Тезис проекта "Развитие социальной уверенности у детей посредством игр".
Работая психологом в дошкольном учреждении заметила, что среди детей дошкольного возраста часто можно встретить детей неуверенных себе, болезненно застенчивых, молчаливых, одиноких, замкнутых, агрессивных, конфликтных, беспокойных. Эта проблема подтолкнула меня к работе по проекту
«Развитие социальной уверенности у детей посредством игр».
Развитие социальной уверенности у детей представляется сегодня, во время стрессов, депрессий, когда много нарушений в развитии психики, психических заболеваний, одной из самых
актуальных задач, потому как в дошкольном возрасте формируется фундамент не только физического, но и психического здоровья, и от того как ребенок этого возраста пройдет социализацию зависит вся его взрослая жизнь. И так как, игра –это ведущий вид деятельности, и только через игру ребенок не только познает мир, но и получает первый опыт взаимодействия с социумом, развить социальную уверенность нужно именно
посредством игр.
В ходе своего исследования
предполагаю, если в коррекционно-развивающей работе с социально неуверенными детьми систематически и методически грамотно использовать разные виды игр, то можно развить социальную уверенность, потому что эти игры развивают у ребенка социальные способности, навыки и эмоциональную сферу.
Цель: Формирование у детей уверенности в себе и в своих силах, а также позитивного отношения к себе и к окружающему миру, через игру.
Задачи:
• Выявить, через анализ социально неуверенного поведения, какие социальные навыки отсутствуют у ребенка и какие причины лежат в основе этого.
• В результате комбинаторного подхода использования игр составить систему игровых занятий для работы с социально неуверенными детьми.
• Оказать теоретическую и практическую помощь родителям и педагогам по данной проблеме.
Проектную деятельность спланировала провести по
этапам:
Организационный этап:
• Подбор и изучение методической литературы, игр, материалов, инструментария диагностики.
• Анализ и постановка проблемы.
• Разработка проекта в целом.
• Разработка конспектов СИД, информационных материалов для родителей, педагогов.
• Составление перспективного плана мероприятий проекта.
Основной этап:
• Реализация проекта в соответствии с планом.
Итоговый этап:
• Подведение итогов реализации проекта.
В конце своего исследования
ожидаю результаты:
• У детей прошедших курс коррекционно-развивающих игровых занятий вырабатываются положительные черты характера; им становится легче общаться; они лучше понимают чувства других и легче выражают свои; формируется чувства сопереживания, сотрудничества, самоуважения, уверенности в своем силе и в себе; повышается самооценка.
• Методические рекомендации педагогам по работе с социально неуверенными детьми и с их семьей.
• Повышение уровня мотивации, творческого подхода к работе, поиск и внедрение новых педагогических технологий в работе.
Социально неуверенные дети – это дети, не умеющие гармонично взаимодействовать сами с собой, с социумом, с внешним миром .
В качестве некоторых
основных причин социальной неуверенности у детей можно выделить следующие:
• Неблагополучная семейная обстановка.
• Экономическое неблагополучие семьи.
• Низкий уровень эмоционально волевой сферы.
• «Центрация на себя», т.е. повышенное внимание к ребенку.
• Негативное, равнодушное, или излишне строгое, требовательное отношение взрослого к ребенку и др.
В ходе изучения материала, литературы по проблеме выделила основные
признаки социально неуверенных детей:
На вербальном уровне:
• Речь очень тихая, невнятная, с длинными паузами, часто с повторением одного и того же слова или, наоборот громкая, быстрая, сбивчивая, несвязная;
• Рассказывают очень мало или вообще ничего, не могут выразить словами свое эмоциональное состояние;
На невербальном уровне:
• Пониженная моторная активность, сидят тихо, стараются не привлекать внимание; иногда наоборот двигаются как «заводные», разрушая все на пути.
• Часто плаксивы и апатичны;
• Мимика лица вялая, не могут устанавливать контакт взглядом, не смотрят на партнера, отводят глаза;
На уровне социальных контактов:
• Неприсоединение к группе играющих детей;
• Разные формы отказа от контактов с чужими, незнакомыми людьми;
• Нежелание расставаться с родными людьми;
• Неумение самоутверждаться, выдвигать требования, сказать «нет», высказывать свое мнение, идти на компромисс;
• Беспомощность. Паника в трудных ситуациях.
