Комплексы утренней гимнастики на год. Группа раннего возраста
1-2 неделя сентября
«Любимые игрушки»
Вводная часть
Ходьба врассыпную (20 сек.)
Бег врассыпную (20 сек.)
Ходьба врассыпную (10 сек.)
Остановка. Построение врассыпную.
Основная часть – ОРУ без предметов.
1. Упражнение «Кукла»
И. п.: Стоя, руки опущены.
В.: Поднять руки перед собой – вверх.
Вернуться в и. п.
Д: 5 раз. Темп медленный.
2. Упражнение «Неваляшка»
И. п.: Стоя, ноги широкой дорожкой, руки на поясе.
В: Наклониться вперед.
Вернуться в и. п.
Д: 4 раза. Темп медленный.
3. Упражнение «Медвежонок»
И. п.: Стоя, ноги широкой дорожкой, руки округлить, развести в стороны.
В: Наклоны вправо, влево, приподнимая поочередно ноги (имитация ходьбы медвежонка).
Д: По 3 раза. Темп умеренный.
Показ и объяснение воспитателя.
4. Упражнение «Веселый мячик»
И. п.: Стоя, руки произвольно.
Подпрыгивание на месте.
Повторить 2 раза по 10 сек.
Заключительная часть
Ходьба стайкой за воспитателем.
(20 сек.).
3-4 неделя сентября
Комплекс утренней гимнастики по сказке «Репка».
1 ч. Ходьба обычная за воспитателем, ходьба на пятках, ходьба обычная, лёгкий бег, ходьба обычная, перестроение в круг.
2 ч. Комплекс ОРУ (без предметов).
1. «Посадил дед репку, выросла репка большая- пребольшая…»
И. п - о. с
1- руки через стороны вверх
2- и. п. (3-4 р.)
2. «Стал дед с бабкой репку тянуть, тянут - потянут, вытянуть не могут..»
И. п. – ноги широкой дорожкой, руки на поясе
1- наклон вниз, достать руками пола
2- и. п (3-4 р.)
3. «Позвали дед и бабка внучку, стали они вместе репку тянуть…»
И. п.- о. с.
1- поворот вправо, руки в стороны
2- и. п
3-4- в другую сторону (по 2 раза)
4. «Позвала внучка Жучку и кошку»
И. п.- ноги узкой дорожкой, руки к плечам
1- присесть, руки вперед, «позвать ладошками жучку и кошку»
2- и. п (4-5 раз)
6. «Позвала Жучка и кошка мышку».
«Тянут – потянут и вытянули репку».
И. п - о. с.
Прыжки на двух ногах в чередовании с ходьбой на месте.
« Вот какая большая репка уродилась!» - показать руками.
3 ч. Ходьба друг за другом. Восстановление дыхания.
1-2 неделя октября
Комплекс утренней гимнастики (с листочками, вырезанными из цветного картона)
«Листопад»
1 ч. Ходьба врассыпную, на носочках – руки вытянуть вверх ладони внутрь, на пяточках - руки за головой. Бег врассыпную, подскоки. Ходьба в спокойном темпе. Восстановление дыхания. Перестроение в круг.
2 ч. Комплекс ОРУ (с картонными листочками).
1. «Листочки смотрят на солнышко»
И. п.: стоя, ноги на ширине плеч. Руки с листочками за спиной.
В: 1 – 2 руки через стороны вверх, подняться на носочки, 3 – 4 вернуться в и. п.
Д: 5 р.
2. «Листочки качаются на ветках»
И. п.: стоя ноги на ширине плеч, руки с листочками в стороны.
1 – поворот корпуса вправо
2 – вернуться в и. п. То же влево
Д: 4 р.
3. «Падают листочки»
И. п.: Ноги узкой дорожкой, руки с листочками вверху.
В: Наклониться вниз, дотронуться листочками до колен, вернуться в и. п.
Д: 4 р.
4. «Спрячемся за листочки».
И. п. – ножки узкой дорожкой, руки с листьями за спиной.
В: Присесть, спрятать лицо за листочки; вернуться в и. п. «Вот мы
Д: 5 р.
5. «Потанцуем с листочками».
