Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по формированию элементарных математических представлений с использованием ИКТ

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по формированию элементарных математических представлений с использованием ИКТ на тему "Маленькая королева учится считать"
Цель: создание условий для формирования элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группы.
Задачи:
- Познакомить с составом числа 10 из единиц.
- Уточнить представление о цифре 0.
- Продолжать учить находить предыдущее число к названному, последующее число к названному.
- Уточнить представление о весе предметов.
- Формировать представление о последовательности времен года и месяцев, учить обозначать их словами: сначала, потом, до, после, раньше, позже.
Предварительная работа:
• «Веселый счет», С.Маршак;
• «Путешествие в Цифроград: математическая сказка», Шорыгина Т. А;
• «Математические сказки. Пособие для детей 6–7 лет», Ерофеева Т.И.;
• «Математика для малышей в сказках, стихах и загадках. Для детей 3–6 лет», Дерягина Л. Б.;
• «Учимся считать. Веселое путешествие, или Как найти новых друзей и научиться считать до десяти», Горбушин О. Ю.;
• «Цифры, счет и карандашик Коля», Рик Т.
Дидактические игры:
«Отвечай, не зевай», «Что сначала, что потом», «Поиграем, посчитаем», «Чудесный мешочек», «Назови соседей числа», «Времена года».
Материал:
• Корзинка с заданием;
• Два конверта: синий и красный;
• Пригласительные билетики на мягком картоне (каждому ребенку);
• Две короны из блестящей бумаги;
• Большие цифры «0», «1».
• Книга. Сказка «Двенадцать месяцев», С.Маршак;
• Макет костра для братьев-месяцев.
Демонстрационный материал:
• Набор цифр от 0-9;
• Набор цветов разного цвета (10);
• Магнитная доска;
Раздаточный материал:
• Набор цветов разного цвета (по 10 штук на каждого ребенка);
• Числовые домики;
• Набор цифр от 0-9 (каждому ребенку).
• Разрезные картинки-пазлы «Времена года».
Презентация Power Point «Маленькая королева учится считать».
Ход НОД
Организационный момент.
Воспитатель организует совместную игровую деятельность в дидактические игры «Отвечай, не зевай», «Я начну, а ты продолжи» до начала НОД.
Воспитатель:
-Ребята, давайте поприветствуем друг друга.
Психологический настрой.
Дети:
Здравствуй, правая рука!
Здравствуй, левая рука!
Здравствуй, правая нога!
Здравствуй, левая нога!
Здравствуй, правый мой бочок!
Здравствуй, левый мой бочок!
Топни, правый каблучок,
Топни, левый каблучок!
Топни, хлопни не ленись
И друзьям поклонись!
Все:
-Здравствуйте!
Воспитатель:
-Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Пусть тепло от ваших рук
Согревает все вокруг!
А тепло от ваших глаз
Пусть поможет в трудный час!
(Приглашаю детей сесть за столы).

Основная часть
Воспитатель:
- Сегодня к нам пожаловала гостья, непростая. Вы сможете узнать ее, лишь отгадав загадку. (Читаю загадку):
Кто подснежников корзину
Пожелал под Новый год?
И глашатай королевский
Всем указ читать идет.
(Дети отвечают)
Воспитатель:
- Правильно, это маленькая королева.
Слайд. Портрет маленькой королевы.
Воспитатель:
-Из какой сказки эта гостья? ( Из сказки С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев») Что вы знаете о ней? (Маленькая королева велела принести во дворец к Новому год корзину с подснежниками) Правильно.
-Дети, рано утром от маленькой королевы по электронной почте пришло письмо. Она просит вашей помощи.
Вам хочется узнать, о чем просит вас маленькая королева? (Да)
Было это так: утром корзину с подснежниками принесла во дворец бедная девочка. Но как только девочка скрылась за дверью, вместо подснежников на дне корзины остались лежать исписанные цифрами листочки, а к ним задания . Но без вашей помощи маленькой королеве не разобраться в цифрах . Если вы поможете выполнить ей задания, то в новогоднюю ночь произойдет чудо: корзина вновь наполнится подснежниками. И тогда маленькая королева сможет сделать подарки , она подарит цветы всем жителям ее королевства.
-Дети, почему маленькая королева обратилась к вам за помощью? (Ей самостоятельно не справиться с заданием) А вы сможете ей помочь выполнить задания? (Да) Думаю, вместе мы справимся, а маленькой королеве нужно начать заниматься, слушать и запоминать. Кто преодолевает трудности, тот добивается успеха.
Слайд. Корзинка.
Воспитатель:
-Вот это та корзинка, что принесли утром во дворец. Давайте-ка посмотрим задания.
Ребята, сколько месяцев в году? (12) Правильно. 12. И каждый из них успел покомандовать в предновогоднюю ночь.
Воспитатель:
Посмотрите-ка, на лугах еще в полном разгаре стоит лето. Смотрите (на слайд).
Слайд. Бабочка летает над цветами.
Воспитатель:
-Видишь, бабочка летает.
Как вы думаете, что она делает? (Нектар собирает…) Тоже правильно, но она
На лугу цветы считает.
Давайте поможем ей не только сосчитать, но и собрать букет из цветов.

Дидактическая игра «Сосчитайте, сколько цветов выросло на лугу»
Цель. Учить составлять число 10, познакомить с составом числа из единиц.
Воспитатель:
- На тарелочках у вас лежат цветы. Какого они цвета? (Разного) Правильно. На лугу растут разноцветные цветы! Положите на верхнюю полоску цветы. Настя, размести, пожалуйста, цветы на доске. (Ребенок выходит, выполняет задание, другие дети выполняют за столами). Сосчитайте цветы. (Про себя). Сколько цветов насчитали вы? (Считают «про себя». 10) Давайте посчитаем цветы. Ставьте пальчик слева. Считаем слева направо. (Считают хором) Спасибо, Настя. (Садится за стол)
По сколько цветов каждого цвета? (по одному) Расскажите, по сколько цветов и какого цвета вы взяли, чтобы составить число 10? (Каждого цвета по одному) Сколько единичек уместиться в числе 10? (10)
Как вы думаете, а в эту корзину войдут 10 цветов? (Да, много, корзина большая).
А в этом мешочке сколько спряталось цветов? Проверим? (Показываю пустой мешочек)

Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
Воспитатель:
-Сейчас я подойду к каждому из вас, а вы достаньте из мешочка столько цветов, сколько поместится в вашей руке (Опускают руку в мешочек и ничего не достают)
Покажите, что у вас в руке? Раскройте ладошку? Что в ладошке? (Пусто) Почему? (Потому что мешочек пустой) Правильно, в мешочке нет ничего. А по-другому, как сказать? Ноль.
Если ноль - ладонь пуста. (Покажите пустую ладошку)
Сразу ясно всем:
Здесь чего-то нет совсем!
Есть такая цифра «0». Кто знает, как выглядит ноль? (Показываю цифру ноль) Ноль круглый. Нарисуйте пальчиком.(Рисуют в воздухе) Цифровой ряд начинается с «0».
(Подставляю в начало цифрового ряда ноль).
Найдите в ваших конвертиках «0», покажите. Постройте цифровой ряд от 0-9. (Выстраивают цифры в ряд от 0-9). Назовите цифры. (Называют все вместе, показывая слева направо каждую цифру от 0-9).
Что обозначает ноль? (Ничего, пустое место). Правильно, молодцы. Однако ноль, не всегда пустое место.
Послушайте сказку, как при помощи ноля образуется новое число.

Инсценировка.
Участвуют два ребенка: девочка и мальчик. У мальчика на голове корона , на груди - большая цифра «0». У девочки тоже на голове корона, на груди -цифра «1».
Мальчик-король читает слова наизусть:
Жил во дворце один Король.
Любил он очень цифру Ноль.
Ходил он с круглым животом,
И с круглой головой притом,
И две его кривых ноги
Вполне за Ноль могли сойти,
И вместо подписи Король
На письмах ставил круглый Ноль.
Девочка, дочь короля читает слова наизусть:
А дочь его, краса-девица,
Была стройна как единица.
И платье длинное до пят
Любимый был ее наряд.
Когда они шагали вместе,
Как единица с цифрой ноль,
То были, как число, как десять,
Принцесса-дочка и Король.
Воспитатель:
-Какое новое число образовалось? (10). Как оно образовалось? («1» и «0»). Давайте составим цифру десять. Какие цифры нужны? («1» и «0»). Покажите эти цифры. Теперь составьте число 10 на столе. Сколько у нас цветочков? (10) Покажите цифру 10.
- Чем отличается цифра «10» от других цифр? (состоит из двух цифр) Молодцы! Правильно запомнили!

Физкультминутка.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И обратно все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
(Выполняют движения вслед за воспитателем.)
Воспитатель достает из корзинки новое задание.
Слайд. Домики с цифрами и пустыми окошечками.

Воспитатель:
-Сегодня в программе «Вести» сказали, что в одном из городов королевства, которым правит наша гостья, произошло стихийное бедствие. Жестокий ураган, вызванный колдовством злой волшебницы Генгемы, сорвал с домов цифры и раскидал их по всему городу. И никто уже не может найти ни свой дом, ни дом своего соседа.
Вот так сейчас выглядит это королевство (показываю на слайд).

Дидактическая игра «Назови «соседей» числа».
Цель: Учить называть предыдущее и последующее число для каждого числа натурального ряда в пределах 9.
Материал: домики с цифрами и двумя пустыми окошечками.
Воспитатель:
-Ребята, хорошо, что в городе ураганом не со всех домов сорвало цифры. (Обращаю их внимание на слайд).
У вас на столах лежат домики. Посмотрите, какая цифра на номере ваших домиков? В соседних же домиках номеров нет. Давайте вспомним, какие соседи будут у ваших цифр.
-Сколько чисел-соседей у каждого числа?( У каждого числа по 2 числа- соседа)
- Как они называются? (Последующее и предыдущее. Последующее – это на 1 меньше, предыдущее – на 1 больше).
Найдите числа- соседи. Положите цифры в пустые клеточки.
После выполнения задания дети объясняют, какое число предыдущее и последующее к обозначенному числу и почему эти числа стали соседями. Правильно! Молодцы!
Теперь можно по цифрам на домиках найти свой дом и соседний. А как называются на домах цифры? (Это номер дома) Правильно. Каждому дому присвоен свой номер, чтобы его легко было найти и невозможно было бы заблудиться.
Слайд. Королевский замок. Бой часов.
Воспитатель:
-Вы слышите? Это что за звуки? (Это бой часов на стене дома) Правильно. В любом настоящем королевстве на стене королевском замке висят большие городские часы. Что они показывают? (Время) Скажите, что такое время? (Время – это минуты, часы, недели, месяцы, годы – оно проходит незаметно, но за определенное время можно сделать очень много, а можно и вообще ничего не сделать) Правильно, дети, время нужно ценить и стараться каждую минуту чему-нибудь научиться или кому-нибудь помочь. Скажите, что показывает движение времени на часах? (Стрелка) Давайте покажем маленькой королеве, как вслед за стрелкой движется время.

Физкультминутка
(Дети берутся за руки и идут по кругу).
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга.
(Идут вправо)
Повернемся мы с тобой
Против стрелки часовой
(Идут влево)
А часы идут, идут.
(Ходьба на месте)
Иногда вдруг отстают.
(Замедление темпа ходьбы)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят!
(Бег на месте)
Если их не заведут,
То они совсем встают.
(Дети останавливаются, потом садятся за столы).
Воспитатель:
-Как вы думаете, может время идти назад? (Нет, только вперед)
Слайд. «Времена года».

Макет «Времена года».
Воспитатель:
-Скажите, что здесь показывают стрелки? (как на смену одному времени года приходит другое). Правильно. Скажите, маленькая королева знает о чередовании времен года? (Нет) Почему? (она не приказала бы набрать в зимнем лесу подснежников) Верно.

Дидактическая игра «Времена года».
Цель: закрепить знания о времени года.
Материал: Конверты с картинками - пазлами, изображающими времена года (12).
Разложены на ковре конверты. Играющие выбирают любой конверт и собирают картинку за своим столом . Они превратились в 4 «времени года», в 12 месяцев.
Каждый ребенок рассказывает о своем времени года. Рассказывают, какое время года сначала, какое потом. Выстраиваются в ряд один за другим и каждый ребенок называет по порядку «свой» месяц.
-Андрей, покажи стрелочками на макете движение времен года! Правильно! Как движется время? (Время всегда движется только вперед!) Умница!

Воспитатель:
-Молодцы, ребята, теперь, я уверена, маленькая королева запомнила, что не бывать весне раньше зимы и подснежникам зимой сквозь снег никак не пробиться.

Физкультминутка.
Мы ладонь к глазам приставим
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И направо и еще
Через левое плечо!

