Внеклассное мероприятие к 9 мая для 6-8 классов
Сценарий "Деревья - безмолвные свидетели войны"
Автор:Кидямкина Елена Сергеевна, учитель биологии
Место работы: Государственная бюджетная общеобразовательная учреждение "Школа №109", город Москва Сценарий мероприятия к Дню Победы для учащихся 6-8 классов
Каждый год вся наша страна отмечает день Великой Победы над фашизмом. Нет ни одной семьи, которой, так или иначе, не коснулась бы война. Во всех школах проходят мероприятия, посвященные Дню Победы. Готовят их сами учащиеся под руководством учителей разных циклов. Данный сценарий познакомит детей с различными эпизодами войны, учащиеся смогут узнать, как послужила природа людям в военные дни, а именно – какую роль сыграли деревья. Ребята услышат стихи разных авторов, рассмотрят изображения деревьев, которые упоминаются в сценарии.
Цель: познакомить учащихся с необычными памятниками войны
Оборудование: фотографии военных дней, рисунки деревьев
Ход мероприятия:
Ведущий: давно отгремели залпы Великой Отечественной войны. Дорогой ценой было завоевано счастье жить и трудиться под мирным небом, память об этом живет В сердцах людей. Немало памятников и обелисков появилось на нашей многострадальной земле. Они призывают не забывать трагедий войны. Но есть и другие памятники, живые, которые тоже напоминают о военном времени.
Ученик 1: Их обжигала пламенем война,
Под их шатрами
И потому, быть может,
Седина на их коре,
Что путь был очень труден...
Стоят в веках свидетели войны,
Они всю жизнь глядят В реку с обрыва...
И каждому прохожему
Видны дубы,
Напоминающие взрывы...
(И. Гончаров)
Ведущий: много могли бы рассказать о войне деревья.Видели они, как в памятном сорок первом году обрушились на нашу землю свинцовые дожди, заполыхали в небе огненные сполохи, охватил города и села, леса и поля черный дым пожарищ. На защиту отчего края от немецко-фашистских захватчиков поднялась вся страна. И вместе со всем народом на защиту Родины встали леса.
Ученик 2: Деревья тоже воевали,
Как стяги, головы подняв.
Где нужно, гордо умирали,
С груди своей листву сорвав.
Бывали и в кругу пожарищ
И в окружении врага...
Солдат спасали в битвах жарких,
Раскинув ветви, как рога.
Земли родной тревоги, беды,
По-настоящему поняв,
Они смотрели на свет белый,
Корнями Родину обняв.
Шумели, словно призывали
Идти войною на войну…
И вместе с нами отстояли
Всю необъятную страну.
(Г. Гармата)
Ведущий: самым любимым деревом у нашего народа издавна была березка. Белоствольная красавица щедро поила людей своим соком, лечила от недугов, верно хранила девичьи тайны, собирала в праздники на веселье молодежь. Береза делила с народом радость и грусть в мирное время, разделила она и тяготы войны.
Ученик 3: Ты ее увидишь – и забьется сердце…
Сколько о березе сложено стихов!
Может быть, довольно? Но куда же деться,
Если песня в сердце созревает вновь?
Потому что помню: в новенькой шинели
Я почти мальчишкой уходил на фронт,
И березы тихо мне вослед глядели,
Русский посылая до земли поклон.
Потому что помню небо в грозных грозах.
И, когда упал я, ранен, чуть живой,
Надо мной склонилась белая береза,
Доброй милосердия сестрой.
И во мне воскресли молодые силы,
Солнце засияло, засветлела высь!
Красота России, чистота России
В ней, в березе белой, на века сплелись.
(И.Светличный)
Ведущий: невозможно представить нашу Родину без березовых рощ. Полстраны украсила белоствольная красавица. Удивительная красота и чистота, простота и теплота соединились в ней. В дни военных испытаний береза волновала сердца, поднимала в душе великую любовь к отчему краю, вселяла веру в победу.
Ученик 4: «…Все поле боя было сплошь изрыто снарядами и минами. Местами первый снег был сметен начисто, словно железной метлой, местами – густо перемешан с землей и покрыт пороховой гарью. Всюду по полю чернели груды металла, совсем недавно обладавшего могучей жизнью и силой, - от иных струился желтоватый чад… А среди
этого страшного поля, где целый день с неистовой силой бушевали огонь и железо, где все было попрано смертью, на небольшом голом пригорке, как и утром, стояла и тихо светилась в сумерках одинокая белая береза.
