Статья: Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через сказку
«Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» -
эти слова мы знаем с детства.
Сказка не только развлекает, но и ненавязчиво воспитывает, знакомит ребёнка с окружающим миром, добром и злом.
Она - универсальный учитель. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Сказка активизирует воображение ребёнка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам. В результате этого сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям.
Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло, быть чутким к чужим бедам и радостям. Ведь сказка для ребёнка - это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств.
Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите. Но эти эмоции быстро гаснут, если нет условий для их реализации.
Поэтому тему, над которой я работаю «Развитие творчества детей через сказку» считаю очень важной. Прежде, чем взяться за эту тему, я определила для себя, что же такое «творческие способности»?
Это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта. Основными показателями творческих способностей являются беглость и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность и смелость.
В самой природе сказки заложены возможности развития гибкости и оригинальности мышления.
Главным считаю в своей работе
-
это постоянно создавать условия, поле активной деятельности, чтобы чувства, испытанные ребёнком во время чтения проявились в окружающей реальности.
Я организую свою работу так, чтобы сказка продолжала жить в группе в виде различных игр, драматизации, бесед, творческих заданий. Малыш приходит в детский сад с большим творческим потенциалом. Развить фантазию ребёнка, сделать обучение привлекательным, интересным, творческим помогают сказки.
Во время знакомства ребёнка со сказкой я ставлю перед собой две задачи:
во-первых , понять, разобраться в том, что чувствует малыш, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьёзны. Открылось ли ему что-либо новое под влиянием сказки, а если нет, то почему.
Во-вторых, помочь ребёнку полнее высказать, проявить свои чувства, создать для него особые условия, в которых могли бы проявиться его активность, его содействие персонажам сказки, побуждать его к творчеству.
Для этой цели в группе устроен уголок сказки, откуда дети отправляются в страну сказок «Сказка моего детства».
В сказочном уголке полумрак, загораются весёлые разноцветные огоньки, раскрывается ширма, украшенная аппликацией, звучит тихая музыка. Это пробуждает интерес к драматизации, настраивает детей на смену деятельности, создаёт впечатление таинственности, позволяет детям с творчеством, воодушевлением выполнять задания домовёнка Кузи, который сопровождает в путешествии детей, помогает осмыслить отношение к различным сторонам действительности.
В «Уголке сказки» провожу игры-беседы с персонажами сказок. Персонажи самые различные: от нарядных кукол, до условных, сложенных прямо на глазах детей, кукол-оригами.
Противоположные по своим нравственным качествам герои: падчерица и мачехина дочка из сказки «Морозко», лиса и заяц из сказки «Заюшкина избушка» - затрагивают проблемы группы, высказывают своё мнение, в соответствии со своим характером. Отрицательный персонаж поощряет плохие, несправедливые поступки, а положительный - добрые, справедливые дела и взаимоотношения.
Результатом таких игр - бесед явилось то, что дети стали смотреть на себя как-бы со стороны, оценивать правильно свои поступки.
Полезно и интересно также то, что положительный персонаж (Золушка) выглядит непривлекательно, а мачехина дочка имеет нарядный костюм. В этом случае предпочтение детей проходит проверку на внешнюю и внутреннюю красивость. Дети становятся перед выбором внутренней и внешней красоты, проявляются их собственные нравственные качества.
Домовёнок Кузя, сопровождающий детей в путешествии по «Сказке моего детства», помогает мне использовать нетрадиционный подход в обсуждении сказки, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко.
Слушая книгу, ребёнок оказывается перед моральным выбором, включается в такую ситуацию, что вынужден принимать решение вместе с героем. Я стараюсь приучить детей быть активными, ломать стереотипы привычного содержания сказок. Это помогает не только в развитии речи, но и развитии творческого мышления.
Для того чтобы активизировать детей, выяснить, кому они сопереживают в том или ином эпизоде, использую карточки-символы: красный - радуюсь, синий - мне жалко, жёлтый - хочу помочь, белый - справедливо, чёрный - несправедливо.
Пример: Сказка «Морозко».
Вроде бы всё по справедливости, но почему зло за зло? Разве не жалко бабу с её дочкой-ленивицей? С помощью кружочков выясняю, как дети оценивают поступки героев, выбираем жёлтый кружочек, объясняем: «Хотим помочь бабе и её дочке, так как слишком жестоко с ними поступил Морозко».
Даю задание детям придумать более человечный способ перевоспитания злой мачехи и её дочери. Дети предлагают: «Пусть Морозко коснётся их волшебным посохом и превратит в добрых людей, они будут работать в королевском дворце и выращивать цветы».
Нетрадиционный подход к использованию сказки позволяет научить детей оригинально, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, дополнительных героев. «Всё можно улучшить и изменить» - творческий девиз наших занятий.
Я предлагаю детям творческие задания, развивающие мышление и воображение: К сказке «Курочка
Ряба»: «Придумаем продолжение сказки – добрая курочка снесла золотое яичко, но оно было волшебным...»
