Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Дополнительное образование. От теории к практике и анализу

Из опыта работы педагога дополнительного образования «Дополнительное образование. От теории к практике и анализу.»
Автор: Актёрова Евгения Павловна – методист, педагог дополнительного образования МБОУДО «Детско-подростковый центр «Содружество» г.Калуга.
Описание работы: В статье описан передовой педагогический опыт. На примере «Детско-подросткового центра «Содружество» г.Калуга показана роль детско-подростковых клубов по месту жительства, как ключевого звена во всестороннем воспитании подрастающего поколения.
Система дополнительного образования детей, подростков и молодёжи в нашей стране располагает уникальными социально-педагогическими возможностями по развитию творческих и физических способностей, укреплению здоровья. Учреждения дополнительного образования представляют собой особое образовательное пространство, где осуществляется специальная деятельность по всестороннему развитию индивида, расширяются возможности его практического опыта. Это - пространство освоения новой информации, формирования умений и способностей, становления жизненной позиции.
Дополнительное образование способствует решению ключевых задач социально-экономического развития города Калуга и всего региона. Оно способно влиять на качество жизни, так как приобщает юных калужан к здоровому образу жизни, раскрывает творческий потенциал личности, побуждает к достижению значимого результата.
Клубы по месту жительства являются ключевым звеном в системе социального воспитания подрастающего поколения. Их специфика - в неформальном статусе, построенная по принципу открытости для всех желающих, предлагает многообразие организационных форм, разносторонних интересов и потребностей. Деятельность детско-подростковых клубов по месту жительства направлена на организацию свободного времени детей, подростков, молодежи; развитие интересов, способностей, активной познавательной, трудовой, культурно-творческой деятельности, формирования духовно-нравственной личности.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Детско-подростковый центр «Содружество»
(далее - МБОУДО «ДПЦ «Содружество») создано в целях развития мотивации личности к познанию и творчеству, реализации дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности и общества, организации культурно-досуговой, социально-профилактической, спортивно-массовой и воспитательной работы с детьми, подростками и молодежью по месту жительства.
В структуре МБОУДО «ДПЦ «Содружество» по состоянию на май 2015 года – 19-ть многопрофильных детско-подростковых клубов по месту жительства по всей территории города Калуга: «Айсберг», «Вятичи», «Импульс», «Кожевенная слобода», «Мечтатель», «Отечество», «Полёт», «Правобережье», «Ровесник» (сцентром игровых технологий «ИСТАР»), «Радуга», «Родник», «Селена», «Союз», «Тайфун», «Торпедо», «Факел», «Фестивальный», «Фортуна», «ЮТТиС».
Девиз центра «Содружество»:
[/b] «Свой мир творим добром своим. Проблемы – дружбой победим!» оправдан за все годы существования детско-подростковых клубов.
Деятельность МБОУДО «Детско-подростковый центр «Содружество» ориентирована на осуществление комплексного потенциала образовательного процесса: обучение, воспитание, развитие.
Направления деятельности детско-подростковых клубов:
• Организация работы объединений, кружков и секций по различным направлениям деятельности;
• Организация и проведение культурно-массовых мероприятий, соревнований, выставок, концертов, ролевых игр и др.;
• Создание условий для развития творческого потенциала детей, подростков и молодежи;
• Оказание методической помощи коллективам образовательных учреждений, детским и молодежным общественным организациям и объединениями в реализации дополнительных образовательных программ, организации досуга по месту жительства;
• Осуществление индивидуальной и групповой работы по профилактике негативных явлений среди детей, подростков и молодёжи.
В клубах работает около 280-ти педагогов дополнительного образования по следующим направлениям деятельности:
Художественно – эстетическое;
• Физкультурно – спортивное;
• Туристско – краеведческое;
• Военно – патриотическое;
• Социально – педагогическое;
• Интеллектуально – познавательное.

Общее количество объединений – 650. В них занимается около 7500 детей, подростков и молодёжь в возрасте от 6-ти до 30-ти лет.
