Конспект классного часа для учащихся 9-11 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида
Автор: Виноградова Светлана Евгеньевна, учитель русского языка ГОБОУ детского дома-школы №1, специальной (коррекционной) школы VIII вида г.Боровичи, Новгородской области.
Описание материала: конспект классного часа для учащихся 9-11 классов специальных (коррекционных) школ VIII вида по теме «Тайна имени». Данный материал будет полезен учителям, классным руководителям коррекционных и общеобразовательных школ. Учащиеся узнают историю появления имен в разных странах, знакомятся со значениями своих имен, повторяют имеющиеся у них знания о правах человека. Каждый учащийся получает возможность высказать свое мнение, проявить активность, индивидуальность, применить имеющиеся у него знания по теме.
Предварительная работа: несколько учащихся готовят сообщения по теме (под руководством учителя); используемые на занятии стихи учащиеся могут подготовить наизусть (по возможности).
Оборудование: на занятии может быть использована презентация. Карточки со значением имен (красиво оформленные), альбомные листы, краски, кисти.
Тема: «Тайна имени».
Цели:
• Показать приоритетное значение и ценность права человека на жизнь;
• Показать, что право на имя вместе с правом на жизнь являются базовыми.
Задачи:
• Познакомить учащихся с различными именами и их значениями, Развивать способность ценить разные имена;
• Содействовать становлению и раскрытию творческой индивидуальности детей.
Ход мероприятия.
1)Организационный момент.
Учитель: Ребята. Я приглашаю вас встать в круг! Сейчас мы будем называть свои имена и подбирать к ним прилагательное. Я начну! Светлана – смешная…..
Звучит стихотворение А. Боброва «Имена»
Имена, имена, имена –
В нашей жизни звучат не случайно:
Как загадочна эта страна,
Так и имя – загадка и тайна.
В этой жизни, а может, и той,
Под земною звездою небесной
Охраняет любого святой,
Не для каждого, впрочем, известный.
Посреди разоренной земли
На ветру разгорелась рябина.
В сентябре прозвучит Натали, в октябре отзовется Марина.
И посыплется с веток листва,
не убавить уже, не прибавить.
Имена ведь – не просто слова, а почти воплощенная память.
Ради вечной надежды своей вспоминайте судьбою хранимых
Имена самых верных друзей,
Даже боль приносивших любимых.
Имена, имена, имена –
В этой жизни звучат не случайно:
Как загадочна наша страна,
Так и имя – загадка и тайна…
Учитель: Посмотрите на улицу, какие яркие краски дарит нам природа. Такой же разноцветный мир, в котором мы живем. И вот для того, чтобы нам хорошо в нем жилось, нам надо многое знать и понимать. Наше занятие посвящено каждому из вас. Мы погово¬рим о вашем имени и постараемся узнать друг о друге что-то новое, интересное. С чего начинается мир? Да, с нас же самих и начинает¬ся: давайте расскажем ему о себе.
Упражнение "Расскажи мне обо мне".
Каждый ученик по очереди выходит в круг, остальные описы¬вают внешние признаки, рассказывают что-то хорошее.
Учитель: Много хорошего и разного мы узнали друг о друге. Давайте напомним миру, как нас зовут. Мы любим свое имя и сейчас напи¬шем его на листах. (Ребята выбирают сами цвет краски, которым они напишут свое имя, листы прикрепляются к доске).
2) Работа по теме занятия.
Учитель: Ребята, вспомните, кем дано человеку право на жизнь? (Конституция РФ, Конвенция ООН о правах ребенка). Что должны сделать родители, когда в семье появляется ребенок? (Зарегистрировать его, дать ему имя). Что записано в Конвенции о правах ребенка по этому поводу? (Ребята находят ответ на вопрос в текстах Конвенции и зачитывают вслух).
Учитель: Как вы думаете, а есть ли какое-то правило при выборе имени ребенка?
(Высказывания ребят).
