Памятка воспитателю «Чтобы совместная занятийная деятельность была интересной»
Автор: Елена Юрьевна Яркина, старший воспитатель МБДОУ детский сад № 7 "Сказочная полянка" общеразвивающего вида г. Заринска
Цель: оказание помощи начинающим педагогам в вопросе подготовки и организации непосредственной образовательной деятельности с дошкольниками.
«Если Вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само отыщет Вас»
К.Д.Ушинский
Во время подготовки к совместной занятийной деятельности педагогу необходимо:
1. Прочитать конспект занятийной деятельности, определить цель и задачи работы, продумать содержание.
2. Соблюдать санитарно-гигиенические требования: проветрить, навести порядок в группе, удобно и безопасно расставить мебель.
Важно учитывать: максимальное приближение пространства к ситуации «круглого стола», способствующее приглашению к равному участию в работе, обсуждении, исследовании; свободный выбор детьми рабочего места, перемещение, чтобы взять тот или иной материал, инструмент; в среде партнер – взрослый всегда вместе (рядом) с детьми, в круге (в учительской позиции он вне круга, противостоит детям, над ними); при распределении учитывать условия, способствующие организации работы «глаза в глаза».
3. Подготовить необходимые материалы для работы детям: карандаши, бумагу, красивую тетрадь, альбом и т.д. Для дошкольника очень важен антураж: красивые и новые (а еще лучше неожиданные!) предметы, удобное рабочее место.
В водной части совместной занятийной деятельности педагогу необходимо:
1. Продумать вариант привлечения внимания детей к предстоящей деятельности, как лучше обратить внимание детей на себя и привлечь их к совместной деятельности?
Например, можно спросить детей: кто сегодня хочет стать волшебником (мореплавателем, космонавтом, исследователем и т.д.)? Или можно сказать: «Мы сейчас будем с Машей (или другим ребенком) играть, рисовать, читать и приглашаем всех желающих присоединиться к нам»; или: «Очень хочу с вами посекретничать»; или: «Интересно, кто отгадает, что у меня в волшебной коробочке?» и т.п.
2. Помнить, что ребенок может сразу не откликнуться к предложению педагога. Важно быть готовым принять ребенка к участию в ходе совместной занятийной деятельности. Для этого примените одну из предложенных речевых «формул» или придумайте собственную: «Ой, как здорово! К нам присоединился Миша! Давайте расскажем ему, чему мы занимаемся (занимались). Хочешь с нами?». Или такую фразу: «Мне очень приятно, что Катюша захотела с нами играть! А вам, друзья?»; или: «Я вижу, тебе тоже стало интересно узнать…»; или: «Ты пришел нам помочь? Как вовремя!» и т.п.
3. Использовать эмоциональный настрой для детей на предстоящую деятельность, желательно проводить эмоциональный настрой в кругу.
Например:
«Давайте порадуемся»
Давайте порадуемся солнцу и птицам,
(дети поднимают руки вверх)
А также порадуемся улыбчивым лицам.
(улыбаются друг другу)
И всем, кто живет на этой планете,
(разводят руками)
«Доброе утро!» скажем мы вместе.
(берутся за руки)
«Доброе утро» - маме и папе.
(выполняют махи сцепленными руками вперед-назад)
«Доброе утро!» - останется с нами.
4. Придумать сюрпризный момент или интригу.
Например: появление загадочного предмета, героя (у меня для тебя что-то есть интересненькое!) или загадки (угадай, что я вам приготовила?). Фантазия и изобретательность – ваши волшебные помощники, способные привлечь внимание детей!
5. Обозначить, через ваш сюрпризный момент, детскую проблему для организации деятельности. Замотивировать детей на предстоящую деятельность.
Например: используя сюрпризный момент - появление в группе игрушки Зайчихи, можно обозначить проблему для детей – у Зайчихи проголодались зайчата. А еды нет. Может быть, детки знают, чем можно накормить зайчат (обращение к детскому опыту и уже имеющимся знаниям), помогут Зайчихе и угостят зайчат морковками (для лепки, рисования, аппликации – продуктивная деятельность. В математике можно отсчитать нужное количество, сделать поровну и т.д.).
В основной части совместной занятийной деятельности педагогу необходимо:
1. Провести совместную непосредственную занятийную деятельность, направленную на реализацию поставленных задач, через разные методы и приемы (это могут быть: дидактические игры, рассматривание, беседы, чтение, ИКТ-технологии, проблемные ситуации, путешествия, исследование и экспериментирование, наблюдение и т.д.).
2. Соблюдать безопасность по ходу занятийной деятельности. Проводить с воспитанниками минутки безопасности перед началом соответствующих видов работ.
Например: перед работой с ножницами, напоминать детям правила безопасного пользования этим предметом.
3. Создавать условия на протяжении занятийной деятельности для смены видов деятельности, предупреждая утомление детей во время статических видов работ (проводить физкультминутки; смена места занятийной деятельности: за столом, сидя на стульчике, на полу и пр.; дыхательные упражнения, релакс и т.д.).
4. Держать паузу, не мешать включению мыслительных процессов. При подготовке и проведении занятий предусматривать вариативность ответов детей. Не принимать ответ детей без обоснования. Ни оставлять без внимания ни один ответ (учить детей исправлять свои ошибки и устанавливать их причину). Помнить о развитии речи в любых формах деятельности.
5. Хвалить детей за активное участие в занятийной деятельности, выполнение работы, старания! Спрашивать малоактивных детей, задавать им наводящие вопросы по ходу деятельности, давать отдельные поручения. «Видеть» всех детей. Поддерживать у них ощущение успешности.
В заключительной части совместной занятийной деятельности педагогу необходимо:
1. Подвести итог, спросив у детей, чем они занимались, кому и как помогали, что узнали нового? Именно эти вопросы позволяют детям отметить свои достижения, осознать приобретение нового опыта, новых знаний.
2. Вместо вопроса «Вам понравилось?», задавайте вопросы о чувствах и ощущениях ребенка: «За кого ты порадовался? Что тебя огорчило? Что доставило удовольствие, радость?».
3. Организовать логичный переход из одной деятельности в другую. Например: «Я рада, что в нашей группе такие добрые и отзывчивые ребята. Сегодня вы помогли нашей гостье-Зайчихе. Пусть она еще немного погостит в нашей группе, давайте-ка покажем ей, как мы умеем одеваться на прогулку». Далее дети и педагог идут собираться на прогулку.
И тогда не придется говорить детям: «Занятие закончено!». Ведь образовательная деятельность в детском саду строится в течение всего дня. А слово «занятие» предназначается только для педагога.
Рекомендуем посмотреть:
Сторителлинг в ДОУ. Мастер-класс
Моделирование РППС в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО
Ситуация успеха как условие организации образовательной деятельности дошкольников