Сценарий ролевой игры для старших классов и студентов колледжа «Дискриминация»
Автор: Захарова Евгения Михайловна, преподаватель истории и обществознания, ГБОУ СПО «Чапаевский губернский колледж», г.о. Чапаевск
Описание работы: сценарий ролевой игры по праву на тему «Дискриминация». Игра предназначена для старшеклассников и студентов колледжей. Сценарий будет полезен педагогам-организаторам, руководителям молодежных организаций, учителям обществознания и истории.
Тема: Дискриминация
Вид занятия: ролевая игра с элементами дискуссии
Цели:
- Формирование правовой грамотности, профилактика дискриминации среди молодежи
- Воспитание личности и активизация гражданской позиции через правовую игру.
- Поставить перед детьми проблему дискриминации по расовому (национальному) признаку
- Изучение основных правовых документов по проблеме дискриминации
- Формирование правового мировоззрения студентов, в игровой форме обсудить и разобрать психологические ситуации, возникающие в жизни.
Ход мероприятия:
1. Приветствие, оргмомент
2. Игра «Портрет»:
Класс делится на три группы, которые работают изолированно друг от друга. Всем группам выдаются одинаковые портреты. В первой группе ребятам говорят, что на портрете изображен злодей, на совести у которого не одно преступление (можно придумать небольшой рассказ о его жизни). Второй группе комментарии даются противоположные. Третья группа не получает никаких сведений об этом человеке.
На первом этапе игры двум группам двум дается задание найти в лице человека черты, подтверждающие ту информацию, которую они получили. Третья группа должна описать человека с портрета и попытаться, возможно, полнее представить себе его характер, его судьбу (чтобы после рассказать об этом остальным).
Второй этап игры - совместное обсуждение. Перед участниками "раскрывается обман", в который их ввергли в начале игры. Ребята делятся результатами своей работы в группах, причем "нейтральная" группа должна выдать свои результаты последней.
3. Теоретические основания проблемы дискриминации:
Все идеи "Декларации прав человека" базируются на признании достоинства каждого человека, на принципе толерантности в отношениях между людьми. Исходя из этого, основными понятиями курса мы считаем: "достоинство", "равенство", "терпимость". Кроме перечисленных понятий в данном разделе вводятся следующие: стереотипы, предрассудки, дискриминация (и ее виды), национальные меньшинства, национальные проблемы, сотрудничество.
4. Дискуссия о проблеме дискриминации:
Толчком для изменения отношения к другим национальностям и этническим меньшинствам может стать осознание и анализ собственных взглядов, выявляемых при сравнении их со взглядами других ребят в группе. Лучше всего будет, если ученики заполнят вопросник, который станет мостиком к общему разговору.
Назовите, с какими национальностями у вас ассоциируются следующие черты характера: драчливы, талантливы в мастерстве, молчаливы, дружелюбны, спортивны, музыкальны, отзывчивы, элегантны, сговорчивы, сильны, злы, милы, робки, чистоплотны, шумливы, красивы, остроумны, избалованы, щедрые, расчетливые и тд.
Вопросы для обсуждения:
- Какие черты ты отметил у всех?
- Какие черты отметил у меньшинства, а какие у большинства?
- Чем определялось твое решение?
- Какие черты присущи в равной степени всем национальностям?
- Выступили ли некоторые черты как типичные для определенной национальности?
- В чем мы сходимся и в чем различаемся?
Ниже приведены вопросы, относящиеся к вашему этническому опыту и происхождению.
- Какие национальности входят в твое окружение (соседи, люди, с которыми ты сталкиваешься каждый день)?
- К какой национальности принадлежат твои одноклассники, учителя, тренеры?
- Твои приятели, знакомые?
- Твой врач, которого ты посещаешь? Почтальон, продавец, у которого делаешь покупки?
- Есть ли у тебя близкое знакомство с представителем иной национальности?
- Вспомни впечатление (событие), которое имело положительное влияние на твои этнические взгляды.
- Восхищаешься ли ты какими-либо особенностями национальной или расовой группы (в твоем окружении, в государственном или мировом масштабе)?
- Ограничивается ли твой круг общением людьми только твоей национальности или у тебя есть контакты с иными культурами, народностями, группами?
- Хотелось ли тебе расширить свое окружение? Что ты для этого можешь сделать?
5. Обсуждение конкретных жизненных ситуаций:
- Твоя младшая сестра уже давно готовится к своему дню рождения (1 О лет). Она позвала своих приятелей из школы и художественного кружка. Теперь она говорит маме, которая готовит закуски для праздника, что среди приглашенных есть цыганка. Вы видите на лице матери разочарование и недовольство, она говорит дочери: "Последи, чтобы цыганка не забыла умыться. Следи, с чем она будет играть, чтобы ничего не пропало". Попробуйте сказать нечто, чтобы мать поняла и обратила внимание на неправильность своей реакции.