Учитель: Согласна с вами в том, что родители праве назвать своего ребенка так, как им хочется, но важно помнить и думать о том, что человеку с этим именем жить! По статистике, за прошлый 2013 год самыми популярными в России были имена Александр и Артём для мальчиков, Анастасия, Анна для девочек. Были и необычные имена: Север, Ветер, Белоснежка, Златовласа…. Как вы думаете, какая же тема нашего занятия?
Ученики: Мы будем разговаривать об именах людей.
Учитель: Вы правы, сегодняшнее занятие я назвала «Тайна имени», и начну я с интересной информации!
Интересные факты: Имена даются в разных странах по-своему.
• У киргизов, например, бывал такой обычай. Как родится ребенок — старший в роду выходит из юрты и кто или что бросится ему в глаза — то и ставится именем. Это означало, что сама судьба посылает новорожденному имя и предопределение.
• У некоторых мусульманских народов имя дают по деду — это чтобы дух предка как бы продолжал жить из поколения в поколение.
• В Китае девочкам дают имена цветов и деревьев, а мальчикам – имена разных животных.
• Когда в Бангладеш выбирают имя для ребенка, таблички с различными именами ставят перед свечами, выстроенными в ряд. Свечи зажигают. Выбирается имя перед свечой, сгоревшей раньше других.
• В Западной Африке обычно имена связывают с каким-то событием, происшедшим непосредственно перед рождением ребенка. Если он рожден в сезон дождей, то часто имя его обозначает «дождь» или «вода». Если у матери были трудные роды, то ребенка могут назвать «боль» и т.д.
• В России до ХVII века давали имена по выбору главы рода, а потом по святцам, где записано более 700 имен. В Древней Руси называли людей: — по профессиям (Кожемяка, Поп, Воевода, Быкодер, Кузнец) — по народностям (Татарин, Мордвин, Черемис) — по чертам характера и внешности (Черниголов, Несоленой, Пузо, Губа, Соловей, Чернобород, Заика) — по порядку появлений детей в семье (Первой, Починок, Старшой, Вторышка, Третьян, Четырь, Пятой, Семой, Семушка, Осьмак и др.) — учитывая время появления на свет ребенка и явления природы, обстоятельства, сопутствовавшие этому (Неждан, Вешняк, Жар, Ярец, Постник, Метелица, Гроза) — учитывая внешность младенца, а также отношения родителей к его появлению (Черноуха, Уголек, Носик, Нечай, Ждан, Надея, Любим и др.) Так же давались имена с негативным содержанием в качестве отпугивающих нечистые силы, охранных, например: Старик, Кощей, Злоба, Неудача, Ненаш, Безобраз, Горе, Грязной, Захворой и др
Учитель: Так что же та¬кое имя? Что оно значит в жизни каждого из нас? Казалось бы, всего несколько слов, привычных для слуха, а за ними открываются це¬лый мир и неповторимая судьба человека. Вы знаете, что даже су¬ществует специальная наука, изу¬чающая имена, — антропонимика
Ученик (Подготовлен заранее): Не все ребята знают истинное значение своего имени, зато многие люди могут рассказать интересные истории о том, почему их назвали именно так. Об этом есть такое стихотворение:
Был в старину такой обычай:
Несли младенца в церковь. Там,
В страницы святцев пальцем тыча,
Поп имена давал по дням.
Коль ты родился в день Ефима,
То назван именем таким.
Но если в день Иеронима,
То – хошь, не хошь – Иероним.
Учитель: Правильно, в старину практики всегда имя ребенку дали по имени святого, в день которого он родился! Кто из вас знает день своих именин? (Высказывания ребят).
