Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Открытый классный час: Блокада Ленинграда, 8-9 класс

Открытый классный час: «Блокада Ленинграда».
Автор: Медкова Елена Николаевна, учитель биологии, МБОУ г. Астрахани «СОШ № 23»
Описание материала: Предлагаю Вашему вниманию разработку открытого классного часа, посвященного снятию блокады Ленинграда во время ВОВ. Данная разработка поможет классным руководителям и заместителям директора по ВР для осуществления воспитательной работы с учащимися.
Предварительная работа:
Поиск исторического материала и стихов, иллюстраций, фотографий и фонограмм, разучивание стихов, оформление кабинета к проведению классного часа, подготовка костюмов для сценки, выставка фотографий, рисунков и образцов продуктов.
Цель: формирование у учащихся знаний о героическом прошлом нашего народа, о нелегкой судьбе в годы войны величайшего города Ленинграда и его жителей, сражающихся с фашизмом.
Задачи: способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников; воспитывать патриотические чувства, развивать историческую память, уважение к старшему поколению, к поколению ленинградцев.
Демонстрационный материал:
1. Столярный клей
2. Глицерин
3. Вазелин
4. Кусочек хлеба – блокадная норма хлеба – кусочки по 250 и 125 граммов
5. Отруби
6. Водоросли сухие
Оборудование:экспозиция фотографий и продуктов блокадного Ленинграда, декорации и костюмы для сценки - надписи «Булочная», одежда ленинградцев, мультимедийные средства для исполнения фонограмм