- Вы с мамой и тетей едете в поезде. В соседнем купе едут две говорящие по-венгерски женщины. Никто из вас по-венгерски не понимает, но через некоторое время матери и тетке начинает казаться, что "венгерские болтушки" ни на минуту не замолкают. Тетя наклонилась к матери и шепчет: "Что за избалованная венгерка! А кто их избаловал? Их собственные мужья. Знаю я их словарь: милочка, сердечко, золотце... А они на самом деле плюются и пачкают все вокруг себя. Посмотри, языки ни на минуту не останавливаются!" Чувствуешь несправедливость тетиных обвинений? Как отреагировать?
- Вечером ты идешь с отцом по улице. Вы слышите откуда-то музыку. Когда подходите, видите толпу людей, которые слушают, хлопают в ладоши, и некоторые кидают деньги в шляпу цыгана - уличного музыканта. Ты хотел бы остановиться и тоже послушать, но отец громко шепчет тебе на ухо: "музыка - в цыганской крови, глупо за это платить. За пару минут - это слишком много. Ага, полицейская машина! До него сейчас доберутся!" Что ты чувствуешь и как реагируешь?
- Ты с приятелями (братом и сестрой) на дискотеке. Твоя приятельница идет танцевать с иностранцем. Брат ей угрожает: "Пойдешь еще раз с этим грязным орангутангом - покажем и тебе и ему". Опять есть возможность высказать свое мнение.
6. Заключительная игра: «Можно мне во внутрь»
Применение этой игры самое широкое, в этих контактах каждый сможет пережить чувство принадлежности к доминирующей национальности или чувство исключения из нее; узнать, каковы возможности "высшей" группы при включении или исключении меньшинства. Все, кроме одного добровольца, берутся за руки и встают в круг. Ведущий вызывает добровольца, который должен попытаться внутрь. Все это происходит без слов. Может случиться всякое. Обычно люди в кругу держатся крепко. Доброволец пытается протиснуться между ними, подлезть, умолять, чтобы его пустили. Некоторые применяют силу. Игра заканчивается, когда он будет внутри или сдастся. Если чувства будут слишком неприятные, лучше не продолжать игру.
Обсуждение:
- Как чувствовал себя доброволец?
- Какого это - быть вне круга?
- Какого это - быть в кругу?
- Какую стратегию использовал доброволец?
- Чувствовал ли кто-то себя плохо в кругу из-за аутсайдера?
- Как уговаривали самих себя оставить его вне круга?
- Говорили ли люди в кругу между собой? О чем?
- Какая группа в нашем обществе самая сильная, а какие "вне ее"?
- Какую стратегию нужно использовать меньшинствам (просить вежливо, унижаться, творить, применять силу)?
- Как привилегированные люди сохраняют свою власть и свои привилегии?
-Каким образом можно принять аутсайдера?
7. Вывод:
В связи с этим, нам кажется, что главным итогом обсуждения будет вывод о том, как важно уметь отделять собственные суждения от навязанных извне и выявлять в общем потоке информации, с одной стороны, стереотипы и штампы, и с другой стороны, конструктивную информацию.
Дискриминация затрагивает людей в той мере, в какой они являются другими. Но иной образ жизни, возможно, так же хорош, как и наш. Дети должны гордиться цветом своей кожи, своей историей, знать свои корни, но одновременно уметь по достоинству оценивать не похожего на себя. Это очень важно для собственной идентификации и формирования того позитивного образа, на основе которого другие составляют о нас свое впечатление. Знакомство с культурой, обычаями и образом жизни других людей, умение занять позицию другого помогает объяснять наши предрассудки, а значит, устранять мотивы дискриминации. В то же время знание другого еще не является гарантией терпимого к нему отношения. Нужны специальные педагогические усилия для того, чтобы дискриминационное поведение пёрестало восприниматься как норма.
Несколько полезных рекомендаций:
1. Собственная идентификация, осознание своего культурно- этнического наследия и формирование гордости им (не путать с чувством своей культурно-этнической исключительности). Это касается всех современных доминирующих групп и меньшинств.
2. Познание других групп и меньшинств. Невозможно говорить них и реагировать на них без каких-то знаний (точность информации особенно важна) или с малыми знаниями.
З. Представить конкретные примеры сходства людей, раскрыть многие общие черты, которые реально существуют и являются основой для преодоления узости взглядов.
4. Развить уважение к отличиям (расовым, культурным, этническим), способность учиться У других народов, а не только терпеть их; понимание, что если кто-то не похож на меня, это не значит, что он лучше меня или хуже меня - мы разные, только и всего.
5. Научить распознавать препятствия ко взаимопониманию, преграды на пути контакта (предрассудки, стереотипы).
6. Развивать способность понимать невербальные знаки, повиноваться и уступать этим знакам.
7. Создать понимание мира как единой человеческой семьи, в которой люди живут и делают общее дело. Жизнь ребят могла бы быть богаче при развитии такого понимания и готовности к сотрудничеству.
Рекомендуем посмотреть:
Ролевая интерактивная игра "Социальные сети: за и против", 9 класс
Сценарий ролевой игры для детей 11-18 лет
Внеклассное мероприятие для 9-11 классов. Игра-аукцион: Конституция РФ
Ролевая игра по праву для учащихся 6 - 8 класса
Похожие статьи:
Внеклассное мероприятие по праву для 8 класса