-Стоит! – изумленно прошептал Андрей.И Андрею показалось необычайно значительным, полным глубокого смысла, что вот здесь, на открытом месте, в таком жестоком бою, как святая, выжила эта береза – красивое песенное дерево. Сама природа поставила ее здесь для украшения бедного в убранстве поля, и, значит, сама природа даровала ей бессмертие. И еще сильнее почувствовал Андрей то, что пришло к нему впервые в жизни, - счастье победы. Он был счастлив, что стал солдатом, что вечером стоит на том же месте, где утром начал бой. Несколько секунд Андрей не отрывал от березы очарованного взгляда. Затем, тронув рукой край траншеи, будто кланяясь самой земле, сказал с большим торжеством и ликованием в душе: - И будем стоять!» (М.Бубеннов)
Ученик 5: Деревья тоже воевали
И нас спасали от войны:
Стволы под пули подставляли
И гибли гордыми они.
И партизанили деревья.
Горели их
Сердца – костры.
А пламя, как знамена, реяло,
Укрывшись в зарослях густых.
Деревья тоже воевали
И стойко вынесли войну,
Деревья тоже умирали,
Корнями к Родине прильнув.
(Н.Королева)
Ведущий: ни днем, ни ночью фашисты не знали покоя на оккупированной территории. Летели под откос вражеские эшелоны с техникой, взрывались мосты, на дорогах подрывались автомашины с гитлеровцами. В тылу врага шла партизанская война. И как верный друг, лес помогал народным мстителям.
Ученик 1:«Лесные массивы с давних пор служили нашей Родине надежным бастионом против врагов. В суровые годы тягчайших исторических испытаний леса, расположенные на пути оккупантов, превращались в неприступные или труднопреодолимые преграды, сдерживали натиск врагов, истощали их силы, вселяли суеверный страх. И эти же леса
спасали от верной гибели миллионы мирных русских людей, укрывали склады оружия и раненых воинов. Они становились родным домом для партизан и боевых частей армии, действовавших в тылу противника.Исторически сложилось так, что особенно почетна воинская слава тульских засек, калининских, новгородских, псковских, белорусских, брянских, украинских, карельских, калужских, смоленских, ленинградских лесов».(Н. Граве)
Ведущий: на каждом шагу врагу мерещились партизаны. В сумерках даже одиноко стоящее дерево заставляло фашистов трепетать от страха. Особенно они боялись лесных массивов, где за любым кустом, любым пригорком их могла настигнуть смерть.
Ученик 2: «Во всех районах прифронтовой полосы леса были сильно повреждены. В бессильной злобе оккупанты громили их артиллерией, бомбили наугад обширные районы предполагаемого местонахождения партизанских отрядов, жгли леса, стараясь «выкурить» партизан, крушили танками во время карательных операций, минировали лесные дороги и опушки». (Н.Граве)
Ученик 3: Деревья ложились плашмя, как солдаты
Редели ряды с каждым днем.
А немцы сжигали лесные квадраты
Губительным, шквальным огнем.
Строчил пулемет в амбразуре бетонной,
Покоя не знал гарнизон.
Наш лес партизанский, могучий, зеленый
Весной наступал на бетон.
Под камнями кости захватчиков тлеют,
Их каски ржавеют вокруг.
А лес разрастается, лес зеленеет.
Наш верный помощник и друг.
(И.Василевский)
Ведущий: прошли годы… Заросли травой партизанские землянки. Не звучат в рощах автоматные очереди, не сотрясают землю взрывы гранат. Ушла в прошлое война, но время не стерло ее следы в лесу.
Ученик 4: Изранен он воронками и рвами,
Вот старая траншея, словно шрам…
Мы в этот лес приходим за цветами,
Он все, что может, щедро дарит нам.
Как вся страна, лес тоже в сорок первом
Прикрыл собой дорогу на Москву.
От взрывов ветки вздрагивали нервно
И падали в опавшую листву.
Да что там ветки, если боль иная
Пронзает память – о погибших речь…
Лес до сих пор вздыхает, вспоминая
Всех тех, кого не смог от пуль сберечь.
Но зашумит вдруг громче и тревожней,
Грозу почуяв в ближней стороне,
И каждый листик отзовется дрожью
На гром – напоминанье о войне.
Людей всегда радушно принимая,
Открытый солнцу и тугим ветрам,
Как молодеет он в начале мая!...
Как будто в День Победы ветеран.
(О.Беликов)
Ведущий: нечеловеческие испытания выпали в годы войны на долю жителей города Ленина. 900 дней длилась вражеская блокада. Но город на Неве жил. Ленинградцы боролись с фашистами, со смертью, с голодом и холодом. Немало сохранилось свидетельств об их стойкости и выдержке, немало слов сказано об их мужестве и героизме. По – своему об этом подвиге рассказывают ленинградские деревья.
Ученик 5: Им долго жить – зеленым великанам,
Когда пройдет блокадная пора.
На их стволах – осколочные раны,
Но не найти рубцов от топора.
И тут не скажешь: сохранились чудом.
Здесь чудо или случай ни при чем…
…Деревья! Поклонитесь низко людям
И сохраните память о былом.
Они зимой сжигали все, что было:
Шкафы и двери, стулья и столы.
Но их рука деревья не рубила.
Сады не знали голоса пилы.
Они зимой, чтоб как-нибудь согреться –
Хоть на мгновенье, книги, письма жгли.
Но нет садов и парков по соседству,
Которых бы они не сберегли.
Не счесть погибших в зимнее сраженье.
Никто не знает будущих утрат.
Деревья остаются подтвержденьем,
Что, как Россия, вечен Ленинград!
Им над Невой шуметь и красоваться,
Шагая к людям будущих годов.
Деревья! Поклонитесь ленинградцам,
Закопанным в гробах и без гробов.
(Ю.Воронов)
Ведущий: свинцовым градом пуль поливал враг нашу землю. Часть смертоносного груза приняла на себя березовые рощи и дубравы, еловые леса и сосняки. И сейчас еще деревья хранят в себе следы стали и свинца.
Ученик 1: Война прошла, но подвиг вечен.
Как цепь сражавшихся солдат
Кто опален, кто изувечен –
Березы русские стоят.
Стоят, как прежде, белоноги.
И люди, - боже, их прости!-
Пришли, чтоб выровнять дороги,
Срубить березы на пути.
Один сказал с улыбкой: «Ну – ка!»
И хвать по дереву сплеча!
Топор сорвался с резким звуком.
Свинец тяжелый повстречав.
Застыли люди. Значит, скольких
Спасли березы, что в рубцах!
В стволах засели те осколки,
Что быть могли бы в них, бойцах.
Ведь это в них летели пули
В те дни военных страшных гроз…
И люди в сторону свернули,
Ушли от раненых берез.
Забыта прежняя тревога.
Слабеет память о войне.
Проходит ровная дорога
От тех березок в стороне.
Опять по ней идут обозы,
Навалом яблоки лежат.
И белоствольные березы
О славе прошлого шумят.
(В. Потемкина)
Ведущий: но наши сердца тревожат не только деревья – памятники, оставленные войной. О ней напоминают деревья – памятники, посаженные в честь погибших в послевоенное время. Много горя и лишений выпало в военный период на долю белорусского народа. Фашисты несли ему, как и всем народам России, страдание и смерть. Но белорусы не смирились с уготованной им участью. Поднялись на борьбу патриоты. За это в бессильной ярости мстили оккупанты, убивая и сжигая мирное население, стирая с лица земли белорусские деревни. Святым местом для нас стала Хатынь, где находится кладбище всех белорусских деревень, сожженных фашистами. Каждый четвертый белорус не вернулся с войны. В память об этом посажены в Хатыни три березы, на месте четвертой – вечный огонь.
Ученик 2: Над черным кубом встали три березы,
Четвертой нет – лишь пламени изгиб,
Про те года здесь говорят сквозь слезы:
Каждый четвертый белорус погиб!
(Н. Тихонов)
Ведущий: хорошая традиция есть у нашего народа: сажать в честь погибших парки и аллеи. Парк Памяти вырос у подножия Мамаева кургана. Здесь деревья носят имена героев, отдавших жизнь в борьбе с немецко – фашистскими захватчиками. Об этом свидетельствуют таблички с фамилиями павших. Есть такие парки и в других местах нашей страны.Растут деревья, как продолжение жизни тех, кто отдал ее за мирный шепот лесов, чистое небо над головой, счастливое будущее нынешнего поколений!
Вот и закончилось наше мероприятие. Надеемся,что вам понравилось. Просим вас написать небольшие сочинения о известных вам памятниках войны, о том как вашу семью затронула война. Лучшие получат призы.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект классного часа ко Дню Победы для старшеклассников
Война глазами детей. Сочинение
Классный час на тему 9 мая День Победы
9 мая в школе. Сценарий "Вечер встречи трех поколений"
Похожие статьи:
Классный час на тему 9 мая День Победы, 9 класс
Урок памяти ко Дню Победы, 11 класс
Классный час «День Победы», 10-11 класс
Сценарий концерта День Победы в сельском клубе
Мероприятия к 9 мая в школе. Сценарии