Моделирующая игра "Найди выход"
Автор: Елена Николаевна Тихонова, методист МБОУ ДОД «Дом детского творчества» г.ЛысковоИгра для школьников. Найди выход
Для кого: педагогов-организаторов, вожатых, всех кто работает с детьми среднего и старшего возраста, в летнем лагере и во время каникул в школах и Домах творчества.
Аннотация
При участии в этой игре у ребят появляется чувство совместной работы, чувство принадлежности к одной команде. Эти игры учат прислушиваться к людям, видеть, кто есть кто. Между людьми возникает меньше конфликтов, разделения по своим интересам. Ребята чаще проявляют инициативу, у них появляется возможность брать управление на себя, говорить, слушать, ценить чужое мнение. Они учатся работать сообща, оставаясь доброжелательными.
Цель:
Проследить динамику развития временного детского коллектива, взаимоотношений между ребятами, складывающихся в процессе преодоления нестандартных ситуаций.
Задачи:
1. Адаптация ребят во временном детском коллективе.
2. Развить реакцию, сообразительность, групповую сплоченность, самообладание.
3. Создать ситуацию выбора и принятия решений.
Тип: Моделирующая игра.
Возраст: учащиеся среднего и старшего школьного возраста.
Количество: 2 команды по 12 человек ( разновозрастная группа).
Краткое описание:
Игра складывается из двух этапов.
На первом командам предстоит «пройти» лабиринт и найти выход преодолевая препятствия.
На втором этапе нужно получить все кусочки карты, выполняя задания «Веревочного курса», сложить их, расшифровать и правильно выполнить последнее задание.
Место проведения: здание ДДТ, Перицкий бугор.
Реквизит.
1. Для первого этапа:
• 4 расчерченных поля 7х7 клеток, (из них два с нанесенными знаками);
• 15 коробок;
• карточка со словом «самоуправление»;
• набор писчей бумаги и ручки по числу участников;
• 2 комплекта букв , по числу букв в слове «лабиринт» /128/;
• пазлы;
• 2 набора монеток участникам по 6 штук;
• 2 набора монеток ведущим по 28 штук;
• монетки на весы 34 штуки;
• 2 комплекта домино;
• канат;
• платки по числу играющих в команде;
• аквариум;
• стаканчик (держащийся на поверхности) и 2 набора монет;
• детективная история.
2. Для второго этапа, по станциям
• 2 рюкзака;
• 2 каната;
• 2 палатки;
• 2 компаса.
Время проведения: 4 часа.
План
1 этап
а) Игры художников (жеребьевка).
1. Пирамида.
2. Детектив.
3. Муха.
4. Слово.
5. Алфавит.
6. Мастер игры.
7. Конвенция.
8. Пазлы.
9. Треугольник.
10. Аквариум.
11. Домино.
2 этап:
«Веревочный курс»
- Подготовительный период:
• Волшебный квадрат.
• Бревно.
• Квадрат.
• Слепец и поводырь.
• Неваляшка.
- Основной период: игра по станциям
• Треугольник
• Паутина
• Приз.
• Обезьянник.
• Маятник.
• Тролли.
- Итоговый период:
• расшифровка карты,
• выполнение последнего задания
• анализ ситуации
Условия 1 этапа:
Перед вами «лабиринт», поле 7х7 клеток, необходимо найти выход, делая ходы /как в Морском бое/.
Вам нужно пройти все станции по порядку.
Найдя станцию на карте, вам будут предложен ассоциации, по которым вы определите, где в помещении находится станция.
Ассоциации:
1. «Лето. Лагерь. Стенд» /коридор около методической/ - игра «Муха».
2. «Мягкие игрушки, мишки и зверюшки» / клуб «Рукодельница» - игра «Алфавит».
3. «Раз ступенька, два ступенька» /лестница/ - игра «Мастер игры».
4. «Место, где вы встречаетесь первый четверг месяца» /нижняя методическая/ - игра «Пирамида».
5. «Программа на неделю» /комната, где стоит телевизор/ - игры «Пазлы», «Найти на картинке слова на одну букву».
6. «С чего начинается театр» /гардероб/ - игры «Конвенция», «Детектив».
7. «Ярких бусин хоровод» /клуб «Чудесная бусинка»/ - игра «Треугольник».
8. «Полезная информация для вожатой» /верхняя методическая/ - игра «Аквариум».