И. п. – стоя, руки с листьями вдоль туловища.
В: Легкие пружинки (3-4 раза) листья через стороны поднимаем вверх над головой, кружимся. Повторяем
Д: 3-4 раза.
Дыхательное упражнение: «Подуем на листочки». Вдохнуть носом воздух, выдохнуть через рот: подуть на листочки.
3 ч . Воспитатель дует на листья детей.
Подул ветерок, и листья полетели в разные стороны (легкий бег врассыпную)
Ветерок все тише, тише.
(Ходьба за ведущим.)
Вот как много красивых листьев мы собрали в лесу.
3-4 неделя октября
Комплекс утренней гимнастики: «Мебель»
1 ч. Ходьба врассыпную, ходьба на носочках (руки в стороны), об. ходьба, лёгкий бег, ходьба, построение в круг.
Основная часть – ОРУ без предметов.
1. «Раз, два, три, четыре, много мебели в квартире»
И. п.: О. с.
В: Ходьба на месте под стихотворные строки.
Д: 3 раза. Темп умеренный.
2. «Высокий шкаф».
И. п.: О. с.
В: Поднять руки через стороны вверх, вернуться в и. п.
Д: 4 раза. Темп умеренный.
3. «Сядем на стул».
И. п.: О. с.
В: Присесть, руки положить на колени, вернуться в и. п.
Д: 4 раза. Темп медленный.
4. «В шкаф повесим мы рубашку, а в буфет поставим чашку».
И. п.: Ноги широкой дорожкой, руки на поясе.
В: Повороты вправо (влево), руки в стороны.
Д: По 3 раза. Темп медленный.
5. «В квартире пляшем и поем, свою мы мебель бережем».
И. п.: О. с.
В: Прыжки на двух ногах.
Заключительная часть
Ходьба за воспитателем
3 ч. Ходьба за воспитателем, восстановление дыхания.
1-2 неделя ноября
Комплекс утренней гимнастики (с колечками): «Машины».
1 ч. Ходьба стайкой за воспитателем, ходьба с высоким подниманием бедра, руки на поясе, ходьба на пятках, руки за спиной, лёгкий бег; ходьба, берут колечки, построение в круг.
2 ч. ОРУ с колечками.
1. «Взяли руль – поехали».
И. п.: о. с., руки с колечком внизу.
В: Вытянуть руки с колечком вперёд, покрутить, вернуться в и. п.
Д: 4 р.
2. «Машина поворачивает вправо - влево».
И. п.: Ножки узкой дорожкой, руки с колечком внизу.
В: Повернуться в одну сторону, руки вытянуть вперёд, в и. п. То же – в другую сторону.
Д: По 2 р.
3. «Чиним колесо»
И. п.: О. с., руки внизу.
В: Присесть положить колечко на пол, встать (руки на пояс), присесть, взять колечко, вернуться в и. п.
Д: 4 р.
4. «Машина едет по кочкам».
И. п.: О. с., руки с колечком свободные.
В: 1-8 - Подскоки на месте, чередуя с ходьбой.
Д: 2 р.
3 ч. «Машины едут по дороге» - ходьба за воспитателем, руки с колечком впереди («Крутим руль – поехали по дороге»).
3-4 неделя ноября
Комплекс утренней гимнастики: «Игрушки»
1 ч. Ходьба за воспитателем, ходьба «паровозиком», об. ходьба, ходьба с широким шагом (« через ямки»), об. ходьба, бег по кругу, ходьба, перестроение в круг.
2 ч. ОРУ (без предметов).
1. «Мышки».
И. п.: Стоя, руки за спиной.
В: Поднять руки вверх, приложить ладошки к голове («ушки»), сказать «пи-пи-пи»), вернуться в и. п.
Д6: 4 р.
2. «Неваляшки» («Мы – милашки, куклы неваляшки…»).
И. п.: Стоя, ноги широкой дорожкой, руки на поясе.
В: Перекаты с правой (левой) ноги на левую (правую) ногу.
Д: по 4 р.
3. «Петушки».
И. п.: О с., руки в стороны.
В: Поднять правую (левую) ногу, вернуться в и. п.
