Интеллектуальная викторина «Юный историк» для старшеклассников
Автор: Захарова Евгения Михайловна, преподаватель истории, ГБОУ СПО «Чапаевский губернский колледж»
Описание работы: В данной разработке представлены разнообразные задания по истории. Вопросы направлены на проверку знаний по общей истории, истории России и родного края (Самарской области). Данная работа предназначена для учителей, учащихся 10-11 классов школ, преподавателей, студентов колледжей. Разработка может быть использована при проведении внеклассных мероприятий, викторин, олимпиад по истории, а так же в качестве материалов для работы исторического кружка.
Тема: Интеллектуальная викторина «Юный историк»
Цель: активизация познавательной деятельности учащихся
Задачи: обобщить знания о российской истории; развивать логическое мышление, воспитывать чувство патриотизма
Оборудование: компьютер, проектор, презентация с вопросами.
Ход мероприятия:
1. Организационный момент.
Приветствие участников, объяснение правил:
Правила:
- Участники викторины определяются заранее, путем подачи заявок;
- Каждый участник действует исключительно самостоятельно и от своего имени;
- Групповое участие не допускается;
- Вопросы зачитываются ведущим и предъявляются на слайде, а так же в бланке задания;
- Ответы на вопросы вносятся в специальные бланки и передаются членам жюри сразу же по истечении времени на выполнение задания;
- Время на выполнение каждого задания определяется его сложностью;
- Правильный ответ объявляется после сбора ответов с участников;
- Победители определяются по максимально набранным баллам
- Победители награждаются грамотами за первое, второе и третье место.
2. Задания викторины:
Задание №1. Установите последовательность:
Ниже приведены списки советских городов, которые освобождала Красная Армия в ходе Великой Отечественной войны. Расставьте эти города в хронологическом порядке их освобождения. Укажите год освобождения, точные даты освобождения указывать необязательно.
Киев, Севастополь, Минск, Калинин (Тверь), Ставрополь, Ростов-на-Дону (окончательное освобождение), Смоленск, Кишинев, Орел, Одесса.
Ответы на задание №1:
1. Калинин (Тверь) – 16 декабря 1941 г.
2. Ставрополь – 21 января 1943 г.
3. Ростов-на-Дону – 14 февраля 1943 г.
4. Орел – 5 августа 1943 г.
5. Смоленск – 25 сентября 1943 г.
6. Киев – 6 ноября 1943 г.
7. Одесса – 10 апреля 1944 г.
8. Севастополь – 9 мая 1944 г.
9. Минск – 3 июля 1944 г.
10. Кишинев – 24 августа 1944 г.
Инструмент проверки:
Правильно названа последовательность и годы освобождения городов - 18 баллов
Правильная хронологическая последовательность - 8 баллов за последовательность
Последовательность нарушена - 0 баллов за последовательность
Каждый правильно указанный год освобождения - 1 балл
(максимальное количество баллов – 18)
Задание № 2. Определите лишнее:
1. Ниже приведены фамилии выдающихся российских военачальников. Они объединены в группы по определенным признакам. В каждой из групп одна фамилия – лишняя. Определите признаки, по которым сформированы группы, лишние элементы и запишите их в соответствующие строки.
А) М.Б. Барклай-де-Толли, А.С. Меншиков, П.И. Багратион, Л.Ф. Беннигсен, П.Х. Витгенштейн;
Б) А.В. Суворов, П.А. Румянцев, Г.А. Потемкин, Б.П. Шереметьев, И.Г. Чернышев;
В) Ф.Ф. Ушаков, Ф.М. Апраксин, Г.А. Спиридов, П.С. Нахимов, М.И. Кутузов.
2. Ниже приведены географические названия, связанные с военной историей нашего Отечества. Названия сгруппированы по определенному признаку, который необходимо установить и записать. В каждой группе одно название – лишнее. Определите признаки, по которым сформированы группы, лишние элементы и запишите их в соответствующие строки.
А) Синоп, Альма, Карс, Шипка, Севастополь;
Б) Куликово поле, река Вожа, река Угра, Чудское озеро, река Сить;
В) Калиакрия, Чесма, Наварин, Еникале, Корфу;
Г) Сталинград, Курск, Новороссийск, Москва, Тула.
Ответы на задание № 2:
1. Количество баллов – 6
А) признак – генералы-участники Отечественной войны 1812 г.
лишний элемент – А.С. Меншиков
Б) признак – генералы-участники русско-турецких войн 2-ой пол. XVIII века
лишний элемент – Б.П. Шереметьев
В) признак – выдающиеся флотоводцы
лишний элемент – М.И. Кутузов
2. Количество баллов – 8
А) признак – сражения Крымской войны 1853-1856 гг.;
Лишний элемент – Шипка;
Пояснение – Шипкинский перевал – место сражения в Русско-турецкой войне 1877-1878 гг.
