Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект физкультурного занятия с элементами фольклора в подготовительной группе

Конспект физкультурного занятия с элементами фольклора в подготовительной группе «Игры Донских казаков»
Автор: Письменная Елена Юрьевна, инструктор по физической культуре МБДОУ детский сад №8 «Родничок» город Морозовск Ростовская область.
Описание материала: Предлагаю вашему вниманию конспект занятия (НОД) по физической культуре для детей подготовительной группы в соответствии с ФГОС. Данный конспект будет полезен инструкторам по физической культуре, воспитателям подготовительной группы. Представленная методическая разработка направлена на обогащение двигательного опыта детей и оздоровление детского организма, через народные подвижные игры.
Цель. Развитие физических качеств детей, через русские народные подвижные игры, воспитывать любовь к родному краю, развивать двигательную активность детей.
Задачи.
Оздоровительные:
1.Формировать правильную осанку у детей во время ходьбы, бега, упражнений и игры;
2.Укреплять мышцы ног и свода стопы в ходе выполнений упражнений.
Образовательные:
1.Закрепить навыки ходьбы с высоким подниманием колен, на носках, на пятках;
2.Упражнять в беге приставным шагом;
3.Совершенствовать двигательные навыки и координацию движений в пространстве;
4.Развивать внимание, быстроту реакции, ловкость, силу, чувство ритма.
5.Развивать умение выполнять парные и коллективные действия;
6.Закреплять навыки игры в русские народные игры
Воспитательные:
1.Воспитывать чувство ответственности за порученное задание;
2.Воспитывать интерес и любовь к традициям родного края и к русским народным играм.
3.Создать благоприятную обстановку .
Предварительная работа:
а) заучивание скороговорок, считалок, диалогов из русских народных игр;
б) знакомство с правилами игр, жеребьевками;
Музыкальное сопровождение: русские народные мелодии.

Ход занятия
Инструктор: Ребята, скажите, в какой стране мы с вами живём?
Дети: Россия.
Инструктор: Кто знает, как называется область России, где мы с вами живём?
Дети: Ростовская область
Инструктор: Любимый уголок земли, где ты родился и живешь, называется Малой Родиной. А как называется наша Малая Родина? А в каком городе мы живём?
Дети: В городе Морозовске
Инструктор: О Ростовской области знают не только в России, но и в других странах. Чем же знаменит наш край ? Кем он славится?
Дети: Донскими казаками, писателями, пшеницей, подсолнухом.
Инструктор : -Наша земля славится теплым, благодатным климатом, людьми, добрыми традициями и обычаями. Традиции эти идут с давних времён. Казаки не только несли службу по защите наших границ. Свободное время они с удовольствием посвящали играм, забавам. . Вот и сегодня мне хотелось бы коснуться этой интересной темы, о Донском казачестве , его обычаях и традициях, песнях, забавах. То, что Вы сегодня услышите не дань моде, а один из кирпичиков, вложенный в дело возрождения славного, сильного, свободного племени – казачества. Сегодня я хочу предложить Вам позабавиться, да потешиться, удалью похвастаться, силушкой помериться, как в давние времена казаки.
Все проверили осанку, подтянулись, молодцы!
И сейчас я вижу , что все вы у меня удальцы.
Но тогда не ленись в колонну по одному становись!

Вводная часть.
(ходьба в колонне по одному)
1. Мы гулять с вами пойдём, наше солнышко найдём. Солнышко – вёдрышко, выгляни в окошко! Красное, покажись, яркое, появись!
(ходьба на носочках)
2.Утром солнышко встаёт - выше, выше, выше!
(ходьба на пятках)
3.Ночью солнышко уйдёт - ниже ,ниже ,ниже!
(ходьба в приседе)
4. Гусь гуляет по дорожке,
Гусь играет на гармошке.
И гордится гармонист:
Га - га- га !Я голосист!
(ходьба высоким подниманием колен)
5. Резвый конь молодой,
Мы поскачем с тобой
По полям, по степям,
По дремучим лесам.
