Окончание ребенком начальной школы и переход в среднюю школу знаменует новый этап в его жизни. Этот этап настолько значителен для жизни ребенка, что требует детального его рассмотрения.
В среднюю школу ребенок переходит в четвертый или пятый класс в и зависимости от программы обучения в начальной школе (три или четыре года). Традиционно в школьной практике адаптация школьников в средней школе считается самой трудной и болезненной для них. В чем же основная трудность и для кого именно этот период так труден? Для всех участников образовательного процесса: школьников, учителей среднего звена, родителей. Рассмотрим основные факторы, создающие зону тревожности в означенный нами период.
Для школьников переход в среднюю школу связан прежде всего с расставанием с начальной школой, которое протекает болезненно. Школьники растеряны и не представляют своей жизни с другими учителями. Требования, с которыми к ним обращаются новые учителя, не принимаются ими так безоговорочно, как принимались в начальной школе. Образ первой учительницы еще чрезвычайно силен, и он затмевает слабые по силе своего влияния образы учителей-предметников. Психологическая напряженность сопровождается дезорганизованностью, снижением учебной активности, понижением самооценки школьников, что провоцирует повышение тревожности. Школьники, которые по своим возрастным особенностям уже переросли начальную школу, пусть на непродолжительное время, снова оказываются маленькими «первоклассниками» ждущими со страхом, что принесет им новый школьный статус.
Для учителей-предметников этот период тоже связан с некоторыми профессиональными трудностями. Дело в том, что они ждут школьников, соответствующих своему возрасту, а получают маленьких и практически не приспособленных к общению детей, у которых низок уровень самостоятельности и самоконтроля. Им трудно дается программа средней школы. Учителя-практики отмечают падение успеваемости и снижение мотивации к обучению у школьников среднего звена.
Для родителей этот период тоже не безоблачен. Они привыкли все школьные проблемы решать с одним учителем, который очень хорошо знал индивидуальные особенности их детей и условия семейного воспитания. Это знание значительно облегчало взаимодействие родителей и учителя. Родители привыкли к уровню требований и ясно понимали, что им делать в тех или иных ситуациях школьной жизни. В период перехода детей в среднюю школу им тоже приходится приспосабливаться к новым условиям. К тому же и дети стали учиться хуже, стали тревожнее. У родителей начинают возникать отрицательные образы новых учителей. Фактически еще не познакомившись с новыми условиями школьной жизни их детей, некоторые родители отвергают новых персонажей школьной жизни. Это провоцирует напряженные отношения с новыми учителями. Многие родители считают их отношение к детям несправедливым. Идеализируется образ первой учительницы, все понимающей, всех принимающей, всех справедливо обучающей.
Что же делать? Помочь выпускникам начальной школы безболезненно перейти и максимально безболезненно адаптироваться в средней школе. Желательно, чтобы новый сценарий развивался с использованием старых персонажей — родителей и первой учительницы. Только в единстве всех участников можно решать наболевшие проблемы. Прежде всего необходимо обратиться к особенностям этого возраста. Дети, переходящие в среднюю школу, обычно немного «зависают» между и старшим школьным возрастом.
Этот возраст, исходя из возрастной периодизации, относится к среднему школьному возрасту. Его еще называют подростковым. Попробуем разобраться, что происходит с детьми 11 — 15 лет. Переходный возраст проявляется у всех детей. У мальчиков, как правило, он протекает между 14 и 16 годами, у девочек — между 13 и 15 годами. С точки зрения физиологии они интенсивно развиваются. Развитие происходит бурно и неравномерно, что связано с половым созреванием ребенка. Именно в этом возрасте мы замечаем, что подросток как-то сразу вытягивается. Особенно могут вытянуться конечности — руки и ноги. Это связано с активностью гипофиза и щитовидной железы. Неравномерность физического развития заключается в некоторой угловатости подростка. Он ходит как будто на шарнирах. Часто подростки неуклюжи, особенно мальчики. Они вообще развиваются медленнее, чем девочки такого же возраста.
Однако же надо отметить, что в подростковом возрасте интенсивно развиваются мышечные ткани. Ребенок становится сильнее. Ему хочется походить внешне на его кумиров, он начинает ходить в спортзал, развивать мышцы, «качаться», и это приносит свои результаты. Физическое развитие обусловливает физическую подвижность ребенка, стремление к демонстрации своей возросшей физической силы. Но его мышцы еще недостаточно крепки, поэтому он быстро устает. На появление усталости влияет и выброс гормонов в кровь. У ребенка вследствие этого то повышается тонус, то понижается. А у взрослых создается впечатление, что он не собран или ленится. А он просто-напросто устал, у него упадок сил или депрессия. Кстати, именно с быстрой утомляемостью у многих ребят связано понижение учебной активности. Родители должны знать об этом, чтобы научиться отделять причины объективного характера от лени и нежелания заниматься учебным трудом по каким-либо другим причинам. К примеру, личного характера. Влюблен — не до учебы!
