Урок по изобразительному искусству 2 класс. Тема: «Сказочная птица». Изображение и фантазия.
Петрюк Елена Владимировна - учитель начальных классов филиал МОУ СОШ № 17-СОШ № 3[/b]
Вид занятия: рисование по памяти и представлению.
Цели и задачи: знакомство с образом сказочной птицы в русском фольклоре и других народов мира; закрепление знаний о жанре анималистки; повтор изученного о «тёплых» и «холодных» цветах, цветов круге, контрастных цветах; закрепление умения пользоваться палитрой, техникой мазка, линией, пятном; развитие эстетического отношения к действительности, фантазии и умения творчески преображать формы реального животного мира в условно – декоративные.
Оборудование урока: гуашь, кисти, бумага, фотографии, изображения птиц, игрушки.
Зрительный ряд: изображения реальных и фантастических животных и птиц в русской деревянной и каменной резьбе, в европейском и восточном искусстве; М. Врубель «Царевна-Лебедь».
Литературный ряд: А. С. Пушкин «Сказка о Золотом Петушке», стихотворения, фольклор.
Музыкальный ряд: фантастические образы из музыкальных произведений на темы сказок.
Ход урока
1.Организация класса.
Добрую сказку помню я с детства,
Хочу, чтобы сказку послушал и ты,
Пусть подкрадётся к самому сердцу
И зародится в нём зерно доброты.
2.Сообщение темы урока.
На фоне музыкального произведения звучит стихотворение о сказке.
Унеси меня в сказку волшебную,
Где за окнами кружит весна,
Где глаза твои добрые — нежные,
Бесконечно ласкают меня.
Где цветы ароматные, яркие,
Где печали и горечи нет,
Твои губы до одури жаркие,
На щеках оставляют свой след.
Где луна отражается в озере,
Серебром проходя по окну,
Где возможное и невозможное,
Где с тобой я остаться хочу.
Там, где голуби кружат счастливые,
Все довольны и всем хорошо,
Облака разбегаются дивные,
В небе синем, воздушно — легко.
- Какие вы можете вспомнить образы сказочных птиц? (Финист – ясный сокол, Золотой Петушок, Царевна – Лебедь, Конёк – Горбунок, птица Феникс, Сова и мн. др.)
Чтение отрывка:
Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы.
Чуть опасность где видна,
Верный сторож как со сна
Шевельнётся, встрепенётся,
К той сторонке обернётся
И кричит: «Кири-ку-ку:
Царствуй, лёжа на боку!».
«Сказка о золотом петушке»
- Давайте рассмотрим иллюстрации, на которых изображены сказочные птицы:
В народном календаре, обычаях и обрядах народа образ птицы неотделим от начала весны. Один из обычаев был печь «жаворонки» - вкусные булочки в форме птичек, так отмечали начало весны. А ещё весной выпускали на волю птиц, проживших в доме человека зиму. Был обычай, весело заклиная птиц, петь песенку про птиц (закличка – просьба замкнуть зиму, отомкнуть лето):
Ой вы, жаворонки,
Жавороночки,
Летите в поле,
Несите здоровье:
Первое — коровье.
Второе — овечье,
Третье — человечье.
Жавороночки,
Прилетите к нам!
Принесите нам
Теплу лётушку!
Нам зима-то надоела,
Весь хлебушек поела,
И соломку подбрала,
И мякину подмела.
- Давайте рассмотрим иллюстрации, где изделия, изображении вещей, украшенных стилизованными рисунками птиц:
Приамурские узоры
Скопинские гончарные изделия
Дымковская игрушка
Филимоновская игрушка
Птицы из щепы Архангельской области
Вот так украшают полезные в быту вещи.
Наглядно раскрыть принцип творческой переработки реальных форм в декоративные с помощью методических таблиц, фотографий живых птиц и изображений птиц.
- Ребята, птица будет выполнена нарядно, выразительно и привлекательно, если вами будут учитываться гармоничные сочетания цветов в росписи. Нужно правильно положить «холодные» и «тёплые» цвета.
3.Выполнение упражнений на основе «тёплых» и «холодных» цветов.
- Давайте, вспомним радугу.
- Из скольки цветов она состоит?
Расположите свои цветные карандаши в порядке расположения цветов у радуги.
- Разделите на 2 группы:
- Какую краску нужно добавить к краскам, чтобы высветлить цвет, сделать его более нежным? (Белый)
- А какой цвет добавляем, чтобы приглушить яркость? (Чёрный, чуть-чуть и очень осторожно.)
4. Работа над заданием.
Самостоятельная работа учащихся: Птица – фантазия «Сказочная птица».
Рекомендации учителя. Особое условие при выполнении работы: вы изображаете свою птицу либо в холодном, либо в тёплом колорите. Значит, вы должны выбрать те краски из 7 цветов радуги, которые вам подойдут, и дополнительно получить смеси цветов на их основе.
5. Итог урока.
- Давайте расположим свои работы на коллективном панно, так как нам эти иллюстрации пригодятся на внеклассном чтении.
- Молодцы, поймайте свою птицу за хвост. Я вам дарю магниты с птицами на удачу!
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока ИЗО во 2 классе на тему: Осень
Внеклассное занятие по ИЗО во 2 классе
Нетрадиционное рисование в технике набрызг и монотипия для учащихся 1-2 классов. Цирк
Конспект урока по ИЗО, 2 класс. Работа в группах. Сервиз для чаепития