Эпиграф к классному часу:
«Стоек и бесстрашен Ленинград.
Он не дрогнул, он не покорился!»
О. Бергольц
Вступительные слова классного руководителя:
Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Сегодня мы проводим открытый классный час, посвященный знаменательной дате: 27 ЯНВАРЯ - день снятия блокады с Ленинграда.
Мы подготовили для вас небольшую музыкально-литературную композицию. Меня совсем недавно спросили: « А зачем нам нужен такой классный час, зачем нам это надо?» И я ответила тогда им и сейчас скажу те же самые слова: « Это нам очень нужно! И мне бы хотелось, чтобы вы прекрасно знали историю своей Родины, научились любить и гордиться ею, никогда не забывали и гордились подвигами, которые совершали люди в годы Великой отечественной войны ради жизни других поколений». Особенно это важно для вашего поколения, которое в большей части своей не вспоминает о войне и даже не задумывается о той роли, которую сыграл советский народ в победе над фашизмом.
Я очень хочу, чтобы каждое слово, здесь сказанное, нашло отклик в вашей душе и надолго запомнилось.
( Фонограмма разрывов снарядов)
Ведущий 1. ... Я говорю с тобой под свист снарядов,
Угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда,
Страна моя, печальная страна...
( Ольга Бергольц)
Ведущий 2. Шел самый трудный сорок первый год! К колыбели нашей Родины, к самому величественному творению рук Петра I - городу Ленинграду, рвался безжалостный враг! И вот он уже под стенами города, который рассчитывал захватить быстро и беспрепятственно. Но неожиданно для себя встретил упорное сопротивление. На защиту Ленинграда встал каждый, кто в нем жил и работал. Вокруг города были вырыты противотанковые рвы, поставлены надолбы, сооружены заграждения. В помощь советской армии, обескровленной в боях, поднялись отряды народного ополчения. Город стал неприступным, и его так и не удалось взять штурмом.
Ведущий 3: К сентябрю сорок первого Ленинград был отрезан от страны. Вновь и вновь шли на приступ фашистские орды - и разбивались, откатывались назад. И тогда фашисты решили задушить город кольцом блокады, уморить его жителей голодом, подавить сопротивление снарядами и бомбами.
Ведущий 1. Над Ленинградом смертная угроза ...
Бессонны ночи, тяжек день любой,
Но мы забыли, что такое слезы,
Что называлось страхом и мольбой.
Я говорю: нас, граждан Ленинграда,
Не поколеблет грохот канонад.
И если завтра будут баррикады-
Мы не покинем наших баррикад.
И женщины с бойцами встанут рядом,
И дети нам патроны поднесут.
Мы будем драться с беззаветной силой,
Мы одолеем бешеных зверей...
Мы победим, клянусь тебе, Россия.
(Ольга Бергольц)
Ведущий 3. 900 дней и ночей, 900 долгих дней и ночей, 900 долгих дней и ночей!!!
Вдумайтесь в это число - 900. Именно столько дней и ночей длилась самая продолжительная в истории Второй мировой войны битва- битва за Ленинград.
Ведущий 2. 900 долгих дней и ночей сражался блокадный Ленинград!
Ученик 1: Вот что вспоминает Павлов Д. В., уполномоченный Гос. комитета обороны по обеспечению населения города и войск фронта продовольствием:
« В кольце блокады оказалось 2 миллиона 887 тысяч человек, в том числе 400 тысяч детей, а также войска фронта и Балтийского флота. Потребление большое, а рассчитывать на скорое поступление продовольствия не приходилось. 10 и 11 сентября 1941 года провели учет всех съестных припасов, скота, птицы, зерна. Результаты оказались малоутешительными: муки и зерна осталось на 35 дней, крупы и макарон - 30, мяса - на 33, жиров - на 45, сахара и кондитерских изделий – на 60 дней...»
16 сентября Военный совет принял решение, направленное на экономное расходование продуктов и выявление дополнительных источников питания. Скот, имевшийся в различных хозяйствах, предлагалось забить, а мясо сдать на пункты для распределения, фуражное зерно, предназначенное для корма животных, перевезти на мельницы, перемолоть и использовать как примесь к муке. Прекратили производство пива, а 8 тыс. тонн солода направили в хлебопечение.
Ученик 2: Нужда толкала людей искать и находить продукты там, где не могли себе даже представить в мирное время. Большая группа коммунистов по поручению комитета партии осматривала вагоны, баржи и склады - словом, все места, где могли находиться продукты, и все, что можно применить в пищу, брали на учет и свозили на склады. На пивоваренных заводах вскрыли полы и собрали 110 тонн солода.
На мельницах за многие годы мучная пыль наросла слоями на стенах, ее бережно соскребли, обработали и пустили в дело. В порту нашли 2 тыс. тонн бараньих кишок, в железнодорожных вагонах, загнанных в тупики, обнаружили тысячу тонн льняного жмыха и 500 тонн муки ... Всего хлебных суррогатов изыскали и переработали свыше 18 тыс. тонн. В то критическое время эти количества дали возможность снабжать население и войска более 25 дней. А в условиях осады города каждый выигранный день имел неоценимое значение для его защитников. И все же проведенная экономия была только началом борьбы за оборону Ленинграда.
Ведущий 3: «Время шло. Расход продовольствия значительно превосходил его поступление с Большой земли. Рабочие стали получать 400г в день, все остальное население - по 200 г. С 13 ноября рабочие уже получали по 300 г, а жители города - по 150 г. И даже эти нормы были не пределом. С 20 ноября произошло уменьшение норм выдачи хлеба: рабочие стали получать по 250 г, а служащие, иждивенцы и дети, составляющие две трети населения, по 125 граммов, воины - по 500 . Суточный расход муки был самым минимальным за время блокады.
Ведущий 2. … Люди умирали от голода. В ноябре от истощения скончалось 11 тысяч человек.
Ведущий 1. О, ночное воющее небо,
дрожь земли, обвал невдалеке,
бедный ленинградский ломтик хлеба –
он почти не весит на руке...
( О. Бергольц)
(Внести и показать блокадную норму хлеба – кусочки по 250 и 125 граммов)
Ведущий 2. Наступил декабрь. Стужа была лютая. На улицах, во дворах образовались сугробы. Дома оставались без света, без воды, без отопления. За водой приходилось ходить на Неву.
...Выходит на поверку, что тогда
Мы просто лгали близким и знакомым, -
Мы говорили: «невская вода»,
Мы говорили: « в двух шагах от дома».
А эти два шага - четыре сотни
Да плюс четырнадцать по подворотне
Здесь не ступени - ледяные глыбы!
Ты просишь пить, а ноги отекли,
Их еле отрываешь от земли,
Дорогу эту поместить могли бы
В десятом круге в Дантовом аду...
Ты просишь пить - и я опять иду,
И принесу - хотя бы полведра...
Не оступиться б только, как вчера!
( Зинаида Шишова)
Ведущий 4.Вода, которая совсем не рядом,
Вода, отравленная трупным ядом,
Её необходимо кипятить,
А в доме даже щепки не найти...
( Зинаида Шишова)
Ученик 3: « Но больше всего людей терзал голод. Ленинградцы варили суп из столярного клея, из кожи животных готовили студень, в домашних аптечках взяли все, что можно, казалось, применить в пищу: касторку, вазелин, глицерин. В общественных столовых варили суп из дрожжей. Из водорослей готовили кисели.И это только маленькая толика всех ухищрений и фактов изобретательности людей в поисках чего-либо съестного».
Ученик демонстрирует вещества, которые употребляли в пищу.
Ученик 1: «Единственным источником получения продуктов в Ленинграде служила карточка, ставшая дороже денег, дороже всех шедевров искусства».
Сценка у булочной
На сцене очередь в булочную, к ней медленно бредет девочка, разговаривая сама с собой, потом встает в очередь.
Девочка: Небо уже фиолетовое, скоро откроют дверь. Добавок, если он будет маленький, в съем. Прижму его языком к губам и буду держать, Из него пойдет сок. В нем много сока, особенно в корке, хотя она и твердая. А о морозе лучше не думать. Если долго что-нибудь терпеть, уже ничего не замечаешь. Если сейчас не откроют дверь, я закричу. Я совеем, совсем уже не могу. Господи! Пускай дверь откроется. И пусть они свешают с добавком, потому что я никогда не отковырну кусочек от целой пайки. А у старушки уже не идет пар изо рта. Зря она села на тумбу. Если я не пошевелюсь, то тоже умру. Мороз такой синий, синий. Нет, нельзя плакать. Я приду домой, лягу, укроюсь с головой, и тогда буду плакать. А бабушка замерзла, и бидон на снегу стоит.И кто-нибудь вытащит у нее карточки, потому что нет ни патрулей, ни милиционеров. Около дверей булочной стоит мальчишка-ремесленник в рваном ватнике. Шея повязана полотенцем. Кепка натянута на уши. Он несколько раз совался к дверям, но его отталкивали, вдруг он заговорил шепотом.
Мальчик: «Граждане! Я вчера потерял в булочной карточки, пустите, не вру, пустите, я помираю».
Все молчат.
Девочка:(про себя) Если карточки потерял, зачем тебе в булочную. Нет, ты двигайся, ничего у тебя не выйдет. Я тебе верю, но лучше мне тебе не верить. Это так страшно потерять карточки. Лучше пускай бомб упадет прямо в кровать.
Голос из булочной: Следующие 20.
Девочка заходит, потом выходит, держа в ладонях хлеб. Мальчишка толкнул её, прыгнул, вырвал хлеб, закусил его и скорчился на снегу, поджимая колени к самой голове. Очередь медленно приближалась к нему и он исчез под валенками и сапогами. Мальчишка не отбивался, потом закричал и затих. Девочка вытащила у мальчика изо рта остаток хлеба. Подошла к краю сцены, разжевывая кусочек...
Девочка: Дома все равно не поверят. Я оставлю им свою карточку.(про себя) Завтра они получат мои 125 грамм. А я куда-нибудь пойду.
Гаснет свет, воет ветер, рвутся снаряды немецких орудий и налетами вражеской авиации.
Ученик 2: Птицы смерти в зените стоят,
Кто идет выручать Ленинград?
Не шумите вокруг - он дышит,
Он живет еще, он все слышит.
Как на влажном балтийском дне
Сыновья его стонут во сне.
Как из недр его вопли: « Хлеба!»
До седьмого доходят неба.
Но безжалостна эта твердь.
И глядит из всех окон - смерть!
( Анна Ахматова)
Ведущий 4: В декабре сорок первого умер 52881 человек, что превышало смертность ноября в пять раз, и ещё больше людей находилось в преддверии смерти. Но массовая смертность не породила отчаянья в народе. Ленинградцы умирали, но умирали как истинные сыны Отечества. Их смерть призывала живых к непримиримой борьбе, которая продолжалась с невиданным упорством.
Ведущий 1: Как мог выстоять Ленинград? Зимой 43-го года в Ленинград приезжал английский журналист Александр Верт. Он ходил по городу, разговаривал с людьми и задавал один и тот же вопрос: как мог выстоять город? Как мог выстоять?
Ведущий 2: Худые, изможденные лица ленинградцев, черепа, обтянутые желтой кожей с въевшейся копотью буржуек. Лица, лишенные мимики, с огромными глубоко посаженными в глазницах, почти неподвижными скорбными глазами.
Ведущий 3: Кажется, не осталось ни капли сил в этих жутких ходячих скелетах. Но люди жили, работали, боролись с врагом, с голодом, холодом и смертью.
Ведущий 1: «... Отбиваясь от воздушных атак противника, строился порт на берегу Ладоги, была оборудована водная трасса, которая как артерия связывала город с Большой землей, пока не встал лед. В конце ноября, как только позволили условия, по ледяным торосам Ладоги прошли первые, сначала конные, а уже затем обозы машин с продовольствием.
Ведущий 2: Так была открыта единственная, хрупкая дорога-ниточка , которую все называли « Дорогой жизни». По этой дороге на Большую землю вывозились раненые солдаты, измученные и истощенные от голода дети, женщины и старики. По этой же дороге в город везли продовольствие: 25 декабря - завезено 700 тонн, на другой - на 100 тонн больше. Это событие послужило увеличением норм выдачи хлеба. Весть о прибавке хлеба мгновенно облетела город. Несмотря на морозный день, улицы и площади были заполнены народом, незнакомые люди жали друг другу руки, обнимались, плакали. Это были слезы радости и надежды.
Ведущий 4: Примером мужества и стойкости самих ленинградцев, а также защитников города могут служить такие факты, как налаживание выпуска снарядов и танков в прифронтовой полосе под непрерывным обстрелом тяжелых