(бег друг за другом «змейкой»)
6. В беге с хитрою лисой
Соревнуется косой.
Поле, лес, овраг , лужайка-
Что есть силы мчится зайка.
(прыжки с продвижением вперёд)
7. Повернулись, боком встали
И галопом побежали.
(боковой галоп)
Дыхательная гимнастика «Снежинка»
8. С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками
И покажем дома маме.
(вдох через нос, выдох через рот на ладони - «сдуваем снежинку с ладоней»). Дышим ровно и спокойно.
Встали, хорошо .
Вот мы руки развели, (размыкаются на вытянутые руки.)
Словно удивились,
И друг другу до земли
В пояс поклонились. (Поясной поклон.)

2 Основная часть
- Мы шли, шли, шли,
На лужайку пришли.
На лесной опушке
Ветхая избушка.
Здесь живет старушка.
Как ее зовут?
- Бабушка Маланья.
(Русская народная игра «Бабушка Маланья»)
У Маланьи, у старушки
Жили в маленькой избушке
Семеро детей, все без бровей.
С такими ушами, с такими глазами,
С такими носами, С такой головой,
С такой бородой.
Ничего не ели, целый день сидели,
Друг на друга глядели,
Делали вот так:
Ну-ка, …(имя), выходи.
Что нам делать, покажи!
Стоя в кругу, дети показывают, какие были уши, голова, носы и т.д. у Маланьиных детей. Ребенок, чье имя было названо, выходит в центр круга, показывает упражнения . (общеразвивающие упражнения)
Инструктор: - Как Вы думаете, с чего начинался день у казаков. Вот об этом, мы сейчас и узнаем из игры «Сон казака»
Игра «Сон Казака»
Из играющих выбирают «казака», который становится в середине круга. «Казаку» завязывают глаза, или он закрывает их сам. Дети двигаются по кругу со словами:
Кто с утра чертей гоняет,
Песни звонкие спивает,
Спать мешает казаку
И кричит «КУ-ка-ре-ку»?
(Один из стоящих в кругу кричит по- петушиному, стараясь изменить голос. Казак, открыв глаза, старается угадать, кто кричал) .
Игра продолжается:
Все коровы во дворе
Размычались на заре.
Не понятно никому,
Почему «Му-МУ, Му-Му».
Стоящий в кругу мычит, изображая корову. Казак угадывает. Игра продолжается:
Вот казак заснул опять,
Но не долго ему спать.
Утка уточек не зря
Учит крякать «кря-кря-кря».
Действие повторяется
Надоело казаку
«Кря-кря-кря» с «Ку-ка-ре-ку».
- Я не лягу больше спать,
Вас я буду догонять!
По окончании слов дети, разбегаются по всему залу, казак пытается их догнать.
Инструктор: Мальчика воспитывали строго. С раннего возраста жизнь была заполнена трудом и обучением. Даже игры были такими, чтобы в них казак обучался либо работе, либо воинскому искусству. Пока казак занимался делом, его конь, верный друг гулял на воле.
Ну-ка, наши казаки,
На подъём вы все легки?
Заплетать плетень пойдём?!
Что такое плетень Вы знаете? (ответы) Плетней у нас будет несколько .Сколько сторон света, столько и плетней. На четыре стороны света шагом марш. (Перестроение)
Игра «Плетень»
Играющие стоят шеренгами у четырёх стен зала, взявшись за руки крест-накрест. Под музыку дети первой шеренги подходят к стоящим напротив и кланяются. Отходят спиной на место. Движение повторяют дети второй, третьей и четвёртой шеренги.
По сигналу «Гуляем» играющие расходятся по всему залу, выполняя произвольные движения (поскоки, лёгкий бег, галоп и т. д.) . По команде «Плетень» все бегут на свои места и строятся шеренгами, соответственно взявшись за руки крест-накрест. Выигрывает та шеренга, которая первая построится в плетень.
Инструктор: - В следующей игре Вам, донские, казаки, нужно свою удаль показать. Ведь ловкость, смелость и отвагу, Вам нигде не занимать . Я знаю ещё одну казачью народную игру. Она называется «Достань платок».