9. «Утренняя звезда» /коридор перед методической/ - игра «Домино».
Вам дается мешочек с начальным капиталом монет /6 штук, разного номинала/
Вам встретятся:
- подводные камни / отдаете монетку/;
- сектор, где дается монетка;
- пустота, т.е. делается следующий ход;
- тупик, возвращаетесь обратно на старт;
- станции, где нужно выполнить задания, за выполнение дается 1 монета.
В завершении игры:
• Если вы найдете выход;
• Придете первыми;
• Мешочек с деньгами перевесит имеющийся мешочек на весах.
Вы победили.
На каждую станцию отводится по 6 минут.
Анализ проведенного этапа:
1. Ваши впечатления?
2. Кто управлял группой?
3. Учитывалось ли мнение каждого?
Методические советы при подготовке 1 этапа
1. Первый этап можно использовать для знакомства детей с лагерем.
2. 1 этап можно провести на территории лагеря.
3. Можно провести только первый этап для ребят среднего звена и отказаться от более сложного второго этапа, добавив задание. /Предложите ребятам вспомнить все, что они заметили на территории лагеря и помещениях./
Условия 2 этапа:
Перед самой игрой обязательно проводится подготовка групп, для того чтобы ребята стали больше доверять друг другу, ощутили поддержку друга.
У команды победительницы 1 этапа есть преимущество в 5 минут.
С каждой группой идет ведущий, который:
• Смотрит за правильностью выполнения заданий,
• Подстраховывает.
• Объясняет задания.
• Дает кусочки карты.
• Дает ориентиры с расположением станций /ориентиры в градусах/.
Чтобы найти станции вам нужно будет определить азимут. Выполняя задание, вы получаете следующий ориентир.
За правильно выполненное задание на станций будет даваться кусочек карты, собрав полностью всю, на оборотной стороне вы прочитаете последнее задание.
Выполнив его правильно – вы побеждаете.
Важно: Время прохождения упражнений не лимитируется. Ребята сами решают продолжить выполнение или прервать его.
Главное выполнить все задания грамотно.
Анализ 2 этапа:
1. Кто был лидером?
2. Авторитетом?
3. Были ли конфликты?
4. Ваши ощущения?
5. Было ли трудно и почему?
6. Что было самым трудным?
7. Было ли интересно?
Методические советы на период подготовки ко 2 этапу
Для избежания травм и халатного отношения, к выполнению упражнений, по вине участников рекомендуется:
• Все участники игры должны быть ознакомлены с содержанием и идеей программы.
• На время проведения упражнений курса участники должны:
- снять украшения (кольца, броши, цепочки и т.д.), часы, предметы, о которые могут пораниться они сами или члены их группы;
- быть одеты в удобную спортивную одежду и обувь.
• Если вы сами не прошли «Веревочный курс» лучше от второго этапа отказаться.
• В роли ведущего «Веревочного курса» должен выступать физически сильный человек».
• Перед ВК обязательно проводите подготовительный этап.
1 этап
Ход игры
А) «Игры художников».
С помощью этой игры определяется, кто первым уйдет на станции.
Материалы: ручки и бумага на каждую команду.
Условия игры: начертите поле 12 клеток. Ведущий читает слова, вам нужно их зарисовать. Кто больше зарисовал и последовательно воспроизвел слова, уходит на станцию первым. Слова читаются быстро.
Слова: вкусный обед, лето, развитие, строгая учительница, вена, сомнение, богатство, зима, ветер, трудная работа, осень, расставание.
Станции:1. «Пирамида».
Перед вами 15 коробок поставленных одна на другую, упирающихся в потолок. В одной из них что-то лежит. Вам необходимо это найти и восстановить последовательность расположения коробок.
2. «Детектив».
Предлагается детективная история.
Золтан Баксанян был убит в своей трехкомнатной квартире – прямо в постели. Кто-то задушил его шнуром от электробудильника.
- Да вытащи ты его из сети! – заорал на ни в чем не повинного капитана Лопухова ведущий сотрудник КАРРР инспектор Роберт Ратмирович Рупь.
- Первый раз так вот гляжу на труп и не могу сразу сказать, кто убийца!
- А у нас есть свидетель! – гордо сообщил Лопухов и указал на юного Мцыри Баракудзе. – Сам пришел.
- Рассказывай, - буркнул инспектор Рупь.