Именины. Именинник. В древности, да и се¬годня, имянаречение совершалось при крещении. Православными имя подбиралось по святцам: ре¬бенка называли именем того свя¬того, день памяти которого совпа¬дал с днем появления малыша на свет или днем крещения плюс ми¬нус 8 дней. Так святой становился невидимым покровителем, за¬щитником человека. Крещение считалось духовным рождением, гораздо более важным, чем рожде¬ние телесное. Поэтому праздно¬вать было принято не день рожде¬ния, а день именин. Надо сказать, что в церковном календаре одни и те же имена зачастую встречаются несколько раз в год. Например, именины Ивана указаны 24 раза, Александра 18 раз.
Есть и такие имена, которые святцы предлагают только один раз. Например: Екатерина — 7 декабря; Наталья — 8 сентября; Татьяна — 25 января. Найдем, когда же именины у каждого из вас! (Учитель зачитывает даты именин учеников). Запомните эти даты и, даже если Вы неверующий человек, не забывайте вспомнить имя своего святого в день рождения!
Ученик (подготовлено заранее): В Древней Руси личному имени человека придавали огромное значение. Считалось, что знающий под-линное имя, имеет власть над че¬ловеком. До 988 года, то есть до крещения Руси, когда календарь православных имен еще не при¬менялся, ребенок получал два имени. Первое — тайное — знали лишь родные. Его не произноси¬ли вслух, чтобы ни злые духи, ни враги не могли услышать его и навредить. Известен же всем каждый был под обиходным прозвищем. Существовал у древ¬них славян и запрет откликаться на собственное имя, чтобы не об¬наружить себя и не подверг¬нуться опасному воздействию нечистой силы.
В конце X века киевский князь Владимир, подру¬жившись с императором Визан¬тии, согласился на крещение Ру¬си. С этого времени появились несвойственные русским имена: Иван, Марья, Петр, Анна, Глеб, Зоя, Александр В 1920-е -1930-е годы в Советском Союзе пытались создать революционное подобие святцев. Так появились маленькие Индустрии, Тракторины, Октябрины и даже Электри¬фикации. Вот лишь некоторые имена, которыми «награждали» родители своих детей: Ампер, Босфор, Вилен(а) — от имени вождя пролетариата В. И. Ленина, Гертруда — не немецкого проис¬хождения, а пролетарского — от «герой труда», Марлен — не фран¬цуз, а от понятия «марксизм — ле¬нинизм». Впрочем, ув¬лечение литературой породило и моду копирования иностранных имен.
Тут столько Эдуардов, Жанн, Зльвир…
Имен заморских, говоря меж нами.
Как будто удивить хотели мир
Родители такими именами.
Глядишь, летит какой-нибудь
пострел,
А дед его, взяв хворостинку, кличет: —
Куды тебя несет? Убьесся,
Ричард!
Куды ты, окаянный, полетел?
Тут каждый житель для меня —
родной.
Но разве это не чудно, не странно,
Что нет в селе ни одного Ивана.
И Марьи — тоже ни одной? Н. Краснова
Учитель: Ребята, я думаю, что никому из нас не захоте¬лось бы быть Перестройкой, Бил¬лом или Карлсоном... Думаю, что наши родители проявили жизнен¬ную мудрость, назвав нас по-рус¬ски. Пройдут годы, и вы станете папами и мамами. Перед вами встанет вопрос: как назвать сына или дочку. Никаких инструкций на этот счет, конечно, не сущест¬вует, но все-таки психологи сове¬туют подбирать имя, красиво со¬четающееся с отчеством и легко произносимое с ним в связке. задолго до вашего появления на свет родители, бабушки, дедушки выбирали имя для вас. Кто из вас знает, кто и в честь кого вас назвал?
Учитель: О роли имени говорят и русские народные пос¬ловицы... Попробуем разобраться в значении некоторых из них! (Ученики в парах разбирают по пословице).
• В лицо человек сам себя не признает, а по имени знает.
• С именем Иван, а без имени болван.
• Без имени ребенок — чертенок.
• Хорошо там и тут, где по име¬ни зовут.
Учитель: Как и все на свете, имена имеют свою историю. Они рождаются, живут своей особой жизнью, умирают, а иног¬да воскресают вновь. Вот как объ¬ясняет происхождение некоторых русских имен поэтесса Лариса Ва¬сильева...