Д: по з р.
4. «Зайчики».
И. п.: О. с., руки свободные.
В: Прыжки на двух ногах.
Д: 6 прыжков, ходьба. Повторить 2 р.
3 ч. «Самолёты». Быстрая ходьба за воспитателем, руки в стороны. Восстановление дыхания.
1-2 неделя декабря
Комплекс утренней гимнастики (со снежками - шариками): «Зимушка-зима».
1 ч. Ходьба друг за другом, ходьба мелкими шажками («протаптываем снежную дорожку»), об. ходьба, ходьба с высоким подниманием бедра («по сугробам»), об. ходьба, лёгкий бег, ходьба, построение около воспитателя.
2 ч. ОРУ со снежками (маленькими шариками).
1. «Покажи снежки».
И. п.: Стоя, ноги узкой дорожкой, руки с шариками внизу.
В: Поднять руки вверх, опустить.
Д: 5 р.
2. «Спрячем снежки».
И. п.: О. с., руки внизу.
В: Присесть, спрятать снежки за спину, вернуться в и. п.
Д: 4 р.
3. «Перешагнём через снежки».
И. п.: О. с., снежки на полу, руки на поясе.
В: Перешагнуть одной ногой снежки, повернуться, то же другой ногой («ноги поднимать повыше, чтобы не задеть снежки»).
4. «Любим играть со снежками».
И. п.: О. с., руки свободно.
В: Прыжки на двух ногах около снежков.
Д: 2 р. по 6 прыжков, чередуя с ходьбой.
3 ч. Метание снежков в цель (Мячики кидают в сухой бассейн), ходьба за воспитателем.
3-4 неделя декабря
Комплекс утренней гимнастики: «Новый год»
1 ч. Ходьба друг за другом, ходьба как «мишки», об. ходьба, ходьба как «лисички», обычная ходьба, лёгкий бег («замела метелица»), ходьба, построение в круг.
2 ч. ОРУ (без предметов).
1. «Большая ёлка».
И. п.: Ноги узкой дорожкой, руки внизу.
В: Подняться на носочки, руки вытянуть вверх, вернуться в и. п.
Д: 5 р.
2. «Приглашение на ёлку».
И. п.: О. с., руки на поясе.
В: Наклониться вперёд, руки развести в стороны, вернуться в и. п.
Д: 4 р.
3. «Петрушки пришли на ёлку».
И. п.: О. с., руки внизу.
В: Прыжком ноги поставить широкой дорожкой, руки развести в стороны.
Д: 4 р.
4. «Зайчишки – шалунишки на ёлке».
И. п.: О. с., руки перед собой, кисти рук согнуты.
В: Прыжки на двух ногах.
Д: 2 р. в чередовании с ходьбой.
3 ч. «Летят снежиночки – белые пушиночки» - лёгкий бег, на сигнал воспитателя: «Упали снежинки на землю» - присесть, ходьба за воспитателем.
1-2 неделя января
Комплекс утренней гимнастики: «По дорожке»
1ч. По ровненькой дорожке шагают наши ножки (ходьба),
Ножками шагаем – ручки выпрямляем (ходьба с поднятыми руками),
А теперь пойдем как гуси к нашей миленькой бабусе (гуськом),
Поползем теперь как киски – молочка попить из миски (ползание),
Раз, два, три – ну-ка дружно встанем мы.
Отдохнули все немножко (наклониться вперёд и покачать руками),
И отправились в дорожку (ходьба по кругу),
Ручки мы к груди прижали и как зайки поскакали (прыжки вперёд),
Молодцы, молодцы – побежали дружно мы (бег).
2 ч. ОРУ (без предметов)
1. «Потягивание вверх»
И. п.: О. с., руки внизу
В: Утром солнышко встает выше-выше-выше - потянуться вверх, руки поднять над головой.
2. «Приседания»
И. п.: О. с., руки вверху.
В: Вечером оно уйдет ниже-ниже-ниже - медленно присесть, руками дотронуться до пола.
Д: 4 р.
3. «Наклоны влево-вправо».
И. п.: Ноги широкой дорожкой, руки на поясе.
