Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект занятия для старших дошкольников на тему "Каслинский чугун" с презентацией

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Каслинский чугун"
Автор: Лебедева Елена Николаевна, педагог дополнительного образования
Место работы: Филиал МАДОУ №38 "Ёлочка" - детский сад №23 "Солнечный город", г. Серов
Занятие 3 из серии "Каслинское литьё". Каслинский чугун
Программное содержание:
- продолжить знакомство детей с производством изделий каслинского художественного литья;
- расширять представления о профессиях: литейщик, формовщик, скульптор, чеканщик, бронзировщик;
- воспитывать уважительное отношение к людям труда.
Материал: изделия каслинских мастеров, иллюстрации.
Литературный ряд: С. Васильев «На Урале», Людмила Татьяничева «Невзрачный, как простой валун…»
Ход занятия
Людмила Татьяничева
Невзрачный, как простой валун,
Равняться с бронзой он не может,
Но, если мастер сердце вложит,
Сравнится с золотом чугун.
Возьми фигурку на ладонь –
Она из чугуна отлита.
Не твой ли быстрокрылый конь
Вздымает звонкие копыта?
Не ты ли рвёшься сквозь огонь
С врагами злобными сразиться?
Не твой ли путь запечатлён
Рукой кудесника – каслинца?

- Ребята, посмотрите на изделия каслинских мастеров (предлагается видеоряд из натуральных вещей, а также иллюстрации): какие тонкие, изящные стебельки у этого растения подсвечника, а здесь замерла рыбка, кажется, что она сейчас плеснет хвостиком – и вот ее уже нет. Предлагаю найти отгадку, среди изделий (иллюстраций) каслинского литья:
Не столяр, не маляр,
Не кузнец, не плотник,
А в хозяйстве он –
Первейший работник. (конь)

Под корягой в буреломе
Спит медведь, как будто в доме,
Положил он лапу в рот
И, как маленький, сосёт. (спящий медведь)

Пляшу по горнице
С работою моею,
Чем больше я верчусь,
Тем больше я толстею. (пряха с веретеном)

Рыбина взлетела вдруг
Над водой из глубины,
Выгнувшись как серп луны.
Вот так чудо! («летящая рыбка»)

Горные сокровища он хранит,
Чудесами разными знаменит,
У него в глуши построен тихий дом,
Догадались? Ну, конечно, мудрый… (гном)

Как стройна и как красива,
У неё густая грива.
Жаль, нельзя на ней кататься,
Можно только любоваться. (лошадь)

Я был в тайге, я мёрз не зря:
В лесу я видел глухаря.
Он весь – от клюва до хвоста –
Был в напряженье взлёта,
И снег летел, как от винта
Большого самолёта. (глухарь)

- Как вы думаете, легко ли сделать такую веточку, статуэтку? Конечно же, нет, над одним изделием трудился не один человек, не один мастер. А как это происходило и происходит до сих пор, я вам сейчас расскажу.

Каслинские мастера начинали отливать красивые вещи сначала по образцам французских, английских, греческих, римских скульпторов. Но и среди уральских мастеров были люди, которые умели замечать в окружающем прекрасное, забавное, трогательное, печальное. Свои впечатления они отражали в скульптуре.
Это художники – скульпторы, которые понравившийся образ сначала лепят из глины, еще говорят «ваяют», поэтому можно их назвать «ваятели». Если скульптура нравится, ее начинают отливать в чугуне. А что такое чугун, мы с вами уже знаем.

Отливкой из чугуна занимались литейщики – формовщики. Они делали специальный деревянный ящик, состоящий из двух частей, набивали его смесью глины и песка, помещали туда глиняную скульптуру, хорошо утрамбовывали и когда ящик открывали, получался очень хороший оттиск этой фигурки. Форму хорошо просушивали и через специальное отверстие наливали расплавленный чугун. Когда металл остывал, ящик открывали и доставали готовую вещь. Профессия формовщика очень важная, ответственная.

Но фигура еще не готова полностью, потому что на ней были шероховатости: то песчинка прилипнет, то наплыв образуется, все эти изъяны убирал другой мастер – чеканщик, он затирал, шлифовал, сглаживал скульптуру. Нужны были «золотой глаз» и «золотые руки». Как вы, ребята, думаете, что означает это выражение? Чеканщик работает с помощью специального набора инструментов, которые называются чеканы.

Но и это еще не все. Сам чугун очень невзрачного серого цвета, а изделия, которые вы видите, черного. Как вы думаете, что для этого нужно сделать? Да, конечно, их нужно покрасить. Красят в глубокий черный цвет. Но вот на этой фотографии фигура Дон Кихота не черного, а как будто золотистого цвета. Оказывается, над ней поработал другой мастер – бронзировщик, он покрыл фигурку блестящим металлом – бронзой. Вот сколько труда, умения, мастерства необходимо затратить, чтобы получить необходимую вещь.

