Опыт работы. Конкурсное движение в ДОУ
Автор: Залужная Елена Николаевна, старший воспитатель БДОУ г. Омска «Детский сад № 52 компенсирующего вида».
Описание материала: в статье раскрывается опыт работы БДОУ г. Омска «Детский сад № 52 компенсирующего вида» по развитию конкурсного движения. Представлены виды конкурсов и их система. Оформлен фотоотчет. Материал будет полезен педагогам дошкольного образования при организации конкурсов в образовательном учреждении.
Необходимые изменения в дошкольном образовании не могут происходить, если воспитатели и специалисты ДОУ не будут стремиться совершенствовать свою профессиональную деятельность. В этой связи особое значение приобретает вопрос создания условий для их активной адаптации к новым моделям деятельности, повышения уровня подготовленности к решению профессиональных задач. Как показывает практика, развитие конкурсного движения – один из специфических механизмов мотивационного управления в данном вопросе.
Администрация ДОУ преследует при этом еще и цель создания здоровой конкурентной среды среди воспитателей и специалистов, без которой было бы невозможным прогрессивное развитие педагогов.
Мы рассматриваем конкурс как один из способов стимулирования педагогов, стремящихся к самосовершенствованию, обладающих профессиональными компетенциями в соответствии с профессиональным стандартом.
Конкурсы создают атмосферу позитивной соревновательности, заинтересованности. Для любого педагога значимо, что его чествование и награждение проходит в торжественной обстановке. Его заслуги получают общественную оценку, что существенно повышает его статус в педагогическом коллективе. При этом немаловажное значение имеют и дополнительные поощрения в виде ценного подарка, премиальных выплат.
Все конкурсы регламентируются положениями, которые разрабатывают заведующий, старший воспитатель, педактив ДОУ. Конкурсы проводятся в рамках реализации задач годового плана воспитательно-образовательной и лечебно-восстановительной деятельности на учебный год.
Виды конкурсов, организуемых в детском саду:
- развивающей предметно-пространственной среды;
- выставки детско-взрослого творчества;
- с участием детей, где подготовка обеспечивается воспитателями и специалистами ДОУ.
Конкурсы развивающей предметно-пространственной среды
К ним относятся такие конкурсы, как «Лучший центр природы ДОУ», «Центр коррекции группы», «Театр своими руками», «Спортивная эмблема нашей группы», выставка газет и эмблем «Здоровый образ жизни моей семьи».
В ходе конкурса
«Лучший центр природы ДОУ", оценивались условия для реализации всех образовательных областей в рамках выполнения требований ФГОС ДО. Благодаря инициативе и творческой активности воспитателей повысилась значимость центра природы как средства экологического, физического и творческого развития детей с депривацией зрения, осуществления эколого - образовательного процесса и оздоровления: релаксации, снятия нервного и зрительного напряжения у детей и взрослых, улучшения микроклимата в группах ДОУ.
С целью создания условий для развития зрительного и сенсорного восприятия у дошкольников с нарушением зрения, правильной организации и высокой результативности коррекционно – развивающей и лечебно-восстановительной работы был организован конкурс
«Центр коррекции группы». Во всех возрастных группах центры пополнились разнообразным коррекционным и дидактическим материалом по четырем зрительным нагрузкам и категориям - зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, пространственной ориентировки.
В рамках Всероссийского года театра в ДОУ провели конкурс-выставку
«Театр своими руками». Разнообразные герои сказок – «Колобок», «Репка», «Теремок», «Три поросенка», выполненных из дисков, ниток, пряжи, ткани и другого бросового материала поселились в речевых центрах групп.
Большой популярностью пользуются конкурсы на тему спорта и физкультуры
«Здоровый образ жизни моей семьи» и
«Спортивная эмблема нашей группы". Эти мероприятия формируют у взрослых и детей с ОВЗ положительное отношение к здоровому образу жизни, потребности в систематических занятиях физическими упражнениями и спортом. Конкурсные работы используем на физкультурных занятиях, при оформлении спортивных развлечений и праздников, в НОД по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром, а также коррекционных занятиях по социально-бытовой ориентировке.
Творческие конкурсы
На обеспечение сотрудничества ДОУ с семьей, укрепления детско – взрослых отношений и семейных ценностей, развития сотворчества педагогов, родителей и детей направлены творческие конкурсы «Зимний букет», «Любимые герои сказок и мультфильмов», «Первые шаги в мир профессий», «Мир цветов и детско – взрослое творчество». Эти конкурсы воспитывают у детей с нарушением зрения художественный вкус, интерес к продуктивным видам деятельности и изготовлению поделок своими руками.