- Значит, тек, - подбоченясь, начал Мцыри. – Иду я утром мимо двери Золтана, смотрю – приоткрыта. А тишина – слышно даже, как этот его будильник тикает. И вдруг какой-то хрип раздался. Я – на этаж выше подскочил. Смотрю – из дверей Налим Акулов высунулся – и раз! – убег …
- Лопухов! Вдруг снова заорал инспектор, - ты кого мне привел? Так они с Акуловым друг друга ненавидят. Ты что, Мцырик, решил Налимку подставить? Мал еще играть в это – с первых же слов напортачил. Налима мы, не волнуйся, посадим – за что-нибудь другое. А ты шагай отсюда, не мешай дядям работать!
В чем напортачил Мцыри?
Ответ: Мцыри сказал, что слышал, как тикает будильник. Но электронный-то молчит!.
3. «Муха».
Представьте себе поле 5:5 клеток. В правом верхнем углу находится «муха». Когда вся группа вообразила себе это, можно начинать игру. Ходят все по очереди, например «Одну влево» и все мысленно передвигают муху влево. Затем второй сообщает «Две вниз» и так далее. Кто переместит муху за пределы воображаемого поля, тот выбывает из игры. Рисовать ничего нельзя.
4. «Слово».
Дается слово «Самоуправление» нужно составить как можно большее количество слов. Кто больше, тот первым уходит на следующую станцию. /на этой станции встречаются обе команды/.
5. «Алфавит».
Русский алфавит имеет 33 буква. Вам предстоит совместно сложить из этих букв весь алфавит от А до Я. Каждый из вас получит по листу бумаги и дожжен будет написать на нем как минимум одну из букв. Затем из написанных букв необходимо будет сложить весь алфавит, причем так, чтобы ни одна из букв не была пропущена и ни разу не повторялась дважды. Если этого не получается с первого раза, то процедуру написания букв на отдельных листочках нужно повторить.
6. «Мастер игры».
Пишутся комплекты букв, по числу букв в слове лабиринт /2 комплекта: один для игрока, другой для ведущего/. На стол кладется 2 написанных слова «лабиринт», под каждой из букв набор букв этого слова /8 наборов, в каждом буквы в разной последовательности/.
Игрок и ведущий берут буквы по очереди и по порядку из каждой кучки, и кладут на слово, на эту же букву. Если буква повторяется она кладется на уже имеющуюся до тех пор пока кто-нибудь не выложит слово.
7. "Конвенция".
Назвать любые две статьи Конвенции ООН «О правах ребенка».
Например Статья 1. «Ребенком считается человек от 0 до 18 лет» Статья 32 «Детям, не достигшим определенного возраста, не разрешается работать, так как это может принести вред здоровью или помешать образованию ребенка».
8. «Пазлы».
Собрать пазлы.
9. «Треугольник».
Где-то в комнате кладется канат. Перед входом в комнату всем завязываются глаза и читаются правила игры:
• где-то лежит канат. Ваша задача найти его и сделать из него равнобедренный треугольник.
• не забудьте и то, что когда вы попросите ведущего оценить вашу фигуру, вся команда должна держать в руках этот треугольник.
Если играющие просят оценить их фигуру, сначала спросите «Вы уверены, что это равнобедренный треугольник». Если они согласны, попросите их аккуратно положить веревку на пол и затем развязать глаза и посмотреть
10.«Аквариум».
Аквариум с водой, в нем стаканчик. Дается 2 набора монет. Кто последний бросит монету и стаканчик потонет – проиграл.
11. «Домино».
Выстраивается, на ребро /на расстоянии/ домино. Игроку и ведущему дается по равному количеству домино. Нужно выстроить второй ярус, но чтобы домино не упало. Выстраивают по очереди. У кого упало – проиграл.
Все встречаются в зале, подводятся итоги /на весах взвешиваются мешочки с монетами/.
2 этап
Ход игры:
Подготовительный этап /проходят по одной группе/
«Волшебный квадрат».
Перед группой начерчена на асфальте сетка из квадратов (10:10). У ведущего в руках лист бумаги с подобными квадратами, по которым проложен маршрут. Если вы делаете неверный шаг, то звучит сигнал «бип», и вы должны вернуться тем же путем. Если по возвращении вы сделаете неверный шаг, то с группы снимается одна минута. Всего на выполнение задания дается 10 минут. Во время выполнения задания не произносится ни одного слова. Итак, десять минут на обдумывание (группа обсуждает, как приступить к выполнению задания). После чего, не произнося ни слова, участники должны группой перейти на другую сторону квадрата за 10 минут. В маршрут включаются тупики.