Режим работы каждого клуба составлен таким образом, что позволяет организовать досуг занимающихся в них в утреннее, дневное и вечернее время, а также в выходные дни.
Педагоги, работающие в клубах, организуют целенаправленный, систематический процесс совместной, многопрофильной культурно-досуговой деятельности, которая направлена на формирование и развитие личностных качеств детей, подростков и молодежи, необходимых для позитивной жизнедеятельности и на объединение воспитательных усилий клубного коллектива, семьи и школы по решению проблем социализации подростков; культурной адаптации и социальной реабилитации, нормализации ее социально-культурного становления, подготовки к самостоятельной активной жизни, обеспечению условий для личностного роста, развивающего досуга и образования, для решения конкретных проблем подростков, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях.
Анализ деятельности центра показал, что ежегодно повышаются требования заказчика на предоставление более качественных услуг; формируются новые направления деятельности с учетом запросов детей, расширением их кругозора и мировоззрения.
В последние годы резко увеличилось число детей и подростков, желающих посещать детско-подростковые клубы по месту жительства. Связанно это с экономической ситуацией: родители вынуждены много находиться на работе, зарабатывая деньги и у них не остается свободного времени для того, чтобы возить своих детей в отдаленные учреждения. Так же появились семьи, которые не могут оплачивать платные занятия. Структурные подразделения, детско-подростковые клубы центра «Содружество» расположены практически во всех микрорайонах города Калуга в непосредственной близости от проживания детей, подростков и молодёжи, что позволят им посещать занятия самостоятельно. Немало важно отметить, что все объединения, кружки и секции работают бесплатно. Каждый желающий ребенок из семьи любого достатка может найти себе занятие по интересам и развивать свои творческие и физические способности.
Важнейшим условием успешного развития системы дополнительного образования является: обеспечение высокого уровня кадрового потенциала, творческое содружество детей и взрослых. Высокий профессиональный уровень педагогов центра «Содружество», накопленный опыт разработки и использования современных образовательных технологий по развитию способностей обучающихся дает свои результаты. Многие воспитанники объединений детско-подростковых клубов являются Победителями Международных, Всероссийских, Областных и Региональных конкурсов, турниров, соревнований и т.д. по разным направлениям творчества и спорта. По статистике, около 10% детей объединений центра, став взрослыми продолжают дело своих педагогов-наставников: - приходят в любимые клубы в качестве молодых специалистов. Путь профессионального развития педагога – это постепенный, сложный переход от самоучки, до истинного мастера, субъекта профессиональной деятельности, автора собственной методической системы.
Педагоги детско-подростковых клубов имеют возможность развивать на занятиях все психические функции ребенка. Но для того чтобы процесс был эффективным, целенаправленным, нужно уметь определять приоритеты и соотносить образовательный процесс с выбранными целями. Методика и технология обучения подбираются индивидуально для каждого ребенка.
В детско-подростковых клубах центра «Содружество» с помощью мониторинга идёт раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей, что составляет одну их главных задач совершенствования системы образования. Необходимым условием для поддержки таких детей является умение выявить, не проглядеть тех, в которых заложена одарённость. Такие дети, как правило, отличаются от многих других. Они любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью.
Администрация МБОУДО «Детско-подростковый центр «Содружество» объединяет всех обучающихся в детско-подростковых клубах, проводя конкурсы, фестивали, турниры, соревнования и другие мероприятия для стимулирования самых лучших в творчестве и спорте, активизации и популяризации работы в микрорайонах города Калуга.
