Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Психологические особенности личностного развития детей с нарушенным слухом

Психологические особенности личностного развития детей с нарушенным слухом
Описание: Проблема изучения личности глухого ребенка и интеграция его в общество слышащих.
Назначение: Статья будет полезна сурдопедагогам, дефектологам, детским психологам.
Цель: рассмотреть особенности развития личности у детей дошкольного возраста при нарушениях слуха.
Задачи:
- рассмотреть особенности развития детей с нарушением слуха;
- выявление направлений коррекционной работы.

Психическое развитие личности ребенка с нарушением слуха формируется, как и у слышащих детей в соответствии с общими закономерностями в процессе общения со сверстниками и взрослыми в ходе усвоения социального опыта. Но нарушение слуха приводят к трудностям в общении с окружающими, замедляет процесс усвоения информации, обедняет опыт детей и поэтому не может не отразиться на формировании их личности. Так слышащие дети значительную часть социального опыта усваивают спонтанно, дети с нарушениями слуха в этом плане ограничены в своих возможностях. Поэтому трудности в общении, которые испытывают глухие дети, могут привести к формированию у них некоторых негативных черт личности, таких как агрессивность, замкнутость. Однако при своевременно оказанной коррекционной помощи отклонения в развитии личности детей с нарушениями слуха могут быть преодолены. Эта помощь заключается в преодолении сенсорной и социальной депривации, в развитии социальных контактов ребенка, во включении его в общественно-полезную деятельность.
Проблема изучения личности глухого как социальная проблема впервые была поставлена и осмыслена Л. С. Выготским, который обосновал положение о том, что интеграция личности неслышащего в общество слышащих может осуществляться только путем его включения в разнообразную социально-значимую деятельность.
Нарушение слуховой функции накладывает определенный отпечаток на развитие личности неслышащего дошкольника, ставит его в специфические условия существования в социальной сфере, сужает круг общения, ограничивает диапазон социальных связей. Возникает своеобразие субъективных отношений ребенка с недостатками слуховой функции к окружающему миру и к самому себе.
В результате недостаточного развития речи, меньшего объема знаний, которыми располагает не слышащий ребенок по сравнению со слышащими сверстниками, а также ограниченностью общения с окружающими, обнаруживается замедленный темп становления личности неслышащего.
Это проявляется в относительной узости познавательных интересов, в недостаточной осведомленности о различных областях жизни общества.
У глухого дошкольника более длительное время сохраняется неадекватность самооценки. Представление детей с нарушением слуха о самих себе часто бывают неточными, для них характерны преувеличенные представления о своих способностях. Самооценки и оценки товарищей нередко бывают ситуативными, часто зависят от мнения педагога, наблюдаются случаи не критичности самооценок.
С возрастом устойчивость оценок и критичность неслышащих детей повышаются.
Глухие дети сравнительно поздно узнают о своем дефекте. Известно, что маленькие глухие дети не догадываются о роли слухового анализатора в общении с окружающими. Лишь постепенно они осознают значение слуха для познания окружающей действительности, для общения.
Первые признаки осознания своего дефекта и связанные с этим переживания отмечаются в возрасте 6 лет.
Морально-этические представления глухих, хотя в целом соответствуют социальным критериям общества, тем не менее, отличаются некоторой односторонностью, преимущественным пользованием конкретными понятиями без учета промежуточных, относительных оценок.
Использование словесных обозначений определенных эмоций осуществляется глухими лишь в хорошо знакомых жизненных ситуациях.
Многие эмоциональные состояния, социально-нравственные чувства остаются совсем незнакомыми глухим дошкольникам до школьного возраста.
Развитие эмоциональной сферы неслышащего дошкольника задерживается из-за малой доступности выразительной стороны речи. Но вместе с тем, следует отметить значительные возможности выражения эмоций в мимике и пантомимике, используемых глухими детьми в общении.
В процессе коррекционно-развивающей работы с не слышащими детьми происходит совершенствование понимания эмоциональных состояний и чувств человека.
В процессе развития способностей глухих детей обнаруживаются большие индивидуальные различия в уровне и характере развития интеллектуальных способностей, а также в формировании специальных способностей к различным видам конкретной деятельности.
У глухих детей могут успешно развиваться речевые способности, но при этом долго формируется желание самостоятельно общаться устной речью, ещё дольше приходит осознание ее значимости.
В трудах Л.С. Выготского обосновано положение о том, что глухой ребёнок достигает того же развития, что и нормально слышащий, но это происходит с помощью иных, способов и средств. Важно знать пути, по которым следует развивать ребёнка. Психическое развитие детей, формирование личности в целом тесно связаны с процессом обучения и воспитания.
Своеобразие ребенка с нарушением слуха, его особенности требует специальных условий обучения, создание среды, адекватной для полноценного развития его личности. Определив особенности ребенка с недостатками слуха, можно ставить и решать конкретные задачи, выбирать пути обучения и воспитания.
Можно выделить следующие направления работы в детском саду по развитию личности детей с нарушенным слухом.
Во-первых, необходимо сформировать у детей творческую и познавательную активность личности.
Во-вторых, непросто формировать представления о качествах личности и о нормах поведения. А главное нужно научить их видеть проявления этих качеств в поведении других людей - детей и взрослых, сформировать умения понимать поступки окружающих людей. И дать детям эталоны оценки.
В-третьих, формировать у детей адекватную самооценку, являющуюся, с одной стороны, основой регуляции собственного поведения, с другой - залогом успешного установления межличностных отношений.
В-четвертых, обучать навыкам общения и развивать интерес и потребность в нем.
Детям с нарушенным слухом присуща повышенная ориентировка на реакцию взрослого, зависимость от него. Ребенок не начинает или прекращает действия, не получив одобрения взрослого, чаще всего он старательно действует по подражанию взрослому. Это нередко носит механический характер в силу непонимания смысла действий. Такое подражание способствует усвоению социального опыта в практических условиях, но не содействует развитию самостоятельности и инициативности. Такая зависимость от реакций взрослого отмечается у детей и в процессе обучения. Поэтому важное значение приобретает формирование стиля педагогического общения с глухим или слабослышащим ребенком. Для развития активности и самостоятельности важно включение ребенка в интересные игры и другие доступные виды деятельности, где он может добиться успеха, почувствовать свои достижения.
Развитие личности происходит в рамках ведущей деятельности дошкольного периода — сюжетно-ролевой игры. Важно отметить, что дошкольники с нарушениями слуха, как и слышащие дети, любят играть и стремятся в играх отразить те впечатления, которые они получают из наблюдений за окружающей их жизнью. Однако, поскольку круг впечатлений глухого ребенка ограничен тем, что он видит, а его представления о жизни не пополняются за счет общения с другими детьми и со взрослыми у него преобладают в основном бытовые игры. Эти игры в случае отсутствия специального обучения длительное время носят предметно-процессуальный характер, не становятся подлинной сюжетно-ролевой игрой.
Для игр глухих детей характерна чрезмерная детализация: вместо развертывания сюжета дети, как правило, переходят на воспроизведение детализированных предметных действий. Не умея самостоятельно вычленить существенное, передать отношения людей, дети воспроизводят частные элементы ситуации, нередко не являющиеся основными для данной игры. Нередко они стремятся изо дня в день повторять одни те же игровые действия, особенно если они раньше были продемонстрированы взрослым. Подражание близким взрослым (маме, воспитательнице) часто становится целью при вхождении ребенка в роль. Дети хорошо копируют жесты, походку взрослых, не стремясь передать их отношения с окружающими, воспроизводя в игре лишь внешнюю сторону поведения. Элемент подражания остается характерным для игр детей длительное время: они стараются точно, с подробнейшими деталями воспроизводить игры, продемонстрированные воспитателем, в то время как слышащие дети тяготеют к развитию сюжета.
Одной из особенностей игр глухих детей являются трудности игрового замещения, т. е. возможности использования в игре предметов, которые в быту имеют другое назначение, например палочка используется в роли карандаша или термометра, листок — в роли денег и т. д. Игровое замещение помогает ребенку осознать смысловое значение слова, отойти от конкретного значения.
Полноценная сюжетно-ролевая игра, включающая различные компоненты, без специального обучения у глухих детей не формируется. Поэтому в режиме детского сада для детей с нарушением слуха отводится специальное время, где идет обучение детей играм, и время для свободной игровой деятельности. Для развития игр глухих детей правильное руководство имеет решающее значение, а обучение каждой новой игре состоит из нескольких этапов.
Совместная деятельность в процессе игр способствует формированию дружеских взаимоотношений между детьми. Играя, дети легче и сознательнее овладевают нормами нравственного поведения.
Большую часть своего времени ребенок с нарушением слуха проводит в специальном дошкольном учреждении. Усвоение ребенком учебных знаний, умений, навыков, а также усвоение им правил поведения в обществе, навыка межличностного общения, накопление определённого культурного минимума формируется через комфортность обучения той среды, в которой находится ребенок. Под комфортностью обучения подразумевается наличие такого режима в детском саду, когда ребенку даются посильные интеллектуальные и физические нагрузки, когда воспитанник не замыкается в себе, а стремится к общению со сверстниками, с окружающими его людьми. Комфортность обучения - это те микросреда и микросоциум в детском саду, в которых ребенок имеет возможность раскрыть и реализовать свой природный творческий потенциал.
Говоря о психологических особенностях личностного развития детей с нарушением слуха нельзя не сказать о влиянии на них семьи ребенка. От взаимоотношений с родителями зависит, насколько адекватным будет дальнейшее взаимодействие ребенка с окружающей средой.
Рождение ребенка с нарушением слуха оказывается испытанием для всех членов семьи. Они часто ограничивают общение со своими друзьями, родственниками. Изменяется психологический климат в семье: все члены семьи находятся в состоянии стресса. На протяжении первых лет жизни этот стресс не уменьшается, а в ряде случаев нарастает.
Часто у слышащих родителей появляется страх перед общением со своим глухим ребенком. А взаимное непонимание в процессе социальных контактов становится причиной значительного своеобразия в эмоциональных отношениях детей с родителями. Постоянный дефицит в удовлетворении потребностей в общении ведет к преобладанию отрицательных эмоций, к повышенной раздражительности или инертности.
Родители ребенка с нарушенным слухом часто считает, что его ребенок не может быть приспособлен к самостоятельной жизни, они не обучают ребенка навыкам социализации (ходить самостоятельно в магазин, одним играть на ближайшей территории), что в дальнейшем сказывается на социальной зрелости ребенка. Они считают, что их дети нуждаются в постоянном контроле и руководстве. Другие же родители детей с нарушениями слуха не признают для своего ребенка никаких ограничений и предъявляют к нему достаточно высокие требования. Нередко родители любыми способами стараются устанавливать контакт с ребенком. Как правило, в таких семьях дети не страдают от недостатка общения, а, следовательно, практически ничто не мешает формированию относительно благополучных свойств личности и самооценки в частности.
Таким образом, взаимоотношения ребенка, имеющего нарушение слуха, с родителями, родительская позиция по отношению к нему оказывают существенное влияние на развитие личности. Долговременная деформация, искажение отношения к ребенку со стороны одного или обоих родителей становится фактором риска, способным привести к нарушениям в развитии его личности. Поэтому в детском саду уделяется большое внимание работе с родителями. Педагогами проводится большая целенаправленная работа по психологической коррекции отношений родителей и детей. Задача, данная работы - подвести родителей глухих детей к пониманию того, что их любовь к ребенку только в сочетании с высокой требовательностью и квалифицированным обучением создаст условия, которые позволят реализовать потенциальные возможности ребенка.
В процессе обучения, направленного на развитие ребенка, формирование речи и речевого общения, личностное развитие дошкольников с нарушениями слуха происходит более интенсивно. В быту и в разных видах деятельности дети знакомятся с разными социальными явлениями, учатся понимать и анализировать свои и чужие поступки. У них формируются такие качества характера, как активность, самостоятельность. На протяжении дошкольного возраста происходят развитие и соподчинение мотивов, формирование интереса к окружающему миру. У старших дошкольников появляются социальные мотивы, интерес к жизни людей в обществе, стремление к общению с ними.

Рекомендуем посмотреть:

Дидактическая игра как средство коррекции слухоречевой памяти детей старшего дошкольного возраста с Развитие регулятивных УУД у детей дошкольного возраста с нарушением зрения Профилактика нарушений зрения и осанки в семье Особенности гендерной социализации подростков с умственной отсталостью
Работа с открытой картинкой | Социально-коммуникативное развитие дошкольников с нарушением слуха в соответствии с требованиями ФГОС
Опубликовано: 2880 дней назад (2 февраля 2017)
Просмотров: 5785
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!