Нет, не из шелка,
Не из ситца,
А из сурова полотна,
Что на хозяйстве пригодится,
В России сшиты имена.
Лукаво, ласково, степенно,
Легко сплетается венок:
— Аленка!
— Леночка!
— Елена!
Голубоглазенький Ленок!
Как спелый помидор со свеклой
Хозяева соседних гряд —
Румяный Федор
С белой Феклой
На лавке рядышком сидят.
А им навстречу
Зов ненастья,
То затихая, то трубя: —
Спасите!
Утопилась Настя.
Ивана до смерти любя!
И пашет, пашет, пашет
Паша,
Лишь пот стекает ручейком.
Не уставая, машет Маша
Ему зеленым рукавом.
Привычно, ясно.
Смутно, странно,
Живут в России имена,
А степь по имени Степана
Однажды степью названа.
Конечно, это не научное, а поэтическое объяс¬нение, но, возможно, в нем все-таки есть и доля истины. А сейчас поговорим о значении ваших имен. Что вы сами знаете об этом?
(Высказывания ребят).
Учитель: А вот что я нашла о ваших именах! Я вам зачитаю краткую характеристику каждого имени, а вы подумайте, что совпадает, а что нет в вашем характере.
(По каждому имени ребята высказываются).
(После работы ребятам раздаются карточки с текстом о значении их имен).
Учитель: Я дарю вам эти карточки, может быть они помогут вам построить свои взаимоотношения, свою жизнь правильно!
(Образец карточки, информация скопирована с сайта:
http://www.astromeridian.ru/imya/):
Елена: Греческое имя, означающее «солнечная». Именины: 3, 8 июня; 3, 24 июля; 12 ноября. Доверчивость, мягкость, обаятельность, кокетливость – черты обладательниц этого имени. Елена способна проявлять сочувствие и сострадание к человеку, который нуждается в помощи, даже принести себя в жертву. При этом она умна, не робеет при опасности, не терпит обмана. Отрицательные черты имени: Хитрость, расчетливость, подавленная возбужденность и страстность. Елена живет в своем внутреннем мире, но может подчиняться чужой сильной воле. Выбор профессии по имени: Елена легко увлекается каким-либо делом. В юности долго не может определиться с будущей профессией. Ее артистические данные, способность к перевоплощению и игре располагают Елену к артистической деятельности. Многие находят себя в модельном бизнесе, изобразительном искусстве. Елена с развитым интеллектом и высоким культурным уровнем может увлечься философией, религией, изучением культуры какой-нибудь страны. Влияние имени на бизнес: Елене сопутствует удача в финансовых делах, но она не придает деньгам большого значения, равнодушна к бытовым проблемам, может обходиться самым необходимым и порой проявляет разорительную щедрость. Влияние имени на здоровье: Елене следует внимательно относиться к здоровью. Ей нужно поддерживать свою физическую форму. Есть предрасположенность к полноте, заболеваниям костной системы, сердца. Психология имени: Елена ждет от других повышенного внимания, заботы и самоотдачи, болезненно относится к тому, что друзья, развлечения, работа для мужа или другого близкого человека более важны, чем она.
Учитель: Разумеется, не стоит преувеличивать роль имени в формировании личности человека, но все же она заслуживает самого пристального внимания!
3) Обобщение.
Учитель: Сегодня мы послушали много стихотворений о именах людей. Я хочу вас познакомить еще с одним, шуточным. Но, как мы знаем, в каждой шутке есть доля правды. Поэтому послушайте и ответь на вопрос: зачем человеку имя и почему нужно хорошо подумать, прежде чем выбрать его.