Современные ученые отмечают у детей ускорение физиологических процессов. Это ускорение называется акселерацией. То есть современные дети опережают своих предшественников на один — два года.
Изменяется у ребенка и характер проявления познавательных процессов. В отличие от младшего школьного возраста подростковый характеризуется бурным физическим и половым созреванием и такой же бурной системой развития взаимоотношений в социуме. Это возраст очередного кризиса в жизни ребенка. Подростков характеризуют ряд противоречий, проявляющихся в их характере, и наличие пубертатных характеристик. Противоречия можно увидеть во всем — поведении, оценке событий и явлений, в оценке сверстников, взрослых, самооценке, проявлении чувств, стремлений, побуждений.
Пубертатный период — это период созревания, стадия, в ходе которой человек становится половозрелым. Нужно очень внимательно, но ненавязчиво относиться к ребенку в это время. Ведь первые сексуальные ощущения приводят, как правило, к страхам и растерянности ребенка перед неизведанными чувствами и ощущениями. Это может сказаться на его поведении, в котором будут ясно видны дискомфорт и страх перед новой жизнью. Повышенная возбудимость и чувствительность находят свое применение в драчливости, капризах и неудовлетворенности собственной жизнью. Недаром безжалостная статистика констатирует попытки самоубийств именно в подростком, так сказать, трудном возрасте. Зачастую непонятые взрослым окружением, оставшиеся один на один со своими страхами, чувствами и стыдом, дети находят единственный, как им кажется, путь решения проблем — уход от этих проблем в прямом смысле.
Физическая и психическая зрелость протекает в разные сроки. Поэтому мы видим подростков, озабоченных своей внешностью, сексуальностью, но не берущих на себя ответственность не только за действия окружающих их людей, но и за собственные поступки. Основной доминантой
Психическое развитие подростков характеризует усиление такого новообразования, как самосознание. Личность ориентируется на собственную оценку и отстаивает свое право на это. Самооценка начинает формироваться в младшем школьном возрасте, но в этот период ребенок еще в основе своей ориентируется на оценку взрослых. Она для него более значима. Для подростка, стремящегося к взрослости, самооценка является одним из атрибутов взрослого мира и носит уже устойчивый характер. Как правило, подростки имеют идеал и стремятся на него походить. Очень часто этот идеал не совпадает с мнением родителей. В таком случае родители должны четко усвоить, во-первых, что идеал ребенка — это не их идеал, и, во-вторых, что идеалов может быть еще много и не стоит воевать за право выбирать их для своего ребенка.
В отличие от младшего школьника подросток формирует свою самооценку, опираясь на оценку окружающих людей. Как правило, это его друзья, любимые, сверстники. Формирование адекватной самооценки влияет на возрастание самостоятельности подростка. Самостоятельность же как нравственное качество определяет уровень его взрослости. Так, что самооценка — очень важное образование в жизни подростка. Кроме того, подросткам свойственно бурное проявление чувств. Эмоциональная возбудимость подростка проявляется в его поведении среди сверстников, в семье, в обществе. Они горячо доказывают свои взгляды и право на них. Реагируют на малейшее с их точки зрения ущемление их прав. Эмоциональные проявления подростков уже обладают большей устойчивостью по сравнению с младшими школьниками. Как правило, они злопамятны и долго не забывают нанесенных им обид.
Надо сказать, что подросток готов к учебной деятельности, и выбор его позиции в основном зависит отличного интереса к тому или иному предмету. Формирование мотивов учения продолжается, но в отличие от младшего школьника изменяется доминирующая потребность. Ею становится познавательная потребность, дающая возможность при ее удовлетворении формировать у школьников устойчивые познавательные интересы. К подростку приходит понимание значимости знаний. Ведь для младшего школьника основным мотивом обучения является скорее похвала учителя или родителя, а не приобретение знаний. В подростковом возрасте приходит осознание, что наличие знаний дает возможность выбора жизненного пути.
Это является мощным мотивом обучения подростков. Но это же может явиться и отрицанием знаний как таковых. Происходит такое отрицание, если ребенок не убежден в значении получаемых знаний для его дальнейшей жизни. Может, он растет в семье, где знания не ценятся и родители не поддерживают работу школы по формированию потребности в них. Если же семья взаимодействует со школой в части формирования потребности в знаниях, да плюс к этому разумный подход учителей к успехам школьника, то, безусловно, этот позитивный настрой формирует у ребенка адекватную самооценку и соответственно повышает его жизненный тонус и самостоятельность. Вообще все, что касается развития познавательных процессов у подростка, то они «доформировываются». Так, он мыслит понятиями, пользуется различными мыслительными операциями, рассуждает и запоминает. Но ему еще свойствен разрыв в определениях конкретных и абстрактных понятий. Подростку легче справиться с определением конкретных понятий. Он использует такие приемы запоминания, как многократное чтение, чтение и воспроизведение и пр.
