал. Роль родителей, учителей, воспитателей заключается в том, чтобы помочь ему справиться с многообразием факторов социализации.

Итак, социализируясь, ребенок осваивает элементы культуры, которые ему предлагает общество в виде культурного наследия. Но это освоение не пассивный процесс. Ребенок совместно со взрослыми формирует свой собственный социальный опыт. А значит, для него представляет ценность организация условий, побуждающих его к активной деятельности. И вот здесь начинаются расхождения. Общество всем предлагает нечто общее, унифицированное, но принятие или отвержение ребенком этих предложений зависит уже от «ближнего круга». Это своеобразный малый социум — окружение ребенка. Те люди, влияние которых на его становление как человека общественного, очевидно. Ребенок находится в обширной системе макро- и микросвязей, которые формируют его ценностные ориентации, предпочтения, систему социальных выборов. Отсюда и направление индивидуальных выборов ребенка. Одни активно осваивают социум через культурные связи с ним, другие предпочитают идти «на улицу» и пополнять свой жизненный опыт общением с представителями «антикультурного» освоения жизненных пространств. Вхождение ребенка в социум, врастание его в систему требований общества очень сложный и многофакторный процесс. Личность ребенка закладывается в семье, и именно она является первым институтом его социального становления. Но даже в самой прекрасной семье ребенок не может избежать опосредованного социального влияния. Его нельзя оградить ни от низкого уровня культуры, ни от жестокости улицы, ни от отрицательного воздействия отдельных членов общества.

Философия утверждает, что человек на протяжении жизни выполняет сложную систему социальных ролей. Это профессиональные, семейные, гражданские, интерсоциальные, геосоциальные и регулятивные роли (Н.М. Таланчук). Качество выполнения данных ролей и определяет социальную нишу, занимаемую человеком. Личность не может полностью совпадать с обществом, да это было бы и грустно. Общество в этом случае лишилось бы талантливых людей, которые именно в силу своей неординарности выпадают из традиционной социальной «сетки». Глобализация экологических проблем приобрела решающее значение в современном мире. Противоречие между человеком, возомнившим себя «царем природы», и истинной первозданной природой заставляет разумную часть человечества решать проблемы взаимодействия с природой, не допуская экологической катастрофы. Отражаясь на индивидуальном сознании, участившиеся природные катастрофы ставят перед педагогикой задачу формирования индивидуальной ответственности у каждого жителя планеты за ее будущее. Глобализация культурных ценностей выражается в совокупности всех достижений человечества на протяжении многих веков. Культурологический подход к социализации помогает определить место человека в системе мирового сообщества. Культура регулирует его отношения с сообществом, и ребенок, социализируясь, присваивает себе достижения культуры. Воспитание является проводником ребенка, помогающим отличить истинные культурные ценности от продуктов субкультуры. В современном воспитательном поле все очевиднее проблемы, связанные с принятием или отторжением глобальных идей, объединяющих людей планеты.

На социализацию ребенка влияет принадлежность к тому или иному этносу. Эта принадлежность выражается во владении языком своей национальности, знанием ее обычаев и особенностей культуры. У каждого народа есть своя географическая родина, национальное самосознание, своя специфика во взаимоотношениях с людьми. Этнические особенности характеризуют большие и малые группы людей. Это — нации. В современной российской педагогике отмечается сложившееся напряжение в соотношении этносов. Это связано прежде всего с распадом могучего прежде государства и неустроенностью народов в бывших братских республиках. Перемещение людей разных национальностей в города России создает сложные условия для реализации воспитательной национальной политики. Задача семьи и школы помочь детям разных национальностей, сохраняя особенности своей этнической культуры, принять и понять особенности и значение культуры другой национальности. От умения решить «национальный вопрос» во многом зависит будущая позиция ребенка. Станет ли он «человеком мира», толерантно воспринимающим любую культуру, ментальность, или вольется в ряды людей, считающих себя «пупом вселенной» и отрицающих ценность других культур. Конечно, решение этнических проблем во многом определяется местом проживания ребенка.

Демографические условия являются фактором социализации. Разный уровень проживания в сельской местности и городской, доступность информации, наличие культурных центров — все это влияет на формирование ребенка и определяет его «социальный портрет». Завершающие штрихи к портрету «социального» человека наносит тот самый ближний круг, о котором мы уже упоминали. Семья, друзья, референтная группа. Семья является самым мощным фактором социализации ребенка. Именно в ней он познает правила и требования социума, учится жить в обществе. Семья есть некая модель общества, но модель индивидуализированная, несущая усвоенные элементы культуры, переработанные в соответствии с ценностями, принимаемыми каждой семьей. В ней происходит половая идентификация. Ребенок знакомится с ролями отца и матери. От того, какие отношения превалируют в семье, такие первичные знания о мире получит ребенок.