Ю. Благов «Выбор имени»
Дед, стараясь для внучонка,
Нахватал из разных мест
Ряд имен, звучащих звонко:
Товий…Муций…Свен…Орест…
Зять решил по ходу прений
Повернуть вопрос ребром:
- назовем посовременней –
Гелий…Атом…Космодром…
Дочь, захваченная спором, шумно лезет на рожон
С целым импортным набором:
Эдвин…Мельвин…Сельвин…Джон…
Бабка с нехристями знаться
Не желает, и сама
Вносит лепту, глядя в святцы::
Псой… Сысой…Кузьма…Фома…
Сочинительством премудрым
Занимаясь вчетвером,
Ночь проспорили, а утром
Мальчик назван был Петром.
Ученики отвечают на поставленный вопрос. Можно предложить ребятам найти в стихотворении устаревшие, иностранные. исторические имена.
Учитель: В России существует закон, который разрешает человеку, который достиг 18 лет изменить свое имя и даже фамилию. Скажите, кто-нибудь из вас сделал бы это сейчас?
(Если будут положительные ответы – разобраться в причинах).
Учитель: В начале урока мы написали свои имена, а сейчас я хочу, чтобы вы украсили их, выразив в работе свое отношение к вашему имени!
(Работы снова помещаются на доску).
Учитель: Вам нравится наш вернисаж? Мне тоже! (Аргументировать почему).
4) Рефлексия.
Учитель: Имена очень часто использовались в малых жанрах фольклора. Я приготовила для вас загадки. Отгадайте их.
В школе учится мальчишка,
Первоклассник-шалунишка.
Разорвал тетрадь и книжку –
Наказала мама...
(Мишку)
Ходила с папой по грибы,
Натёрла ножку от ходьбы.
Пришлось сажать в корзину
Хромающую...
(Зину)
Ходил по улице герой,
Без шапки зимнюю порой.
И вот простыл на горе –
Теперь болеет...
(Боря)
Стихи читает и поёт,
Танцует, весело живёт.
Не даст себя в обиду.
За это любят...
(Лиду)
Столько много анекдотов
Про рыбалку и охоту!
И послушать мы готовы
Новый анекдот про...
(Вову)
На окошко Карлсон сел
И варенье тут же съел,
Просит: "Дай мне шоколад,
Станем мы друзьями...
(Влад)"
Прочитала сказки
И закрыла глазки.
«Ночью снились страсти!»
Жаловалась...
(Настя)
Кошка прыгнула на ветку,
С ветки - быстро на беседку
И гуляет по карнизу,
Смотрит свысока на...
(Лизу)
Шить умеет и поёт,
Помощь бабушке растёт,
Учится отлично в школе,
Хочет быть певицей...
(Оля)
Спортом любит заниматься,
Бегать, прыгать, кувыркаться,
Укрепляет силу воли.
Чемпионом будет...
(Коля)
Девчушка, добрая душа,
Поспеет всюду, не спеша,
С собою носит куклу Клашу
И шьёт наряды ей...
(Наташа)
Целый вечер рисовала
И немножечко устала.
Убрала альбом, тетради
И уснула крепко...
(Надя)
Учитель: Имя не должно вызывать неприятных ассоциаций. Пусть день рождения, день именин станет для каждого из нас настоящим праздником. Пусть каждый носит свое имя с гордостью и с удовольствием!
После занятия возможно организовать чаепитие.
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 5-9 классов коррекционных школ VIII вида
Классный час для 9-11 классов. Как не попасть под влияние религиозных сект
Конспект классного часа «Украсим серые будни» для старшеклассников
Методическая разработка классного часа о милосердии для студентов колледжа
Похожие статьи:
Тематические классные часы в старших классах. Возрастные особенности учащихся старших классов
Список тем классных часов. Классные часы для старшеклассников и студентов колледжа
Классный час для старшеклассников. Классный час для учащихся 10, 11 классов. Классный час «Отцы и дети»
Классный час для старшеклассников. Классный час для учащихся 10, 11 классов. Классный час «Прощение или месть»
Классный час для старшеклассников. Классный час для учащихся 10, 11 классов. Классный час «Опасности современной молодежи»