К сказке «Три медведя»:
«Придумаем сказку наоборот – три медведя заблудились и попали к девочке домой. Дома никого не было, как повели себя медведи?».
Для развития речи, воображения, фантазии часто использую метод придумывания новых названий для известных сказок. Дети с удовольствием включаются в эту игру.
Так для сказки «Рукавичка» были придуманы новые названия:
«Дружный домик для зверей», «Как дед рукавичку потерял», «Происшествие в лесу». Соприкасаясь со сказкой, дети познают радость открытия, приобретают способность к творчеству.
Чтобы помочь детям отойти от привычной, стандартной истории, изобрести новую сказку или эпизод, я использую «Волшебную палочку». В результате дети помогли Колобку стать непобедимым, великаном, Зайцу - храбрым и сильным.
Таким образом, дети действуют самостоятельно, чтобы вывести героя из беды, возникает обратная связь: ребёнок сам творит добро, фантазирует, развивает собственное воображение.
«Волшебная палочка» позволяет использовать творческий приём «оживление неживого» (ожило и заговорило старое колесо, рассказал о своей жизни карандаш).
Планируя вопросы для беседы о прочитанном, я помогаю ребёнку разобраться в образе, высказать своё отношение к нему. Строю вопросы так, чтобы они развивали дискуссию, стимулировали эмоциональное, творческое отношение к прочитанному.
При этом я не применяю никакого давления, оценки, стараюсь похвалить. Принять все предположения, чтобы ребёнок не «закрылся» внутренне, не боялся ошибиться. Так, не дочитав сказку до конца, предлагаю другую развязку:«Галчёнок-хромоножка Барахтался в пыли, За ним гонялась кошка, А мы домой ушли». Спрашиваю: «Правильно поступили ребята, которые ушли домой? А что бы вы сделали на их месте?» Иногда прочитав сказку, даю несколько развязок, даже взаимоисключающих. Это помогает детям лучше почувствовать содержание художественного произведения, задуматься над поступками героев. Так как маленькие дети часто просто запоминают правила поведения.
А приём «столкновения развязок» заставляет их не только задуматься над прочитанным, но и вспомнить аналогичные ситуации из своей жизни, творчески подойти к решению проблемы.
Так, сказка «Лиса и журавль» заканчивается тем, что лиса и журавль раздружились и перестали ходить друг к другу в гости, но дети изменили конец сказки, чтобы лиса и журавль остались добрыми друзьями.
Следующий метод, который я использую для развития творческого воображения «Постановка проблемного вопроса поискового характера»: «Почему, зачем, а если бы, всегда ли?» - «А если бы людоед не превратился в мышку, как бы кот в сапогах оказался победителем?» «Всегда ли плохо, когда в грязь полез и рад, что грязна рубаха? - может быть, карапуз полез в лужу выручать собачку или достать игрушку». «Ты с этим согласен? Почему ты думаешь, что эта песня принадлежит волку, а не козе из сказки «Волк и семеро козлят»? «Вы согласны, что эта лиса из сказки «Лиса, заяц и петух»? Почему вы так решили?» «Как вы догадались, какое настроение было у хозяйки в начале стихотворения С. Маршака «Котята»?
В результате дети с удовольствием участвуют в беседе, придумывают нестандартные решения, учатся смотреть на проблему с нескольких сторон.
Не случайно говорится: «Когда я слушаю - узнаю, когда делаю -запоминаю».
После знакомства со сказкой я предлагаю детям что ни будь сделать:
вырезать, склеить, изобразить схемой, показать эпизод из сказки с помощью мимики, жестов.
Решению этой задачи способствует задание «Разные настроения» по карточкам пиктограммам.
Дети выбирают карточку, разыгрывают мимическую сценку и объясняют причину такого настроения. «Я маленькая мышка, я дрожу от страха, потому что где-то рядом ходит кот».
Таким образом, каждый ребёнок проявляет себя в какой-нибудь роли, развивает уверенность в своих силах, а это открывает дорогу к творчеству.
Побуждение к импровизации, использованию доступных каждому ребёнку средств выразительности (мимика, жесты, движения) при знакомстве со сказкой подталкивает детей к творческим поискам: «А как бы выглядел твой смелый заяц, если бы он повстречал медведя?»
Театральная деятельность является основным средством приобщения маленького человека к искусству, творчеству. При подготовке к театрализации я использую с детьми различные упражнения на развитие внимания, воображения, движения: рубить дрова; волочить «тяжелый» ящик; нести очень «тяжёлый» чемодан; дотянуться до высоко висящего яблока, сорвать его, откусить, оно кислое; передавать друг другу верёвку, произнося слово «змея»; передавать друг другу кубик со словами «лягушка» или «мороженное»; передавать друг другу пустую коробку, по очереди «вынимать» различные воображаемые предметы, действовать с ними (достать воздушный шарик, надуть его, развернуть и съесть конфету); «съели кислый лимон» (морщатся); «рассердились на драчуна» (сдвинули брови); «встретили друга» (улыбнулись); «испугались забияку» (приподнимают брови, широко открывают глаза, приоткрывают рот); «удивились» (приподнимают брови, широко открывают глаза); «умеем лукавить» (моргают то правым, то левым глазом).