Семья — своеобразный репетиционный зал, где ребенок познает разные модели поведения в обществе. Но не только пребыванием в семье исчерпывается обучение ребенка социально значимым качествам. Большое значение для развивающейся личности играют его друзья. Именно отношения с друзьями заставляют ребенка сравнивать себя с другими людьми и свое поведение с поведением друзей в схожих обстоятельствах. Кроме этого, группа сверстников — это особый мир, в котором пребывает ребенок. Он абсолютно не похож на мир взрослых. Он обладает собственной богатой по содержанию и формам субкультурой, выраженной в играх, общении детей. Достаточно послушать, как обсуждают дети просмотренный, к примеру, фильм. У них даже язык обсуждения свой, не всегда понятный взрослым. А детские страшилки, которыми пугают мальчишки девчонок в детских сообществах — спортивных лагерях, лагерях здоровья и отдыха. Детские тайны, фантазии, ведение альбомов с фотографиями любимых актеров (девочки), знаменитых футболистов или боксеров (мальчики) являются элементами детской субкультуры, создающими для ребенка уютный мир личного совершенствования.

Так социализация выглядит при гармоничном вхождении ребенка в мир. Условия, способствующие такому ознакомлению, как правило, определяются семейным воспитанием. Комфортная атмосфера семьи, любовь и уважение близких, толерантное отношение к людям, окружающим ребенка, все это способствует успешному овладению социальным опытом и определяет уровень подготовленности ребенка к освоению различных социальных ролей.

Но в деструктивных семьях, где не уделяют внимания ребенку, где нет любви, дружбы и нежности, где ребенку одиноко и неуютно, условия его социализации будут, безусловно, более суровыми.

Рассуждения о социализации ребенка ни в коем случае не должны создать у родителей такую иллюзию постоянной гармонии ребенка и общества. Ведь на него действуют две силы: целенаправленная (родители и воспитатели) и стихийная (общество в виде «улицы»), И соответственно могут сложиться такие условия, когда ребенок отворачивается от целенаправленного влияния и «уходит» на улицу. Что подталкивает его к такому решению? Много факторов. В качестве главных назовем лишь некоторые. Прежде всего такое поведение демонстрируют дети из неблагополучных семей. По сути улица — это естественная среда их обитания. Но может так случиться, что ребенок из вполне благополучной семьи тоже потянется к этому «институту воспитания». Причины, как правило, лежат в области «понимания-непонимания» между ребенком и родителями или учителями. Если ребенок испытывает чувство одиночества, находясь в семье, а это далеко не редкий случай, то неудовлетворенность во взаимоотношениях может привести его «на улицу». Особенно риск возрастает в подростковом, так называемом «трудном возрасте». Это связано с возрастными особенностями. Подростковый возраст характеризуется очередным кризисом. У детей отмечается мощный скачок в развитии всех психических функций. Кто же он, подросток? Всегда ли переходный возраст является болезненным для окружающих и для самого ребенка?

И почему этот возраст называют переходным? А потому, что он и есть переход от детства к юности. С одной стороны, все процессы в физиологической и психической сфере характеризуют подростка как взрослую особь, с другой стороны, в поведенческой сфере в силу еще не сформированного до конца жизненного опыта он зачастую не может удовлетворить свои возрастающие потребности. Выражаясь фигурально, ребенок «застрял» между детством и взрослым миром. Нередко в период такого «застревания» подросток оказывается «на улице». Ведь в кругу сверстников, особенно если те обладают большим социальным опытом, он чувствует себя взрослым. Подросток на улице «добирает» те качества, в которых ему отказывают в официальных, так сказать, заведениях — школе и семье.

Роль семьи в преодолении кризиса подросткового возраста велика. Если родители и все члены семьи будут действовать совместно и целенаправленно, то привлекательность улицы может заметно поблекнуть. Как же себя вести? Не так сложно, как это может показаться. Нужно придерживаться нескольких важных педагогических правил, а именно:

Проявлять особую чуткость к своим детям-подросткам. Представьте, что у него корь. Вы же не станете сдирать с лица и тела засохшие болячки, чтобы они (лицо и тело) были более красивыми, а будете терпеливо смазывать их йодом или зеленкой. Вам будет жалко своего ребенка. Вот и в переходную пору пожалейте его. Он сам иногда не знает, почему его заносит. То хорошее настроение, то плохое. То любит весь мир, то так же страстно его ненавидит. А если у вашего сына, к примеру, безответная любовь к однокласснице, которая на две головы его выше или любит другого парня, то представьте, что он должен чувствовать, и опять пожалейте его. Но самое главное, чтобы ребенок не чувствовал, что его жалеют. В народе говорят, что любовь-жалость — самая действенная любовь. Так вот, пусть ребенок видит только любовь родителей.