Ведущий 3: Несмотря на невыносимые условия, продолжали работать театры, издавались газеты, каждый день из репродукторов звучали передачи и сводки радио.
Ведущий 1: Вот что рассказывает журналист, работавший в то время в комсомольской газете «Смена»: «Редакция газеты поручила мне написать очерк о самоотверженности и героизме тружеников Кировского предприятия, выпускающем боеприпасы. Работницы из молодежной бригады Наташи Калятиной, получившей широкую известность в городе, несколько раз перевыполняли норму по производству боеприпасов. Я несколько раз бывал на предприятии в блокадные дни. Но однажды, когда добрался до проходной - не узнал его. Оказывается, накануне вражеская артиллерия вела обстрел завода и половина цеха, где работала молодежная бригада, была разрушена. Сама Наташа Калятина и еще несколько работниц погибли. На их рабочих местах стояли их портреты в траурных рамках. Оставшиеся в живых члены бригады продолжали трудиться и даже в этот день перевыполнили задание.
Ученик 4: Так было везде. Вместо ушедших на фронт к станкам и машинам становились женщины и подростки. Выбывших из строя заменяли оставшиеся. Одна из таких женщин - Татьяна Яковлева - жена фронтовика, рабочего Металлического завода. Она пришла на рабочее место мужа, ушедшего на фронт, быстро освоила специальность машиниста парового молота. В цехе скончался от дистрофии один из молотобойцев. А надо было выполнять срочный заказ для фронта. И вот эта женщина, сама обессилившая от голода, взяла в руки тяжелый молот. Отработала одну смену молотобойцем, а потом осталась на вторую, заменив у раскаленного горна выбывшего из строя нагревальщика. После трех смен, обессиленная, она свалилась тут же у рабочего места. Немного отдохнув, и в последующие дни Татьяна Яковлева продолжала работать за двоих.
Ученик 3: В осажденном городе остро не хватало паровозов. Машинист Елисеев со страниц «Смены» обратился к железнодорожникам с предложением формировать тяжеловесные составы в два раза тяжелее нормы. Почину комсомольско-молодежной бригады Василия Елисеева последовали другие машинисты. Это сыграло важную роль в обеспечении продовольствием и другими видами перевозок блокадного Ленинграда.
Ученик 2: Ленинградцы не только создавали боевую технику. Они мужественно защищали свой город от бомб и снарядов. На предприятиях, в жилых домах действовали отряды самозащиты. По сигналу воздушной тревоги бойцы занимали свои посты на крышах и чердаках зданий, на улицах города. Особенно досаждали зажигательные бомбы. При каждом налете их сбрасывали с самолетов тысячами. Дежурные на чердаках хватали их железными щипцами и бросали в бочки с водой, засыпали песком, сбрасывали с крыш домов, тушили на улицах и во дворах. Одновременно возникало десятки пожаров в различных районах города. Группы самозащиты вместе с пожарными ликвидировали их, помогали населению, оказавшемуся в беде.
Ученик 1: Наряду со взрослыми защищали свои дома и школьники, учащиеся ремесленных училищ. В «Смене» рассказывалось о школьнике Павле Ловыгине, лучшем бойце группы самозащиты. Как только раздавался сигнал воздушной тревоги, он спешил на чердак и занимал свой пост у слухового окна. Павел сумел овладеть специальностью связиста и нередко налаживал поврежденную связь. Однажды во время вражеского налета подросток, как всегда находился на крыше. С грохотом ударились о железную кровлю две зажигательные бомбы, прожгли её и, разбрасывая искры и мелкие осколки, упали на чердак. В считанные секунды Павел, обжигаясь, схватил бомбы за стабилизатор и бросил их в бочки с водой. От термитных осколков загорелись перекрытия. Он черпал воду из бочек ведром и заливал огонь. Увидев, что в другом конце чердака загорелась ещё одна бомба, он бросился её тушить, но при этом получил сильные ожоги и упал от боли. А рядом загоралась уже четвертая бомба. С трудом поднявшись, он погасил и её. Его отправили в больницу. За свой подвиг Павел Ловыгин был удостоен правительственной награды.
Ученик 3: На протяжении всего 1943 года на предприятиях города, на Ленинградском, Волховском и других фронтах шла напряженная подготовка к полному снятию блокады Ленинграда. И день разгрома наступил. В результате Ленинградско-Новгородской операции, проведенной с 14 января по первое марта 1944 года, были освобождены почти вся Ленинградская и часть Калининской области, наши войска вступили в Эстонию. Гитлеровцы были отброшены от Ленинграда на 220-280 километров.
Фонограмма салюта
Ведущий 3: 27 января 1944 года.
Такого дня не видел Ленинград!
Нет, радости подобной не бывало...
Казалось, что все небо грохотало...
Приветствуя великое начало
Весны, уже не знающей преград!
Гремел неумолкаемо салют
Из боевых, прославленных орудий,
Смеялись, пели, обнимались люди.
Звучит «Реквием» В. Моцарта
Ученик 5: Да, Ленинград остыл и обезлюдел,
И высятся пустые этажи,
Но мы умеем жить, хотим и будем,
Мы отстояли это право - жить,
Здесь трусов нет, здесь не должно быть робких.
И этот город тем непобедим,
Что мы за чечевичную похлебку
Достоинство свое не продадим.
Есть передышка - мы передохнем
Нет передышки - снова будем драться
За город, пожираемый огнем,
За право называться ленинградцем!
(3инаида Шишова «Блокада»).
Ученик 4: Да, ты пытал нас мором и огнем,
Да, ты бомбил и разбомбил наш дом,
Но разве мы от этого бездомней?
Ты за снарядом посылал снаряд,
И это - двадцать месяцев подряд.
Но разве ты нас научил бояться?
Нет, мы спокойнее, чем год назад,
Запомни, это город - Ленинград,
Запомни, эти люди - ленинградцы!
(3. Шишова «Блокада»).
Ученик 3: В годы блокады в Ленинграде погибло от голода более полумиллиона мирных жителей. Они похоронены на разных кладбищах, но больше всего их на Пискаревском.
Ученик 2:Здесь лежат ленинградцы,
Здесь горожане - мужчины, женщины, дети.
Рядом с ними солдаты-красноармейцы,
Всею жизнью своею
Они защищали тебя, Ленинград...
Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем -
Так их много под вечной охраной гранита.
Но знай, внимающий этим камням:
НИКТО НЕ ЗАБЫТ И НИЧТО НЕ ЗАБЫТО