Слайд-фильм «Народные промыслы Урала»

- Давайте еще раз вспомним, кто же трудится над созданием скульптуры? Да, это скульптор, он придумывает скульптуру, лепит ее из глины; формовщик отливает из чугуна; чеканщик сглаживает и ровняет ее, а бронзировщик окрашивает.
- Как можно сказать об этих мастерах, какие они?
- Умелые, талантливые, терпеливые, мастера своего дела и др.

С. Васильев «На Урале»
Откуда этот ветер смоляной?
Откуда этот гордый звук металла,
Как музыка летящий над страной?
С железных гор, от быстрых рек, с Урала.
Откуда этих чистых песен клад?
Откуда эти ясные поверья,
Где все слова сверкают и горят,
Как светляки, как райской птицы перья?
Откуда этот камень самоцвет,
То розовый, то красный, то зелёный,
Запечатлевший нежных радуг след,
Лазурь небес и плеск воды студёной?
Похожая на вольную струю,
Откуда эта сабля расписная,
Готовая проворствовать в бою,
Неистово казачье прославляя?
Откуда эта пушка-громобой
Какой суровый мастер несравненный
Свою судьбу сроднил с её судьбою,
Вдохнув в металл свой разум вдохновенный?
Откуда он, бывалый человек,
Чья жизнь причиной этой песни стала?
С железных гор, от шумных быстрых рек.
Кузнец и воин, верный сын Урала.
Для закрепления материала детям предлагаются дидактические игры: «Разрезные картинки», «Найди фигурку по фрагменту», «Мемори».
Дидактическая игра «МЕМОРИ»
Цель: закреплять у детей представления об изделиях каслинского литья.
Задача для игроков: собрать как можно больше парочек.
Подготовка к игре: продублировать оба листа, разрезать на отдельные картинки.
Ход игры: в игре могут участвовать от 2 до 4 человек. Картинки нужно разложить по 4 – 6 штук в ряд рисунками вниз. Первый игрок открывает две любых картинки. Если на них изображен один и тот же рисунок, играющий берет их себе и открывает другую пару картинок. Если картинки не сошлись – игрок кладет их на место изображением вниз. Ход переходит к следующему участнику. Карточки лучше открывать не парами, а по одной. Когда непарные картинки возвращаются на место, все играющие стараются запомнить, где какая картинка лежит.
Подведение итогов: игра заканчивается, когда разобраны все картинки. Выигрывает тот, кто соберет больше парочек.
Игру можно усложнить, раскладывая картинки не рядами, а в беспорядке.

Дидактическая игра «Найди целое по фрагменту»
Цель: закреплять у детей представления об изделиях каслинского литья. Формировать чувственный образ исследуемого предмета, объекта; развивать наблюдательность, творческое воображение, умение не только видеть, но и понимать произведения искусства, анализировать сложные формы, соотносить отдельные части объектов с основными сенсорными эталонами по местоположению.
Задача для игроков: подобрать фрагмент к каждой скульптуре.
Вариант 1
Подготовка к игре: напечатать фотографии любых каслинских фигурок в двойном экземпляре каждую. Один экземпляр оставить неизменным, а из второго экземпляра вырезать несколько фрагментов.Образец:

Ход игры:
В игре могут участвовать от 1 до 4 человек. Каждый получает фотографию скульптуры и несколько фрагментов к ней. Участники раскладывают фрагменты непосредственно на фотографию, подбирая соответствующее местоположение. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее и точнее.

Вариант 2 (усложнённый: размер фрагмента не соответствует размеру фотографии со скульптурой).
Подготовка к игре: напечатать фотографии скульптур, и фрагменты этих же скульптур, разрезать на отдельные картинки (можно продублировать в нескольких экземплярах). Примеры картинок:

Ход игры:
В игре могут участвовать от 1 до 4 человек. Картинки нужно разложить в ряд рисунками вверх. Каждый получает на руки несколько фрагментов. Участники раскладывают фрагменты под соответствующей картинкой. Побеждает тот, кто подберёт больше правильных пар.
Народные промыслы Урала. Презентация

Рекомендуем посмотреть:

Беседа в детском саду с детьми подготовительной группы. История города Иркутск Беседа с детьми подготовительной группы ДОУ. Вятская ярмарка увлечений Конспект организации НОД в подготовительной группе детского сада «Первоуральск – мой родной город!» Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Чувашия - моя малая Родина»
Конспект занятия с детьми дошкольниками 6-7 лет на тему "История завода Касли" | Конспект занятия для детей 6-7 лет на тему: Парижская выставка и наш заводской Урал
Опубликовано: 521 день назад (3 июня 2023)
Просмотров: 774
+2
Голосов: 2

Нет комментариев. Ваш будет первым!