Работы на конкурс
«Любимые герои сказок и мультфильмов» были выполнены в разных техниках, таких как пластилинография, аппликация, рисование, с использованием природного материала, гипса, глины, папье-маше, были представлены связанные и сшитые поделки. Конкурс способствовал формированию у детей любви к советским и зарубежным мультфильмам, расширил их представления о различных техниках рисования, лепки, аппликации, позволил сблизить детский коллектив и родителей во время выполнения поделки.
Невозможно было выделить отдельные рисунки и поделки в конкурсе
«Мир цветов и детско – взрослое творчество», все работы получились разнообразными и необыкновенно красивыми. Также были представлены работы, выполненные в ходе кружковой деятельности. Ребята показали умение выбирать содержание своих работ, передавать характерные признаки объектов, полученные из наблюдений или в результате рассматривания репродукций, иллюстраций в детских книгах и энциклопедий. Дети самостоятельно выбирали художественные материалы для создания выразительных образов своих работ.
Новогодний конкурс
«Зимний букет» проводился в рамках реализации задач годового плана воспитательно-образовательной и лечебно-восстановительной деятельности на 2018 - 2019 учебный год и празднования Нового 2019 года.
Новогодняя композиция изготавливалась участниками конкурса из бросового и природного материала, различных растений зимнего сезона (не допускались букеты из экзотических и охраняемых растений). Преимущество при оценке работ предоставлялось букетам с минимальным использованием живого природного материала. Оформлялась композиция в приемной или групповой комнате.
По итогам конкурса были выделены номинации
«Новогодняя феерия», «Нежность зимы», «Конкурс в конкурсе».
ФГОС ДО ориентирует педагогов на создание в ДОУ психолого-педагогических условий для ознакомления детей с миром профессий с целью формирования позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Перед педагогами коррекционного дошкольного учреждения стоит сложная задача – заинтересовать воспитанников, познакомить с рядом профессий, которые будут не менее престижными, и приобщить к миру профессий, чтобы у них появилось желание стать профессионалом в своем деле.
Конкурс - выставка
«Первые шаги в мир профессий» позволил дошкольникам с нарушением зрения глубже проникнуть в мир взрослых, понять и принять его. У ребят сформировался интерес к труду, зародились мечты о собственном будущем, возникла гордость за результаты труда!
Конкурсы, с участием детей, воспитателей и специалистов ДОУ
Конкурс
«Поэзия Омского Прииртышья» был итоговым мероприятием информационно-познавательного проекта. Обогатить жизненный опыт старших дошкольников с нарушением зрения лучшими образцами художественной литературы Омского Прииртышья, воспитать интерес к литературному наследию поэтов своего родного края и потребность в чтении книг, развить общеречевые навыки, умение запомнить стихотворный текс – вот основные задачи поэтического конкурса чтецов. В конкурсе было выделено три номинации:
«Зимушка – зима» (Т. Четверикова «Первый снег», Т Белозеров «Зимнее утро», Н. Башкатов «Снеговик»),
«В мире животных» Э. Рехин «Друг», Т. Четверикова «Белка», Т. Четверикова «Гуси»),
«К нам весна шагает» (Т Белозеров «Весенний день», Т. Белозеров «Подснежники», Т. Белозеров «Апрель»).
Мы и далее продолжим способствовать совместному участию детей и родителей в разных видах деятельности, чтобы каждый наш воспитанник мог проявить свои качества, способности, предпочтения и получить удовольствие от совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.
За каждой победой в конкурсе стоит педагог – воспитатель, учитель-логопед, музыкальный руководитель, педагог-психолог, учитель-дефектолог.
Благодаря конкурсам мы показываем достижения руководящих и педагогических работников, формируем образ профессионала, на которого и ориентируется система дошкольного образования.
Литература:
1. И. Лыкова. Новый взгляд на выставку детского творчества. Диалогический подход к организации образовательной среды.
2. И.В. Парфенова, С.В. Тиманкина. Конкурсное движение — механизм стимулирования профессионального роста.
Рекомендуем посмотреть:
Тематическая встреча с родителями в детском саду «Азбука нравственности»
Работа с родителями в ДОУ. Круглый стол
Конспект игрового занятия в детско-родительском клубе. Средняя группа
Клуб для родителей в детском саду
Похожие статьи:
Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста