Консультация для воспитателей по профилактике нарушения осанки в условиях ДОУ
Консультация для воспитателей ДОУ «Нарушение осанки у дошкольников, причины и профилактика в ДОУ».
Автор:Ваганова Евгения Владимировна инструктор по физической культуре МАДОУ № 21 «Искорка», г. Бердск Цель:Повышение компетентности педагогов в области профилактики нарушения осанки в условиях дошкольного образовательного учреждения. Описание материала:Данная консультация предназначена для воспитателей и инструкторов по физической культуре дошкольных образовательных учреждений. Также данная информация будет полезна для учителей начальной школы и родителей.
Слайд 2
Владимир Иванович Даль всегда приводил пословицу: “Без осанки – конь - корова”, но правильная осанка имеет не только эстетическое, но и физиологическое значение. Понятие осанки мы можем применять только к детям старшего дошкольного возраста. Причём, в данном возрасте осанка носит неустойчивый характер, легко изменяясь под действием как негативных, так и позитивных факторов. Но это не значит, что в младшем дошкольном возрасте про эту проблему нужно на время забыть. Слайд 3
Осанка - это привычное положение вертикально расположенного тела человека, обусловленное двигательным стереотипом, скелетным равновесием и мышечным балансом. Правильно будет сказать, что осанка является отражением состояния опорно-двигательного аппарата (далее по тексту ОДА), Слайд 4
интенсивное формирование которого происходит в течение всего дошкольного возраста. ОДА выполняет множество жизненно важных функций, без которых человек не смог бы существовать: опорная функция, защитная, двигательная, кроветворная, рессорная, обменная и.т.д. Чтобы понимать важность, предложенной мной темы, предлагаю подробнее рассмотреть каждую из функций ОДА. Основные функции скелета человека Слайд 5
Опорная функция Слайд 6
Защитная функция Слайд 7
Двигательная функция Слайд 8
Рессорная функция Слайд 9
Кроветворная функция Слайд 10
Антигравитационная функция Слайд 11
Обменная функция Слайд 12
Основные функции мышечного корсета Слайд 13
Основные функции суставов Слайд 14
Основные функции связок Слайд 15
Основное влияние на формирование ОДА оказывают следующие факторы: Слайд 16
двигательная активность, рациональное питание, гигиенические условия, пренебрежение которыми, как следствие, в дальнейшем становится причиной нарушения осанки. Поэтому, не смотря на то, что у детей до пяти лет не существует понятия осанки, профилактикой нарушения осанки необходимо заниматься во всех возрастных группах.
Для эффективного решения задачи по профилактике нарушения осанки в дошкольном учреждении воспитатели в процессе своей работы обязаны учитывать вышеперечисленные факторы.
ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ
Относится к основным факторам, определяющим состояние опорно-двигательного аппарата и должна составлять не менее 6 часов в день. Потребность ребёнка в двигательной активности реализуется в процессе: Утренней гимнастики. Слайд 17
На утренней гимнастике помимо основной задачи: пробуждения организма и положительного настроя детей на весь день, уделяется большое внимание формированию навыка правильной осанки, решаются задачи укрепления мышечного корсета, профилактики плоскостопия и.т.д.
Поэтому воспитатель должен сделать всё от себя зависящее, чтобы обеспечить 100% посещаемость утренней зарядки. А это, прежде всего, работа с родителями.
Образовательной деятельности по физической культуре.
В процессе образовательной деятельности по физической культуре, решение тех или иных задач, в конечном итоге способствует профилактике нарушения осанки. Например, в вводной части происходит профилактика плоскостопия, развитие координационных способностей и функции равновесия, укрепление мышечного корсета, укрепление сердечно-сосудистой системы и.т.д. Всё это положительно влияет на формирование ОДА. Поэтому роль воспитателя группы в образовательной деятельности по физической культуре имеет большое значение.
Воспитатель должен посещать занятия в спортивной форме, владеть техникой выполнения движений, используемых в работе с детьми. Если ребёнок неправильно выполняет упражнение, воспитатель должен потихоньку поправить его, а при необходимости объяснить и показать, как выполнять упражнение. При этом нужно учитывать возрастные особенности детей при предъявлении требований к качеству выполнения упражнений. Слайд 18
Существует такое понятие как «мышечная память», поэтому воспитатель должен уделять особое внимание тому, чтобы ребёнок во время выполнения упражнений держал голову прямо, чтобы это вошло в привычку, т.е. перешло в навык. Слайд 19
Цель физминутки – предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности. Достижение данной цели происходит посредством кратковременных физических упражнений. Следовательно, в процессе физминутки решаются задачи, способствующие профилактике нарушения осанки. Это и удовлетворение потребности в двигательной активности, и укрепление мышечного корсета, развитие координационных способностей, улучшение кровообращения, снятие мышечного утомления и.т.д.
(Ссылка на консультацию для воспитателей "Методика проведения физкультминуток в процессе образовательной деятельности в ДОУ" /blogs/evgenija-vladimirovna-vaganova/konsultacija-dlja-vospitatelei-21791.html
Гимнастики после сна.
Решая проблему перехода организма из состояния сна к состоянию бодрствования, мы также способствуем профилактике нарушения осанки. Во время гимнастики после сна используются упражнения, способствующие укреплению мышечного корсета. Это упражнения общеразвивающего вида из исходного положения лёжа на кровати, стоя на полу. Также используются упражнения для профилактики плоскостопия. Это, прежде всего, ходьба по массажной дорожке, ходьба на носках, пятках.
Массажные дорожки можно сделать самим, либо приобрести в спортивных магазинах, в медтехнике. Слайд 21-22
Двигательной активность во время прогулки Слайд 23
Детский врач академик Георгий Несторович Сперанский писал: "День, проведённый ребёнком без прогулки, потерян для его здоровья"
Ведь именно на прогулке, в большей степени, ребёнок реализует свою потребность в двигательной активности, что является одной из основных задач прогулки. Поэтому, переоценить значение прогулки невозможно. Также, во время прогулки, решаются такие задачи как: развитие физических качеств, вырабатывание двигательных умений и навыков, укрепление мышечного корсета, сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма и.т.д. Всё это происходит благодаря тому, что структура прогулки состоит, в том числе, из: наблюдения (малоподвижная деятельность), Слайд 24
трудовой деятельности, Слайд 25
подвижных игр, Слайд 26
индивидуальной работы и самостоятельной деятельности. Слайд 27
Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки способствуют профилактике нарушения осанки.
Образовательная деятельность по музыке
В процессе образовательной деятельности по музыке также реализовывается потребность ребёнка в двигательной активности, Слайд 28
посредством музыкальных подвижных игр, выполнения танцевальных движений, которые обязывают выглядеть грациозно, за чем строго должен следить как музыкальный руководитель, так и воспитатель группы. Всё это способствует формированию навыка правильной осанки.
РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ
Слайд 29
Рациональное питание имеет особое значение, особенно на развитие и рост кости.
В вопросе питания воспитатель должен прилагать весь свой педагогический и жизненный опыт. Если ребёнок не кушает каши, овощи, супы и.т.д., нужно постараться положительно воздействовать на ребёнка, используя различные педагогические приёмы. Это могут быть сравнения, легенды, объяснения, стихи и.т.д. Например, овсяная каша называется геркулесовой, потому-что её любил Геркулес (всем детям известный персонаж по мультфильму). Геркулес, когда вырос, стал самым сильным защитником слабых и, что не маловажно, – красивым.
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Гигиенические условия являются также очень важным фактором, влияющим на формирование опорно-двигательного аппарата. Кроме двигательной активности они включают в себя соответствие мебели росту ребёнка, рациональную обувь, сон на жёсткой постели.
Мебель
В каждой группе мебель, а именно столы и стулья маркируются в зависимости от роста детей. Делается это, в том числе, с целью профилактики нарушения осанки.
Дошкольник проводит сидя большое количество времени: рисует, играет в настольные игры, читает и.т.д. Слайд 30
Правильная посадка на стуле такова, спина касается спинки стула, подколенные чашечки не должны упираться в край сидения, ступни прочно стоят на полу. Голеностопные, коленные и тазобедренные суставы должны быть согнуты под прямыми углами, бёдра – лежать на сиденье, принимая на себя часть веса тела. Слайд 31
Ребёнок за столом должен сидеть прямо, с равномерной опорой на обе ноги и ягодицы. Столешница должна находиться на уровне солнечного сплетения. Расстояние между грудью и столом должно быть 1,5-2см, локти располагаться симметрично и опираться на стол. Во время образовательной деятельности, если используется рабочая тетрадь, она должна быть повёрнута на 30 градусов, чтобы ребёнку не приходилось поворачивать туловище при письме; наклонять голову надо как можно меньше. Слайд 32
Руки при чтении можно удерживать тремя способами:
• локти и предплечья равномерно положены на стол, кисти поддерживают книгу в наклонном положении;
• локти опираются на стол, предплечья подняты, кисти рук поддерживают подбородок;
• локти лежат на столе, предплечья сложены перед грудью. Слайд 33
Если ребёнок имеет привычку сидеть нога на ногу или, закинув ногу под ягодицы, то нужно объяснить, что это вредно для его здоровья. При этой позе ухудшается кровообращение, так как под коленями проходят крупные кровеносные сосуды и в таких позах они пережимаются. Также вырабатывается ассиметричная осанка. В большинстве случаев в дальнейшем именно с ассиметричной осанки начинается формирование сколиоза.
Поэтому, воспитатель должен следить, чтобы ребёнок сидел на стуле, соответствующем его росту, и в правильной позе, тоже относится и к столу.
Обувь
Формирование свода стопы происходит до 4,5-5 лет. Неподходящая обувь является причиной возникновения плоскостопия, которое является патологией опорно-двигательного аппарата. Слайд 34
Плоская стопа не может выполнять свои функции, которые дополнительной нагрузкой переходят на поясничный отдел позвоночника.
Поэтому правильный выбор обуви играет большую роль в профилактике нарушения осанки. Слайд 35
Обувь должна быть по размеру, устойчивой, плотной, охватывать стопу и обязательно иметь задник и каблук.
Сон Слайд 36
Спать лучше на полужесткой опоре, на упругом матрасе в хорошо проветренном помещении.
Поза во время сна не менее важна, чем положение тела днём. Позвоночник должен хорошо отдохнуть во время сна. Это возможно если позвоночник опирается во всех частях, когда нормальные физиологические изгибы позвоночника сохраняются во время сна на спине, и позвоночник не провисает во время сна на боку.
На животе или на боку свернувшись калачиком спать нежелательно.
В обычной позе у спящего человека, грудная клетка расправлена, воздух беспрепятственно попадает в лёгкие. Поза спящего человека на животе дает обратный эффект. Сплющенная грудная клетка не расправляется, а значит воздух, который находится в передавленных легких, не обновляется. Во время сна на животе человек поворачивает голову в сторону, из-за чего происходит перекрытие общей сонной артерии. Ухудшается кровообращение и практически прекращается питание головного мозга. Тоже относится и к позе, свернувшись калачиком.
Очень важный элемент постели – подушка. Слайд 37
Она должна быть упругой и не должна быть большой. В положении лежа на спине для большего расслабления шейного отдела позвоночника следует уголки подушки поместить над плечами с обеих сторон. Во время сна на боку положите подушку так, чтобы ее нижний край заполнял пространство между подбородком и плечом. Слайд 38
Подушку во время сна нельзя ставить. Она должна лежать на кровати. Во время сна на приподнятой или очень высокой подушке происходит передавливание позвоночных артерий и, как следствие, уменьшается кровоток к головному мозгу. Также происходит перенапряжение мышц шеи.
Итак, своевременному развитию опорно-двигательного аппарата и как следствие профилактике нарушения осанки у детей дошкольного возраста в условиях образовательного учреждения способствуют: достаточная, правильно организованная двигательная активность, правильная организация и соблюдение гигиенических условий и питания, и постоянный контроль за осанкой.
Не нужно строго делать ребёнку замечания: «Встань прямо!», «Что у тебя со спиной?» и.т.д. Нужно ребёнку прививать привычку держать спину прямо, объясняя ему, что он так красивее выглядит, что ему так будет удобней и.т.д. Тогда у ребёнка держать спину прямо перейдёт в привычку и останется на всю жизнь. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Презентация на тему: "Нарушения осанки у дошкольников, причины и профилактика в ДОУ"
Здравствуйте Евгения Владимировна! Спасибо за материал очень интересный всё подробно и иллюстрировано.Сейчас когда это наиболее актуально в век технологий когда у детей малоподвижный образ жизни и за компьютером у них нарушается осанка.Спасибо давно искала такой материал.Голос!
Татьяна Геннадьевна, спасибо за ваш положительный отзыв. Рада, что публикация оказалась полезной. Я подала заявку на размещение презентации, надеюсь в течение 2-3 дней опубликуют. Так что можно будет скачать демонстрационный материал.
Думаю, эту презентацию можно демонстрировать не только для воспитателей ДОУ, но и в младших классах школ, причем и коррекционных. Все очень доступно изложено, красочно. Презентацию себе скачала. Спасибо огромное. Отдаю свой голос.
Здравствуйте, Любовь Алексеевна! Спасибо за вас положительный отзыв и понимание поставленной проблемы. Буду очень рада, если моя публикация окажется действительно полезной.
Здравствуйте Евгения Владимировна! Спасибо за интересный материал. Очень наглядная, красочная презентация, пригодится для педагогов и родителей. Все изложено в доступной форме.
Евгения Владимировна, здравствуйте! Здесь никакая не консультация, а целая лекция с тематической презентацией. Отличный материал для родительского собрания, методобъединения и даже педсовета. Спасибо, примите голос!
Евгения Владимировна, добрый вечер! Спасибо большое за актуальный и очень интересный материал по профилактике нарушения осанки, который дополняет прекрасная публикация. Консультация очень доступно и грамотно знакомит со всеми функциями скелета человека, даёт ценные рекомендации по сохранению красивой осанки. Примите мой голос. Удачи Вам!
Евгения Владимировна, очень полезный материал по профилактике нарушения осанки Вы подготовили! Нужный, актуальный, востребованный! Я обязательно рекомендую его своим коллегам и родителям воспитанников! Благодарю за приглашение, спасибо за работу! Примите голос!
Добрый день, Евгения Владимировна! Материал обширный и носит познавательную ценность, многое возьму себе на заметку, очень актуальная тема, особенно когда дети ведут малоподвижный образ жизни, с удовольствием голосую!
С интересом посмотрела ваш материал. Очень много полезной и важной информации вы предоставили. Масса иллюстраций по теме помогает восприятию содержания. Ваша работа поможет и родителям, и воспитателям продумать и провести подвижные игры, физические упражнения, направленные на поддержание правильной осанки. Примите голос.
Здравствуйте, Евгения Владимировна. Спасибо за приглашение. Очень интересный, полезный, нужный, актуальный материал Вы подготовили. Прекрасная презентация! Дальнейших творческих успехов! голос
С большим интересом побывала на консультации по сохранению красивой осанки.
Это большая проблема современного общества.
вы даете правильные рекомендации, приводите примеры упражнений.
Сама консультация оформлена методически грамотно, проведена ярко, интересно. Предложен большой объем полезной, важной информации.
Спасибо! Примите голос! Удачи в конкурсе!
с уважением!!!
Отличный материал. Столько важной и полезной информации. Всё включили, не забыли основные правила и в повседневной жизни, и в спорте. Мне очень понравилась Ваша публикация. Голос!
Здравствуйте, Евгения Владимировна. Какая объёмная, содержательная и прекрасно оформленная консультация. Ваша разработка заслуживает внимания педагогов и высокой оценки. Голосую с большим удовольствием!!!
Евгения Владимировна!
Консультация для воспитателей ДОУ «Нарушение осанки у дошкольников, причины и профилактика в ДОУ» актуальна не только для педагогов ДОУ, но и родителей, учителей. Она действительно поможет повысить компетентность педагогов в области профилактики нарушения осанки детей. Ведь зодача укрепления здоровья детей с помощью профилактических физических упражнений, интересных игр - одна из основных в любом учебном учреждении. Яркие фотографии помогают лучше разобраться в проблеме.
Обязательно возьму в закладки и использую в работе.
Удачи Вам!
Голос!
Зоя.
Здравствуйте, Евгения Владимировна! Присоединяюсь ко всему вышесказанному!! Это не консультация для педагогов, а тема круглого стола или педсовета!! Тема, затронутая вами, важна! Дети по многу часов сидят за комьютерными играми, детки перестали двигаться и играть! С этим надо что-то делать!? Как нельзя кстати ваш материал! Предложу нашему методисту внести тему "Нарушение осанки у дошкольников. Профилактика" в годовой план! Спасибо! Голос!
Валентина Николаевна, спасибо большое за понимание проблемы. Надеюсь, что проблеме нарушения осанки уделяют внимание во всех учебных заведениях, и не только инструкторы по физической культуре.Ведь это не только физические упражнения, а целый комплекс мер.
Евгения Владимировна, спасибо за приглашение. Интересную статью о профилактики нарушения осанки в условиях дошкольного образовательного учреждения Вы представили. Материала полезного много, он хорошо структурирован, сопровождается картинками – слайдами презентации.Удачи! Голосую +1!
Добрый вечер! Я познакомилась с Вашей консультацией. Очень полезная, нужная тема. Подобраны хорошие картинки. Спасибо за приглашение и представленный материал. Творческих успехов!
Евгения Владимировна, спасибо за приглашение.
Замечательная, полезная, актуальная в наше время разработка.
Вы даете много ценных рекомендаций для родителей.
Спасибо за презентацию, обязательно воспользуюсь для консультации с родителями.
Примите мой голос +1.
Желаю только удачи!!!
Евгения Владимировна,Вы большой талант в своей работе.Ваша работа заинтересовала меня,порой забываем сидя о своей осанке,тем более поможет и родителям, и воспитателям провести подвижные игры, физические упражнения, направленные на поддержание правильной осанки. Примите голос.