Б) признак – места столкновений Русских княжеств с монголо-татарами;
Лишний элемент – Чудское озеро;
Пояснение – на Чудском озере состоялась битва новгородцев с ливонскими рыцарями;
В) признак – места побед русского флота над турецким;
Лишний элемент – Корфу;
Пояснение – остров Корфу был освобожден в 1799 г. от французов русским флотом совместно с турецким.
Г) признак – российские города, удостоенные звания «Город-герой» за заслуги в Великой отечественной войне;
Лишний элемент – Курск
Пояснение – Курск не является городом-героем.
Инструмент проверки:
№ 1
Правильно указаны признаки, лишние элементы, даны требуемые пояснения - 6 баллов
Каждый правильно указанный признак - 1 балл
Каждый правильно указанный лишний элемент - 1 балл
№ 2
Правильно указаны признаки, лишние элементы, даны требуемые пояснения - 8 баллов
Каждый правильно указанный признак - 1 балл
Каждый правильно указанный лишний элемент - 1 балл
(максимальное количество баллов – 6+8)
Задание № 3. Установите соответствия:
1. Установите соответствия между историческими деятелями первой половины ХХ века и государственными должностями, которые когда-либо они занимали. Обращаем Ваше внимание на то, что соответствие может быть только одно, так как учреждения, во главе которых стоял тот или иной деятель, меняли свои названия.
Исторические деятели: С.Ю. Витте, П.А. Столыпин, А.Ф. Керенский, Ф.Э. Дзержинский, В.М. Молотов, Н.И. Ежов, С.К. Тимошенко, Л.Д. Троцкий
Государственные должности: нарком внутренних дел, министр внутренних дел, председатель Объединенного Государственного политуправления (ОГПУ), министр юстиции, нарком обороны, министр финансов, нарком по военным и морским делам, председатель Совета народных комиссаров (СНК).
2. Проведите соответствие между названиями специальных исторических дисциплин и объектами их изучения.
Специальные исторические дисциплины: Геральдика, кодикология, дипломатика, эпиграфика, сфрагистика, бонистика, генеалогия, палеография, нумизматика, археография.
Объекты изучения: А) происхождение отдельных лиц и родов; Б) надписи на предметах, не являющихся письменными историческими источниками; В) древние почерки, материалы и орудия для письма; Г) печати при документах; Д) гербы и принципы их составления; Е) монеты; Ж) рукописные книги; З) принципы публикации исторического документа; И) бумажные деньги; К) формуляр исторического документа.
Ответы на задания № 3:
1. Количество баллов – 8
1. С.Ю. Витте - министр финансов
2. П.А. Столыпин - министр внутренних дел
3. А.Ф. Керенский - министр юстиции
4. Л.Д. Троцкий - нарком по военным и морским делам
5. Ф.Э. Дзержинский - председатель Объединенного Государственного политуправления
6. В.М. Молотов - председатель Совета народных комиссаров (СНК)
7. Н.И. Ежов - нарком внутренних дел
8. С.К. Тимошенко - нарком обороны.
Инструмент проверки:
Правильно названы все соответствия - 8 баллов
Каждое правильно названное соответствие - 1 балл
Попытка написать в соответствие должности два имени, даже если одно из них правильное - 0 баллов
Попытка написать две должности в соответствие одному имени, даже если одна из них правильная - 0 баллов
2. Количество баллов – 10
А - генеалогия
Б - эпиграфика
В - палеография
Г - сфрагистика
Д - геральдика
Е - нумизматика
Ж - кодикология
З - археография
И - бонистика
К - дипломатика
Инструмент проверки:
Правильно приведены все соответствия - 10 баллов
Каждое правильно указанное соответствие - 1 балл
(максимальное количество баллов – 8+10)
Задание № 4. Работа с документом:
Познакомьтесь с отрывками из текстов исторических документов, попробуйте определить их названия, время составления и правителей, от лица которых они были изданы. Ответьте на вопросы к ним.
1) «Действительный тайный советник граф Сергей Румянцев, изъявив желание некоторым из крепостных его крестьян при увольнении их утвердить в собственность продажею или на других добровольных условиях участки из принадлежащих им земель, испрашивал, чтоб условия таковые, добровольно заключаемые, имели то же законное действие и силу, какое прочим крепостным обязательствам присвоено, и чтоб крестьяне, таким образом уволенные, могли оставаться в состоянии свободных земледельцев, не обязываясь выходить в другой род жизни».
2) «Повинности крестьян, в пользу помещиков, могут быть определены в договорах денежным оброком, произведениями, обрабатыванием помещичьей земли, или другою работою. В случае неисполнения крестьянами приемлемых ими на себя по договору обязанностей, они понуждаются к тому Земскою Полициею, под руководством Уездных предводителей дворянства, и под Высшим наблюдением Губернского правления».
3) «Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют крестьянам, за установленные повинности, в постоянное пользование усадебную их оседлость, и сверх того, для обеспечения быта их и исполнения обязанностей их пред Правительством определенное в Положениях количество полевой земли и других угодий».
Вопросы:
1. Какой из трех документов непосредственно коснулся наибольшего количества крестьян, а какой – наименьшего?