В: Тик-так, тик-так, часики идут вот так - наклон влево, и. п., наклон вправо, и.п.
Д: по 4 р.
4. «Наклоны вниз»
И. п.: Ноги широкой дорожкой, руки вперёд.
В: Молодцы, малыши – поклонились от души,
5. «Прыжки»
И похлопали в ладоши – будет день теперь хорошим!
3-4 неделя января
Комплекс утренней гимнастики: «Весёлые кубики».
1 ч. Ходьба друг за другом, Хлоп! Раз, еще раз - мы похлопаем сейчас (ходьба с хлопками), об. ходьба, на колени встать нам нужно и пойти вперёд всем дружно (Ходьба на коленях), об. ходьба, лёгкий бег, ходьба, построение в круг.
2 ч. ОРУ (С кубиками).
1. «Поднимание кубиков вверх».
И. п.: Ноги узкой дорожкой, руки внизу.
В: Поднять руки с кубиками вверх, постучать ими, вернуться в м. п.
Д: 4 р.
2. «Покажи кубики».
И. п.: Ноги широкой дорожкой, руки внизу.
В: Повороты вправо (влево), вернуться в и. п.
Д: По 3 р.
3. «Положи кубики»
И. п.: О. с., руки внизу.
В: Присесть, положить кубики на пол, вернуться в и. п., присесть, взять кубики (сказать «Взяли»), вернуться в и. п.
Д: 4 р.
4. «Прыжки вокруг кубиков».
И. п.: О. с., руки свободные.
В: Прыжки вокруг кубиков в чередовании с ходьбой.
3 ч. Ходьба друг за другом.
1-2 неделя февраля
Комплекс утренней гимнастики: «Музыкальные ребята».
1 ч. Ходьба друг за другом, ходьба приставным шагом, об. ходьба, бег, ходьба, построение в круг, ходьба по кругу, взявшись за руки.
2 ч. ОРУ (без предметов)
1. «Погремушки».
И. п.: Ноги слегка расставлены, руки внизу.
В: Руки сжать в кулаки, поднять вверх, потрясти ими, опустить за спину.
Д: 5 раз.
2. «Барабан».
И. п.: Ноги на ширине плеч, руки внизу за спиной.
В: Наклониться, постучать указательными пальцами по коленям, сказать «бум-бум», выпрямиться.
Д: 5 раз.
3. «Дудочка».
И. п.: Ноги слегка расставлены, руки внизу.
В: Подняться на носки, поднести руки ко рту, сказать «ду-ду-ду», встать на полную ступню, опустить руки.
Д: 5 раз.
4. «Музыкальные ребята»
И. п.: О. с., руки свободно.
В: Подскоки на двух ногах.
Д: 2 р. в чередовании с ходьбой.
3 ч. Ходьба по кругу, взявшись за руки.
3-4 неделя февраля
Комплекс утренней гимнастики: «Дружная семья».
1 ч. Ходьба друг за другом, ходьба «лошадки», руки вытянуть вперёд, об. ходьба, ходьба на пятках, руки в стороны, об. ходьба, лёгкий бег, ходьба, перестроение в круг.
2 ч. ОРУ (без предметов).
1. «Хлопки перед собой».
И. п.: ноги слегка расставить, руки за спину.
В: Хлопнуть перед лицом 8 раз под слова педагога:
Папа, мама, брат и я, вместе — дружная семья!
Отвести руки за спину.
Д: 3 раза.
2. «Все вместе наклоняемся, физкультурой занимаемся!»
И. п.: ноги врозь, руки на пояс.
В: Наклон вперёд, ладони на коле¬ни, смотреть вперёд. Вернуться в и. п.
Д: 3 раза.
3. «Папа большой, а я — маленький. Пусть я маленький, зато — удаленький».
И. п.: ноги слегка расставить, руки на пояс.
В: Присесть, руки вниз. Вернуться в и. п.
Д: 3 - 4 раза.
4. «Прыгаем мы дружно, это очень нужно! Кто же прыгнет выше — Мама или Миша?»
И. п.: ноги слегка расставить, руки за спину.
В: Выполнить 5—6 подпрыгиваний; непродолжительная ходьба (5—6 сек).