Самые крупные проекты последних 3-х лет администрации МБОУДО «Детско-подростковый центр «Содружество»:
• Фестиваль вокальных и хореографических коллективов «Радуга чудес» (в 2-х возрастных группах: до 13-ти лет и от 14-ти до 30-ти лет) – около 300-т участников ежегодно;
• Конкурс первого выхода на сцену «Дебют», проводимый раз в два года - около 150-ти участников;
• Чемпионат по футболу среди непрофессиональных дворовых команд «Кожаный мяч» (в нескольких возрастных группах) – около 250-ти участников ежегодно;
• Фестиваль театральных коллективов детско-подростковых клубов «Зазеркалье» - около 400-т участников ежегодно;
• Конкурс художественного чтения в 3-х возрастных группах – около 100 участников ежегодно;
• Турнир по пулевой стрельбе «Мы за здоровый образ жизни!» - около 100 участников;
• Соревнования «Весёлые старты» в рамках Губернаторской недели здоровья (весной и осенью) – около 240-а участников ежегодно;
• Военно-спортивная игра «Снежный барс» - около 100 участников 2013г.;
• Военно-спортивная игра «Патриот» - около 100 участников 2014г.;
• Спортивно-игровая программа «Звёздный десант» - около 100 участников 2012г.;
• Конкурс патриотической песни «Служу Отечеству!» (февраль 2015г.) - около 150-ти участников;
• Конкурс военной песни «Эхо прошедшей войны» (апрель 2015г.) – около 150-ти участников;
• Гала-концерт конкурсов патриотической и военной песен «Мы – наследники Великой Победы» (май 2015г.) – около 150-ти участников;
• Профильные лагерные смены в ДОЛ «Звёздный» на осенних каникулах: «Космическое Содружество» (2012г.) и «Олимпийское Содружество» (2013г.) - около 400-т участников в каждой;
• Турнир по футболу в зале (2-е возрастные группы) – около 60-ти участников ежегодно;
• Выставка прикладного творчества «Рукотворное чудо» - около 100 участников 2013г.;
• Праздник «А у нас, во дворе…», в рамках «Дня Защиты детей» - около 300-т участников ежегодно (дети, подростки, молодёжь и педагоги);
• Чемпионат по настольному теннису (в 2-х возрастных группах) – около 60-ти участников ежегодно;
• Чемпионат по боулингу – около 100 участников 2012г.;
• Спортивно-командная игра на местности «Лазертаг» - около 100 участников 2014г.;
• Конкурс открыток к праздникам календаря (2015г.) – около 200-т участников;
• Мастер-классы педагогов детско-подростковых клубов по new декоративно-прикладным видам творчества (два раза в год) – около 20-ти участников;
• Конкурс Агитбригад (2012г.) – около 200-т участников;
• Конкурс педагогического мастерства (2012г.) – 9 педагогов;
• Туристический слёт «Клубная тусовка» (2012г.) – около 200-т человек.[/i]
В детско-подростковых клубах, согласно плана работы проводится много творческих и спортивных мероприятий помимо общецентровых мероприятий, планового учебного процесса каждого объединения, участия в Международных, Всероссийских, Региональных, Областных и городских конкурсах, фестивалях, выставках, турнирах, соревнованиях и т.д.
У детей, подростков и молодёжи, посещающих детско-подростковые клубы по месту жительства, наблюдается снижение уровня преступности, развиваются организаторские навыки и лидерские качества, улучшается здоровье, идет процесс физического самосовершенствования.
В центре накоплен большой педагогический опыт по организации работы с детьми, подростками и молодежью по месту жительства. На базах детско-подростковых клубов реализуются программы и проекты, объединяющие детей, подростков и молодёжь всего города Калуга.
Использованная литература:
1. Конституция Российской Федерации. Закон Российской Федерации "Об образовании" Постановление Правительства РФ N751 от 4.10.2000 “О Национальной доктрине образования”» (с поправками).
2. Березина В.А. «Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования». Учебно-методическое пособие - М.: АНО «Диалог культур», 2007

Рекомендуем посмотреть:

Пути повышения мотивации и эффективности обучения школьников в процессе коллективно-групповой деятел Напутствие молодому специалисту – хореографу План – конспект занятия «Аппликация как средство выражения», 2-3 класс О доме детского творчества станицы Ярославской…
Детский спортивный праздник для школьников 4-7 класса. Сценарий
Опубликовано: 3187 дней назад (7 июля 2015)
Просмотров: 1605
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!