Предъявлять требования к ребенку как к взрослому человеку. Так как у подростка стремление к «взрослости», надо обращаться с ним как со взрослым. Только обращение должно быть систематическим и последовательным. Ни в коем случае нельзя делать его то взрослым, то маленьким в зависимости от выгоды для родителей. Это ничему хорошему не научит ребенка и не принесет ему удовлетворения от общения со взрослыми. Ребенок озлобляется. Ну, так это и понятно. Несправедливость — самое ранящее оружие в любом возрасте, а в подростковом и подавно. Требования должны быть обоснованными, и самое главное — не унижающими ребенка. Если подросток с детства приучен к простым и необходимым требованиям, то в переходный период мало что изменится. Конечно, он может сопротивляться. Но это скорее от вредности. Как же, он такой взрослый! У него на все свое мнение! На самом деле он требование родителей выполнит. Может, не так тщательно, но итог будет очевидным. К примеру, придет не в 11, как было сказано родителями, а в 12, «по-своему». Этим приходом он показывает свою «независимость». Надо ли указать ему на нарушение? Надо! Обязательно! Тогда будет «равновесие сторон».

Содействовать рефлексии подростка. Развитие готовности к самоанализу очень важно в этот период. Все действия подростка обусловлены особенностями его возраста. Противоречия, толкающие его на странные в глазах взрослых поступки, разрешаются, и ребенок поднимается по лестнице постижения жизни ступенька за ступенькой. Если у него развита рефлексия, он может проигрывать в воображении много разных своих поступков и их последствий, а также реакции на них родителей или учителей. Это влияет на «проживание» побудительных причин этих поступков. Это «проигрывание» часто избавляет его от самих поступков. Тем самым мы, развивая рефлексию, удерживаем ребенка от ненужных ни ему, ни обществу действий. Поскольку побудительная причина изжита, действие уже неинтересно для ребенка. Рефлексия помогает подростку осознать свое место в жизни, отношение к нему сверстников и окружающих его взрослых людей. Она помогает оценивать свои поступки. У подростка складывается система социально ценных отношений.

Ценность рефлексии не вызывает сомнения. Задача взрослых помочь ребенку в ее развитии. У многих детей рефлексия развивается естественным путем. Те же, кто нуждается в помощи, могут вполне на нее рассчитывать. Кто является первым помощником в развитии рефлексии у ребенка? Конечно, взрослые — учителя, воспитатели, тренеры, родителей. Что нужно делать в этом случае? Необходимо прежде всего определиться, какой тип отношения к миру свойствен ребенку. Кто он: интроверт или экстраверт? Если ребенок замкнут, склонен к самокопанию, самоконтролю. Если он беспокоен, немногословен, в основе своей молчит, стесняется, то, несомненно, он — интроверт. Если же он обладает открытостью, кипучей энергией, активен в поведении, с более слабым самоконтролем, более свободен в общении — он экстраверт. В помощи нуждаются оба типа. Экстраверта в силу слабого самоконтроля необходимо побуждать к самоанализу и осознанию своего места в жизни. Интроверту помогать выходить из стрессовых состояний, в которые он себя иногда загоняет в ходе самоанализа, превращая последний в самокопание. Полезнее всего организовывать для обоих такие ситуации, которые стимулировали бы подростков к самоанализу.

Способствовать развитию саморегуляции подростка. В воспитании подростка необходимо постоянно обращаться к его собственным силам. Известный педагог П.П. Блонский считал настоящим воспитателем того, кто будит дремлющий дух в ребенке. Развитие личности ребенка как саморегулирующейся системы чрезвычайно важно как для самого ребенка, так и для его окружения. Развитие саморегуляции у ребенка предполагает целенаправленное создание определенных условий для развития (А.Т. Куракин):

* Готовности правильно воспринимать требования других людей.

* Готовности к анализу ситуации, в которой придется действовать.

* Готовности к анализу собственных возможностей успешно выполнять требования.

* Умения планировать важнейшие сферы жизнедеятельности соответственно внешним условиям и внутренним возможностям.

* Готовности предъявлять требования самому себе.

* Умения подавить другие свои мотивы и сосредоточиться на выполнении предъявляемых себе требований.

* Готовности выносить, если это необходимо, большую нагрузку.