«Достань платок».
Двое ведущих держат в поднятых руках шашки (игрушечные сабли, на которых висят шали. Под весёлую музыку мальчики, девочки пляшут в хороводе. С окончанием музыки мальчики бегут к своим ведущим и стараются снять с шашек шаль. Победитель идёт с шалью к девочке, кладёт шаль ей на плечи и приглашает танцевать. Игра может проводиться с доступным количеством шашек.
Инструктор: - Не один праздник на у казаков не обходился без хоровода. Ну казачки выходите, хоровод свой заведите.
Как у наших у ворот
Собирается народ.
Собирается народ
На веселый хоровод.
«Заря – заряница»
Дети идут по кругу и поют . Водящий стоит вне круга.
Заря-заряница,
Казачка – девица
По полю ходила,
Ключи обронила.
Ключи золотые,
Ленты голубые.
Раз, два – не воронь.
А беги, как огонь!
С последними словами водящий кладёт кому - либо на плечо, ленту, вдвоём они бегут в разные стороны, и обегают круг. Кто первым займет свободное место, тот и побеждает, а неудачник становится водящим. Игра повторяется.
Инструктор: - Как мы с вами знаем, донская земля славится подсолнечным маслом, а масло делают из семян подсолнуха. Ох,не будем мы скучать, дальше будем мы играть.
Русская народная игра «Подсолнухи»
Игроки стоят в несколько рядов - это подсолнухи. Один земледелец стоит в стороне и запоминает порядок построения.
По команде водящего - «Солнце» земледелец уходит.
«Солнце» меняет местами 2-3 игроков. К началу считалки земледелец появляется перед «подсолнухами» и до конца считалки должен определить перемещение. В это время
«солнце» ходит по кругу - куда оно переходит, туда поворачиваются лицом играющие.
Считалка:
Солнце: - Солнце светит!
Всё: - Дождь идёт!
Солнце: - Семечко.
Все: - Растёт! Растёт!
Солнце: - К солнцу тянется росток!
Все: - Тонкий, тонкий стебелёк!
Солнце: - Небосвод весь обегая.
Все : - Солнце светит не моргая!
Солнце: – Земледелец не зевай!
Все: – Перемены отгадай!
Инструктор: Вот, как весело у нас за околицей было. Мы и не заметили , как время пролетело, но у меня есть ещё одна игра, знаю Вам понравится она.
Малечина - калечина,
Сколько часов
Осталось до вечера
До зимнего?
После слов «до зимнего» дети ставят палочку на ладонь правой (левой) руки. Как только дети поставят палочки, ведущий считает: «раз, два, три... десять». Выигрывает тот, кто дольше продержал предмет. Ведущий может давать разные задания: играющие, удерживая палку, должны ходить, приседать, поворачиваться вправо, влево, вокруг себя.
Правила игры. Дети должны разойтись по всей площадке и встать как можно дальше друг от друга, чтобы удобнее было держать равновесие для палочки.
Инструктор: Казаки очень гостеприимные люди, хлебосольные. У хозяйки-казачки всегда в избе пирогами пахло. Аж за околицу слышно было. Давайте и мы напечём пирогов.
Бай - качи – качи – качи!
Глянь – баранки, калачи!
С пылу, с жару, из печи!
Выходит казачка с пирогами.
Инструктор:- Ребята, я надеюсь, что вам понравилось наше путешествие по донской земле. Ведь сегодня мы вспомнили с Вами те игры, в которые играли такие же мальчишки и девчонки только сто-двести лет назад. Я надеюсь, что через несколько лет, когда у вас будут свои семьи, вы научите играть в эти игры своих детей.
Как у нас На Дону уж давно повелось,
Чтобы весело всем и счастливо жилось,
Чтоб не плакал никто и никто не скучал,
Сам народ для себя песни – шутки слагал.
Наши дедушки, бабушки нам говорили
Как плясали они, хороводы водили.
Как смеялись, шутили, песни звонкие пели,
Своих деток учили петь ещё с колыбели.
А теперь друг другу повернулись и улыбнулись.