Воспитатель «случайно» находит 2 конверта.
-Ребята, смотрите, там, где у костра сидели братья-месяцы, остались лежать какие-то листочки. (Берем в руки) Это почтовые конверты для писем: синий и красный. Смотрите, на конверте написано: ребятам подготовительной к школе группы №17. Это вам. Подержите в руках: мне показалось, что один из конвертов тяжелее. А вам? Какой?(Берут в руки). Действительно, синий конверт по весу тяжелее. Как вы думаете, почему конверты по весу разные, ведь они совсем одинаковы . (Очевидно, в синем конверте что-то есть). Как вы догадались, что в синем конверте что-то есть? (По весу)
-Как можно определить вес предмета? (Положить на весы)
-Почему мы не воспользовались весами и не взвесили на весах? (У нас нет весов)Значит, как можно еще определить вес предмета, не имея весов под рукой?( Взять предметы в руки). Пробуем еще раз уточнить вес конвертов. Интересно бы узнать, что внутри конверта. (Дети предлагают вскрыть конверт тот, что тяжелее, синий). (В конверте оказались билеты на новогоднее представление)!

Рефлексия.
Воспитатель:
-Ребята, да это же пригласительные билеты! Маленькая королева в знак благодарности приглашает вас на новогодний бал! Как вы думаете, за что она вас благодарит? ( Мы научили ее считать до 10, рассказали, какие у чисел соседи, она узнала, что цифра на доме – это его номер, адрес, узнала, что время нужно беречь, тратить его на важные дела, не попусту ). Правильно, дети, вы так старательно рассказывали ей все, что знаете и умеете сами, поделились своими знаниями. А мне даже показалось, что маленькая королева стала серьезнее, повзрослела. Думаю, что 12 месяцев это тоже заметили и в новогоднюю ночь обязательно наполнят ее корзинку подснежниками! А теперь давайте будем прощаться с нашей гостьей, пожелаем ей хорошо учиться!
Дети:
-До свидания, маленькая королева. Приходи к нам в гости!
Презентация на тему: Маленькая королева учится считать

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД для детей подготовительной группы. Как хорошо уметь считать Занятие по математике в подготовительной группе. Конспект Конспект итогового занятия по математике в подготовительной группе Конспект занятия по ФЭМП для детей подготовительной группы

Похожие статьи:

Конспект занятия по математике в подготовительной группе. Пятиугольник

Конспект занятия по математике в подготовительной группе. Повторение изученного в старшей группе

Конспект НОД по математике в подготовительной группе. Решение логических задач

Конспект НОД по математике в подготовительной группе на тему: Площадь

Конспект НОД по математике в подготовительной группе. Танграм

Консультация для воспитателей детского сада по ФЭМП. Счетные палочки для детей 5-7 лет | Конспект НОД по развитию речи в младшей группе «Ходит осень по дорожкам…»
Опубликовано: 1966 дней назад (10 ноября 2018)
Просмотров: 4903
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Ирина Николаевна Пинчук # 10 ноября 2018 в 17:03 +1
Емкий конспект, присутствует интеграция. мне понравилось. Спасибо
Светлана Владимировна Шишкунова # 13 ноября 2018 в 20:53 0
Добрый вечер Галина Александровна! Познакомилась с вашим конспектом, мне очень понравилось. Хорошо подобран материал, доступный и интересный для детей. Желаю вам дальнейших творческих успехов.
Галина Александровна Ланская # 15 ноября 2018 в 15:34 0
Спасибо, Светлана Владимировна!
Юлия Ефремова # 21 марта 2020 в 16:10 0
Галина, здравствуйте. Мы сейчас как раз изучаем число и цифру НОЛЬ. И вот увидела Ваш конспект, очень понравился. Особенно инсценировка про Короля и Принцессу. Обязательно использую. И еще игра для психологического настроя интересная "Здравствуй, правая рука...", почему-то я ее раньше не встречала.
Позвольте единственное замечание. Есть ЧИСЛО 10, но ЦИФРЫ 10 нет. Однозначные числа и цифры совпадают, а двузначные и выше уже только ЧИСЛА, состоящие их 2-х и более цифр. Ведь мы не скажем, цифра 11, цифра, 17, цифра 20, цифра 100 и т.д. Многие ошибочно полагают, что у дошкольников - это непринципиально, но это не правильно, пусть дети сразу усваивают правильную математическую терминологию.
Галина Александровна Ланская # 2 мая 2021 в 15:00 0
Здравствуйте, Юлия! Согласна с Вашим замечанием. Но дети в этом возрасте не поймут разницу между цифрой и числом.Хотя я за то, что информацию детям не нужно давать в искаженном виде. Я рада, что смогли взять из моего занятия что-то как дополнение.