Важно научить ребенка видеть проблемы, выделять их из разных жизненных коллизий и анализировать как сами проблемы, так и их последствия. В принципе подросток, стремящийся к взрослости должен понимать, что по сути он ответственен за свое будущее, поскольку именно ему принимать решения в разных жизненных ситуациях и нести за него ответственность. Философ И. Кант говорил, что «самому себя совершенствовать, самому себя образовывать и, в случае склонности к злу, развивать в себе нравственные качества — вот в чем обязанности человека».

Формировать у подростка социальные установки. Формирование у развивающейся личности социальных установок подразумевает готовность подростка к жизни в обществе. Это подвижное образование предполагает, что ребенок выйдет «в мир» готовым решать его непростые задачи. Прежде всего социальная установка предполагает психологическое сопереживание подростка разным социальным коллизиям, с которыми он встретится в социальном обществе. Складываются социальные установки в процессе усвоения ребенком элементов культуры общества, в котором он живет. Они выполняют важные функции в формировании взаимоотношений ребенка с миром (И.С. Кон):

* Облегчают приспособление индивида к среде.

* Систематизируют предшествующий опыт взаимодействия ребенка с объектами социальной среды.

* Являются необходимыми предпосылками активности личности.

* Реализуют функции самозащиты личности.

Жизнь в обществе для ребенка является неким катализатором его личностных свойств. В переходном возрасте ребенок может испытывать значительные трудности в области взаимодействия с социальной средой. В силу особенностей, которые ему присущи именно в этом возрасте, он с недоверием начинает относиться к миру взрослых. Подросток всех подозревает в покушении на собственную свободу и в борьбе за нее иногда переходит грань. В этом случае уже общество в лице своих официальных представителей предъявляет подростку социальные требования. Естественно, основной задачей родителей является формирование ценностного отношения к социальным явлениям. Если в семье приняты социальные ценности общества, то ребенок, так же как и остальные члены семьи, будет относиться к социуму, может быть, критично, но осознанно и справедливо. Если в семье обсуждаются и дискутируются важные социальные проблемы, то подросток готов к дискуссии о социальных ценностях в любой группе. Другое дело, где и как он будет отстаивать свои взгляды. Но в любом случае социальные установки определяют содержательную сторону отношений подростка к миру, к окружающим его людям, к себе. К таким установкам можно отнести установки на активность подростка, реализацию его способностей, творчество и сотворчество, самостоятельность в решении жизненноважных практических задач.

Итак, проблема переходного периода все-таки существует. Но, как видно из наших рассуждений, для каждой семьи она сугубо индивидуальна. Хочется еще раз подчеркнуть, что родителям надо не паниковать, не причитать, а собраться с силами, активизировать свое терпение и включить сострадание на полную мощность. Для воспитанного в духе семейных ценностей подростка этот период пройдет практически без потерь. Главное, родителям не съехать в колею упреков в том, что он их разлюбил, что он манкирует своим прежними обязанностями в семье. Ребенок по-прежнему будет общаться с родителями. Может, чуть меньше, поскольку в его душе освободится место для общения со сверстниками. Он и времени будет проводить с членами семьи меньше. Что ж? Может, он влюблен и его время теперь отдано предмету «страсти нежной». Это нужно понять и принять. Но не огорчайтесь! Помните, что дети больше взрослых нуждаются в общении. И со своими горестями и неудачами они придут к вам, если вы во время их «перехода» не отступились от них, не бросили в трудную минуту, не зашлись от ревности, не озлобились. Если на предыдущих этапах развития было заложено ценное зерно, оно обязательно прорастет, и никакие трудности переходного периода его не задушат. Известный психолог Л.С. Выготский говорил, что в правильной жизни растут правильные дети.

Советы бывалого педагога

В родительский блокнот

❀ Не изводите своего ребенка ревностью, обидами и капризами.

❀ Старайтесь не менять установленных в семье правил, только корректируйте их.

❀ Учите своего ребенка прогнозировать его будущее.

❀ Относитесь к ребенку как к взрослому человеку, принуждая его к ответственности за свои поступки.

❀ Откройте свой дом для его друзей и подруг, тогда его меньше будет тянуть за пределы дома.

На заметку бабушке и дедушке

❀ Учите внуков видеть свои проблемы и справляться с ними.

❀ Используйте возможности самого подростка в решении его же жизненноважных задач.

❀ Проявляйте терпение к его выходкам, но безжалостно пресекайте, если они выходят за границы поведения, установленные семьей.

❀ Относитесь к ребенку, испытывающему кризис как к больному — не сюсюкайте, а лечите.

Рекомендуем посмотреть:

Почему ребёнок вредничает?

Пословицы и поговорки о семье

Консультация для родителей «Общение детей со сверстниками»

Ответственность родителя и педагога в жизни ребёнка

Половое воспитание детей в семье

Нет комментариев. Ваш будет первым!