Инструктор:- Прежде чем идти в группу вспомните, чем вы сегодня занимались, и что вам больше всего понравилось.
Дети:
Добрые слова не лень. Говорить нам целый день,
Всем гостям на прощанье скажем – До свидания!

Рекомендуем посмотреть:

Конспект ООД по физической культуре в подготовительной группе Конспект НОД по физической культуре в подготовительной группе с презентацией Физкультурное занятие для детей 6 - 7 лет. Конспект Конспект нетрадиционного занятия по физической культуре в подготовительной группе
Участник №164 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 декабря 2015 года по 15 марта 2016 года
День знаний в детском саду. Сценарий на улице | Сценарий спортивного праздника к 23 февраля в старшей группе «Колесо истории» с презентацией
Опубликовано: 3183 дня назад (21 февраля 2016)
Просмотров: 5351
+8
Голосов: 10
Татьяна Гуляева # 21 февраля 2016 в 20:28 +2
Здравствуйте! Очень интересное содержание занятия. В данном конспекте Вы успешно решаете задачи не только по физическому развитию дошколят, но и знакомите с культурой малой родины. Логично использование рефлексии в конце занятия. +1!
Лариса Владимировна Валитова # 22 февраля 2016 в 09:56 +1
Приобщение к русской народной культуре - это задача касается всех людей в нашей стране. и начинать это нужно в детском саду, потому что именно здесь создано очень мн го условий для разнообразных форм деятельности. И показательно, когда и инструкторы по физической культуре занимаются этой работой. Успехов, Елена Юрьевна!
Елена Юрьевна Пожидаева # 23 февраля 2016 в 18:33 +1
Елена Юрьевна, вы большая умница. Вы смогли совместить несколько областей в своем конспекте. Задачи и цели занятия прослеживаются и решаются на протяжении всего конспекта. Очень приятно, что вы уделяете большое внимание патриотизму, любви к малой родине. Голосую за вашу работу. Успехов в работе и в творчестве. С уважением Елена.
Ольга Константиновна Макарова # 24 февраля 2016 в 02:34 +2
Елена Юрьевна, доброе утро! Очень понравилось Ваше занятие: четко продумано и хорошо организовано, подборка народных игр интересная и занимательная. Молодец!+1
Анастасия Викторовна Богданова # 24 февраля 2016 в 21:32 +1
Елена Юрьевна, Вы опубликовали очень нужный, полезный материал. Игры интересные. +1
Алёна Дмитриевна Крутенкова # 25 февраля 2016 в 08:36 +1
Елена Юрьевна, восхищаюсь Вами! Связать обыкновенное занятие физкультуры с историей родного края - патриотично и имеет большое значение по возрождению духа гордости за край в котором живёшь! Голос!!!
Сидорова Зоя Григорьевна # 25 февраля 2016 в 17:17 +1
Елена Юрьевна!
Конспект физкультурного занятия с элементами фольклора «Игры Донских казаков» меня заинтересовал. Очень важно ещё с детства приобщать детей к истокам народной культуры. Отчасти мы, педагоги, виноваты в этом. Именно поэтому хочу отметить необходимость проведения подобной работы, чтобы дети помнили о культурном наследии. Во время таких мероприятий воспитывается доброжелательное отношения друг к другу, чувство взаимопомощи. Спасибо за публикацию, обязательно пригодится в работе.
Успехов Вам,
голос.
Зоя.
Альмира Идрисовна Хамидулина # 26 февраля 2016 в 14:27 +1
Добрый день, Елена Юрьевна! Благодарю Вас за приглашение на физкультурное занятие с элементами фольклора " Игры донских казаков". Вами проведена интересная предварительная работа. Обращение к Солнышку, народная игра " Бабушка Маланья" и другие обогащают двигательный опыт детей и служат оздоровлению детского организма. Принимайте мой голос! Удачи Вам!
Лидия Михайловна Казанцева # 6 марта 2016 в 16:10 +1
Елена Юрьевна, спасибо за приглашение на физкультурное занятие.Отличная разработка. Примите мой голос.