2. Каким термином обычно обозначают историки понятие, выраженное словосочетанием, подчеркнутым в отрывке № 2?
3. Как обычно называют понятие, выраженное словосочетанием, подчеркнутом в отрывке № 3? Каким словом оно называлось во время издания документа?
Ответы на задания № 4:
1. Указ о вольных хлебопашцах. 20 февраля 1803 г. Александр I
2. Указ об обязанных крестьянах. 2 апреля 1842 г. Николай I
3. Манифест об отмене крепостного права. 19 февраля 1861 г. Александр II
Примечание: под данными названиями документы известны в учебной и популярной литературе. Их официальные названия:
1) Об отпуске помещиком крестьян своих на волю по заключении условий на обоюдном согласии основанных;
2) О предоставлении помещикам заключать с крестьянами договоры на отдачу им участков земли в пользование за условленные повинности с принятием крестьянами, заключившими договор, названия обязанных крестьян;
3) Манифест о всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей, и об устройстве их быта. Если данные названия будут приведены участниками, расценивать их, как безусловно правильные ответы.
Ответы на вопросы:
1. Наибольшего количества крестьян коснулся Манифест об отмене крепостного права (№ 3), наименьшего – Указ об обязанных крестьянах (№2). Для правильного ответа достаточно указать номер отрывка.
2. Барщина.
3. Современное понятие – налоги, понятие времени составления документа – подати.
Инструмент проверки:
Название документа:
А) в соответствии с указанным ответом - по 2 балла за каждое
Б) не точное, но по существу верное - по 1 баллу
Дата документа № 1и 2 (при указании года) - по 1 баллу за каждую
Дата документа № 3:
19 февраля 1861 г - . 2 балла
1861 г. - 1 балл
Указание на правителя, от лица которого дан документ - по 1 баллу за каждого
Ответ на вопрос 1 - до 2 баллов (по одному за каждую часть вопроса)
Ответ на вопрос 2 - 1 балл
Ответ на вопрос 3 - до 2 баллов (по одному за каждую часть вопроса)
(максимальное количество баллов – 18)
Задание № 5. Краеведческое:
Вам предстоит вспомнить даты ряда событий в истории нашего края и определить современные им события в отечественной и всемирной истории. Ответы записать в виде цепочки: дата события - событие из истории нашего края - событие отечественной истории - события всемирной истории.
События из истории нашего края: образование Самарской губернии; основание поселка Иващенково; основание Самары; переименование города в Чапаевск; присвоение Самаре статуса города
События отечественной истории: борьба юного Петра с царевной Софьей за самостоятельное правление; «год Великого перелома» в России; правление Федора Ивановича; открытие в России Николаевской железной дороги, соединяющей Москву и Санкт-Петербург; убийство Столыпина
События всемирной истории: «Славная революция» - государственный переворот в Англии; государственный переворот во Франции и утверждение там Второй империи; деятельность фашистских организаций в Европе; Итало - Турецкая война; основание в Северной Америке первого английского поселения
Ответы на задания № 5:
1586 г.- основание Самары - Правление Федора Ивановича - основание в Северной Америке первого английского поселения
1688 г. - присвоение Самаре статуса города - Борьба юного Петра с царевной Софьей за самостоятельное правление - Государственный переворот в Англии. Этот государственный переворот получил название «Славной революции», итогами которой была победа буржуазии над абсолютизмом, утверждение конституционной монархии
1851 г - образование Самарской губернии – в России открывается Николаевская железная дорога, соединяющая Москву с Санкт-Петербургом - Государственный переворот во Франции и утверждение там Второй империи
1911 г. - основание поселка Иващенково - Убийство Столыпина - Итало - Турецкая война
1929 г. - переименование города в Чапаевск - «год Великого перелома» в России - Деятельность фашистских организаций в Европе
Инструмент проверки:
Правильно приведены даты событий из истории нашего края, даны правильные соответствия событиям из отечественной и всеобщей истории - 15 баллов
Каждая правильно указанная дата события из истории нашего края - 1 балл
Каждое правильно указанное соответствие событию из истории нашего края события из Отечественной истории - 1 балл
Каждое правильно указанное соответствие событию из истории нашего края события из всемирной истории - 1 балл
(максимальное количество баллов – 18)
3. Подведение итогов, награждение победителей
Рекомендуем посмотреть:
Викторина по истории с ответами для 8-11 классов на тему: Наши предки - славяне
Викторина с ответами для 5 класса. Своя игра. Древняя Греция
Турнир знатоков истории Великой Отечественной войны с ответами для старшеклассников
Викторина "Лейтенантская проза" для старшеклассников с ответами и презентацией
Похожие статьи:
Интеллектуальная игра по истории для 5-6-7 классов
Викторина по истории Удмуртии для 6 класса c ответами
Викторина с ответами по истории для 6 класса «Русь Древняя»
Литературная викторина с ответами для 9-10-11 класса по повести Куприна «Олеся»
Викторина о творчестве Марины Цветаевой с ответами для старшеклассников