Воспитание детей школьного возраста в семье

Секреты воспитания детей в семье

Позитивные отношения между взрослыми и ребенком

1. Беседуйте с ребенком дружелюбно, в уважительном тоне.

2. Будьте одновременно тверды и добры. Не выступайте в роли судьи.

3. Снимите контроль. Ответный гнев редко приводит к успеху.

4. Доверяйте ребенку, демонстрируйте уверенность в нем.

5. Поддерживайте ребенка даже тогда, когда он не достигает успеха.

Удачи и счастье детей

1. Создайте для ребенка безопасную психологическую базу.

2. Поддерживайте способности ребенка и проявляйте сочувствие при неудачах, объясняя, что для успеха требуются время и терпение.

3. Учите ребенка достигать цели: определять приоритеты в деятельности, разделять любую деятельность на этапы, ставить задачи, распределяять время.

4. Оставляйте ребенка одного и позволяйте ему самому заниматься своими делами.

5. Помогайте ребенку строить его систему ценностей.

6. Помогайте ребенку справляться с разочарованием и сомнением.

7. Помогайте ребенку познать себя, повышайте его самооценку.

8. Учите ребенка общаться с другими людьми.

9. Уважайте в ребенке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения.

Как вести себя с гиперактивным ребенком

1. Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.

2. Посадить ребенка рядом с собой.

3. Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.

4. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Устраивать физкультминутки.

5. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).

6. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.

7. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее. Предоставлять ему возможность выбора.

8. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.

9. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.

10. Всегда оставаться спокойным.

Как устранять конфликты между детьми

Правило 1. Заметив негативные чувства ребенка по отношению к брату или сестре, скажите об этом ребенку и подчеркните, что вы его понимаете. Можно сделать и больше. Если вы назовете вслух неосуществляемые желания ребенка (из-за чего и возникает нелюбовь к «сопернику» — помехе для желаний) и выразите свое сочувствие, это принесет ребенку эмоциональное облегчение, поможет ему понять, что именно его тревожит и огорчает: не появление нового братика или сестры, а страх потерять то чувство защищенности, которое давало уверенность в вашей исключительной, абсолютной любви к нему.

Когда от детей требуют хорошего отношения друг к другу, у них лишь усиливаются отрицательные чувства. Когда вы позволяете ребенку испытывать негативные чувства — выслушиваете его спокойно, показываете, что понимаете его чувства, это приводит к появлению позитивных чувств.

Правило 2. Постарайтесь помочь детям найти безопасный и безвредный выход для их негативных чувств: приучайте их выражать свои чувства в символической форме (рисунок, лепка, письмо, стихи и т. п.), а не в ругани или драках. Этому именно и надо научить ребенка: осознавать свое чувство и уметь его конструктивно и безопасно выразить, а не запрещать себе это чувство испытывать.

Правило 3. Вмешиваясь в драки, прекращайте их немедленно, но при этом старайтесь не заниматься выяснением того, кто обидчик и кто жертва. Уделите внимание пострадавшему ребенку, выразите веру в способность детей самостоятельно решать свои споры без драки. Не приучайте детей к тому, что их спор решают родители, поощряйте их находить самостоятельное решение. Надо постараться не только прервать и запретить драку, но и подсказать, как можно спокойно разрешить конфликт, или переключить внимание детей на устраивающее обоих общее дело или помощь вам.

Как избавиться от гнева

1. Если вы расстроены, то ребенок должен знать о вашем состоянии («Извини, я очень расстроена, у меня ужасное настроение. Давай поговорим позже»).

2. Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы начинаете заводиться, раздражаться. Именно ваш пример того, как грамотно справляться с раздражением, поможет вашему ребенку освоить приемы выражения гнева и использовать их в сложных ситуациях:

• посчитайте до 10;

• напрягайте и расслабляйте кисти рук, дышите медленно и глубоко;

• в течение 3—5 минут делайте обычный вдох и длинный глубокий выдох;

• разорвите или сомните ненужную бумагу, газету;

• потопайте ногами, побейте подушку;

• сделайте для себя что-нибудь приятное.

3. Отложите обсуждение с ребенком его поведения или отмените, если возможно, совместные дела.

4. Старайтесь не прикасаться к ребенку в минуты раздражения.

5. Говорите тише, не делайте резких движений.

6. Если есть возможность, выйдите в другую комнату или на свежий воздух.

Типы отношения родителей к ребенку

Эмоциональное отвержение. Обычно оно скрыто, т. к. родители неосознанно подавляют неприязнь к ребенку как недостойное чувство. Безразличие к внутреннему миру ребенка, маскирующееся с помощью преувеличенной заботы и контроля, безошибочно угадывается ребенком.

Эмоциональное потворство. Ребенок — центр всей жизни взрослых, кумир семьи. Поскольку исключительность такого ребенка признается только домашними, у него будут проблемы во взаимоотношениях со сверстниками.

Авторитарный контроль. Главная воспитательная линия проявляется в запретах и в манипулировании ребенком. Ребенок подчиняется, он не может сам принимать решения. Такой тип воспитания влечет за собой социально неприемлемые формы поведения ребенка либо низкую самооценку.

Потворствующее невмешательство. Взрослые, принимая решение, чаще руководствуются настроением, а не педагогическими принципами и целями. Их девиз: поменьше хлопот. Контроль ослаблен, ребенок предоставлен себе в выборе компании, принятии решений.

Как правильно относиться к ребенку

1. Не ждите, что ваш ребенок будет таким, как вы, или таким, как вы хотите его видеть. Не пытайтесь реализовать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания.

2. Помогите ребенку стать не вами, а собой. Главная цель воспитания — счастливый человек.

3. Принимайте ребенка таким, каков он есть — со всеми его достоинствами и недостатками.

4. Не требуйте от ребенка платы за все, что вы для него сделали. Вы дали ему жизнь, как он может отблагодарить вас? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.

5. Не вымещайте на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб.

6. Стремитесь понять своего ребенка, заглянуть в его мысли и чувства, ставьте себя на его место.

7. Помните, что воспитывают не слова, а личный пример.

8. Не сравнивайте ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребенок уникален.

9. Не относитесь к проблемам ребенка свысока. Жизнь дана каждому по силам, и, будьте уверены, ему она тяжела не меньше, чем вам, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.

10. Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности.

11. Создайте условия для успеха ребенка, дайте ему почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.

12. Не унижайте своего ребенка. Воспитание без уважения — это подавление.

13. Дорожите доверием своего ребенка, берегите его тайны, никогда не предавайте ребенка.

14. Не забывайте, что самые важные встречи ребенка — это его общение с другими детьми. Принимайте друзей своего ребенка. Обращайте больше внимания на них, подростки очень подвержены влиянию сверстников.

15. Умейте любить чужого ребенка. Никогда не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы делали вашему.

16. Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом. Любите его любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Поддержка ребенку нужна даже тогда, когда он не достигает успеха.

17. Общаясь с ребенком, радуйтесь, потому что ребенок — это праздник, который пока с вами.

Автор: И. В. Премудрова - педагог-психолог

Рекомендуем посмотреть:

Ребенок и улица. Роль семьи в формировании личности ребенка

Ответственность родителя и педагога в жизни ребёнка

Половое воспитание детей в семье

Почему ребёнок вредничает?

Консультация для родителей «Общение детей со сверстниками»

Оксана Константиновна Бородяева # 7 июня 2020 в 21:28 0
Материал структурирован и понятен. Можно с легкостью использовать его для родительских собраний и в разработке буклетов или брошюр. Автор молодец.