Учитель: Совсем недавно в музее на Пискаревском кладбище вандалы уничтожили и повредили многие исторические документы, связанные с блокадой Ленинграда, в том числе и знаменитый дневник Тани Савичевой. Дневник, которой является страшным свидетельством событий в блокадном Ленинграде.Этот дневник был одним из документов по обвинению нацизма на Нюренбергском процессе.
Вот строки из него:
«...Женя умерла 28 декабря в 12.30.утра 1941 года.
- Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года.
- Леша умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года.
- Дядя Вася - 10 мая в 4 дня 1942 года
- Мама- 13 мая в 7.30. утра 1942 года...
- Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».
Таню успели эвакуировать на Урал, но она была на такой стадии дистрофии, что прожить ей удалось недолго и она, как и все её родные, умерла от истощения.
В её честь была названа одна из малых планет в поясе астероидов под номером 2127.
На доме, где когда- то жила Таня Савичева со своей семьей, была открыта мемориальная доска.
Заключительные слова классного руководителя:
Можно очень долго рассказывать о событиях того трудного для каждого ленинградца и для всей страны периода. Но самое главное для нас было не показывать полностью весь ход блокады Ленинграда, как это делает хроника, а зародить у вас интерес к тому времени, чтобы вы сами познакомились с историческими событиями нашей Родины, за которыми стоят обыкновенные, но мужественные и стойкие люди - возможно даже ваши бабушки и дедушки.
Для того чтобы наиболее полно себе представить как сражался блокадный Ленинград, как его защищали, как выстояли люди, надо обязательно познакомиться с документами того времени, прочитать книгу Ольги Бергольц «Говорит Ленинград», книгу маршала Г. К. Жукова «Воспоминания и размышления» (т. 2), познакомиться со стихами ленинградских поэтов - Николая Тихонова, Анны Ахматовой, Ольги Бергольц и многих других. Можно посмотреть пьесу о блокадном Ленинграде, фильм « 900 дней», посетить музеи в Ленинграде и на Пискаревском кладбище. Мы также подготовили небольшую выставку: здесь документы, фотографии, книги о войне. И даже представлены вещества, служившие пищей в то страшное время.

