Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект занятия с детьми дошкольниками 6-7 лет на тему "История завода Касли"

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста " История завода Касли "
Автор: Лебедева Елена Николаевна, педагог дополнительного образования, Филиал МАДОУ №38 "Ёлочка" - детский сад №23 "Солнечный город", г. Серов
Занятие 2 из серии "Каслинское литьё". Тема "История завода Касли"
Программное содержание: расширять представления детей о металле и его добыче; познакомить с процессом выплавки чугуна.
Ввести в активный словарь новые слова: рудознатцы, месторождение, руда, чугун.
Воспитывать гордость за родной край, мастеров чугунолитейного дела.
Материал: изделия каслинских мастеров, чугунная сковорода, образец железной руды, герб свердловской области и г. Екатеринбурга, клеймо каслинского завода
Литературный ряд: Е.Ховив «Куда бы по белому свету…»
Ход занятия
Воспитатель вместе с детьми рассматривает герб Свердловской области, герб города Екатеринбурга. Находят общее – это фигурки зверьков, которые держат щит.
- Как называются эти зверьки? Почему они здесь появились?


- Появление их на гербе, конечно, не случайно, связано это с древней историей Урала, точнее, одного из уральских заводов. Изделия этого завода прославились на весь мир, а вместе с ними и наш родной край Урал. Хотите узнать, какой это завод? Усаживайтесь поудобнее и слушайте.
Давным – давно, когда на свете не было еще наших бабушек и дедушек и даже бабушек ваших бабушек, наш край был совсем другим. Совершенно не похож на нынешний. Далекий и неизведанный Урал – таинственный край древних легенд и сказаний - всегда манил к себе людей своими необъятными богатствами. Здесь и золото, и драгоценные камни, и леса, и реки, и зверь пушной, и земля плодородная, и руда, из которой добывают металл. Постепенно среди диких лесов и своенравных рек стали появляться поселения людей, они стали обживать эти края. Наша страна росла и ширилась. Ей необходимо было много металла.
- Как вы думаете, для чего? (ответы детей)
Да, кашу сварить – нужен чугунок, угли в печи помешать – кочерга, сено накосить – коса, дрова нарубить – топор, коня подковать – подковы и гвозди. И все это делалось из металла.
Наш родной край богат железной рудой, в которой содержится металл (Дети рассматривают железную руду).

- Как можно из этого камня извлечь железо? Оказывается, металл при очень высокой температуре начинает плавиться, становится жидким, как вода. Камни дробили, помещали в специальную, доменную печь, разогревали до высокой температуры, металл начинал плавиться и стекать по капелькам. Капельки превращались в ручейки и текли в специальный ковш, жидкий металл можно было залить в любую форму, он застывал. Получалось нужное изделие.

Однажды знающие люди (рудознатцы) зашли на озеро, которое называлось Касли, они обнаружили богатое месторождение железной руды.
На этом месте построили Каслинский завод.

И стал завод работать и давать нашей Родине необходимый металл, который назывался чугун. Из чугуна делали различные необходимые вещи: дверцы для печей, кочерги, напольные плитки, ворота, ограды. Чугун тут же в Касли переплавляли в железо и ставили на него клеймо: два соболя на задних лапках. Эта марка металла была известна по всей России и ценилась очень высоко за границей, в частности, в Англии. Посмотрите, какое клеймо ставили на железе. (Дети рассматривают и сравнивают с изображением зверьков на гербах, делают вывод об их происхождении)

Заводов, которые отливали чугун, было много, а мастеровым людям хотелось делать вещи не только полезные, но и красивые. На заводах стали делать статуэтки, отливали рельефы и даже иконы. Эти изделия стали называть художественным литьем.
Педагог предлагает детям рассмотреть чугунную сковородку, ее назначение, форму, цвет, фактуру. А затем рассматривают фигурку Дон Кихота или любую другую каслинского завода. Делают вывод: и сковорода, и статуэтка сделаны из одного металла – чугуна. Но какие они разные.
- Мы с вами перечисляли богатства нашего края, но главное богатство – это труд наших умельцев, мастеровых. Урал прославил не чугун, а золотые руки мастеров. Дети рассматривают другие изделия, определяют понравившиеся.
Воспитатель подводит итог: это изделия художественного литья, а почему они так называются мы узнаем об этом в следующий раз.
* * *
Куда бы по белому свету
Дороги тебя не вели,
Ты сыном останешься
Этой
Богатой железом земли.
Той самой,
Где тропы и кручи
Запомнил, как стих, наизусть,
Той самой, что мужеству учит
И требует строгости чувств.
В заботах и важных, и мелких,
В потоке стремительных дней
Сердца,
Как магнитные стрелки,
Навечно повёрнуты к ней.
Автор: Е.Ховив

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе ДОУ. Овощи и фрукты Конспект занятия для старших дошкольников на тему "Знакомство с металлами" Конспект занятия для старших дошкольников на тему "Каслинский чугун" с презентацией Конспект занятия для детей 6-7 лет на тему: Парижская выставка и наш заводской Урал
Конспект занятия для старших дошкольников на тему "Знакомство с металлами" | Конспект занятия для старших дошкольников на тему "Каслинский чугун" с презентацией
Опубликовано: 552 дня назад (3 мая 2023)
Просмотров: 456
+3
Голосов: 3
Татьяна Гуляева # 4 мая 2023 в 16:01 +2
Елена Николаевна, добрый день! С интересом ознакомилась с Вашим материалом. Очень познавательно и интересно - позволяет ознакомиться с историей Урала, расширяет представления детей о металле и его добыче, знакомит с процессом выплавки чугуна. Кроме того, обогащает речь детей новыми терминами и воспитывает гордость за земляков.
Примите голос!
Елена Николаевна Лебедева # 4 мая 2023 в 17:59 +2
Благодарю за отзыв. Размещу вес учебно-методический комплект постепенно
Ольга Станиславовна Средина # 3 июня 2023 в 08:41 0
Здравствуйте, Елена Николаевна.
Хороший материал для дошкольников и в доступной форме.Прекрасно иллюстрирован, краток, понятен и важен. Это и краеведение и патриотизм. Голос.