Так как развитие социальной уверенности происходит в трех основных сферах: самопознание, общение и деятельность подчеркнула
особенности работы с социально неуверенными детьми:
Прежде всего
работа с семьей. Социальная уверенность формируется, прежде всего в семье, во взаимоотношениях с родителями. Семья играет огромную роль в жизни как отдельной личности, так и всего общества в целом. Семья обеспечивает социализацию и адаптацию будущего поколения. Семья не только предоставляет ребенку условия для развития, она активно формирует социально положительные навыки и препятствует появлению социально отрицательных.
Для социализации дошкольника огромное значение имеет
игра как самостоятельная детская деятельность, в которой отражается окружающая действительность, мир взрослых людей и других детей, природы, общественной жизни.
Игра в первую очередь воссоздает межличностные отношения между людьми, роль человека в социуме.
Прежде чем включить в коррекционно - развивающую работу систему игр, сделала тщательный анализ всех видов игр: с точки зрения эффективности работы с социально неуверенными детьми; специфику каждого вида игры; какой она должна быть именно в этом возрасте. И по результатам анализа пришла к выводу, что не каждая игра подходит для работы с социально неуверенными детьми в наших группах. Наиболее эффективными можно назвать такие виды игр: игры- подражания, игры- имитации (игры-перевоплощения), игры- инсценировки, игры-этюды, сюжетные игры, ролевые игры, игры с правилами, подвижные игры (малоподвижные игры с сюжетом, с использованием музыки).
Условия эффективности работы:
• Интенсивность игровых занятий: занятия проводятся один раз в неделю, длительность 15-20 минут. Форма проведения занятий групповая по 10-12 детей.
• Обязательно нужно провести предварительную работу с детьми (чтение художественной литературы, беседы, рассказывание историй, изготовление атрибутов) и последующая работа после занятий (повторение игр в повседневной жизни детей). Для этого после каждого занятия даю задание воспитателям, рассказываю, какие были достижения у каждого ребенка, что нужно еще повторить или закрепить.
• Нужно обязательное эмоциональное сопереживание взрослого ребенку, выражение веры в возможности ребенка, создание атмосферы взаимопонимания.
Более подходят следующие
принципы игровых занятий:
1. Вводить детей в игру через собственное общение.
2. Безоценочность (Любая оценка фокусирует внимание ребенка на собственных положительных и отрицательных качествах, на достоинствах и недостатках другого и в результате провоцирует сравнение себя с другими, и часто не в пользу социально неуверенного ребенка)
3. Отсутствие соревновательности (Неуверенные дети чаще всего боятся соревнований).
4. Минимизация использования игрушек и предметов. (Как показывает практика, появление в игре любого предмета отвлекает детей от непосредственного общения, в сверстнике ребенок начинает видеть претендента на привлекательную игрушку, а не интересного партнера. В связи с этим, на первых этапах следует по возможности отказаться от игрушек и предметов, чтобы максимально направить внимание ребенка на свои ощущения, эмоции и на сверстников).
5. Исключение принуждения. (Отсутствие принуждения, равные права, снимают напряженность, замкнутость, страх, что тебя могут обидеть, обозвать, не принять в игру)
в работе с социально неуверенными детьми составила систему игр, распределив их в игровые занятия.
Структура игровых занятий:
• Вводная часть направлена на создание мотивации у детей, эмоционального настроя, на объединение группы – ритуалы начала занятия. Сюда входят в основном игры-этюды «Дружба начинается с улыбки», «Волшебный клубочек», «Доброе солнышко», игры-имитации «Доброе животное», «Ветерок» итд.
• Основная часть направлена на решение задач по развитию социальной уверенности детей: развитие системы восприятия, социальных способностей, социальных навыков. Сюда входят 2 – 3 игры, объединенных одной темой, н-р: тема «Море», игры «Кораблики», «Рыбы», «Буря».
• Заключительная часть направлена на закрепление положительных переживаний, полученных на занятии, и объединение детей.
Вывод:
Первый опыт использования выше указанной системы игр показал промежуточные результаты в развитии социальной уверенности детей:
• Идут первые шаги к индивидуальному общению со сверстниками и взрослыми.
• Замечаются сдвиги в развитии эмоциональности, оживилась мимика, появились жесты.
• Повысилась мотивация к игре самих детей, появился интерес к игре.
• У некоторых детей появились постоянный партнер в общении и игровой деятельности.
• По словам воспитателей, дети стали больше играть, самостоятельно разрешали многие конфликты, требовали от взрослых меньше внимания к себе.
• Появился интерес родителей к детской игре.
Рекомендуем посмотреть:
Психологическая викторина для детей 10-14 лет
Сценарий занятия с использованием сказкотерапевтических методов и приемов для младших школьников
Мастер-класс для родителей детского сада. Старшая группа
Семинар-практикум для родителей детей старшего дошкольного возраста