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 5-9 классов коррекционных школ VIII вида Сценарий устного журнала для 7-9 классов Сценарий театрализованного представления по теме: Вежливость и доброта Классный час "Тайна имени" для учащихся старших классов коррекционной школы VIII вида

Похожие статьи:

Классный час для учащихся 10-11классов и студентов колледжа. Классный час по теме: «Общение. Правила общения»

Что такое тематический классный час

Основные направления воспитательной работы в школе и колледже

Методическая разработка нравственных классных часов для старшеклассников. Цели и задачи нравственного классного часа

Функции классного часа

Участник №312 творческого конкурса для детей и педагогов «70-летию Великой Победы посвящается»
Развитие познавательного интереса учащихся на уроках биологии | Сказание о лишайнике
Опубликовано: 3276 дней назад (8 мая 2015)
Просмотров: 15373
+1
Голосов: 1
Светлана Клинова # 8 мая 2015 в 19:47 +1
Занятие отличное,приучает детей чтить историю, дает знание о прошлом, о судьбе людей в годы войны.Такие занятия, формируют у детей нравственно-патриотическое сознание и воспитание.
Елена Николаевна Медкова # 8 мая 2015 в 19:48 0
Спасибо!
Ирина Васильевна Мельникова # 10 мая 2015 в 15:41 +1
Елена Николаевна, здравствуйте. Ваш сценарий- очень нужный материал,дающий возможность детям узнать о таком важном событии в ходе Великой Отечественной войны, как блокада Ленинграда. Особенно удачно использование стихов Ольги Бергольц,находившейся в Ленинграде в дни блокады. Успехов Вам!
Елена Борисовна Жданова # 24 января 2016 в 14:40 0
Жданова Елена Борисовна
Совсем скоро наступит памятный день снятия блокады Ленинграда. У вас уже готовое универсальное мероприятие, соединяющее в себе исторические факты,литературу, организацию повседневной жизни ленинградцев в те страшные годы. Для формирования патриотизма, уважительного отношения к жителям блокадного Ленинграда, понимания всех ужасов войны просто необходимы такие классные часы. Спасибо!