«Бревно». Вся группа встает на бревно. Членам группы нужно поменяться местами: первый должен стоять на месте последнего и т.д. Во время выполнения упражнения нельзя становиться на землю. Если хотя бы один из игроков коснется земли, вся группа возвращается на исходную позицию. Время 10 минут.
«Квадрат». На асфальте чертится квадрат, меньше чем может в нем уместиться (свободно) человек. Нужно всем уместиться в этом квадрате.
«Слепец и поводырь». Разбиться на пары. Один из партнеров закрывает глаза, другой водит первого по комнате, помогает избежать столкновения с препятствиями, дает возможность достигнуть того места в комнате, которого он пожелает, затем они могут поменяться ролями. На выполнение 5 минут.
«Неваляшка». Ребята стоят в кругу, поплотнее друг к другу. Кто-то один выходит в круг, становится в центр. Этот человек полностью должен расслабиться, остальные вытягивают руки вперед и легко покачивают стоявшего в кругу, глаза у которого должны быть закрыты. Каждый должен побывать в кругу, после чего все делятся впечатлениями.
Станции:«Треугольник».
Между тремя деревьями ребята сами натягивают веревку на высоте 1,5 метра, расстояние между деревьями от 2 до 3 метров. Внутри треугольника лежит прочная палка длинной 1,5 метра, способная выдержать нагрузку до 60 килограммов. Представьте себе, что это электрический провод, а вертикально ему вниз от провода находится воображаемая электрическая стана. Ваша задача – выбраться из этого треугольника, огороженного электрической стеной, не задев ее. В противном случае, вся команда возвращается вовнутрь, упражнение начинается заново. (Пауза). Да! Вы можете, если захотите, использовать этот шест.
«Паутина».
Веревки натягиваются между двумя деревьями на расстоянии 2,5 – 3 метра. Две параллельные веревки переплетаются в виде паутины между собой. Всей группе необходимо перебраться на противоположную сторону паутины. Сквозь одну ячейку может пройти только один человек. Обходить паутину нельзя. Если кто-либо заденет веревку, вся группа возвращается обратно ( на исходную позицию).
«Приз».
На ветке дерева, на высоте трех метров прикрепляется любой приз. Группе необходимо достать до него, не опираясь на дерево, используя лишь себя в качестве строительного материала.
«Обезьянник».
На высоте 2,5 метра, между деревьями, натянута веревка. Ниже натягивается другая веревка так чтобы расстояние между ними равнялось высоте человека с поднятыми руками. Вам нужно перебраться с одной стороны на другую держась руками за верхнюю веревку. Веревки натягивают ребята.
«Маятник».
На прочной ветке дерева, на высоте 2,5 – 3 метра крепится толстая веревка, которая оканчивается петлей. Веревка находится от земли на расстоянии 0,75 метра. Исходная позиция: веревка в вертикальном положении, по одну ее сторону находится группа на расстоянии 1,5 метра от центра. Всей группе необходимо переправиться в квадрат метр на метр, находящийся от группы на расстоянии 3 метра. Группе необходимо переправить также и рюкзак с палаткой. При этом никто не должен задеть землю.
«Тролли».
Группе предлагается преодолеть расстояние в 10 метров, используя две доски с прибитыми к ним веревками, касаться земли нельзя, если же это произошло, то вся группа возвращается в начало пути.
Выполнив задания и собрав все кусочки карты, ребята расшифровывают текст на оборотной стороне карты и выполняют последнее задание /на карте написан азимут и задание: нужно в определенном месте поставить палатку.
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий летней игровой программы «Ура, каникулы!» для младших школьников
Сценарий литературно-развлекательного досуга в школьном летнем лагере
Программа профильной смены в пришкольном лагере
Сценарий досугового экологического мероприятия, посвященного Дню эколога, 7-11 класс
Похожие статьи:
Сценарии для летнего лагеря. Лесная школа
День Российского кино. Сценарий для летнего лагеря
Сценарий мероприятия в летнем лагере
Сценарий мероприятия для летнего лагеря
Сценарий мероприятия к Пушкинскому дню