Д: 2 раза.
5. «Носом воздух мы вдыхаем, ртом мы воздух выдыхаем. Не страшна простуда нам, нам не нужно к докторам!»
И. п.: ноги врозь, руки вниз.
В: Руки в стороны, вдох носом. Вер¬нуться в и. п., выдох ртом, губы трубочкой.
Д: 3—4 раза.
3 ч. Ходьба друг за другом.
1-2 неделя марта
Комплекс утренней гимнастики: «Весёлые платочки».
1 ч. Ходьба друг за другом, ходьба «хороводным» шагом, (вытягивая носочек ноги вперёд),руки держатся за юбочку (девочки), или на поясе (мальчики), об. ходьба (марш), бег, ходьба, построение в круг.
2 ч. ОРУ (с платочками).
1. «Помогаем маме – стираем платочки».
И. п.: О. с., руки с платочком внизу.
В: Вытянуть руки с платочком вперёд, вернуться в и. п.
Д: 4 р.
2. «Полощем платочки».
И. п.: Ноги широкой дорожкой, руки с платочком около груди.
В: Наклониться вперёд, «полоскание» платочков, вернуться в и. п.
Д: 4 р.
3. «Вешаем платочки»
И. п.: Ноги узкой дорожкой, руки с платочком внизу.
В: Подняться на носочки, руки с платочком поднять вверх, вернуться в и. п.
Д: 4 р.
4. «Пляшем с платочками».
И. п.: О. с., руки свободно.
В: Прыжки вокруг себя, платочек поднять вверх.
3 ч. Ходьба друг за другом. Восстановление дыхания.
3-4 неделя марта
Комплекс утренней гимнастики: «Цыплята».
1 ч. Ходьба друг за другом, ходьба на носочках, руки в стороны, об. Ходьба, лёгкий бег, ходьба, перестроение в круг.
2 ч. ОРУ (без предметов).
1. «Цыплята машут крыльями».
И. п.: Ножки узкой дорожкой, руки внизу.
В: Поднять руки в стороны, помахать ими, вернуться в и. п.
Д: 4 р.
2. «Цыплята клюют зёрнышки».
И. П.: О. с., руки внизу.
В: Присесть, руками постучать по полу, вернуться в и. п.
Д: 4 р.
3. «Цыплята пьют водичку».
И. п.: Ноги широкой дорожкой, руки за спиной.
В: Наклониться вперёд, вернуться в и. п.
Д: 4 р.
4. «Цыплята прыгают».
И. п.: О. с., руки свободно.
В: Прыжки в чередовании с ходьбой.
3 ч. Ходьба за воспитателем.
1-2 неделя апреля
Комплекс утренней гимнастики: «Весёлые игрушки – погремушки».
1 ч.: Ходьба и бег за взрослым – он паровоз.
2 ч. ОРУ с погремушками.
Есть весёлые игрушки, — Бом-бом-бом, бом-бом-бом!
Им названье — погремушки, — Бом-бом-бом, бом-бом-бом!
Любят дети в них играть, С ними прыгать и скакать!
1. «Поиграй перед собой».
И. п. – ноги стойка на ширине ступни, погремушки за спину.
В: Погремушки вперёд, погреметь и спокойно опустить за спину.
Д: 4 раза.
2. «Покажи и поиграй».
И. п. – стойка ноги на ширине плеч, погремушки у плеч.
В: 1- поворот вправо, показать, поиграть, сказать «вот»; 2-и. п.; 3-4-то же в др. ст.
Д: по 2 раза в каждую сторону.
3.«Погремушки к коленям».
И. п. – стойка ноги на ширине плеч, погремушки в стороны.
В: 1-наклон вперед, погремушки к коленям; 2- и. п.
Д: 4 раза).
4.«Прыг-скок».
И. п. – стойка ноги на ширине ступни, погремушки опущены.
В: 4-6 подпрыгиваний в чередовании с ходьбой ( 2 раза).
3 ч. Ходьба.
3-4 неделя апреля
Комплекс утренней гимнастики: «Солнышко».