При переходе из одного возрастного периода в другой им приходится осваивать новые социальные роли. К этому подростков подталкивает организационное и содержательное изменение школьной жизни. Вместо учителя, ведущего основные предметы, появляется на каждый отдельный предмет отдельный учитель. Программы между начальной школой и средней зачастую не состыкованы, и школьники теряются от обилия новых понятий даже в том случае, если эти понятия уже были ими освоены ранее. Меняется стиль общения. Учителя, как правило, пытаются предъявлять новые требования, не вникая в индивидуальные нюансы отношения ребят к форме и содержанию требований.
Кроме изменения социального статуса старшего школьника характеризует определенный уровень интеллектуальной зрелости, выражающийся в наличии умений осуществлять разнообразную интеллектуальную деятельность. Кардинально меняется и уровень межличностного общения. Дети 10-летнего возраста по сравнению с младшими школьниками уже готовы к установлению дружеских тесных связей с ровесниками. Они открыты для эмоциональной близости, выражающейся в эмоциональной привязанности к своим друзьям. Чувство взрослости приводит школьников к осознанию новых взаимоотношений с учителями, основанных на взаимном понимании и уважении. В этом возрасте у детей появляются элементы сдерживания своих желаний. Поведение в отличие от младшего школьного возраста становится регулируемым и прогнозируемым. Усиливается самостоятельность в познавательной и социальной деятельности. Ребенок расширяет сферу познания. В социальной же деятельности расширяются социальные связи, школьник все больше ориентируется на мнение сверстников в решении жизненноважных практических задач.
Все описываемые нами особенности данного возраста становятся важными лишь для тех взрослых, которые серьезно хотят помочь ребенку адаптироваться в новых для него школьных условиях. Приоритетная роль в этом процессе, конечно, принадлежит учителю. Но мы оставим профессионалам методику и содержание их деятельности в этом направлении и опишем предполагаемую систему действий родителей в этот нелегкий для ребенка период. А то, что родителям надо мобилизовать все свои силы и направить их на помощь ребенку, это, думается, доказывать не надо.
Прежде всего необходимо познакомиться заранее с будущим классным руководителем ребенка. Если родители видят, что школа не проявляет должного рвения в этом вопросе, не грех самим проявить активность и задаться целью познакомиться с новым для детей «главным» учителем. Кстати, можно пригласить его на выпускной вечер, которым традиционно начальная школа прощается со своими выпускниками. Далее обязательно проводить постоянные беседы с ребенком, обсуждая будущую новую школьную ситуацию. Важно формировать у школьника позитивную мотивацию будущего перехода. Приводить примеры из своей школьной жизни. Может, даже рассказать какие-то казусы, случившиеся с родителями или другими знакомыми людьми при переходе из начальной школы в среднюю. А посмеявшись, сделать серьезные выводы.
Важно начинать подготовительную работу еще тогда, когда ребенок учится в начальной школе. Причем полезно, чтобы работа велась совместно с учителем начальной школы, который профессионально может помочь формировать у ребенка готовность к обучению в среднем звене. Готовность к обучению может включать формирование интеллектуального потенциала, эмоционального отношения к смене социального статуса и волевой активности в преодолении затруднений, которые испытывает школьник при переходе из начальной школы в среднюю.
В родительский блокнот
❀ Формируйте у себя психологическую готовность принять новый трудный этап в жизни ребенка.
❀ Если вы считаете своего ребенка взрослым, то и ведите себя с ним как с взрослым.
❀ Наберитесь терпения — подростковый возраст сменится другим, менее болезненным.
❀ Помните, что переходный возраст пройдет, а ребенок останется.
❀ Предъявляйте требования к подростку последовательно, систематично и уважительно.
❀ Помогайте ему в период адаптации к средней школе.
❀ Проявляйте активность в инициации совместной деятельности первой учительницы и классного руководителя.
На заметку бабушке и дедушке
❀ Обсуждайте с внуком или внучкой все коллизии, возникающие у них на новом месте.
❀ Не обсуждайте с ним достоинства и недостатки классного руководителя или новых учителей-предметников.
❀ Поддерживайте у детей желание помогать своей первой учительнице. Как правило, первое время это желание велико.
❀ Успокаивайте ребенка, ведь ему очень тяжело наедине с новыми требованиями, которые предъявляются в средней школе.
Автор: Людмила Ивановна Петрова
Половое воспитание детей в семье
Ответственность родителя и педагога в жизни ребёнка
Оксана Константиновна Бородяева # 7 июня 2020 в 21:32 0 | ||
|