Эти упражнения позволяют детям научиться легче переключаться с одного движения на другое, понимать оттенки в выражении лица героя сказки, лучше передавать его характер, способствуют развитию творчества, воображения. «Расцвели, как цветы», «завяли, как травка», «полетели, как птицы, как раненая птичка», «идёт медведь по лесу», «крадётся волк за зайцами», «жук упал и встать не может». Это позволяет детям расслабиться, эмоционально настроиться на восприятие воображаемой ситуации в сказке, передать свои чувства, создать атмосферу творчества.
Ведь основными условиями в обучении творчеству являются:
1. Наличие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними;
2. Создание чувства безопасности, когда ребёнок знает, что его творческие способности не будут «осмеяны», он получит поддержку со стороны взрослого в своих творческих начинаниях.
В играх драматизациях я использую сказки постепенно:
1этап.Знакомлю детей со сказкой (чтение, рассказывание, беседы,рассматривание иллюстраций). Часто местом знакомства со сказкой становится «Русская горница». Русская изба с печкой, самоваром, старинным сундуком, деревянными резными лавками, столом, вышитые рушники создают атмосферу старины, когда тихо потрескивали дрова в печке, тускло горела свеча; бабушка, сидя за прялкой начинала рассказывать удивительные истории. Дети не только знакомятся с художественным произведением, но и с традициями и бытом русского народа, живо представляют себе события сказки.
2этап. Пересказ, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок.
3этап. Отражение эмоционального отношения ребёнка к художественному произведению через лепку, рисование, конструирование, изготовление атрибутов к драматизации. Дети с интересом выполняют рисунки на тему «Мой любимый герой», «С кем повстречался Колобок», принимают участие в изготовлении совместной работы «Иллюстрации к любимой сказке», которая потом превращается в книгу. Игра «Чудесный лес» даёт каждому ребёнку возможность пофантазировать, дорисовать незаконченные фигурки: превратить их в деревья, цветы, бабочки, птички, животных, а потом рассказать волшебную историю с помощью своего рисунка. Таким образом, дети не только развивают воображение, но и речь.
4 этап. Разыгрывание сюжета сказки. Оформление настольного театра, изготовление домиков из картона, фигур животных. Провожу с детьми дидактические игры по мотивам сказок: «Шкатулка со сказками», «Путешествие в сказку», «Придумай продолжение сказки», «Чудесное превращение точки», которые развивают фантазию, воображение, учат пользоваться предметами-заместителями.
В результате дети придумывают собственные истории, изображают любимые сказки.
Занимаясь с детьми театральной деятельностью, я знакомлю детей с разными видами кукольных театров: настольным, пальчиковым, на карандашах, театром кукол-бибабо, на фланелеграфе.
Активно взаимодействуя с куклой, ребёнок становится более открытым, смелым. Персонажи кукольного театра провоцируют детей на ведение диалога, а значит на развитие сюжета, стимулируют творчество. Дети вступают в беседу, знакомятся с новым персонажем, отгадывают загадки, описывают предметы. Куклы бибабо, пальчикового театра позволяют усложнить движения кисти. Активные дети всегда с удовольствием играют роли: надевают костюмы и действуют, но для многих детей это серьёзное испытание, им легче говорить от лица куклы.
Персонажами сказок в нашей группе становятся и совсем необычные предметы: старый пень, комнатные растения, шишки, тарелка с ложкой. Взаимодействие с такими предметами, придумывание своих историй помогает стимулировать мышление детей, активизирует речь.
С такими «героями» сказки мне легче объяснить детям, что неприятного произошло у нас в группе, показать «со стороны» переживания: «Про то как тарелка с ложкой поссорились в стране Посудии», «История жизни старого пня». Переживания куклы ближе и понятнее ребёнку, потому что кукла в этом огромном мире маленькая, как и он сам, и ребёнок, может её «защитить».
Таким образом, дети знакомясь со сказками, с традициями, бытом русского народа впитывают и народную мудрость, учатся сопереживать чужой беде, выражать своё отношение к добру и злу, стараются мыслить творчески: самостоятельно придумывать концовки, вводить непредвиденные ситуации, дополнительных героев, не боятся высказывать собственные предположения.
Вывод:
Дети с удовольствием включаются в игры-драматизации, как под моим руководством, так и самостоятельно, используя различные виды театров, предметы-заместители. Благодаря использованию различных нетрадиционных методов и приёмов при работе со сказкой, они научились видеть происходящие события с различных сторон. Проживая вместе с персонажами любимых сказок различные ситуации, малыши получают маленькие крупицы мудрости, терпения, доброты, творческой мысли, которые станут основой их взрослой жизни, надёжными спутниками.
Рекомендуем посмотреть:
Консультация для родителей детского сада. О роли сказок для детей
Воспитание сказкой
Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
Сказка в обучении и воспитании детей дошкольного возраста