1 ч. Ходьба стайкой за воспитателем 10 сек.: «Выглянуло солнышко и зовёт гулять. Как приятно с солнышком вместе нам шагать», ходьба на носках, руки вверх: «Выглянуло солнышко, светит высоко», об. ходьба, лёгкий бег:
«По тропинке с солнышком нам бежать легко», ходьба, перестроение в круг.
2 ч. ОРУ (без предметов).
1. «Греем ладошки».
Ты ладошки нам погрей, наше солнышко,
Наше солнышко- колоколнышко
И. п. – о. с.
В: Руки вперёд, ладони вверх – и. п.
Д: 4 раза.
2. «Ищем лучик».
Показался солнца лучик – стало нам светлее.
Справа лучик, слева - лучик, стало веселее.
И. п. – стоя ноги на ширине плеч, руки на пояс.
В: Поворот вправо – и. п., влево – и. п.
Д: По 2 раза.
3. «Солнечный зайчик спрятался».
И. п.: Ноги узкой дорожкой, руки внизу.
В: Присесть, закрыть руками лицо, вернуться в и. п.
Д: 4 р.
4. «Радуемся солнышку»
Солнцу рады все на свете и воробушки и дети.
И. п. – о. с.
В: Прыжки на двух ногах на месте.
3 ч. Ходьба друг за другом.
1-2 неделя мая
Комплекс утренней гимнастики: «Гуси».
I. ч: Ходьба друг за другом; ходьба на пятках, руки на поясе;
медленный бег; ходьба, построение в круг.
II ч: ОРУ (без предметов).
1. «Жили у бабуси два весёлых гуся».
И. п.: О. м., руки на поясе.
В: Вытянуть правую (левую) руку вперёд , в и. п.
Д: По 2 р.
2. «Гуси шипят».
И. п.: Стоя, ноги на ширине плеч, руки за спиной.
В: Наклон вперёд, произнести звук «ш-ш-ш», в и. п.
Д: 4 р.
3. «Радуются гуси».
И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе.
В: 1- присесть, руки в стороны; 2- и. п.
Д: 4 р.
4 . «Гуси играют».
И. п.: стоя на коленях, руки на поясе.
В: 1- наклон вправо; 2- и. п., 3- наклон влево; 4- и. п.
Д: 4р.
5. «Весёлые гуси»
И. п.: стоя, ноги вместе, руки на поясе.
В: 1-8 подскоки на месте. Чередовать с ходьбой. (2-3раза)
III ч: Ходьба в колонне по одному
3-4 неделя мая.
Комплекс утренней гимнастики: «Огород».
Ходьба друг за другом. «Эй, лошадка, гоп-гоп-гоп, отвези нас в огород» -
ходьба «Лошадки» - руки вытянуты вперёд; об. ходьба, лёгкий бег, ходьба, построение в круг. «Вот уже и огород, сколько в нём всего растёт».
2 ч. ОРУ «Весёлый огород»
1. «Капуста»
У капусты качены - вот такой величины!
И. п. – стоя, ноги слегка расставлены, руки вниз.
В: Поднять руки через стороны вверх, соединить пальцы, образовав кольцо, и. п. Д: 4 раза.
2. «Морковка»
Прячет морковка свой носик на грядке.
Видно, морковка играет в прятки!
И. п. – сидя, опора на кисти рук, поставленных с боков. Согнуть ноги, обхватить руками колени, голову опустить – и. п.
Д: 4раза
3. «Кабачок».
Толстый, жёлтый кабачок, солнцу показал бочок».
И. п.: Ноги широкой дорожкой, руки в стороны.
В: Повороты вправо (влево), и. п.
Д: По 3 р.
4. «Веселье»
Дружный наш огород веселится и поёт.
И. п. – о. с.
В: Прыжки на двух ногах на месте.
3 ч. Вот и кончилась игра!
А теперь на завтрак дружно зашагала детвора - ходьба стайкой за воспитателем.
Рекомендуем посмотреть:
Гимнастика для детей младшей группы
Сюжетно - ролевая гимнастика в ДОУ
Конспект утренней гимнастики для детей 5-7 лет
Консультация для педагогов ДОУ. Утренняя гимнастика в жизни ребенка